Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение магнитных азимутов и измерение дирекционных углов




М.

Относительные высоты скатов вершин и глубины лощин удобно определять по числу промежутков между горизонталями на них. Подсчитав число промежутков между горизонталями на скате и умножив его на высоту сечения, получим относительную высоту ската. Например, на юго-западном скате высоты с отметкой 236,3 (рис. 16) имеются три промежутка между основными горизонталями и один между основной и дополнительной горизонталями. Высота сечения 10 м, поэтому относительная высота ската будет 3,5*10м.=35м.

Относительные высоты (глубины) обрывов, оврагов, насыпей, выемок определяются с помощью подписей, стоящих рядом с условными знаками.

Определение по карте направления понижения и крутизны скатов. Направление понижения скатов определяется на карте по указателям скатов на горизонталях, а также путём сравнения отметок высот точек и горизонталей: понижение ската будет всегда в сторону меньшей отметки; цифры отметок горизонталей своими основаниями направлены в сторону понижения ската.

Крутизна ската определяется по значению заложения: чем меньше значение заложения, тем скат круче. На топографических картах масштаба 1:25 000, 1:50 000 и 1:100 000 основная высота сечения рельефа подобрана таким образом, что заложения между основными горизонталями в 1 см. соответствует крутизна ската 1,2 градуса (округленно до 1 градуса).

Из этой зависимости между заложением, высотой сечения и крутизной ската можно вывести следующее правило:во сколько раз заложение меньше (больше) 1 см., во столько раз крутизна ската больше (меньше) 1 градуса. Отсюда следует, что заложению в 1 мм. соответствует крутизна ската 12 градусов (округленно 10 градусов), заложению в 2мм. - 6 градусов (округлено до 5 градусов), заложению в 5 мм.-2,4 градусов (округлено до 2 градусов) и т.д.

Более точно крутизна ската может быть определена при помощи специального графика, называемого шкалой заложений (рис. 17), которая располагается под южной стороной рамки карты. Вдоль горизонтального основания шкалы подписаны цифры, обозначающие крутизну скатов в градусах. На перпендикулярах к основанию отложены соответствующие им заложения. Шкала заложений дается для двух высот сечений: одна – для заложений между основными горизонталями, другая – для заложений между утолщенными горизонталями. Для определения крутизны скатов по шкале заложений следует измерить расстояние между двумя смежными сплошными горизонталями в нужном направлении и отложить его на шкале заложений так, как показано на рис.17. Отсчет внизу на шкале против отложенного отрезка укажет крутизну ската в градусах. В нашем примере крутизна ската между точками а и б равна 3,5 градусов. На крутых скатах, где горизонтали проходят близко одна от другой, крутизну удобнее определять по утолщенным горизонталям. Для этого измеряют отрезок между соседними утолщенными горизонталями, отложив его на правой части шкалы, как показано на рис.17, и определяют крутизну ската. В нашем примере крутизна ската между точками n и m равна 10 градусам.

Рис. 17. Определение крутизны скатов по шкале заложений

1.2.4. Изучение по карте условий наблюдения, маскировки и ведении огня.

Изучение условий наблюдения имеет цель определить степень просматриваемости участка (района) действий с наиболее выгодных точек местности, а при изучении условий маскировки - с наземных постов наблюдения и с воздуха.

Условия наблюдения и маскировки зависят от характера рельефа, наличия на нем растительного покрова и населенных пунктов. Чем рельеф пересеченное, чем больше на нем деревьев и кустарников, различного рода строений, тем менее благоприятны условия наблюдения и более благоприятны условия маскировки.

В результате изучения условий наблюдения и маскировки по карте можно установить:

• пункты, с которых открывается наилучший обзор местности;

• просматриваемость местности по отдельным направлениям или в заданном секторе (полосе);

•естественные маски, скрывающие подразделения и технику от наземного и воздушного наблюдения, и маскировочную емкость отдельных участков (местных предметов).

