Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть V. История и особенности культуры этносов восточного Кавказа 4 страница




Годоберинцы, (гъибдиди – самоназвание), народ в России численностью около 3 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на годоберинском языке, имеющем диалекты. Распространены аварский и русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие – мусульмане-сунниты. К концу XIV в. часть годоберинцев исповедовала христианство, часть – традиционные верования. Исламизированы годоберинцы в XVI в. Распространение ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению культурного развития. После присоединения Дагестана к России (1813 г.) приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. После депортации чеченцев в феврале 1944 г. жители села Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, а в 1957 г. в село Терочное Хасавюртовского района.

Традиционные занятия годоберинцев – пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, позже кукуруза) и скотоводство. Важное место занимали садоводство, виноградарство, охота и пчеловодство. Домашняя промышленность и ремёсла: ткачество, обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, производство войлока. Многие годоберинцы живут в городах, заняты в промышленности. Традиционные поселения на холмах, улицы довольно широкие, неправильно расположенные. Центр селения – мечеть и годекан, где мужчины проводили свободное время. Подступы охранялись сторожевыми и боевыми башнями. Поселения возникали как территориально-тухумные, с XVI–XVII вв. имели чисто территориальный характер. Традиционное жилище из камня, дерева, самана, чаще одноэтажное, квадратное в плане, каркасно-столбовое; ныне дома современного типа. Традиционная одежда сходна с одеждой ботлихцев. В традиционной пище преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка), распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, курдюк), из муки, растительные и овощные (тыква); наиболее распространённое – хинкал с мясом и без него, с приправой. В основе традиционой социальной организации – сельская община, большое значение имели тухумы. Семья малая, счёт родства ведётся по отцовской и по материнской линиям. Широко распространена родственная и соседская взаимопомощь. Похоронно-помипальпая обрядность сочетает элементы домусульманских и мусульманских обрядов. Жанры фольклора разнообразны – предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и т.п., некоторые двуязычны (передаются также на аварском языке). Популярны легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о происхождении тех или иных тухумов. Развита народная медицина. Сохраняются домусульманские анимистические представления (вера в духов, культы предков, деревьев и т.п.).

Каратинцы, (кикиаралал – самоназвание), народ в РФ (6,4 тыс. чел.). Относятся к андийским пародам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на каратинском языке. Распространён также аварский язык, часть населения говорит по-кумыкски. Письменность на основе русской графики. Верующие – мусульмане-сунниты. В дагестанских исторических хрониках каратинцы упоминаются как союз сельских общин с начала XVII в. Вошли в состав России по Гюлистанскому мирному договору 1813 г. В борьбу горцев Дагестана и Чечни против России включились с 30-х гг. XIX в. Союз каратинцев был одним из основных опорных пунктов движения Шамиля. После окончания войны вошли в состав Каратинского наибства Андийского округа. В 1921 г. вошли в состав Дагестанской АССР.

