Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историческая школа




 

Промышленный переворот в Германии начался с большим опозданием, только в 30-е г. XIX в. Это объясняется затянувшейся феодальной раздробленностью Германии (вплоть до 1871 г. в сущности Германии как единого государства еще не было), что сковывало деловую активность. В сильном, едином государстве были заинтересованы все слои населения, поскольку это сулило мир, безопасность, экономическую стабильность и развитие.

В период объединения германских земель в единое государство в середине XIX в. возникает новое направ­ление экономической мысли, получившее название исторической школы, представители которой не соглашались с абстракциями и обобщениями классической политэкономии, считая, что нет универсальной теории, пригодной для всех стран, а особенно для Германии. По их мнению, на развитие народного хозяйства оказывают воздействие не только экономика и политика, но и множество неэкономических факторов, к которым относятся национальные особенности и традиции, историческое развитие нации, ее менталитет, географические условия страны, особенности национальной культуры, психологии, религии.

Экономические и неэкономические факторы, считают представители исторической школы, взаимосвязаны и взаимообусловлены (классики считали, что чем выше уровень производительных сил общества, тем более развитой будет социальная среда), однако, делают значительный акцент на особую роль в экономическом развитии неэкономических факторов, что привело к насаждению вГермании идей о так называемом «немецком национальном духе» и особой исторической миссии «арийской расы» и т.д. Например, М. Вебер в книге «Протестантская этика и дух капитализма» говорит об исключительно важной роли в создании цивилизованного общества одного из течений про­тестантской религии - кальвинизма.

Наконец, третьей методологической особенностью исторической школы являются разногласия по поводу места и роли в экономической науке исторического метода (у классиков историзм проявляется через критерий выделения на различных этапах развития государств главных и неглав­ных классов общества). Немецкие авторы, обосновывая этапы экономического развития, хозяйственный критерий противо­поставили классовому. Они попытались дать свою схему эволюции хозяйственных ступеней народов. Например, Ф. Лист утверждал, что «человечество» прошло пять ступеней: а) период дикости; б) пастушеский; в) земледельческий; г) земледельческо-промышленный; д) земледельческо-промышленно-торговый период. А по Б. Гильдебранду общество прошло три ступени: натуральное, денежное и кредитное хозяйство (в основе его схемы лежат различия в состоянии обмена).

Однако новизна историческо­го метода немецких авторов из-за их оторванности от уже достигну­тых в ту пору научных основ экономической теории так и не позво­лила исторической школе Германии занять лидирующее место в мировой экономической науке и опровергнуть основные теорети­ко-методологические упущения классической политической эконо­мии.

Родоначальниками немецкой исторической школы являются Адам Мюллер и Фридрих Лист.

Адам Мюллер(1779 - 1829 гг.) в «Основах искусства управле­ния государством» утверждает, что политичес­кая экономия прежде всего национальная наука, поскольку нация - это структурообразующий элемент всей жиз­ни общества, в том числе и экономической. Нации присущи целост­ность и преемственность развития, она придает эконо­мике чрезвычайно индивидуальный и специфический характер. Поскольку экономическая сфера является лишь одной стороной народной жизни, то она должна служить общим, обязатель­но нравственнымцелям общества. А нравственность, слагаемая из традиционных законов и обычаев, передаваемых из рода в род, от отца к сыну, является тем фундаментом, на котором должна выстраиваться экономическая жизнь общества.

Фридрих Лист(1798 – 1846 гг.) в «Национальной системе политической экономии» сформулировал теории производительных сил, экономического прогресса нации в процессе смены устаревших стадий производства новыми, обосновал необходимость активной экономической поли­тики государства.

Развивая идеи Мюллера, утверждал, что нация единое целое, результат предшествующего развития, традиций, опыта, знаний, приобретенных в результате прохождения через стадию «дикости», «пастушескую» и «земледельческую» и достижения «земледельческо-промышленной» ступени развития. От умелого использования и приумножения знаний, навыков, полученных на различных этапах ее становления, преемственности идей и тради­ций («умственного капитала»), а также от природно-географических условий и численности населения зависит увеличение произ­водительности труда и развитие всех сфер производства.

Богатство нации накапливается не путем индивидуальной деятельности людей на основе разделения труда и обмена, а в результате объединения этой деятельности государством. Таким образом, государственная власть должна скоординировать функционирование и развитие всех звеньев народного хозяйства, делая упор на национальные интересы. Именно государство должно осуществлять «промышленное вос­питание» нации. Суть «воспитания» в игнорировании личных интересов во имя спасения и сохра­нения нации, т.е. необходимо жертвовать своим благосостоянием во имя быстрого и эффективного развития производительных сил нации. При этом преимущества должны получать только конкурентоспособные отрасли. Государство, проводя политику протекционизма, должно защищать молодые отрасли до тех пор, пока они не достигнут уровня международной конкурентоспособности, а также стимулировать раз­витие транспорта и технических знаний. Например, пропагандируя германскую желез­нодорожную систему, Лист указывал, что национальная система пу­тей сообщения является необходимым условием полного развития мануфактурной промышленности, поскольку благодаря строительству железных дорог расширится оборот минеральных ресурсов и готовой продукции на всем пространстве го­сударства, сложится внутренний рыно­к. Неизбежное при протекционной системе повышение цен, по мне­нию Листа, с выигрышем компенсируется за счет расширения рын­ков сбыта; благодаря ассоциации национальных производительных сил земледельцы гораздо более выигрывают от расширения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, чем теряют от увеличения цен на промышленные товары.

Таким образом, отличия взглядов Листа от взглядов классиков заключаются в следующем.

1. Производительные силы – это способность создавать богатство нации, в их состав Лист вклю­чал различные институты, способствующие экономическому разви­тию (от христианства и единоженства до полиции безопас­ности).

2. Учению о разделении труда и принципу сравнительных пре­имуществ Лист противопоставил концепцию национальной ассоци­ации производительных сил, подчеркнув приоритет внутреннего рын­ка над внешним,и преимущества сочетания фабрично-заводской про­мышленности с земледелием. Однако он не против свободы внешней торговли, к ней следует вернуться после полного подъема промышленности. Лист пишет, что во внешней торговле достигнет больших успехов только та нация, которая доведет фабрично-заводскую промышлен­ность до степени высшего развития. Земледельческая же страна, получающая из-за моря достаточного количества потребительских товаров, орудий производства, разрывается как бы на две части: приморскую, заинтересованную в спекулятивном экспорте продуктов земледелия, и внутренние области страны, ока­зывающиеся в убытке.

3. Лист дает свою трактовку категории земельной ренты, считая местоположение – решающим, а различия в естественном плодородии земель несущественным фактором. По Листу, рента и ценность земли зависит от близости участка к городу.

Мечту Ф. Листа о единой Германии не только воплотил в жизнь О. Бисмарк, но и решительно направил экономическую политику в сторону таможенного протекционизма. Однако идеей Листа о гос­подстве Германии в Европе в будущем воспользо­вались нацисты для оправдания своей геополитики в межвоен­ный период XX в.

Различают три этапа развития исторической школы: первый этап 40 - 60-е гг. XIX в, получивший название «старая ис­торическая школа»; второй – 70 - 90-е гг. XIX в., названный «новой исторической школой»; третий этап - первая треть XX в., именуемый «новейшей исторической школой».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.