Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Константина Дмитриевича Ушинского 2 страница




К. Д. Ушинский является выразителем прогрессивных тенденций своего времени. Он развил учение о важнейшей роли родного языка в умственном и нравственном развитии детей, о народной школе, создал оригинальную теорию дошкольного воспитания детей. Лучшим выражением народности Ушинский признавал родной язык, поэтому в воспитании и обучении, основанных на принципе народности, родной язык должен занять главное место. В статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа, лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой Родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа приходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследии потомков. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, словом, весь след своей духовной жизни надо бережно сохранять в родном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое целое» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч., М., 1945, С. 205 - 206).

К. Д. Ушинский понимал родной язык не как нечто застывшее, но как исторически развивающееся. Он берет язык в его развитии, в его связи с историей и природой родной страны и с психологическими особенностями данного народа. В начале своей деятельности он считал речь «даром», в конце усиленно подчеркивал, что речь человека, язык народа - это продукт исторического развития. Преподавание родного языка при первоначальном обучении К. Д. Ушинский тесно связывает с сообщением элементарных сведений по истории Родины, географии и природоведению, причем эти сведения даются на уроках родного языка путем объяснительного чтения, методику которого он хорошо разработал. В статье «О первоначальном преподавании русского языка» Ушинский дал весьма ценные методические наставления. Он указал три задачи этого преподавания: 1) развить речь ребенка, расширить словарный запас и научить правильному построению фраз; 2) ввести детей «в обладание сокровищами русского языка», под этим понимается ознакомление их с народной поэзией, сказками, былинами, песнями, загадками, пословицами и с понятными им произведениями лучших русских писателей; 3) изучить законы языка – его грамматику. Ушинский дает подробные методические указания, как достигается каждая из этих задач, уделяет большое место письменным и устным упражнениям учащихся по русскому языку. Ушинский был основоположником в России звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, который заменил распространенный до Ушинского устарелый буквослагательный метод.

Среди наук, изучающих человека, К. Д. Ушинский выделял физиологию и особо психологию, которые дают педагогу систематические знания об отправлениях человеческого организма и психических проявлениях, обогащают его психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для практики воспитательной работы с детьми. Учитель-воспитатель должен быть вооружен психологическими знаниями, уметь творчески использовать установленные психологией законы и вытекающие из них правила в разнообразных конкретных условиях своей воспитательной деятельности.

В своем труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее требование, которое должен выполнять каждый педагог, - строить воспитательно-образовательную работу на учете возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. В полном соответствии с учением русских физиологов. Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно «далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». Историческая заслуга К. Д. Ушинского заключается в том, что он на уровне научных достижений того времени изложил психологические основы дидактики – теории обучения. Ушинский дал ценнейшие указания, как надо развивать в процессе обучения путем упражнений активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение нужно не для того, чтобы «возобновить забытое, но для того, чтобы предупредить возможное забывание». Всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на повторение пройденного. К. Д. Ушинский психологически обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

В педагогической системе К. Д. Ушинского большое место отведено воспитанию личности, главным образом воспитанию нравственно совершенного человека - человека-патриота. К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Поэтому воспитание он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Эти вопросы поставлены и разрешены Ушинским в свете его учения о народности. Признавая, что нравственное чувство - благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, которое требует большого ухода и присмотра, чтобы вырастить и окрепнуть, Ушинский пишет: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями». Отсюда понятно, чем вызвано требование Ушинского подчинить все воспитание и обучение учащихся воспитательным задачам народа: «К чему же и воспитание, если оно не будет действовать на нравственное и умственное развитие человека? К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину». «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек», - учит К. Д- Ушинский. Изучение педагогического учения Ушинского, а также его «Родного слова» и «Детского мира» дает полное основание заключить, что под воспитанием личности он понимал формирование в учащихся таких качеств, как любовь к Родине, гуманность, правдивость, правильно понятое чувство самолюбия, трудолюбие, чувство ответственности дисциплинированность, твердая воля и твердый характер, эстетическое отношение к жизни. Все эти качества Ушинский рассматривал не как изолированные друг от друга и самостоятельно развивающиеся объекты воспитания, а как такие стороны единого процесса воспитания личности, которые в этом процессе так же, как и в действительности, переплетаются между собой и обусловливают как друг друга, так и, следовательно, формирование личности в целом.