Основные занятия – отгонное животноводство и пашенное земледелие. Разводили преимущественно аварских и андийских овец, коз, лошадей дагестанской породы, ослов. На небольших террасных, во многих случаях орошаемых участках выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овёс, просо, полбу, бобы. Развиты были ремёсла: обработка шерсти, металла, дерева, камня. Развито отходничество. До 20-х – 30‑х гг. XX в. сохранялось значение – тухумов. Традиционно преобладала малая семья, вплоть до 1930-х гг. в силу хозяйственной целесообразности бытовали формы неразделённой семьи. Сохранялась хозяйственная солидарность близких родственников, каковыми считались родные, двоюродные, троюродные, четвероюродные братья и сестры отца, матери и их дети. Традиционно общество представляло собой независимый союз сельских общин – джамаатов, основное социальное ядро которых составляли свободные скотоводы-земледельцы-воины. Характерны два типа поселений: селение и хутор. Хуторов было немного. Планировка селений ступенчато-кучевая. Располагали селение так, чтобы подход к нему был возможен только с одной стороны, как правило – по узкой тропе. Постройки внешнего ряда селения располагались впритык друг к другу и снабжались бойницами. Подступы к селению и наиболее уязвимые места укреплялись каменными трёх-четырёхъярусными боевыми башнями. Наиболее типичное жилище – прямоугольное в плане двухэтажное каменно-саманное или каменное строение с хозяйственными службами на первом и жильём на втором этажах. Широко применялись арочные конструкции, декоративная кладка («ёлочкой», «лесенкой» и др.), кладка из полированного камня, применялось декорированис каменными рельефами (солярные знаки, знаки-обереги в виде спиралей, лабиринтов, сложной арабской вязи и др.). Распространена резьба по дереву. Традицонная одежда общедагестанского типа. Традиционная пища каратинцев – мучная и мясо-молочная. Основные блюда: разновидности хинкала, лепёшки, кислый и пресный хлеб, тесто толокна, каши, похлёбки, сыр, масло, колбасы, пироги и др. В современном быту сохраняются многие элементы традиционной культуры (почитание старших, свадебные и семейные обряды, обычаи гостеприимства и др.). Сохранились элементы традиционной мифологии, связанные с культами природы, её объектов и сил, предков, животных, с верой в демонов – носителей злого или доброго начала, чертей, джиннов, домовых и пр.

Тиндалы, (идери – самоназвание), народ в России, коренное население северо-западного Дагестана (Цумадинский, Кизилюртовский, Хасавюртовский районы). По переписи 2002 г. тиндалами назвали себя 36 человек, остальные самоидентифицировались аварцами. Говорят на тиндинском языке аваро-андо-цезской группы дагестанских языков, имеет диалекты. Письменность на аварском языке. Верующие – мусульмане-сунниты.

Основные традиционные занятия – земледелие (ячмень, пшеница, просо, тыква, морковь) и скотоводство. Из домашних промыслов были развиты кузнечество, столярничество, обработка шерсти и кожи, охота, пчеловодство. В материальной культуре тиндалов много общего с аварской. Сёла тиндалов расположены на непригодных для земледелия крутых склонах гор. Жилища (прямоугольные, двух- и трёхэтажные) располагаются плотно и образуют собой многоярусный оборонительный комплекс с башнями и сторожевыми сооружениями. Одежда общекавказского типа. Основу питания в весенне-летний период составляли мучные и молочные блюда, осенью и зимой – мясные блюда. Своеобразие в культуре питания тиндалов прослеживается в использовании тех или иных блюд в качестве ритуальных, в некоторых деталях застольного этикета. Органами управления тиндалов являлись сходы вольного общества и отдельных селений – джамаатов. Собирались они только для решения важнейших вопросов общественно-политической и хозяйственой жизни. Судопроизводство осуществлялось в соответствии с адатом и шариатом. Социальную основу общества составляли малые семьи, объединённые в тухумы (патронимические группы) по единству происхождения от общего предка. Сёла Тинди, Акнада известны как центры религиозно-светского образования в Нагорном Дагестане. Из тиндалов вышло много известных в мусульманском мире учёных-богословов. Соблюдают практически все мусульманские праздники. Из доисламских обрядов известны обряды дождя, солнца. Большой популярностью пользуется народный праздник «Кьедоба», в основе которого шуточная импровизация свадьбы, где в роли «жениха» выступает кукольный персонаж. Устраивали его обычно в зимнее время. Торжественно отмечался также и праздник первой борозды («Муса бешта»).

Чамалалы, (чамалали, чамала-ди, чамаига – самоназвание, в переводе на русский язык – «сухая курага»), народ в Российской Федерации. Живут в Дагестане (Цумадинский район, 7,2 тыс. чел.) и Чечне (2,1 тыс. чел.). Общая численность около 9,5 тыс. чел. Говорят на чамалальском языке нахско-дагестанской семьи. Диалекты – гакваринский и гигатлинский. Распространены аварский, русский, частично чеченский языки. Преподавание в школах на аварском языке. Верующие – мусульмане-сунниты.

