Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная система. Бюджетный профицит и дефицит. Государственный долг




 

Финансовая система накладывает свой онтологический отпечаток на бюджетную систему макроэкономики. Поэтому бюджетные системы экономически развитых стран мира, как правило, являются трехуровневыми. Обычно первым уровнем являются общегосударственный (федеральный) бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; вторым являются бюджеты субъектов федерации и региональных государственных внебюджетных фондов; третьим – местные бюджеты. Большинство бюджетных систем в мире базируются на сходных принципах бюджетной децентрализации (дифференциации). Сюда относятся следующие принципы:

1) принцип единства общегосударственной бюджетной системы и ее многоуровневости;

2) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

3) принцип самостоятельности, сбалансированности и общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов разных уровней.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов денежных средств государства. Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Он выполняет следующие функции:

1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3) контрольная функция.

В России, федеративном государстве, бюджетная система функционирует в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и включает (на 1 января 2005 года):

1) Республиканский (федеральный) бюджет;

2) бюджеты 21 субъекта федерации (бюджеты республик в составе Российской Федерации);

3) бюджеты 55 краев и областей Российской Федерации;

4) бюджеты 10 автономных округов;

5) бюджет Еврейской автономной области;

6) бюджет г. Москвы и г. Санкт-Петербурга;

7) около 29130 местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

По мере развития общественного производства величина государственного бюджета растет. О динамике доходной и расходной частей государственного бюджета России можно судить на основе данных таблицы 18.1.

Государственный бюджет формируется как за счет необходимого, так и за счет прибавочного продукта. Проанализируем структуру доходов и расходов государственного бюджета.

 

Таблица 18.1. Государственный (федеральный) бюджет России, млрд. руб. (до 1998 г. трлн. руб.)

Показатели 1990 г. 1998 г. 1999 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Доходы госбюджета   471,8   367,5   615,5   1594,0   2204,7   2586,2   3426,3
Расходы госбюджета   513,2   499,9   666,9   1321,9   2054,2   2358,6   2695,6
Профицит (+), дефицит (–)   – 41,4   – 132,4   – 51,4   272,1   150,5   227,6   730,7

 

Доходы государственного бюджета по социально-экономическому содержанию подразделяются на две группы: а) доходы от юридических лиц (фирм, предприятий, организаций, объединений), б) поступления от населения. Доходная часть федерального бюджета состоит из четырех основных групп доходов:

1) налог на прибыль организаций, налог на игорный бизнес, налог на добавленную стоимость (81%);

2) неналоговые: доходы от деятельности государственных организаций, доходы от продажи земли и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные санкции и возможные ущербы, доходы от внешнеэкономической деятельности – проценты по государственным кредитам, таможенные сборы (5%);

3) доходы целевых бюджетных фондов: средства фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии (1%);

4) единый социальный налог (взнос), зачисленный в федеральный бюджет (13%).

Расходы федерального бюджета распределились по удельному весу в следующем порядке: на обеспечение социальной политики – 22,1 %; на обслуживание государственного и муниципального долга – 14,6%, из которых 11,7% затраты на обслуживание государственного внешнего долга; расходы на национальную оборону – 14,6%; расходы, перечисленные в Пенсионный фонд в счет поступлений от единого социального налога – 14,4%; финансовая помощь бюджетам других уровней – 13,6%; расходы на правоохранительную деятельность и безопасность государства – 8,9%.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы РФ. Согласно бюджетному кодексу РФ, бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней осуществляется:

– путем передачи части закрепленных налоговым законодательством за бюджетами каждого уровня налогов с одного уровня бюджетной системы на другой;

– путем оказания финансовой помощи из одного уровня бюджетной системы другому через предоставление дотаций, субвенций, средств из фонда финансовой поддержки (трансфертов);

– посредством взаимных расчетов;

– предоставлением средств на возвратной основе.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Согласно Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

– формирование денежных фондов, обеспечивающих финансовую деятельность местных органов власти;

– распределение и использование этих фондов между отраслями местного хозяйства и населения;

– финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.

Местные бюджеты распоряжаются переданными в их ведение предприятиями и получают от них доходы. Местные бюджеты укрепляют экономическую самостоятельность местных органов власти, активизирует их хозяйственную деятельность, позволяют им развить инфраструктуру на подведомственных территориях, расширять экономический потенциал региона.

Таким образом, местный бюджет – это совокупность экономических отношений, способствующих территориальному перераспределению ВВП и национального дохода и обеспечивающих создание финансовой базы местных органов власти. Местные бюджеты не являются составной частью государственного бюджета, они входят, наряду с государственным бюджетом, в консолидированный бюджет общества.

