Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ранние формы верований и культы в первобытном обществе. Проблема происхождения религии




Проблема происхождения религии.

План.

Происхождение и ранние формы религии.

Тема 2.

 

1. Проблема происхождения религии.

До середины XIX века доминировала богословская концепция происхождения религии, согласно которой религия имеет божественную природу. Бог сотворил мир, природу, человека и дал ему религию для того, чтобы человек при определённых условиях мог общаться с Богом. Блаженный Августин писал, что всякий нормальный человек рождается с идеей о Боге, внедрённой в само его сознание. Теологи приводили немало различных способов рационального обоснования бытия Бога.

1.Космологическое доказательство было сформулировано богословом Фомой Аквинским. Мир должен иметь первопричину, импульс всякого начала, движения. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог.

2.Онтологическое доказательство было сформулировано Ансельмом Кентерберийским. Оно состоит в следующем: человеку свойственно понятие о бесконечном и совершенном, существование является обязательной и необходимой частью совершенства. Вывод: бесконечное и совершенное – то есть, Бог – существует, поскольку само определение совершенства включает в себя и существование.

3.Нравственное доказательство выдвинуто немецким философом Э.Кантом. Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога. Бытие Бога признаётся недоказуемым с помощью теоретического разума, но необходимо с точки зрения морали и практического разума.

4.Историческое доказательство – история не знает ни одного народа, который был бы совершенно лишён веры.

5.»Чудесное» - существует множество засвидетельствованных фактов чудесных событий. Чудо – это явление, которое можно объяснить только сверхъестественным вмешательством Бога.

Но изучение религий мира установило, что монотеизм не является исходным пунктом религиозной истории, а является продуктом длительной эволюции религии. Это стало причиной появления концепции «промонотеизма». Впервые она была сформулирована шотландским учёным Э.Лэнгом, но в наиболее полной форме изложена католическим священником В.Шмидтом в его труде «Происхождение идеи Бога». Согласно этой теории всем формам религии предшествовала вера в единого Бога-творца, а политеизм, легенды, мифы являются позднейшими искажениями этой веры.

Светский подход не даёт однозначного ответа на вопрос о происхождении религии. Существует множество научных теорий, которые исходят из того, что религия – явление социальное или психологическое и возникает на определенных ступенях развития человеческого общества.

Элементы натуралистического подхода к проблеме происхождения религии можно встретить ещё в античности у Эпикура, Лукреция, Демокрита. Последний считал, что древние, наблюдая небесные явления: гром, молнии, затмения луны и солнца, приходили в ужас и полагали, что виновники всего этого боги. Натуралистическая идея была популярна и в эпоху Возрождения. Дж.Боккачо (1313-1375) в своём трактате «Генеалогия языческих богов» истолковывает мифические образы как аллегории звёздного неба.

Центральным принципом концепции Ш.Ф.Дюпюи (1742-1809) была астральная идея, согласно которой мифы представляют собой образы божественной эманации в космосе и отражают движение небесных тел. Натуралистическая идея подметила природоморфность религиозно-мифологических образов. Культы различных явлений природы – животных, растений, гор, рек и т.д. – были широко распространены на ранних этапах человеческой истории. Однако исключительный акцент на грозных и разрушительных силах природы при объяснении причин появления религии не давал полного объяснения проблеме происхождения религии.

Популярной у философов была и идея невежества как причины появления религии. Например, П.Гольбах писал:»Толпа видит чудеса и знамения во всех поражающих её явлениях, понять которые она не может; она называет сверхъестественными производящие их причины».

Многие философы, начиная с античности, объясняли появление религии психологической идеей страха. Абсолютное большинство источниками страха называли грозные и разрушительные силы природы. Важный вклад в развитие этой идеи внёс Б.Спиноза. Страх и неуверенность, по его мнению, порождаются не только природными, но и общественными явлениями.

Философы-просветители развили эту идею. Так, Л.Фейербах рассматривал религию как проекцию человеческих заблуждений. К.Маркс и Ф.Энгельс подчёркивали, что в классовых обществах поддерживается дальнейшее существование религии, отношениями господства и подчинения, которые всячески порабощали человека и требовали понятного ему объяснения этого произвола. Они высказали предположение, что по мере развития науки и роста уровня образования религия постепенно себя изживёт.