Традиционные занятия – земледелие и скотоводство. Выращивали ячмень, пшеницу, кукурузу. В животноводстве преобладало отгонное овцеводство. Развиты садоводство (яблони, груши, сливы, абрикосы и др.), пчеловодство, виноградарство (в долине р. Андийское Койсу). Ремёсла – сукноделие, производство войлока, паласов, медной посуды, деревянной утвари, обработка серебра, кузнечное, обработка шкур, кожи. Было развито отходничество в Чечню, города и хлебные районы Дагестана. Преобладает малая семья. Предпочитают кузенные браки. Существуют патрилинейные родственные группы-тухумы. Поселения кучевые, ступенчатые, окружённые сторожевыми башнями. Каждое селение состояло из 5–12 кварталов, первоначально – тухумных поселений. Каждый квартал имел свою мечеть, в центре селения находилась пятничная мечеть (джума). Общиной управляли выборные старшины из влиятельных тухумов. Дома каменные, одно-, двух- и трёхэтажные, квадратные в плане, с входом с улицы, одно- и многокамерные в зависимости от состоятельности жителей и рельефа местности. Крыши домов глинобитные, плоские, полы каменные или глинобитные. В последнее время появились дома с четырёхскатными или двускатными крышами из шифера или кровельного железа, с деревянными полами, полутораэтажные – с высоким, углублённым в землю цоколем-кладовой. Традиционная мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинных шуб, безрукавок и курток, войлочной бурки. Головным убором служила овчинная папаха конической формы. Традиционная обувь – чарыки из сыромятной кожи, сапоги из войлока, вязаные шерстяные носки. Женская одежда состояла из рубахи, тёмного платья, подпоясанного длинным матерчатым поясом яркой расцветки, штанов, овчинной шубы. Головным убором служила чухто – чепец, закрывающий голову, и пришитый к нему мешочек для волос, свисающий на спину. Поверх чухто носили платок из домотканого сукна. Украшением мужчин служили пояс, кинжал, газыри, женщин – налобная цепочка из серебра или меди, пришиваемая к чухто, кольца, серьги, шейные цепочки, подвески, бусы, медные и серебряные монеты. Ежедневная пища – хинкал с мясом и чесноком, пресный хлеб. Чамалалы создали богатый песенный и танцевальный фольклор на аварском языке. Основные музыкальные инструменты – пандур (струнный инструмент со струнами из кишок животных), зурна (род дудки), бубен. Из календарных обрядов основной – праздник первой борозды. Сохранились вера в духов гор, культ святых, предков. Были распространены знахарство, гадания, обряды вызова дождя, солнца, различные виды магии.

Цезские народы, группа народов в Российской Федерации в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая численность (вместе с андийскими народами) 55–60 тыс. человек. Языки образуют подгруппу в составе нахско-дагестанских языков. Родственны аварцам, в составе которых цезские народы учитывались в переписях населения СССР. Говорят на цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими языками значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно владеет аварским, представители среднего и старшего поколений – грузинским языком. Письменность на аварском языке. Верующие – мусульмане-сунниты.

Бежтинцы, (бежтины – самоназвание, хьванал по-аварски – «лошадники»), народ в России (8 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). Общая численность 9 тыс. чел. Говорят на бежтинском языке. Распространены аварский, русский, грузинский, цезский, гунзибский, гинухский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие – мусульмане-сунниты. Входили в состав военно-политического союза Дидо, с XV в. – в Андухо-Капучинский союз конфедерации Антль-Ратль. С XVIII в. союз распался на Анцухский и Капучинский союзы сельских общин, в последнем были объединены бежтинцы и гунзибцы. Поддерживали тесные экономические и военно-политические связи с Грузией. После присоединения Дагестана к России (1813 г.) приняли участие в борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. В 1921 г. вошли в состав Дагестанской АССР. В советское время часть бежтинцев переселилась на Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком.

