Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть V. История и особенности культуры этносов восточного Кавказа 1 страница




Очерк 1. Вайнахи: чеченцы и ингуши

Чеченцы, (самоназвание – нохчий), народ в Российской Федерации (899 тыс. человек), основное население Чеченской Республики. Численность в ЮФО 1285 тыс. чел. В Чеченской Республике (1031,6 тыс. чел.), Дагестане (87,8 тыс. чел.), Ингушетии (95,4 тыс. чел.), Ротсовской области (15,5 тыс. чел.). Крупные диаспоры чеченцев находятся в Казахстане (49,5 тыс. чел.), Грузии (15 тыс. чел.). Верующие чеченцы – мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков – накшбанди и надири. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространён также русский язык, им свободно владеют 74 % чеченцев. Письменность на основе русского алфавита.

К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью. Вайнахи (чеченцы, ингуши) являются аборигенами Кавказа. Их предки, жившие в горной местности, известны под названием дзурдзуков или дурдзуков. К моменту столкновения с сарматами они становятся внушительной боевой силой, поддержки которой ищут правители молодого и крепнувшего Грузинского царства. К VIII в. вайнахи представляют собой уже три крупные племенные единицы, которые можно более или менее правильно свести к современному делению на этносы. Нахчматьян и дзурдзуки – это предки чеченцев, кисты – предки ингушей (район реки Армхи по-грузински называется Кистетис-Цкали).

Произошло ли присоединение части горных вайнахов к Грузинскому государству сейчас не известно, но уже в IX в. в горной Ингушетии начинается строительство христианских храмов грузинского типа. XIII век обернулся трагедией для большинства народов Евразии. Тэмуджин, или как его стали называть, Чингисхан, сумел объединить под своей рукой разрозненные племена Монголии и приступить к завоеванию соседних народов и государств. В 1222 г. передовой отряд монгольского войска, под предводительством полководцев Чингисхана, Джэбэ-Нойона и Субудэй-Багатура, ворвался в Грузию и в жестоком сражении нанес поражение войску царя Георгия IV Лаша. Отсюда монгольские войска повернули на северо-восток и, пройдя с боями горный Дагестан, «прибыли к аланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них». Хитростью монгольским полководцам удалось разобщить силы алан и половцев. В двухдневном сражении первые были разбиты, а страна алан «подверглась варварскому опустошению». Следом за тем монголы учинили резню ничего не подозревавшим половцам. Спасаясь от завоевателей, население хлынуло в горы, и без того густо населенные. Не только аланы, но и кочевники половцы, по сообщениям средневековых авторов, бежали в горные теснины. Жившие на равнине вайнахи-арштхойцы (что переводится, как «жители равнин»), разгромленные и разоренные более сильным врагом, вынуждены были искать убежища в верховьях Ассы и Фартанги. Но даже с покорением Аланского царства монголам еще предстояла длительная война с горскими племенами, упорно отстаивающими свою независимость. Еще в 1254 г., по словам современников, обитающие «на этих горах все еще не покорены, так что из каждого десятка людей Сартака (монгольский хан), двоим – надлежало караулить горные ущелья, чтоб эти аланы (кавказцы – Р.И.) не выходили из гор для похищения их стад на равнине...» Очевидно, что монголы не решались без особой на то необходимости углубляться в горы, а предпочитали просто блокировать все выходы из ущелий, как это делали до них их предшественники.

