Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взрослостъ как психологический период




ВЗРОСЛОСТЬ: МОЛОДОСТЬ И ЗРЕЛОСТЬ

Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогене­за (в развитых странах составляет три четверти человеческой жиз­ни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослэсти:

—ранняя взрослость (молодость),

—сэедняя взрослость,

—поздняя взрослость (старение и сгарость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронноси дос­тижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости1:

—новый харжтер развития, теперь в меньшей степени связан­ный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенство­ванием;

—сгособность реагировать на изменения и успешно приспэсаб-ливатьс; к новым условиям, позитивно разрешать противоречия итрудносте;

—пэеодоление зависимости и способность брать ответсгвен-ность за себя и других;

—некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надеж­ность, частность и умение сострадать и др.);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отжженияи т.д.) д1я определения успешности и своевременности развитая вовзрослосги.

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зре­лость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осущест­виться тенденция к достижению наивысп.его уровня развитие ин­теллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состоя­ние духд «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

В теории Э. Эриксона зрелость — это возраст «совершениядея­ний», наиболее полный расцвет, когда человек становится тождест­венным самому себе2. Главные линии развития человека средних лет — эю генеративность, производительность, созидателькость

(в отношении вещей, детей и идей) пнеуспокоенность — стремле­ние стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным дру­гом, опорой близким.

Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если личносп оказывается «успокоенной>Гв каком-шбо отношении, то начинает­ся застой и деградация, которые пролвляются в инфантильности и самопоглощенности — в излишней жаюсти к себе, в потакании сво­им прихотям. Успешное разрешение конфликта между неуспокоен­ностью и застоем в установке на преодоление проблем и трудностей, а не в бесконечном сетовании на них.

В гуманистической психологии (А Маслоу, Г. Олпорт К. Род­жерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореали зации, самоактуализации взрослого человека

По мнению А. Маслоу, самоактуглизирующиеся люди не огра­ничиваются удовлетворением элементарных (дефицитарных) по­требностей, но привержены высшим, предельным, бытийпым цен­ностям, среди которых истина, кргсота, добро. Они стремято; достичь в своем деле высот (или возможно более высокого уровня) На основе анализа биографий ряда саиоактуализирующихся лично­стей (зрелых, разумных) Маслоу обнаружил присущие им качества более эффективное восприятие действительности и более комфорт­ные взаимоотношения с ней; приняяие себя, других и природы спонтанность; сосредоточенность на гооблеме; отстраненность (ка! потребность в уединении и самодостаточности); независимость от культуры и окружения; постоянная:вежесть оценок; социальное чувство; глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения демократический характер; нравствежная убежденность; невраж­дебное чувство юмора; креативность Чтобы совершенствоваться продвигаться в направлении самоакгуализации, нужно помнить прежде всего, что это продолжающийся процесс, требующий упор­ного труда над собой:

—необходимо стремиться самозабвенно отдаваться пережива­ниям, раскрывая свою человеческую сущность взамен демонстрациипозы, маски, психологической защити;

—в каждый момент жизни делать выбор, ведущий к лич­ностному росту, через преодоление:траха и стремления к без­опасности;

—прислушиваться к внутреннему голосу, дать возможностьпроявиться своей самости, начиная с самых простых вещей (вродедоверия своему собственному вкусу гри оценке кушанья или на­питка);

—быть честным с самим собой и принимать на себя ответст­венность; не бояться не понравиться другим людям;

—необходимо преодолеть иллюзии, выявить и отказаться (какбы ни было это болезненно) от психологических защит, понять своипотенциальные возможности и желания1.

Обращаясь к студентам-психологам, А. Маслоу предупреждал их о пагубности комплекса Р.оны, который представляет собой «бо­язнь собственного величия», «уклонение от своего предназначе­ния», «бегство от своих талантов»: «Вы должны стремиться стать первоклассными психологами, в самом лучшем значении этого сло-за, лучше, чем вы можете себе представить»2.

Г. Олпорт считал, что зрелость личности определяется степенью функциональной автономьи ее мотивации. Взрослый индивид здоров и продуктивен, если он превзошел ранние (детские) формы мотивации и действует вполнг осознанно. Олпорт, проанализировав работы многих психологов, представил описание самореализующей­ся личности в виде следующего перечня черт:

1) интерес к внешнему миру, сильно расширенное чувство Я;

2) теплота (сострадание, уважение, терпимость) в отношении кдругим;

3) чувство фундаментальной эмоциональной безопасности(принятие себя, самоконтроль);

4) реалистическое восприятие действительности и активность вдействиях;

5) самообъективация (самопонимание), привнесение своеговнутреннего опыта в актуалыо переживаемую ситуацию и чувствоюмора;

6) «философия жизни», соторая упорядочивает, систематизи­рует опыт и сообщает смысл индивидуальным поступкам.

Необходимо поощрять развитие человеческого потенциала с детства и до конца жизни3.

Б.Г. Ананьев в своей кшге «Человек как предмет познания» (1969) подчеркивал, что психология среднего возраста — сравни­тельно новая отрасль возрастной психологии. Психология зрелости оказалась на периферии психэлогического познания. С одной сто­роны, она оттеснена подходами генетической психологии, для кото­рой зрелость выступает лини как продукт и своего рода финал индивидуально-психического развития человека. С другой стороны,

геронтология анализирует зрелость как период, в котором сосредо­точены истоки процессов старения. Тем не менее данные из истории изучения взрослости позволили выделить произошедшие за послед­нее столетие явные онтогенетические сдвиги: ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, особенно в сфере ин­теллекта и личности современного человека, что привело к расшире­нию диапазона зрелости — с точки зрения ее продолжительности и потенциала1.

Период взрослости, основной этап жизнедеятельности человека, заслуживает того, чтобы четко были сформулированы собственные социальные и психологические задачи развития именно этого пе­риода.

В.14. Слободчиков и Г.А. Цукерман считают, что суть первой ступени взрослости (17—42 года) состоит в индивидуализации системы общественных ценностей и идеалов соответственно лично­стной позиции человека, который становится субъектом обществен­ных (не узкосоциальных) отношений. Формулой субъектности, по мнению авторов интегральной периодизации психического разви­тия, могут стать слова Мартина Лютера: «На том стою и не могу иначе».

Завершающая ступень (после 39 лет и далее) — универсализа­ция — полагается как потенциальная возможность достижения выс­шего уровня духовного развития, вхождения в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.