Основные традиционные занятия – отгонное животноводство и пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, полба, овёс, бобовые, чеснок, табак). В советский период увеличились площади под зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (на Кумыкской плоскости). Семья преимущественно малая, до середины XX в. бытовали формы неразделённой семьи. Сохраняется определенное значение тухумов. Бежтинцы были организованы в общины-джамааты. Сохраняются традиции семейной, похоронно-поминальной обрядности, обычаи почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимства, куначества. Поселения двух типов – селение и хутор Планировка ступенчато-кучевая и разбросанная, подступы охранялись многоярусными боевыми башнями. Традиционое жилище – прямоугольное, каменное двух- трехэтажное, многокамерное, крыши плоские, у отдельно стоящих построек двускатные. Традиционные открытые лоджии вытеснены крытыми галереями. Мужская одежда: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерстяные сапоги, кожаная, войлочная обувь на деревянной подошве. До второй половины XIX в. носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и бороду. Женская одежда: платья-рубахи, платья, длинные штаны, матерчатый пояс-повязка, чепец-накосник чухту, платки, шали, разнообразные серебряные украшения. Обувь такая же, как у мужчин. Традиционная пища мучная и мясо-молочная: хинкалы, лепёшки, пресный и кислый хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное мясо, сыр, пироги. Отмечаются мусульманские и календарные праздники, характерны увеселительные собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные передаются на аварском и бежтинском языках.

Гинухцы, (генухцы, гьинози, гьенозе – самоназвание), народ в России. Численность 0,6 тыс. чел. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гинухском языке. Распространены также аварский, русский, гунзибский, бсжтинский, цезский и грузинский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие – мусульмане-сунниты. В раннем средневековье подвергались христианизации. В XV –XVIII вв. были исламизированы. После присоединения Дагестана к России (1813 г.) приняли участие в борьбе горцев Дагестана и Чечни на стороне Шамиля. Приняли активное участие в восстании горцев 1877 г., после его подавления многие гинухцы переселились в Турцию и Иран. С 1921 г. в составе Дагестанской АССР. В 1944 г. гинухцы принудительно были переселены на территорию депортированных чеченцев, в 1957 г. вернулись на свою территорию.

Основные занятия – скотоводство, главным образом овцеводство. Разводили также коров, коз, лошадей, пчёл, занимались охотой. На небольших участках террасного типа выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овёс. Домашние ремёсла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, перемётных сум, вязаной обуви и носков, войлока, кузнечное дело, изготовление деревянных орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жёстко регламентировалось. Была развита меновая торговля. Основа традиционной социальной организации – община (джамаат) скотоводов-воинов. Сохранялась роль тухумов. Преобладала малая семья, сохранялись формы неразделённой семьи. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, родственной и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества. Жилища прямоугольные в плане, каменные, двухэтажные, с хлевом на первом и жильём на втором этаже. Крыши двух типов: двускатные, крытые дранкой и плоские, земляные. Второй этаж с фасада часто предваряется галереей, местами сохранились открытые лоджии. Мужская традиционная одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, различные овчинные шубы, овчинная папаха, вязаные шерстяные сапоги с узорным цветным орнаментом, низкая сыромятная обувь, туфли на твёрдой подошве, сапоги из лайки, войлочная обувь, башмаки, ноговицы, со второй половины XIX в. сапоги с каблуком русского образца. Носили ремень с серебряными украшениями, кинжал в кожаных (реже – в серебряных) ножнах. Женская одежда: туникообразные платья-рубахи, отрезные распашные платья, штаны с узкими штанинами до щиколоток; чепец-накосник чухту, шерстяные и шёлковые платки, тёплые шерстяные шали, матерчатый пояс-повязка. Обувь та же, что и у мужчин (кроме лайковых и кожаных сапог). Украшения серебряные с драгоценными камнями. Пища в основном мучная и мясо-молочная. Основные блюда – хинкалы, толокняное тесто, лепёшки, хлеб, каши, пироги с сыром, травой, мясом, вареники, молочные и мясные похлёбки. Устное народное творчество на аварском и гинухском языках. Развита народная медицина. Сохранились традиционные представления, связанные с магией, культом предков, анимизмом, тотемизмом и др., верой в чертей, джиннов, хозяев леса, гор, рек, озер и т. д.