Нашествие на Северный Кавказ Тимура (Тамерлана) произошло вследствие крупномасштабных действий правителя Чагатайского улуса против хана Золотой Орды Тохтамыша. В первый раз армия Тамерлана прошла через территорию плоскостной Чечни в марте 1395 г. Но в виду необходимости решения более важной задачи, а именно, – разгром самого Тохтамыша, – войска завоевателя не стали здесь задерживаться. Разгромив 15 апреля 1395 г. на Тереке своего противника, Тамерлан обрушился на земли кавказских союзников Золотой Орды. После ряда походов на земли западных адыгов и на территории современных Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, Тамерлан стал готовиться к очередному завоеванию. На этот раз объектом его похода было государство Симсим, находившееся на территории плоскостной Чечни. Причиной похода стал отказ правителя Симсима, Гаюрхана, (возможно, Ниятхана или Кырбека – Р.И.) признать над собой власть Тамерлана. По большому же счету, поход укладывается в рамки уничтожения коалиции союзников Золотой Орды, принимавших участие в походах Тохтамыша на Среднюю Азию. Передовые отряды Тимура забирались в самые крутые высокогорья Большого Кавказа, но несли урон от стремительных налетов дружин горцев. В горах, по сведению историков, изучавших эпоху Тимура, многие места были укреплены башнями и замками, которые приходилось брать жестокими штурмами. Этим, возможно, объясняется отсутствие в Восточной части Чечни, Ичкерии, башенных комплексов. Скорее всего, уничтожением самой структуры Симсима, как государственного образования, Тимур был вполне доволен. Не стали громить завоеватели и горную Ингушетию, западную и центральную часть горной Чечни. Причина этого может быть одна – Тимур, прикладывая все усилия ради ослабления Золотой Орды, был заинтересован в разгроме ее союзников и сохранении ее противников. Источники прямо говорят о дружественных отношениях Орды с черкесами, осетинами и дагестанцами, но молчат о вайнахах. Зато чечено-ингушский фольклор крайне отрицательно повествует о кочевниках Предкавказья, входивших в состав Золотой Орды и лестно отзывается о самом Тимуре. Разумеется, что никаких союзнических отношений между Тамерланом и горцами-вайнахами не было (у Тамерлана и без того хватало войск, а его армия на тот момент считалась лучшей в мире), однако была политика взаимного избегания.

Продвижение России на Кавказ приводило к расширению торгово-экономических связей с местными народами. Эта политика имела успех и многие чеченские общины на добровольной основе заявляли о признании верховной власти Московского государства. Однако со времен Петра Великого доминирует доктрина военной колонизации горских земель. И хотя в 1781 г. было оформлено добровольное подчинение приграничных с русскими крепостями чеченских общин России, в 1785 г. в Чечне началось мощное национальное движение под руководством шейха Мансура. С этого момента начинается вооруженная борьба чеченского народа за независимость. Начавшееся в Чечне антиколониальное движение горцев охватило и некоторые другие районы Северного Кавказа. Шейх Мансур около шести лет вел войну с царскими войсками, но потерпел поражение. В 1791 г. он поал в плен и умер в Шлиссельбургской крепости.

С назначением генерала А.П. Ермолова (1816–1827 гг.) командующим русской армией на Кавказе начинается планомерное продвижение русских войск в глубь территории Чечни, военное давление усиливается. В ответ в Чечне нарастает национальное движение. Более 30 лет его возглавлял Бейбулат Теймиев. Ему удалось впервые объединить большинство чеченских обществ. Он также пытался объединить горские народы, заключив союз вольной Чечни с феодальными княжествами Северного Кавказа. Бейбулат Теймиев был сторонником мирного разрешения конфликта и стремился избежать большой войны с Россией. Его предательское убийство способствовало эскалации военных действий. 1828 год стал поворотным в Кавказской войне. Борьба отдельных горских общин Чечни и Дагестана за независимость вступила в новый этап. В Дагестане началось движение мюридизма (религиозно-политическое движение, направленное против немусульман), вскоре перекинувшееся в восточные районы Чечни. Имамы Гази-Магомед, Гамзат-Бек, Шамиль возглавили газават – священную войну правоверных мусульман против неверных. Имаму Шамилю удалось в 1834 г. завершить то, что начал шейх Мансур: объединить часть горцев Северного Кавказа в борьбе против царской России и создать имамат – светско-религиозное государство, которое оказалось в состоянии 27 лет противостоять России – тогда самой сильной военной державе мира. В 1859 г. Шамиль потерпел поражение и стал почетным пленником императора Александра II. Он и его родственники были обласканы царем и отреклись от идеи войны. Чечня оказалась во власти царской военной администрации. Вместо обещанной автономии во внутренних делах чеченцы получили колониальный режим. Их оттеснили в предгорные и горные районы. По сговору с Турцией царизм начал добровольно-принудительное переселение чеченцев в Османскую империю. В результате царские власти избавились от значительной части населения.