Самым высоким, пламенным, сильным чувством в человеке, «общественным цементом..., связывающим людей в честное, дружное общество», Ушинский считал патриотическое чувство, которое, «при общей гибели всего святого и благородного в человеке гибнет последнее». Патриот, по мнению Ушинского, это человек, подчиняющий все свои личные интересы интересам отечества и народа, человек, все свои силы и знания отдающий на благо Родины. В патриотизме Ушинский видит ту великую силу, которая способна отстаивать честь, самостоятельность и независимость Родины, обеспечивать ее продвижение вперед и в экономическом, и в общественно-политическом, и в культурном отношениях. Но «благороднейшие стремления человеческого сердца - подвиги великодушия, патриотизма, любви к человечеству» не создаются сами по себе, а требуют воспитания - «оно должно быть развиваемо общественными учебными заведениями...». Основой и источником воспитания патриотических чувств Ушинский считал историю народа, его жизнь и быт в настоящем. Разоблачая представителей привилегированного высшего сословия, их ложный, показной патриотизм, он указывал на то, что именно трудовой народ является подлинным защитником Родины, всех ее благ и достижений, носителем самого высокого человеческого качества - гуманизма. Но Ушинскому чужд не только космополитизм - он враг всякого проявления шовинизма. Через патриотизм - общечеловеческий гуманизм - только этим путем можно воспитать совершенного человека. В основу такого воспитания должна быть положена свобода, равенство между народами. Одной из главных задач воспитания Ушинский считал воспитание гуманизма, т. е. развитие в человеке таких высоких нравственных качеств, как уважение к личности, честность, справедливость, искренность и др.

Труд - великое счастье на земле, благодаря труду человек становится человеком. Материальные плоды труда можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы его нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить, учит Ушинский. Труд - основа и фактор воспитания и самовоспитания. Поэтому воспитание должно возбудить и развить в учащихся неутомимую жажду труда, привычку и любовь к нему. Таковы исходные положения Ушинского, которые особенно четко развиты им в его замечательной работе «Труд в его психологическом и воспитательном значении». Выступая в защиту прав детей и принципа сознательности, Ушинский писал: «В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале - на страхе к учителю, раздававшему награды и наказания. Этот страх принуждает детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, классной скуке и лицемерию».

«Характеры, пересозданные к лучшему воспитанием и жизнью, имеют за собой великое достоинство открытия нового источника добра», - говорил Ушинский и требовал, чтобы все достоинства человека (любовь к Родине, гуманность, правдивость, скромность и др.) представляли единое свойство человеческой личности, чтобы «слово не расходилось с делом». «Самое убеждение тогда только делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело», - говорил Ушинский. А в воспитании такой цельной личности решающее значение он придавал воспитанию твердой воли. Самым лучшим средством, лучшей мерой в системе методики нравственного воспитания Ушинский считал личный пример учителя. «Дитя воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности, и никакими формами, никакой дисциплиной, никакими уставами и расписаниями времени занятий невозможно искусственно заменить влияние человеческой личности... Личный пример учителя - это плодотворный луч солнца для молодой души, который ничем заменить невозможно», - учит Ушинский. Одним из основных средств педагогического воздействия Ушинский считал убеждение, основанное на сознательности. Указывая на то, что «невозможно развивать душу дитяти, не внося в нее никаких убеждений, он требовал, чтобы убеждение являлось не только спутником обучения, но и фактором воспитания нравственных привычек, поведения. Поэтому он считал необходимым, чтобы обучение ставило себе целью выработку в детях определенных взглядов и убеждений. В своих высказываниях о методике нравственного воспитания Ушинский особое внимание уделял предупрежденям, поощрениям и наказаниям, увязывал их прежде всего как с общешкольной дисциплиной, так и с воспитанием в детях дисциплинированности. Особого внимания заслуживают указания Ушинского о мерах предупреждения. Он учит: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, ласковость без притворности, справедливость без придирчивости, доброту без слабости, порядок без педанизма и, главное, постоянная разуная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами по себе разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные быть может, прежде, понемного изгладятся».