Гунзибцы, (гьунзалъ, хунзалис – самоназвание), народ в России (1,35 тыс. чел.). Живут также в Грузии (0,35 тыс. чел.). Общая численность – 1,7 тыс. чел. Относятся к цезским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на гунзибском языке. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Распространены также русский, аварский, бежтинский, цезский и грузинский языки. Верующие – мусульмане-сунниты. До XV в. гунзибцы входили в состав военно-политического союза Дидо. С IV–V вв. осуществлялась христианизация жителей Западного Дагестана грузинскими миссионерами, в XV–XVIII вв. гунзибцы были исламизированы. С XV в. вместе с бежтинцами и анцухцами в Анцухо-Капучинском союзе сельских обществ конфедерации Антль-Ратль; в XVIII в. объединялись с бежтинцами. С 1840-х гг. приняли участие в борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. В 1921 г. вошли в состав Дагестанской АССР. В 1944 г. гунзибцы были переселены в Новолакский район, в 1957 г. вернулись на свою территорию. Часть гунзибцев переселилась на равнину в Кизилюртовский район.

Основные традиционные занятия – отгонное скотоводство (главным образом овцеводство), террасное пашенное земледелие. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, овёс, просо, в небольших количествах сажали бобы, горох, фасоль, табак. Домашние промыслы: обработка шерсти (выделка сукон, войлока, вязаной обуви, паласов и др.), металла, дерева, камня. В наши дни у гунзибцев превалирует отгонное овцеводство, на втором месте – полеводство; на равнине основное занятие – земледелие (полеводство, овощеводство, садоводство). Гунзибцы были организованы в общины – джамааты воинов-скотоводов и землепашцев. Сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений – тухумов. В общине могло быть от двух-трёх до семи-восьми тухумов. Главы тухумов обычно являлись старейшинами. Тухумная поддержка и солидарность не утеряли своего значения и в наши дни. Семья малая, но сохраняются пережитки семейно-общинных организаций, рудименты мужских союзов – традиционные многодневные мужские увеселительные собрания в зимний период. Селения гунзибцев ступенчато-кучевые. Строились многоэтажные боевые башни. Наружные стены построек глухие, с бойницами, примыкали одна к другой. В центре селения, как правило, у мечети, расположен годекан – место вечернего сбора мужчин. Дома каменные, прямоугольные в плане, двухэтажные, с хлевом и другими хозяйственными помещениями на первом и жильём на втором этаже. Открытая лоджия ныне заменена крытой галереей. У жилищ, образующих сплошную ступенчатую застройку, крыши плоские, земляные, у отдельно стоящих – как правило, двускатные, крытые колотыми сосновыми дощечками. Традиционный мужской костюм: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, овчинные шубы, папахи; обувь вязаная, кожаная, войлочная. Основные элементы женского костюма: платье-рубаха, подпоясанное матерчатым поясом, штаны, чепец с накосником (чухту), платки, шали; те же виды обуви. Серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, височные подвески и др. Пища мучная и мясо-молочная. Основные блюда: лепёшки, хлеб, тесто-толокно, хинкал, каши, пироги, курзе, мучные и мясные похлёбки. Устное народное творчество двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки и др. на аварском и гунзибском языках. В быту сохранились пережитки традиционных представлений: вера в злых духов, чертей, ведьм, домовых, магию и т. д.

Дидойцы, (самоназвание – дидои, циунтиал, дидо, что означает «орлы»), народ в России (7 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, коренному населению Западного Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). Общая численность 8 тыс. чел. Часть исследователей считает дидойцев субэтпической группой аварцев. Говорят на цезском языке. Распространены также русский, аварский и грузинский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие – мусульмане-сунниты. В античных источниках дидойцы (дидури) упоминаются как племя на Кавказе. Под этим названием известна (до середины XI в.) конфедерация союзов селельских общин, включавшая многие горские народы Западного Дагестана. С конца XV в. дидойцы – этническое понятие. После присоединения Дагестана к России (1813 г.) дидойцы приняли участие в освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, а также в антиколониальном восстании 1877 г. В 1921 г. они вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 г. – Республика Дагестан.