После Кавказской войны Чечня постепенно втягивается в экономическую систему России. В Грозном начинается добыча и переработка нефти, прокладывается железная дорога, формируется национальная буржуазия. В этот период Чечня выдвинула таких духовных лидеров, как Кунта-Хаджи, Солца-Хаджи, Дени-Шейха Арсанова, Баммат-Гирея Митаева, Али Митаева, Сугаип-Муллу – носителей идей традиционного для Чечни (суфистского) ислама. В этот период сложились благоприятные условия мирного разрешения национальных проблем в рамках начавшейся либерализации российской политической системы.

В годы революций и гражданской войны в Чечне господствовали анархия и безвластие. В марте 1918 г. была создана Терская Советская республика. В январе 1921 г. была провозглашена Горская АССР, в которую входила Чечня. С ноября 1922 г. некоторое время существовала Чеченская АО РСФСР. В 1934 г. была создана Чечено-Ингушская АО, которая в 1936 г. была преобразована в АССР. В 1944 г. вайнахи были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, а республика упразднена. Таким образом, вайнахи в условиях господства тоталитарного режима были поставлены на грань исчезновения. В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР восстановлена, народ вернулся на свою территорию. При этом Пригородный район, составляющий около половины территории плоскостной Ингушетии, остался в составе Северо-Осетинской Республики. Распад СССР положил начало новому этапу в русско-чеченских отношениях, который привел в конечном итоге к открытому противостоянию. В ноябре 1990 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. В мае 1991 г. Чечено-Ингушская АССР переименована в Чечено-Ингушскую Республику. В декабре 1992 г. 7-й съезд народных депутатов России принял постановление о преобразовании Чечено-Ингушской Республики в Ингушскую и Чеченскую Республики в составе РФ.

У многих россиян чеченское общество ассоциируется исключительно с тейповым делением, суть и значение которого весьма размыта. Попытаемся в некоторой степени восполнить этот пробел. В современной Чечне насчитывается свыше полутораста больших и малых родов (тайпов), которые преимущественно объединены в союз тайпов (тукум). Совокупность тукумов составляет всю чеченскую нацию (къам). Есть также тайпы, которые не входят ни в один из известных девяти чеченских тукумов. Если попытаться расшифровать термин «тайп», то в русском язык есть его эквивалент – «род», но этот перевод не отражает всей глубины и значимости тайпа в восприятии чеченцев. Что касается чеченских тукумов (в чеченской транскрипции – «тукхум»), то в переводе с тюркского этот термин переводится как «племя»». Тукум является союзом тайпов, не всегда связанных общим кровнородственным происхождением. Эта социальная структура, сложившаяся в течение долгого времени. Чеченский народ составляют девять тукумов. Это акинцы, нахчмахкинцы, шатоевцы, чантиевцы, терлоевцы, шароевцы, чеберлоевцы, мелхистинцы и орстхоевцы. Причем, последние представлены в составе как чеченской нации, так и ингушской (3/4 орстхоевцев сегодня являются чеченцами, и лишь 25 % их – ингуши). В чеченских тайпах есть «некъий»/«гарнаш» (подразделения внутри тайпов) или даже отдельные тайпы, чье происхождение восходит к различным народам: грузинам, черкесам, кабардинцам, калмыкам, ногайцам, андийцам, аварцам, даргинцам, персам, туркам, осетинам, ингушам, кумыкам, арабам, горским евреям, русским, украинцам, полякам, немцам и т. д. К примеру, тайпы шуоной, зилой, чартой и некоторые другие считаются еврейского происхождения. В селении Шаами-Юрт проживают представители тайпа нихалой, которых называют калай-некъий (потомки Калы), чья история не относительно новая, так как в 1930-е гг. XX столетия многие украинцы спасались от голодной смерти в Чечне. Молодой украинец по имени Коля (в чеченской речи его имя – «Кала»), который изучил чеченский язык, принял ислам и, женившись на чеченке из тайпа нихало, ассимилировался с чеченцами. Сегодня калай-некъий называют не только его прямых потомков, но и всю фамилию, которая приняла его к себе. Есть семьи, которые причисляют себя к одному тайпу, будучи на самом деле потомками другого тайпа, но тоже чеченского. Из всех народов Кавказа, пожалуй, лишь у осетин и ингушей, кровно близких чеченцам, сохранилось фамильное родство. Говорить о том, что один тайп поддерживает сепаратистов («боевиков»), а второй – федералов, в корне неверно, так как практика показывает, что идейные соображения людей не зависят от их тайповой принадлежности. Тем не менее, сегодня мы видим попытки рассмотрения и прогнозирования развития событий в Чечне строго в «тайповой» плоскости.