Охарактеризуем доходы и расходы местных бюджетов. Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепленных и регулирующих источников доходов (их структура с изменением налоговой политики постоянно меняется).

Закрепленные (собственные) доходы местного бюджета представляют такие источники, которые прямо передаются в местный бюджет, минуя вышестоящий бюджет. Сюда относятся:

– платежи из прибыли предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти;

– подоходный налог с кооперативов и частных предприятий;

– поступления от сдачи в аренду имущества местных органов власти;

– местные налоги и сборы;

– государственная пошлина;

– плата за трудовые ресурсы;

– подоходный налог с лиц, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.

Государство регулирует местные бюджеты, предоставляя местным органам власти финансовые ресурсы, необходимые для выполнения их функций. В состав регулирующих доходов входят следующие источники:

– процентное отчисление от государственных доходов в местный бюджет;

– предоставление дотаций и субвенций (дотации выделяются на любые цели, субвенции или субсидии — это государственные пособия местным органам власти на определенные цели);

– перечисление средств на покрытие затрат в процессе исполнения бюджета (трансферты).

Расходы из местных бюджетов связаны с осуществлением планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Расходы осуществляются: на увеличение числа поселений, на развитие жилищно-коммунального хозяйства, на улучшение благоустройства населенных мест, на расширение сети социально-культурных учреждений.

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом, а превышение доходов бюджета над его расходами – бюджетным профицитом.

В теоретической экономике различают:

1) структурный бюджетный дефицит. Он представляет разность между доходами федерального бюджета и его расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне безработицы (ее базовый уровень определен в 6%). Но уровень безработицы может стать выше базового уровня и реальный бюджетный дефицит превысит его структурный уровень, что наблюдается в фазе кризиса;

2) циклический бюджетный дефицит. Он представляет разность между реальным бюджетным дефицитом и его структурным уровнем. Циклический бюджетный дефицит частично нарастает за счет увеличения выплат пособий по безработице, за счет сокращения налоговых поступлений во время кризиса.

Бесспорно, бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантировано ведет к инфляции, с помощью неэмиссионных средств – к росту государственного долга. Тем не менее, дефицит бюджета нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как чрезвычайно различной может быть природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обязательств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов – когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление.

Наконец, наиболее опасной и тревожной формой бюджетного дефицита является отражением им кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 – 3% ВВП.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит – это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образуют государственный долг.

Государственный долг представляет собой сложившуюся к данной дате сумму дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, государственным долгом считаются долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ).

Понятие государственного долга имеет отношение к дефициту только федерального бюджета, которым распоряжается правительство. К местным бюджетам он отношения не имеет, сальдо которых может быть положительным, а федеральный бюджет в это время может иметь дефицит.

В зависимости от рынка размещения валюты, в которой выпущены и размещены займы, государственный долг может быть внутренним и внешним. В зависимости от срока погашения он может быть капитальным и текущим.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.

Внешний государственный долг Российской Федерации (перед нерезидентами) имеет следующую динамику (табл. 18.2).

Как видим, внешний долг России складывается из различных частей: из займов у иностранных государств, из отрицательного сальдо от оборота внешней торговли.

 

Таблица 18.2. Внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) (млрд. долларов США)

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Краткосрочные и долгосрочные обязательства   161,4   150,8   152,0   184,2
Новый российский долг 60,0 51,0 39,8 38,6
Долг бывшего СССР 66,3 61,2 55,7 58,1
Банки (без участия в капитале) 9,3 13,6 14,2 24,9
Нефинансовые организации (без участия в капитале)   21,8   24,0   33,8   53,6

 

Динамика государственного внутреннего долга России представлена в таблице 18.3.

 

Таблица 18.3. Объем государственного внутреннего долга по государственным краткосрочным облигациям (ГКО) и облигациям федерального займа (ОФЗ)

Годы Млрд. руб. (до 1998 г. – трлн. руб.) Годы Млрд. руб.
  0,2   270,4
  10,6   185,1
  17,6   160,2
  237,1   217,0
  384,9   314,7
  385,8   557,6

 

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный заем – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Погашение государственного долга и процентов по нему осуществляется путем выпуска государственных ценных бумаг за счет средств федерального бюджета. Основная часть бюджетных ресурсов формируется преимущественно за счет прямых и косвенных налогов с населения. Поэтому, в конечном счете, на плечи налогоплательщиков перекладывается и тяжесть государственного долга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.