Традиционные занятия – отгонное животноводство, главным образом овцеводство, пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, овёс, полба, бобовые, с конца XIX в. – кукуруза, картофель). Было развито сукноделие, выработка кож и овчины, кузнечное ремесло, изготовление деревянной утвари. Распространены отхожие промыслы. Дидойцы были организованы в общины-джамааты и кровнородственные союзы – тухумы. Преобладала малая семья, но до 40-х гг. XX в. существовали формы неразделённой семьи. Селения ступенчато-кучевые, укреплялись боевыми башнями. Основной тип жилища – прямоугольное в плане двух- и трёхэтажное каменное строение, первые этажи – хозяйственные службы, верхний этаж – жилой. Открытые лоджии с XIX в. заменяются галереями. Крыши плоские, земляные, у отдельно стоящих домов и хозяйственных построек – двускатные. Традиционная одежда общедагестанского типа, у мужчин: рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерстяные сапоги, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока, дерева и др. Голову брили, носили усы и бороду. Женская одежда: туникообразные платья-рубахи, штаны, чепец-накосник, шерстяные и шёлковые платки, шали, та же обувь, что и у мужчин. До XX в. зимой иногда носили штаны и рубахи из овчины мехом вовнутрь. Женские украшения из серебра: серьги, кольца, браслеты и др. Традиционная пища мучная и мясо-молочная. На аварском и цезском языках передаются пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки, плачи, колыбельные и др. Характерны увеселительные собрания по половозрастному принципу в осенне-зимний период. У дидойцев до сих пор сохранились пережитки культов земли, неба, светил, огня, анимистические и тотемические представления.

Хваршины, (акьилько – самоназвание), народ цезской группы численностью 2 тыс. чел. Все переписи населения включали их в состав аварцев, поэтому по переписи 2002 г. хваршинами назвали себя 121 человек. Говорят на хваршинском языке с небольшими диалектными особенностями в каждом селе. Распространены также аварский, русский, тиндинский языки. Письменность на основе русской графики на аварском языке. Верующие – мусульмане-сунниты. Живут в Дагестане, в юго-восточной части высокогорного Цумадинского районна, вдоль ущелья, образованного р. Хваршинка, притоком р. Андийское Койсу, в 7 поселениях (Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Иихоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни). Около 70 % хваршинов живёт на равнине – в Хасавюртовском и Кизилюртовском районах.

Основное занятие – скотоводство, главным образом – овцеводство. Существовало богарное плужное земледелие на склонах гор. Пахотное орудие – древнейший горский плуг – баруц. Промыслы – производство сукна и особых ворсистых одеял (цахъала), паласов, вязание шерстяных носков, сапог, валяние войлока, изготовление деревянной мебели, кухонной утвари, долблёных бочек и ульев. Получили развитие пчеловодство, бортничество и охота.

Селения хваршинов представляли собой общины-джамааты, управлявшиеся сельским сходом, старейшинами, духовным главой (дибир), исполнителями, глашатаем, с 60-х гг. XIX в. – старшиной. Семьи, имевшие общего предка по мужской линии, составляли тухум, предпочтительно эндогамный, были связаны взаимопомощью. Существовали левират, сорорат. Развиты были обряды сватовства, обычай умыкания в различных видах (уводом, прикосновением, снятием платка с головы и др.). Большую роль играли гостеприимство, куначество, обычаи взаимопомощи и кровной мести. Села хваршинов располагались на естественно укреплённых местах. Жилища – прямоугольные, в основном двухэтажные, каменные, с турлучными внутренними стенами и с открытыми лоджиями на втором этаже. Первый этаж – хлев, второй – жилой, имевший жилую и «нарядную» комнаты. Крыши были плоскими, земляными. Двором часто служила крыша нижерасположенного дома. К дому примыкали деревянные пристройки для хранения продуктов.