Характеристика таких объектов дается на карте с большой подробностью, что позволяет определять условия маскировки путем чтения карты. В отдельных случаях, если, например, потребуется определить площадь объекта (участка леса, сада), могут быть выполнены расчеты.

Если изучаемый район (участок) небольшой и на нем мало местных предметов, которые могут ограничивать видимость, условия наблюдения оцениваются по карте на глаз. В других случаях определение видимости отдельных объектов и границ участков местности, не просматриваемых с наземных наблюдательных пунктов, требует специальных расчетов и построений. По карте это делается путем определения взаимной видимости точек местности и полей невидимости.

Взаимная видимость точек местности определяется по карте при выборе наблюдательных пунктов, огневых позиций, скрытых подступов, а также в тех случаях, когда необходимо установить невидимые участки в секторе наблюдения или узнать, как просматривается местность в нашем расположении с вероятных наблюдательных пунктов противника.

Определение взаимной видимости точек по карте сводится к выявлению на направлениях наблюдения препятствий, которые могут закрыть объекты (цели) от взгляда наблюдателя. Например, внимательно рассматривая изображение рельефа на карте (рис.18), нетрудно установить без каких-либо измерений, что наиболее удобными местами для наблюдения за переднем краем обороны противника проходящим по западному берегу р. Синяя, будут западные скаты высот 215,3 и 236,4. Видимость в глубину обороны будет ограничена высотой 217,5, которая хорошо прикрывает от наблюдения и шоссейную дорогу. С наблюдательных пунктов противника, расположенных на восточных скатах высоты 217,5, хорошо просматриваются западные скаты высот 215,3 (236,4) и лощина р. Невы до поворота ее на север, где она закрыта высотой 215,3. Скрытыми от наблюдения противника будут северо-восточные и юго-восточные скаты высот 215,3 и 236,4. Высота 236,4 является командной высотой над местностью по западному берегу р. Синяя. Такова общая оценка условий видимости на данном участке местности.

 

Рис. 18. Определение взаимной видимости точек на глаз и построением треугольника.

Оценка видимости по карте основывается на некоторых общих правилах. Если между наблюдателем (НП) и целью (Ц) нет возвышенности, укрытий или местных предметов, имеющих отметки, превышающие высоту отметок НП и Ц, то видимость между этими точками есть. Например, на рис.18 между НП1 и Ц1, НП2 и Ц2 нет никаких укрытий, значит видимость между ними есть.

Если между наблюдателем и целью имеется укрытие, которое имеет большую отметку, чем отметки НП и Ц, то видимости между НП и Ц нет. Например, на рис.18 НП1 имеет отметку 215,3, Ц3 имеет отметку 190; на направлении наблюдения имеется укрытие - высота с отметкой 217,5. Из сравнения отметок видно, что отметка укрытия больше отметки НП и Ц3, значит, видимости между НП и Ц нет.

Если наличие видимости требуется определить более точно, пользуются способом построения треугольника или сокращенного профиля.

Построение треугольника. Пусть требуется определить взаимную видимость точек НП2 (высота 236,4) и Ц1 (пулемет), изображаемых на рис. 18. Для этого соединим точки HП2 и Ц1 прямой линией. Читая рельеф по карте, заметим, что видимость может быть закрыта безымянной высотой, выраженной горизонталью с отметкой 190 отметим ее буквой У. Затем определим по карте отметки точек НП2 (236,4) и Ц1 (150). Меньшую из отметок (150 м) примем за нуль, а у остальных точек подпишем их превышение над меньшей: у НП2 подпишем 86 м, а у точки укрытия У - 40 м. Из точек НП2 и У восстановим перпендикуляры к прямой, соединяющей все три точки, на этих перпендикулярах отложим подписанные превышения в произвольном, но одинаковом масштабе. В нашем примере установим, что 1 мм будет соответствовать 3 м. Тогда длина перпендикуляра у НП2 будет равна 29 мм (с округлением до десятых долей миллиметра), а у точки У - 13 мм. Конец перпендикуляра восстановленного из точки НП2, соединим прямой линией с точкой Ц1, эта линия будет лучом зрения. Если луч зрения, пройдет выше перпендикуляра, восстановленного из точки У, то видимость есть, а если луч зрения пересечет его, то видимости нет. В нашем примере луч пересек перпендикуляр (отрезок АВ), значит, цель не видна.