По мнению Ушинского, если школа, учитель и семья разумно организуют весь процесс обучения и воспитания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. «Наказания, - писал он, - уже не безвредные гигиенические средства, предупреждающие болезнь или излечивающие правильно, нормальною жизнью и деятельностью, а лекарства, которые вытесняют болезнь из организма другой болезнью. Чем менее нуждается школа и семья в этих, иногда необходимых, но всегда лекарственных и поэтому ядовитых средствах, тем лучше». Очень осторожно подходит Ушинский также и к мерам поощрения учащихся. Признавая материальные награды учащихся антипедагогическими, Ушинский большое значение в деле их нравственного развития придавал систематическим заслуженным одобрениям их со стороны преподавателя и школы. «Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано… Это убивает стремление к совершенству», - говорил Ушинский и требовал от каждого учителя одобрения по заслугам и признания успехов учащегося с тем, чтобы развить в них неутомимую жажду идти вперед, сделать эту жажду естественною потребность каждого учащегося, качеством их личности.

В педагогической системе К. Д. Ушинского большое место отведено воспитанию личности, главным образом воспитанию нравственно совершенного человека - человека-патриота. К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Поэтому воспитание он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Эти вопросы поставлены и разрешены Ушинским в свете его учения о народности. Под обучением Ушинский понимал процесс передачи знаний и навыков учителем и усвоение их учащимися, процесс восхождения учащихся от незнания к знанию. Обучение, по Ушинскому, проходит две основные стадии. Первая стадия содержит три ступени. На первой ступени этой стадии происходит живое восприятие детьми преподнесенного учителем материала, будь оно в форме сова или в форме непосредственного восприятия предмета или явления. За ним следует вторая ступень, когда под руководством преподавателя учащиеся сличают и различают, сравнивают и сопоставляют друг с другом полученные образы предметов и явлений и этим путем вырабатывают предвирительные понятия о них. На третьей ступени происходит дополнительное разъяснение учителем этих понятий, особо выделяется основное из второстепенного и полученные знания приводятся в систему. Вторая стадия процесса обучения начинается с обобщения учителем преподнесенного им материала при участии в этом самих учащихся, проводится соответствующая работа по закреплению полученных знаний и навыков. Обратив особое внимание на эти важнейшие стороны природы процесса обучения, Ушинский дал ряд ценных указаний, во многом сохранивших свое значение и для современной дидактики. Из этих укзаний самыми ценными являются его требования построения процесса обучения на основе живого созерцания, восхождения от незнания к знанию путем испоьзования разнообразных средств (живое слово, наглядность, сличение, сравнение и т.д.), необходимости достижения наибольшей сознательности и усвоения при активном руководстве учителя в процессе обучения и максимальной активности самих учащихся.

Обучение в школе, по мнеию Ушинского, преследует две цели: вооружение учащихся системой научных знаний и развитие умственных способностей. Обе эти цели разрешаются одновременно, т.е. в процессе овладения знаниями учащийся развивает свои умственных способности. К.Д. Ушинский раскрыл вред односторонности формального и материального образования, показав невозможность развития умственных способностей в отрыве от фактического материала и бесполезность простого натаскивания конкретными знаниями, не развивающими умственных способностей ученика. Ушинский настаивал на сочетании материального и формального образования в едином процессе обучения. «Формальное развитие есть пустая выдумка, показывающая только прежнее психологическое невежество и что каждая наука развивает человека, насколько хватает ее собственного содержания, и развивает именно этим содержанием, а не чем-нибудь другим… Науки, будто бы особенно развивающие память, рассудок или воображение, не более как порождение прежней схоластической психологии, и эти выражения должны быть навсегда вычеркнуты из педагогики, которая на началах опытной психологии, а всякая другая педагогика была бы диким анахронизмом», - писал К. Д. Ушинский. Нельзя, утверждал Ушинский, говорить о преимуществах того или иного направления, а надо говорить о гармоническом сочетании и соединении одного и другого направления. Только правильное гармоническое соединение формального и материального направлений на основе данных научной педагогики могут дать необходимое воспитание и образование подрастающему поколению.

