Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память и личность




Следы прошлых воздействий не хранятся в памяти человека как в картотеке или хранилище. Хранение следов памяти — это живой процесс их преобразования, актуализации, всплывания или стирания. Управляет этим процессом сам человек. Мы практически никогда не забываем то, что для нас важно и значимо, что соотносится с нашими мотивами, интересами и ценностями. Влияние мотивов на продуктивность мнемических процессов начинает прослеживаться почти одновременно с «первым рождением личности», т.е. в возрасте около трех лет.

З.М. Истомина показала, что у четырехлетних детей выявляется зависимость результатов запоминания и воспроизведения от мотивов деятельности. В условиях лабораторного эксперимента продуктивность запоминания слов была заметно ниже, чем в естественных для ребенка условиях игры. При организации игры «в магазин» ребенок берет на себя роль посланного за покупками. Цель вспомнить, что именно нужно купить, становится для него внутренне необходимым мотивом, побуждающим к сохранению в памяти названий покупок.

В учебной деятельности влияние мотивов на запоминание проявляется еще более отчетливо. Ученик, увлеченный физикой, лучше и прочнее запомнит определения физических понятий, а ученик, любящий литературу, — стихи любимого поэта. Плохо успевающий подросток, не проявляющий интереса к учению, может помнить очень многое в тех сферах, к которым у него есть интерес, например знать по имени и фамилии футболистов многих команд или рок-музыкантов.

У взрослых продуктивность запоминания во многом определяется профессиональной направленностью личности и профессиональными мотивами. Некоторые виды профессий предъявляют очень высокие требования к памяти. Соответственно достижение высокого уровня профессионализма предполагает сохранение и воспроизведение большого количества специальной информации.

Научные работники сохраняют в памяти профессиональные знания и умения, профессиональные шахматисты помнят огромное число шахматных партий, дебютов и позиций. Очень велика нагрузка на память у актеров.

В.А. Пономаренко приводит данные об особенностях памяти летчиков. В нормальных условиях полета им достаточно опоры на заученные, закрепленные в памяти действия. Но в аварийных ситуациях мотив обеспечения безопасности жизни людей и готовность действовать в нестандартной ситуации побуждает их к сознатель-

ным усилиям по извлечению из памяти нужной информации о неблагополучном состоянии самолета. Эта информация часто оказывается необходимой для принятия единственно верного решения. Профессиональная память становится залогом сохранения жизни многих людей. Интерес и увлеченность профессией играют большую роль в развитии профессиональной памяти, но для многих видов профессий требуются еще большой труд и бесконечное число повторений. Прежде всего это относится к профессиям и видам деятельности, включающим формирование двигательных навыков, таким как игра на музыкальных инструментах, хореография, спорт.

В процессах забывания важную роль играет фактор возраста. Многие события раннего детства (до трех лет) ребенок забывает. Это связано с тем, что он еще не выделяет себя как личность, у него не сформирован образ-Я, он не оценивает свои действия и не придает им смысла. Исследования последних лет доказали, что на самом деле эта информация не исчезает и может быть извлечена с помощью специальных методов, например в состоянии гипноза. Дошкольники проявляют сензитивность к запоминанию родного и иностранного языков. Чем раньше ребенок усваивает иностранный язык, тем менее вероятно, что он его забудет. В школьные годы устанавливается связь процессов запоминания и забывания с учебными мотивами и познавательными интересами учащихся. У пожилых людей забывание касается в основном недавних событий или намерений. Впервые эта особенность памяти была описана С.С. Корсаковым («корсаковский синдром»). Наряду с этим здесь проявляются изменения смысловых отношений и событий текущей жизни.

Большое влияние на процессы забывания оказывают эмоции. 3. Фрейд описал механизм подавления и активного забывания неприятных событий. Таких примеров действительно много, но есть и противоположные, когда у человека надолго сохраняются следы пережитых им отрицательных эмоций. Главным фактором, определяющим влияние эмоций на процессы сохранения и забывания, является не знак (положительный или отрицательный), а смысл происходящих событий для человека. Запоминается и длительно хранится в памяти все, что связано с направленностью личности, ее основными ценностями и установками. Мы можем сразу же забыть имя человека, с которым нас познакомили, если он нам безразличен. Если же человек нам дорог, этого никогда не произойдет.