Построение сокращенного профиля. Профилем называют изображение разреза местности вертикальной плоскостью по заданному направлению. Направление на карте, вдоль которого строится профиль, называется профильной линией.

Профиль называется полным, если при его построении использованы все высотные данные по линии профиля (все горизонтали, полугоризонтали и отметки высот). Для определения видимости иногда достаточно построить не полный, а сокращенный профиль. Для его построения используют не все горизонтали, а только те, которые определяют границы подъемов и спусков, а также резкие перегибы скатов.

Пусть требуется определить по карте, видна ли цель (Ц), расположенная у моста, с высоты 211,3 (рис. 19). Соединив точки НП (КП) и Ц прямой линией, внимательно просмотрим по направлению этой линии рельеф местности. По карте видно, что препятствовать видимости может высота с отметкой горизонтали 200 и высота с отметкой горизонтали 170.

Затем, определим на профильной линии самую нижнюю горизонталь. В нашем примере это будет горизонталь у моста, имеющая отметку 120. Эту отметку подписываем на нижней линии разграфленной бумаги, а остальные линии - через установленный интервал, который обычно берется равным высоте сечении рельефа на карте.

Рис. 19. Определение взаимной видимости построением сокращенного профиля.

После этого прикладываем подготовленную заранее разграфленную бумагу верхним обрезом к профильной линии и у пересечения обреза с наиболее характерными горизонталями опускаем перпендикуляры до той линии, подпись которой соответствует отметке пересеченной горизонтали. Точки пересечения перпендикуляров с горизонтальными линиями соединим плавной кривой и, оттенив ее легкой штриховкой, получим профиль местности по направлению НП - Ц. Соединим точки НП и Ц прямой линией. Из рисунка видно, что эта прямая пересекает изображение профиля в нескольких местах, значит видимости между НП (высота 211,3) и целью у моста нет.

Условия ведения огня изучаются командирами подразделений в целях выбора более выгодных позиций для стрельбы. Эта работа выполняется, как правило, непосредственно на местности. Однако возможны случаи, когда места позиции предварительно выбираются по карте. Предварительное изучение условий ведения огня по карте сводится к выявлению наличия и определению характеристик естественных укрытий с предполагаемых или выбранных позиций, а также характера рельефа, и особенно форм скатов.

Ровный и вогнутый скаты просматриваются с вершины возвышенности до подошвы.

Выпуклый скат характерен наличием перегиба, который закрывает часть местности, создавая тем самым не просматриваемые участки при обзоре ската с вершины возвышенности.

Волнистым называют скат, который на своем протяжении переходит от ровного к выпуклому, затем к вогнутому, снова к ровному и т.д.

Огневые позиции и наблюдательные пункты выгодно располагать на обращенных к противнику ровных и вогнутых скатов возвышенностей. Но такие скаты хорошо просматриваются и в обратном направлении, т.е. от подошвы горы до топографического гребня, поэтому расположенные на них огневые позиции и наблюдательные пункты необходимо тщательно маскировать. На выпуклом скате в отличие от ровного и вогнутого огневые позиции и наблюдательные пункты целесообразно располагать в месте перегиба ската, т.е. там, где скат переходит от более пологого к более крутому. Это позволит просматривать и обстреливать весь скат до его подошвы и в тоже время облегчит маскировку, так как перегиб ската не проектируется на фоне неба. Такой перегиб ската, с которого открывается обзор всего ската от вершины до подошвы возвышенности и который не проектируется на фоне неба при наблюдении со стороны противника, называется боевым гребнем.