Говоря о сущности процесса обучения, К. Д. Ушинский сравнивает его с процессом научного познания. Оба эти процесса - процесс обучения и процесс научного познания нельзя отождествлять, но в то же время нельзя их противопоставлять друг другу. Он убедительно и образно говорит о сходстве и различии учебного процесса и процесса научного познания: «Ученый стоит наверху пирамиды, начинающий учиться - у ее основания, и как нельзя начать строить пирамиду с верхушки, а должно начинать с основания, точно так же изучение науки должно начинать с основания, т. е. с первичных наблюдений и образования первичных суждений, с изучения тех фактов, на которых зиждется пирамидальная система науки» (Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 8. С. 602).

Несмотря на огромную дистанцию, которая отделяет ученика от ученого, путь познания окружающей действительности для того и другого один. Процесс усвоения знаний начинается с чувственного восприятия предметов реальной действительности. Как ученый, создающий науку, исходит при изучении предметов и явлений внешнего мира из наблюдений над этими предметами и явлениями, так и ученик, овладевающий наукой, начинает изучение ее с наблюдений над соответствующими предметами и явлениями или с изучения фактов науки и подводится учителем к пониманию научных законов, логической обработке данных этих наблюдений, построению выводов, суждений, умозаключений. К. Д. Ушинский утверждает: «Чем более фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше он переработал этот сырой материал, тем он развитее и сильнее» (Там же. С. 617). Он считает наиболее ценным путем познания реальной действительности ребенком индукцию, т. е. путь, ведущий от наблюдения к обобщениям и выводам, и полагает неоправданным увлечение дедукцией как дидактическим приемом, столь характерным для прежней школы. Поскольку индуктивный путь познания является плодотворным в научном исследовании и учебном процессе, то наглядность, по мнению Ушинского, выступает как важнейшая основа обучения. Только при условии правильного использования наглядности можно, по Ушинскому, сообщать истинно научные знания об окружающей действительности, обеспечивать сознательное и прочное усвоение их, развитие мышления учащихся.

Наглядное обучение Ушинский определяет как «такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком» (Там же. Т. 6. С. 265—266). Наглядность важна для Ушинского не сама по себе, а как средство для развития мышления. Правильная постановка процесса обучения предполагает развитие логического мышления, которым, однако, нужно руководить. Развитие мышления ребенка становится одной из ведущих идей в дидактике Ушинского. С начала обучения ребенка не надо торопиться, но не надо и запаздывать. Приблизительно на седьмом году жизни можно начать легкие занятия, если у него уже замечается охота к рисованию, способность сосредоточивать внимание на одном предмете, умение говорить не отрывисто, а полными предложениями. Продолжительность занятия должна увеличиваться постепенно, сообразно с возрастом и возможностями ребенка. Посильность достигается постепенностью, подчеркивает Ушинский. Исходным принципом закономерности процесса обучения для Ушинского является его известное положение о том, что «единственной пищей для организма может быть опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств... Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность». «Конечно, - писал К. Д. Ушинский, - сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученьи, а непременно есть скучные вещи и должны быть. Приучайте же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность. Вы приготовляете ребенка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны, и если вы до 10 лет будете учить дитя играючи, то приготовите ему страшную муку, когда встретится он потом с серьезными учебными обязанностями, иногда вовсе не занимательными». Считая обучение «главным органом воспитания» и ставя целью обучения воспитание «человека в человеке» в духе идеи народности, Ушинский первостепенное значение придавал единству умственного и нравственного развития детей. Подчеркивая что «существеннейший недостаток нашего общественного ученья есть почти совершенное отсутствие в нем умственно и нравственно развивающейся силы», Ушинский писал: «Воспитательное влияние науки тогда только окажется действительным, когда она подействует не на один ум, но на душу и на чувство». Воспитывающую силу имеет каждый учебный предмет, каждая наука, особенно язык, литература, история, география родной страны. Ушинский усиленно подчеркивал необходимость соединения обучения с воспитанием, прежде всего с точки зрения воспитания в детях цельного мировоззрения и убеждений. «Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в один светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь», - писал он.