В культуре чеченцев особое место занимает «нохчалла» – это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр норм жизни чеченца, это своеобразный кодекс чести. Истоки чеченского кодекса чести – в древней истории народа. В далекие времена, в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Закон предков – пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю – строго соблюдается. Гостеприимство – это нохчалла. Дороги в горах Чечни узкие, часто змеятся вдоль обрывов, поскандалив можно сорваться в пропасть. Быть уступчивым – это нохчалла. Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые часть нохчалла. Нохчалла – это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть самолюбие другого человека. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешехдом, если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня. Нохчалла – это дружба на всю жизнь, в дни печали и в дни радости. Дружба для горца – понятие святое. Невнимательность или неучтивость по отношению к брату простится, но по отношению к другу – никогда! Нохчалла – это особое почитание женщины. Широко известна притча о горце, который однажды попросился ча ночлег в дом на окраине села, не зная, что хозяйка была дома одна. Она не могла отказать гостю, накормила, уложила его спать. Наутро гость понял, что в доме нет хозяина, а женщина сидела всю ночь в передней у зажженного фонаря. Умываясь второпях, он случайно задел руку хозяйки мизинцем. Уходя из дома, гость кинжалом отрубил этот палец. Так беречь честь женщины может только мужчина, воспитанный в духе нохчалла. Нохчалла – это неприятие любого принуждения. Чеченец издревле с мальчишеских лет воспитывался защитником, воином. Самый древний вид чеченского приветствия, сохранившийся и ныне, – «Приходи свободным». Ночхалла – это то, чему следует чеченец добровольно. В этом понятии – формула того, каким должен быть настоящий чеченец.

Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа – символом воинской доблести – в одной руке и с куском сыра – символом гостеприимства – в другой. Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется «комната гостя», она всегда наготове – чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты. Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать. Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. В старину в знак особого уважения дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства – защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям. Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда и проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.

Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами. Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках. Деда называют «большой отец», а бабушку чаще всего – «мама». Дети могут не выполнить просьбу отца или матери – их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения – значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя. Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей. В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту.

Традиционные поселения чеченцев имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат, – жильё. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3–5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500–600 и более дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище – турлучное, состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдельными выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Основная комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг, и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во дворе. Двор с хозяйственными постройками обычно обносился забором. Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочажной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на мужскую и женскую половины.

В национальной одежде чеченцев отразился уклад жизни нации и эстетические принципы. Основными деталями мужского костюма были бешмет и штаны. Бешмет – тип полукафтана – туго обтягивал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка пуговицы-узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживавшиеся к кисти рукава, застегивавшиеся на такие же пуговицы. Ниже талии бешмет расширялся, подчеркивая стройность фигуры. По длине бешмет – на 8–10 см выше колен. Старики носили более длинные бешметы, чем молодежь. Бешметы для пожилых утеплялись тонким слоем шерсти или ваты. В старину бешметы одевали прямо на тело, нижние рубашки появились позднее. Штаны слегка сужались книзу и заправлялись в теплые суконные чулки, закрывавшие ногу от ступни до колена. Под коленями их подвязывали ремешками. Такая одежда в сочетании с легкой мягкой обувью не стесняла движений, позволяя бесшумно ходить по горным тропам, лазить по скалам. В то же время традиционный костюм соответствовал эталону мужской красоты, который подразумевал стройность, подтянутость, широкие плечи, тонкую талию. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучшего сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри – деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. С появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет. Характерная чеченская одежда – бурка. Это – накидка с узкими плечами, колоколом расширяющаяся книзу. Бурка – идеальная одежда для всадника, защищающая и его, и лошадь от дождя, снега, ветра и жары. При ночлеге в поле бурка служила также подстилкой и одеялом. Головным убором чеченцев была шапка из овчины, скроенная папахой. В дорогу поверх папахи обычно надевался башлык. Для мужской одежды чеченцев характерна темная цветовая гамма. Башлыки и бешметы были обычно контрастного цвета. Богатые люди носили белые бурки, черкески, папахи.

