Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие восприятия и интеллекта




В первом полугодии жизни (1-й подпериод младенчества) наиболее стремительными темпами совершенствуется восприятие ребенка, интенсивно развиваются сенсорные системы1. Ярко проявляется за­кономерность опережающего развития сенсорики по сравнению с моторикой.

Таблица Развитие сенсорных и моторных функций на первом году жизни

 

Возраст в месяцах Сенсорные и сенсомоторные акты
  Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание, слуховое сосредоточение, прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого
  Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой, слуховое сосредоточение
  Плавно следит за игрушкой во всех направлениях, поворот головы и глаз к источнику звука, направляет руку к объекту
  Тянется к игрушке, рассматривает свои руки, локализует звук в пространстве
  Переводит взгляд с предмета на предмет, тянется к игрушке и за­хватывает ее, чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот, аде­кватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется
  Зрительный контроль движений рук, захватывает игрушку с любой стороны, держит в каждой руке по предмету, поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (актив­ное внимание)
  Захват игрушки сопровождается генерализованными активными дви­жениями, перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает ру­кой по игрушке, узнает голоса близких
  Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, ма­нипулирует двумя-тремя предметами, различает лица людей, знаег свое имя
  Отвечает действием на словесные инструкции, ищет спрятанную иг­рушку, берет мелкие предметы двумя пальцами
  Подражательные движения рук — «ладушки», «до свидания», вкла­дывает пальцы в отверстие под контролем зрения, показывает части тела другого человека, захватывает игрушки пальцами
  Выбрасывает игрушки из кровати, вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, подражательные движения — перелистывание страниц, запуск машинки, показывает части своего тела
  Вкладывание одного предмета в другой, открывает коробку, ящик, узнавание картинок, пользуется ложкой и расческой по назначению

Уже к 3—4 месяцам зрительные и слуховые способности мла­денцев почти не отличаются от таковых у взрослых людей. К этому возрасту ребенок, как правило, свободно следит за предметами, движущимися в любом направлении, на любом расстоянии и с любой скоростью, способен длительно сосредоточиваться при разгля­дывании, совершает инициативные движения глаз (активно ищет объект для рассматривания), правильно связывает слуховые и зри­тельные впечатления (локализует звук в пространстве — поворачи­вает голову и отыскивает глазами источник звука). Исследования показали, что младенцы хорошо различают цвета, формы, объе­мы, весьма чувствительны к новизне Формируются условно-рефлекторные реакции, в развитии которых важную роль играют зрительные и слуховые впечатления. Так, трехмесячный ребенок проявляет сосательный рефлекс не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.

Во втором полугодии постепенно складываются особые ориен­тировочные действия, направленные на обследование окружающего пространства и предметов. В состоянии спокойного бодрствования ребенок проявляет интерес к игрушкам, он не только длительно рас­сматривает их, но и приближает к ним руки, обхватывает их, тянет в рот. Новая задача зрения — направлять и регулировать поведение, так что формирование самостоятельных двигательных актов проис­ходит под контролем зрения. Развивается тактильная чувствитель­ность.

Согласно Пиаже, ребенок первого года жизни находится в пер­вом периоде умственного развития — сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком, и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период включает шесть стадий, из которых на первый год приходятся четыре.

1) Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, ко­торыми обладают в данный период развития. Это безусловные реф­лексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого, новорожденные ещеумеют смотреть и слушать.

2) Первичные круговые реакции (1—4 месяца) Ребенок начи­нает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомода­цию (приспособление старых схем к новой информации).

3) Вторичные круговые реакции (4—8 месяцев). Дети про­извольно повторяют те формы поведения, которые доставляют имУдовольствие, у них развивается способность восприятия постоян­ства объекта. С этим качеством связано появление к 7—-8 меся-Чам первых страхов (страх «чужого»), восприятие постоянстваобъектов составляет основу привязанности к значимым для ре­бенка людям.

4) Координация вторичных схем (8 —12 месяцев). Происхо­дит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить собы­тия (например, плачут при виде йода).

К 8 —10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок на­чинает воспринимать предметы как нечто постоянно существующее в пространстве, о чем свидетельствует поиск исчезнувшего из поля зрения объекта. Впечатления превращаются в образы восприятия. Критерий появления наглядно-действенного интеллекта — ис­пользование одних действий в качестве средства для достижения других (цели). Так, к концу первого подпериода ребенок открывает связи между собственным действием и результатом (подтянув пе-ленку, можно достать лежащую на ней игрушку), даже изобретает новые решения проблем (открывание коробочки).

До недавних пор считалось, что между первым годом и после­дующими существует, образно говоря, «разрыв» предсказуемости развития. В зарубежных исследованиях было неоднократно показа­но, что оценка развития младенца (например, по тесту Бейли) практически не коррелирует с показателями интеллекта, получен­ными в дошкольном и старших возрастах по другим тестам. Однако введение новых методов позволило установить, что особенности внимания младенцев (реакция на новизну, привыкание и др.) об­ладают ощутимой прогностической валидностъю и могут быть использованы для прогноза дальнейшего умственного развития ре­бенка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.