Рис. 20. Положение топографического и боевого гребней.

На рис.20 показаны разрез формы рельефа, положение на нем топографического и боевого гребней и изображение скатов горизонталями, по начертанию и взаимному расположению которых можно определить линию гребней на карте. Волнистый скат создает неблагоприятные условия для ведения огня, но вместе с тем позволяет осуществить скрытное передвижение от перегиба к перегибу, которые служат хорошим укрытием. В зависимости от расположения по отношению к противнику скаты разделяют на передние и обратные.

Передними называют скаты, обращенные в сторону противника, обратными - скаты, обращенные в противоположную от противника сторону.

 

Рис. 21. Взаимозависимость между магнитным азимутом, дирекционным углом и геодезическим азимутом

Взаимосвязь между магнитным азимутом, дирекционным углом и геодезическим (истинным) азимутом показана на рис.21.

Дирекционный угол α - угол между северным направлением вертикальной линии координатной (километровой) сетки карты и направлением на местный предмет (ориентир), отсчитанный по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.

Геодезический (истинный) азимут А - угол между северным направлением геодезического (истинного) меридиана (боковой стороной рамки карты или линии, параллельной ей) и направлением на предмет, отсчитанный по ходу часовой стрелки.

Геодезический азимут, как и дирекционный угол, может иметь значения от 0 до 360°.

Сближение меридианов γ - угол между северным направлением геодезического меридиана и вертикальной линией координатной сетки. Сближение меридианов отсчитывается от северного направления геодезического меридиана по ходу и против хода часовой стрелки до северного направления вертикальной линии сетки. Для точек, расположенных восточнее геодезического меридиана, значение сближения положительное, а для точек, расположенных западнее, - отрицательное. На топографических картах РФ значение сближения меридианов не превышает +3°.

Магнитное склонение δ - угол между северным направлением геодезического меридиана и направлением магнитного меридиана (магнитной стрелки). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется от геодезического меридиана на восток, магнитной склонение считается положительным, а на запад - отрицательным.

Поправка направления (ПН) - угол между направлением вертикальной линии координатной (километровой) сетки и магнитным меридианом. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридианов:

ПН=(±δ)-(±γ).

Данные о магнитном склонении, сближении меридианов и значение поправки направления помещаются под южной стороной рамки каждого листа топографической карты крупного масштаба. Переход от измеренных на карте дирекционных углов и геодезических азимутов к магнитным азимутам выполняется по формулам:

Ам =α+(±ПН);

Ам=А-{±δ}.

Измерение по карте дирекционных углов. Дирекционные углы направлений на местные предметы (ориентиры) измеряют по карте транспортиром, артиллерийским кругом.

Транспортиром дирекционный угол на карте измеряют в такой последовательности:

1) ориентир, на который измеряют дирекционный угол, соединяют прямой линией с точкой стояния так, чтобы эта прямая была больше радиуса транспортира и пересекла хотя бы одну вертикальную линию координатной сетки;

2) совмещают центр транспортира с точкой пересечения, как показано на рис.22, и отсчитывают по транспортиру значение дирекционного угла.


Рис. 22. Измерение дирекционных углов по карте транспортиром

В нашем примере дирекционный угол с точки А (отдельный камень) на точку В (отдельное дерево) равен 60°, а дирекционный угол с точки А на точку С (геодезический пункт) - 302°.

Определение магнитных азимутов. Магнитный азимут направления на местный предмет определяют по измеренному на карте дирекционному углу этого направления. При переводе дирекционного угла в магнитный азимут учитывается поправка направления для данного листа карты. В некоторых случаях магнитный азимут направления может быть определен по измеренному на карте геодезическому (истинному) азимуту этого направления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.