Женская одежда обычно подчеркивала возрастные и социальные различия. Все чеченские женщины в XIX в. носили рубаху типа туники с разрезом на груди и маленьким стоячим воротничком, застегивавшимся на пуговицу. Рубаха из хлопка или шелка доходила до щиколоток. Длинные прямые рукава прикрывали кисть руки, а в праздничных рубахах иногда спускались до пола. Под рубаху надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин обшивали шелком. Чеченка в рубахе и в штанах, дополненных соответствующим возрасту и положению головным убором, не могла выходить за пределы дома. Поверх рубахи надевалось платье – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Рукав платья был разрезан почти до плеча, спускался ниже кисти руки и закруглялся внизу. Парадные платья шили из бархата или тяжелого шелка. Под платье поверх рубашки носили короткий туго облегающий кафтанчик с узкими рукавами. Он застегивался спереди до пояса, иногда имелся стоячий воротничок. На кафтанчик обычно нашивали в качестве украшений серебряные застежки – вызолоченные, с бирюзой или цветными стеклами, с гравировкой чернью или филигранью. Форма этих застежек сохранялась без изменений столетиями. Полы и рукава украшали золотым шитьем. Еще одно важное украшение женской одежды – пояс. Его надевали поверх платья. Пояс мог быть кожаным или из ткани, но обязательно с большими серебряными пряжками и бляхами. Самыми красивыми и ценными были пояса из серебра. Их вместе с нагрудными застежками передавали по наследству из поколения в поколение. Головной убор чеченки – платок. Девушки складывали его углом, концы проводили под подбородком и закалывали сзади. Замужняя чеченка носила на голове «чухт» – мешочек, куда вкладывались косы. При выходе из дому и при посторонних «чухт», закрывавший косу, прикрывали платком. Традиционный костюм чеченцев претерпел немало изменений в XX веке. Однако сельские жители, особенно пожилые, и сейчас сохраняют верность национальной одежде.

Ингуши, (самоназвание – галгаи), народ в России (391 тыс. чел.), в том числе в Ингушетии (255,5 тыс. чел.), в Северной Осетии (32,8 тыс. чел.). За пределами России ингуши живут в Казахстане (20 тыс. чел.), Средней Азии, а также на Ближнем Востоке. Вместе с чеченцами (общее самоназвание вайнах) относятся к коренному населению Северного Кавказа. Говорят на ингушском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространён также русский язык. Верующие – мусульмане-сунниты.

Возникновение ингушского этноса уходит вглубь веков. Западные вайнахские родоплеменные объединения, проживавшие на территории горной Ингушетии, представленные населением четырех горных обществ, а именно: Галгайского, Цоринского, Мецхальского и Джейрахского, составили основу для образования ингушского этноса. Главенствующее и консолидирующее положение среди означенных обществ занимало Гайлгайское. С течением времени галгаи дали свое этническое название жителям остальных трех горных обществ. В формировании ингушского народа приняли участие и орстхойцы (карабулаки). Этноним «ингуш» восходит к названию села Ангушт – одного из первых ингушских селений на плоскости. Данное этническое название народу было дано русскими. Вначале жителей Ангушта и соседствующих с ними поселений называли ангуштинцами, затем – ингушевцами и, наконец, ингушами. Впоследствии ингушами стали называть всех галгаев, живших как в плоскостной, так и в горной Ингушетии.

В 1810 г. Ингушетия вошла в состав России. В 1817 г. в связи с проведением Сунженской укрепленной линии и основанием здесь казачьих станиц местное население было переселено в Назрань – небольшое военное укрепление, которое в дальнейшем стало одним из центров Ингушетии. В 1858 г. как фактор социального протеста прошло Назрановское восстание. До начала XX в. ингуши входили в Ингушский и Владикавказский округа, Сунженский отдел, с 1907 г. – Назрановский округ Терской области. В 1924 г. была выделена в составе РСФСР Ингушская АО, г. Владикавказ стал ее административным, экономическим и культурным центром, в 1934 г. она объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, а в 1936 г. – АССР.