Мужской костюм состоял из рубахи, штанов, распашного бешмета, черкески; в зимнее время надевались разновидности овчинных шуб, овчинные куртки, войлочные накидки, популярны были андийские бурки. Головным убором служили белые или чёрные овчинные папахи нескольких типов: конусообразные, цилиндрические, трапецивидные. Наиболее распространённой обувью были шерстяные вязаные сапоги с войлочной простёганной подошвой и усечённым носком, орнамент – мелкий тёмный рисунок по белому полю. Украшением костюма служил кожаный ремень с серебряными бляшками, на котором справа висели пистолет (тапанча) и серебряная коробочка (гъутугъ) с нутряным жиром для смазывания рук, слева – кинжал. На большом пальце правой руки носили серебряную печатку, на запястье мужчины и женщины обязательно носили браслет из чёрного войлока. Голову мужчины брили наголо, отпускали усы, женатые мужчины – небольшие бороды.

Одним из основных элементов женского костюма было платье-рубаха туникообразного покроя с боковыми клиньями, прямыми вшивными рукавами без ластовиц и разрезом на груди. С конца XIX в. молодые женщины надевали поверх платье на кокетке, а девушки – отрезное платье, присборенное или в складку. Обязательным для всех видов платья остался красный трёхметровый кушак, подпоясанный в два оборота; концы его опускались спереди или сбоку. Зимой носили овчинные шубы. Вторым основным элементом женской одежды были штаны – прямые и очень широкие за счёт квадратного клина в верхней части. Штаны стягивались на бёдрах узким гашником, связанным из шерстяных ниток; концы гашника украшались кисточками. Низ штанин обязательно украшался тремя полосками грубого шёлка зелёного, красного и чёрного цветов. В тёплое время года штаны носили навыпуск, зимой заправляли в обувь. В качестве головных уборов служили чухту и квадратный платок (4´4 м). Женская обувь отличалась от мужской только декором и длиной голенищ. Девочкам заплетали волосы в несколько косичек, девушки – в две косы, взрослые женщины часто сбривали волосы на затылке, а пожилые оставляли только чуб. Украшением для женщин служили серебряные монеты, нагрудник. Носили также пластинчатые ожерелья, браслеты, серьги, кольца, деревянные, коралловые и янтарные бусы.

Пища мучная и мясо-молочная: основные блюда – хинкал дискообразной формы диаметром 10–12 см, пресные чуреки, комки густого теста из толокна (муки из жареного ячменя), сдобный хлеб, молочные, мясные и зеленые супы, пироги с творогом, зеленью, мясом и др., вареники с такой же начинкой. Были распространены густые компоты из лесных фруктов и ягод, травяные отвары, злаковые хмельные напитки. Помимо мусульманских праздников праздновались также самый короткий день года (День безделья), праздник середины зимы (в начале февраля), первой борозды, окончания сбора урожая и др. Проводились обряды вызывания дождя и солнца. Фольклор двуязычен: пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды, сказки, песни, плачи и др. передавались на хваршинском и аварском языках. Почти в каждом селении были образованные люди, которые свободно владели арабским языком. Сохранились домусульманские верования, связанные с тотемизмом, культом предков, обожествлением объектов природы и её сил, демонологическими представления.

Дополнительная литература

1. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986. (225)

2. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л.: Наука, 1982. (225)

3. Регионоведение. Юг России. Краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2003. (334)

Очерк 4. Народы Дагестана: лакцы, даргинцы, кайтагцы и кубачинцы

Лакцы, (лак – самоназвание), народ в РФ численностью 118,1 тыс. чел., из них в Дагестане – 91,7 тыс. чел. В прошлом лакцев называли казикумухцами. Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи, который имеет ряд диалектов. Письменность на русской графической основе. Верующие – мусульмане-сунниты. На территории проживания лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с XVIII в. объединявшее кроме лакцев лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединённое в 1820 г. к России, ханство было в 1859 г. преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области. С 1922 г. Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР. В 1944 г. часть лакцев была переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.