Одной из ранних теорий происхождения религии стала идея обмана, согласно которой религия навязана людям извне с помощью обмана. Известны три её разновидности, в соответствии с первой религия введена царями и законодателями, согласно второй – жрецами, согласно третьей – философами и мудрецами (Критий, Вольтер, Д.Дидро). Конвенциональная теория пытается ответить на вопрос, каким образом вымысел законодателей, жрецов, философов смог стать общим достоянием всех народов. Её сторонники полагали, что возникновение и существование религии является продуктом договора законодателей, жрецов и их народов, или целых народов друг с другом.

Сторонники социологического подхода к проблеме происхождения религии – О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер рассматривают религию как социальный институт. Они демифологизировали религию и показали её связь с другими формами общественного сознания: идеологическими, нравственными, правовыми, экономическими. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912 г.), опираясь на исследование австралийских тотемических культов, прослеживает первобытные истоки религии и стремится показать её влияние на формирование человеческих общностей. По его мнению, основная функция религии это пробуждение человеческой солидарности и выдвижение идеалов, ценностей и норм, стимулирующих общественное развитие. Религия рассматривается как основа единства общества. Источник религии само общество, вне зависимости от его классового устройства, религия появляется как ответ на определённые требования, связанные с условиями общественного существования.

М.Вебер развил идею взаимосвязи и взаимообусловленности религии и экономики не только на примере протестантизма («Протестантская этика и дух капитализма»), но и применительно к другим конфессиям – индуизму, буддизму, иудаизму и т.п.

Вебер заложил основы сравнительной социологии религии, классифицировал типы пророчеств, ввёл такое понятие как харизма (духовная власть, основанная на экстрординарных личных способностях).

Социальная психология и психоанализ попытались подойти к проблеме происхождения религии с другой стороны: они исследовали влияние религиозного фактора на отдельно взятую человеческую личность и последующую проекцию индивидуальной психики на общество. З.Фрейд считал, что религия - это массовая иллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивых состояний. Как невроз она возникает вследствие подавления первичных природных влечений и, подобно неврозу с помощью стереотипных действий и ритуалов создаёт сложную систему психологических компенсаций, помогающих людям приспособиться к условиям своего существования. Несмотря на это религия, по Фрейду, всегда выполняла и продолжает выполнять три важных стабилизирующих и организующих функции: во-первых, она «удовлетворяет человеческую любознательность»; во-вторых, «умаляет страх людей перед опасностями и превратностями жизни», утешает их в несчастье» и, наконец, в-третьих «даёт предписания», «провозглашает запреты и ограничения» (Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989, с.402).

В работе»Тотем и табу» Фрейд пришёл к выводу, что религия возникла в форме тотемизма, где убитый сыновьями отец, стал тотемом своих потомков. Свои амбивалентные чувства к отцу – любовь и ненависть – сыновья перенесли на тотемное животное. Тотемистическая религия произошла из осознания сыновьями своей вины и со временем «заместитель» отца – тотем превратился в бога. Фрейд рассматривает религию как навязчивый детский невроз, и, по его мнению, в период детства человек проходит огромный путь от каменного века до современной цивилизации.

Если у Фрейда преобладает разоблачительная тенденция по отношению к религии, то К.Юнг пытается примирить науку и веру, психологию и религию. Юнг использует понятие коллективного бессознательного, представляющего собой хранилище человеческого опыта, архитипов – основополагающих идей и образов, встречающихся во всех культурах. Проникновение этих образов из бессознательного в сферу сознания, он рассматривал в качестве основы религии.

Антропологический подход к проблеме происхождения религии рассматривает эту проблему на примере примитивных первобытных культур. Э.Б.Тайлор в работе «Первобытная культура» выдвинул анимистическую теорию религии. Анимизм, по его мнению, является не только исходной религиозной формой, но и основой всей религии в целом. Из анимизма развиваются культ предков, фетишизм, тотемизм, политеизм и, наконец, монотеизм.

В труде «Золотая ветвь» Дж.Фрезер делает вывод, что магия предшествует религии, а с развитием научного знания религия уступает место науке. Р. Маррет обосновывает идею преанимизма, существование некой первичной стадии религии, предшествующей анимизму.

В современной науке распространён комплексный подход к проблеме: происхождение религии есть следствие взаимодействия многих факторов – социально-экономических, духовных, материальных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.