В хозяйственном быту ведущее место занимало скотоводство. Скот служил денежным эквивалентом. Альпийские луга давали возможность содержать большие стада домашних животных на протяжении всего лета (овцы, коровы, лошади, волы). Осенью скот перегоняли вниз на осенне-весенние пастбища. Хорошие климатические условия и богатые угодья позволяли держать зимой овец и частично крупный рогатый скот на пастбищах вблизи поселений. Существовала традиция отгона скота с гор на зимние плоскостные пастбища. Между горными и равнинными регионами края всегда существовала определенная специализация – хлеб, выращиваемый на плоскости, позволял жителям гор в основном заниматься скотоводством. О значении скотоводства свидетельствуют складывавшиеся веками и во многом законсервировавшиеся адаты горцев: за любые виды преступлений полагался штраф скотом (чаще крупно рогатым) в пользу потерпевшей стороны (от несколько десятков до ста и более единиц скота).

Необходимым компонентом альпийского хозяйства являлось земледелие, незначительное по своему удельному весу, но необычайно трудоемкое в горных условиях. Охота как подсобный промысел не играла в прошлом значительной роли в хозяйстве ингушей. Охотились на оленей, косуль, туров и медведей. Местный фольклор изобилует охотничьими сюжетами, сохранились различные поверья горцев, связанные с этими животными. Среди ингушского пантеона важную роль играл Елта – покровитель охотников и диких животных.

В производственной деятельности ингушей заметное место занимало строительное дело. Башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницы – широко известные архитектурные памятники края. Боевые башни являются достижением народного зодчества. Они свидетельствуют об узкой специализации производства, о наличии мастеров-профессионалов, владеющих целым арсеналом техники. Навыков, которые приобретались в процессе многолетнего опыта строительства подобных сооружений. Многочисленные окавказские источники называют имена ингушских мастеров, славившихся строительством боевых башен как у себя в крае, так и за его пределами.

Значительную роль в жизни и мировосприятии ингушей играли астрономические знания. Им были известны понятия горизонт, небо, страны света и др., год состоял из 12 месяцев, каждый месяц делился на четыре недели из семи дней. Счет дней недели велся на семь дней вперед и назад. Календарные циклы были тесно связанны с земледелием и скотоводством, основывались на большом практическом опыте народа, астрономических наблюдениях и математических расчетах. Основные даты традиционного календаря отмечались обрядами.

Традиционная одежда ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с вертикально разрезанным спереди воротом на пуговицах, перетянутая ремнем, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение обще кавказская черкеска с газырями. Теплая одежда – овчинная шуба и бурка. Основной головной убор – папаха конусовидной формы, войлочный шляпы. В 20-е годы XX в. появились фуражки. Повседневная женская одежда удлиненное платье – рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Свадебное платье (чокхи) – длинное до земли из шелка, бархата и парчи, шилось по фигуре, рукава узкие до локтя имели продолжение в виде свисающих лопастей, украшалось металлическими застежками в два ряда. На голове – шапочка в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем. Повседневные головные уборы – разно размерные платки и шали. В средних веках знатные женщины носили головной убор «кур-харс» в виде изогнутого рога из войлока или кожи. Он был покрыт дорогими тканями и украшен серебряной округлой бляхой, орнаментирован. У современных ингушей городская одежда стала преобладающей, множество мужчин носят шляпы, женщины продолжают платья широкого покроя.

Ингушская кухня одна из самых простых на Кавказе. Блюда питательные, калорийные, готовятся быстро из самых доступных продуктов. Мясо – баранина и птица в натуральном виде, основной продукт в приготовлении блюд. Они готовятся из нескольких составляющих, калорийны и очень легко усваиваются организмом. Самые важные компоненты многих блюд – острые приправы, лук, чеснок, перец, чебрец. Основой ингушской кухнитакже являются мучные изделия с различными начинками из творога, тыквы, картофеля, черемши и крапивы. Из них готовится много блюд. Горцам, отстаивая свою независимость, всегда приходилось воевать. В этом отношении сушёное мясо (которое вообще не портилось, и его можно было есть в любом виде) и сискал (лепёшка или чурек из кукурузной муки) могли быть всегда при себе и были вкусной, сытной пищей. Всю зиму и ранней весной под рукой была черемша, а летом – крапива. Несмотря на многочисленные блюда из мяса, черемши и крапивы, всё же ингушская кухня в своей основе мягкая, умеренная, можно считать, даже диетическая. В ней нет пряностей, тем не менее, она очень разнообразна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.