Связь между особенностями личности и памяти не является односторонней. В свою очередь память также оказывает влияние на личность и ее развитие. Различные особенности памяти во многом определяют успешность обучения и овладения профессией, сказываются на эффективности конкретных видов деятельности чело-

века, на всем строе его жизни. Чем больше информации хранится в памяти человека, тем в большей степени она может оказаться ему полезной. Однако это зависит не только от количества информации, сохраняемой в памяти, но и от того, как человек к ней относится и как он ею распоряжается.

Тонкий знаток человеческой души А. Шопенгауэр писал: «Для того чтобы жить вполне осмысленно и из собственного опыта извлекать заключающиеся в нем поучения, необходимо припоминать и передумывать все сделанное, испытанное и пережитое, сравнивать свое прежнее мнение и суждение с настоящим». Но никакая, даже самая богатая память не может обеспечить человека рецептами на все случаи жизни. Опираясь только на память, ученый не сможет сформировать новые научные гипотезы и идеи, шахматист не сможет найти оптимальный ход в неожиданной позиции, учитель не сумеет принять правильное решение в сложной педагогической ситуации. В каждой новой ситуации человек ищет решение, основываясь не только на своем прошлом опыте, но и на анализе, осмыслении реальных ситуаций.

Память может оказывать на личность не только позитивное, но и негативное влияние. Это проявляется в том, что память стереотипизирует поведение человека и тем самым ограничивает его творческие возможности. Стереотипные представления о назначении различных предметов и присущих им свойствах, хранящиеся в памяти, могут препятствовать формированию нового взгляда на вещи, творческому восприятию действительности. Сохранение в памяти отрицательного опыта неудач, унижения личности может отрицательно сказываться на самоотношении человека, снижать его самооценку.

Взаимосвязь памяти и личности отчетливо проявляется также при различных формах амнезии — снижении или утраты способности запоминать, сохранять, узнавать и воспроизводить информацию. В зависимости от формы и степени тяжести это может проявляться как в отдельных функциональных нарушениях памяти, так и в полном лишении человека работоспособности и потери своего «Я».

Особенности памяти учителя оказывают влияние на его личность и профессиональную деятельность. Учитель владеет большой суммой знаний в своей предметной области, но этого может оказаться недостаточно для эффективной педагогической деятельности, если его память не будет хранить большую и разнообразную информацию о детях: их жизни, учебе, способностях, характере, взаимоотношениях с другими, личностных проблемах. Дневники, заметки на полях, фотографии и другие формы фиксации материала, постоянные размышления о каждом ребенке помогут учителю в нужную минуту актуализировать свое знание об особенностях его

личности, найти верное решение или адекватное педагогическое воздействие.

(?) Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика образов памяти по сравнению с образами восприятия?

2. Какие основные процессы памяти вам известны? Как можно их охарактеризовать?

3. Какие основные классификации видов памяти вы знаете? Какие критерии лежат в их основе?

4. В чем состоит различие между внешними и внутренними средствами запоминания?

5. Можно ли говорить, что у ученика плохая память, если он испытывает трудности при запоминании учебного материала?

6. Какие рекомендации для успешного запоминания текста выступления вы можете предложить?

 

(!) Тестовые задания

1. Связь между различными объектами действительности и ее отражение в сознании называется...

A. Запоминанием.

Б. Повторением.

B. Ассоциацией.

Г. Представлением.

 

2. Явление, выражающееся в улучшении воспроизведения сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально заученным, это...

A. Сохранение.

Б. Реминисценция.

B. Консолидация.

Г. Временная связь.

 

3. Закономерность, согласно которой человек дольше помнит о незаконченной работе, была установлена...

A. А.А. Смирновым.

Б. Г. Эббингаузом.

B. Б.В. Зейгарник.

Г. А. Миллером.

 

4. Запоминание, которое осуществляется без специальной цели запомнить, называется...

A. Непосредственным.

Б. Кратковременным.

B. Оперативным.

Г. Непроизвольным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.