К. Д. Ушинский, считая обучение одной из самых специфических сфер стремления к сознательной деятельности, признавал, что закономерность обучения хотя и является педагогической закономерностью, но имеет и не может не иметь своей специфической психологической природы, которая должна быть учтена при установлении закономерностей процесса обучения. Исходя из этого Ушипский считает, что психология в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога занимает первое место между всеми науками. Особенно ценное в психологическом учении Ушинского мы имеем в области воспитания внимания, воли, памяти, эмоций и приложения их закономерностей к обучению. Придавая исключительно важное значение вниманию для человека и его деятельности вообще и для учения, в частности, Ушинский писал: «Внимание есть та единственная дверь нашей души, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит; следовательно, этой двери не может миновать ни одно слово учения, иначе оно не попадает в душу ребенка. Понятно, что приучить дитя держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения». Но внимание является не только необходимым условием учения, оно вместе с тем представляет и предмет воспитания. «Развить в ученике внимание к научным предметам - значит проложить ему широкую и легкую дорогу к ученью».

Если внимание является «дверью», через которую внешние впечатления попадают в наше сознание, то память сохраняет то, что было воспринято в прошлом. Этим и объясняется, что у Ушинского за главой о внимании следует глава о памяти как в «Человеке как предмете воспитания», так и в его программах курса педагогики. Говоря о значении памяти для построения всего обучения, Ушинский подчеркивал необходимость глубокого изучения педагогом процессов памяти у детей и закономерностей ее развития в ходе обучения. Он особенно обращал внимание педагога на важность понимания им как логической, так и механической памяти и их значения для прочного усвоения детьми знаний и навыков. По мнению Ушинского, прежде чем предложить учащимся запомнить материал, надо возбудить в них сознание необходимости запоминания, т. е. чтобы акту запоминания предшествовала осознанность цели понимания. В связи с этим Ушинский особо подчеркивает необходимость воспитать в каждом учащемся уверенность в своей памяти. «Дитя, неуверенное в своей памяти, - пишет он, - привыкшее знать, что оно забывает, легко отказывается от усилия воспоминания и тем самым заставляет изглаживаться в памяти приобретенные ею фразы». Ушинский считает незыблемым законом обучения давнишнее положение: «повторение - мать обучения». «Повторение есть общий закон как для усиления привычки, так и для укрепления чего-нибудь в памяти». Наряду с этим он выдвигает глубоко верное положение о том, что повторение своей целью прежде всего должно иметь предупреждение забвения, а не только лишь возобновление забытого.

Одним из основных показателей полноценности знаний и навыков является степень прочности, твердости этих знаний и навыков. Ушинский, увязав задачу прочного усвоения с принципом сознательности обучения, возвел этот важнейший принцип прочного усвоения знаний и навыков на новую ступень. Известно, что основными средствами для выработки у учащихся прочных знаний и навыков прежде всего являются повторение и упражнение. Ушинский различает два вида повторения и упражнения: пассивное и активное. Характеризуя каждое из них в отдельности, он пишет: «Повторение может быть двух родов, из которых одно мы называем активным, а другое - пассивным. Пассивное (повторение состоит в том, что ученик вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде; видит то, что уже видел, слышит то, что уже слышал. Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений». Понятно, что Ушинский отдавал предпочтение «активному» виду повторения и считал этот вид ведущим. Совершенно правильно и глубоко обосновывая эти преимущества и в плане педагогической психологии, Ушинский писал: «Большая сила активного повторения, сравнительно с пассивным, заключается в сосредоточенности внимания. Можно прочесть десять раз страницу без внимания и не помнить; но нельзя ни разу проговорить этой страницы, не сосредоточивая внимания на том, что говоришь, если не на самой связи и содержании, то на связи слов, строчек, букв». Повторение с целью припомнить забытое показывает уже недостаток ученья и вообще плохое преподавание в школе, поэтому, пишет Ушинский, необходимо вести «беспрестанно повторение, предупреждающее забвение, чтобы не иметь никогда нужды повторять забытое» (Т. 6. С. 329). Большое значение для закрепления знаний и навыков, по мнению Ушинского, имеют и специальные упражнения, направленные, как он говорил, на выработку «нервных привычек».

К. Д. Ушинский правильно поставил вопрос о сочетании механического и логического запоминания, предостерегая при этом от недооценки механического заучивания в процессе обучения, которое, однако, строится на сознательности, развитии логического мышления, на «рассудочности», по его выражению. «Жалким бы существом был человек, - пишет Ушинский, - если бы его развитие не пошло далее механической памяти, но жалок был бы человек и тогда, если бы он лишился вдруг этой памяти...» (Т. 10. С, 416).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.