Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кембриджская маржиналистская школа




 

В конце XIX – начало XX в. возникли крупные капиталистические предприятия и зародились монополии. Эти явления привели к изменениям в условиях функционирования предприятий, усложнили процесс производ­ства и обращения, что отразилось и на теоретических представлениях о закономерностях хозяйственной жизни. В сложившихся условиях необходимо было выработать эффективную экономическую политику объединения фирм. Этим и занялась кембриджская школа, основные идеи которой изложены в трудах Альфреда Маршалла (1842-1924 гг.), «Экономика промышленности», «Промышленность и торговля», «Деньги и торговля» и другие. «Принцип экономической науки» положил начало новому направлению в экономической мысли, получившему впоследствии название нео­классического направления, которое многие экономисты называют вторым этапом в развитии маржинализма. А. Маршалл попытался создать синтетическую тео­рию стоимости на основе различных, порой противоположных концепций.

А. Маршалл с одной стороны использовал методоло­гическую систему маржинализма (нейтральный подход к предмету исследования и внеисторический взгляд на категории экономики), но с другой стороны критиковал пози­цию австрийской школы за субъективную оценку предельной полезности в анализе процесса ценообразования, отводя последним место одного из влияющих на спрос факторов.

Центральное место в творчестве А. Маршалла и его школы занимает изучение рыночного механизма ценообразования. Он был противником теории стоимости Рикардо (цена формируется только на основе издержек). Маршалл рыночную цену рассматривал как результат пересечения цены спроса (максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за данный товар), определяемой предельной полезностью, и цены предложения (минимальная цена по которой производитель готов производить и поставлять товар на рынок), определяемой предельными издержками. Он утверждает, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета при определении цен, они являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. Но в зависимости от продолжительности исследуемых временных пе­риодов рав­ноправие факторов исчезает, в результате то спрос, то предложе­ние берут на себя роль ведущего ценообразующего фактора. В крат­косрочном периоде приоритет получает спрос, поскольку предложение сразу не может поспеть за изменением спроса, так как для изменения предложения требуются но­вые условия производства, например, создание дополнительных или новых производственных мощностей. Поэтому в краткосрочном периоде любое повышение спроса ведет к росту цены. Предприни­матель при данных условиях получает временный дополнительный доход или квазиренту, представляющую разницу между новой, более высокой ценой товара, издержками его производства и существующей нормой при­были. Однако рост цен создаст условия для роста предложения, в результате цена снизится и квазирента исчезнет. В долгосрочном периоде основным ценообра­зующим фактором уже является предложение и связанные с ним издержки производства, т.е. производство определяет движение потребностей, которые затем выступают в виде предель­ных полезностей и спроса. Но издержки произ­водства, по А. Маршаллу, определяются суммой страданий, которые вызываются, с одной стороны, трудом, а с дру­гой - воздержанием от непроизводительного потребления капитала.

В противовес трудовой теории стоимо­сти Рикардо и теории прибавочной стоимости Маркса Маршалл создает психологическую теорию, опирающуюся на теорию воздержания Сениора. Маршалл утверждает, что и рабочий, и предприниматель приносят жертвы в процессе производства. Жертвой со стороны рабочего яв­ляются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовы­ми усилиями. Жертвой со стороны работодателя является то, что он не может использовать капитал для получения удовольствия от личного потребления и поэтому вынужден ждать. Поэтому, считает Маршалл, денежные издержки производства или цена предложения конк­ретного товара должны обеспечивать компенсацию отрицатель­ных ощущений субъектов производства, которая включает заработную плату (за усталость) и предпринимательский доход (плату за воздержание, неуверенность, риск). Однако данная концепция не достаточно убеди­тельна, поскольку ожидание само по себе не может быть источником при­были, а психологические переживания субъектов производства весьма разнородны и поэтому трудноизмеримы. Отсюда следует, что Маршалл не желает замечать проблему прибавочной стоимости и тесно связан­ную с ней проблему эксплуатации труда капиталом.

А. Маршалл показал динамику издер­жек производства в зависимости от изменения объема производ­ства на микроэкономическом уровне. Он предложил три воз­можных модели динамики издержек. Первая модель: существуют отрасли, где предельные издержки, и, следовательно, цена предложения не зависят от объема выпускаемой продук­ции (закон постоянной отдачи или закон постоянной производи­тельности, который гласит: «Увеличение объема затрат труда и других издержек ведет к пропорциональному увеличению объемов продукции»). Вторая модель: есть отрасли, в которых с увеличе­нием объема производства предельные издержки при создании единицы продукции снижаются (закон возрастающей отдачи или закон возрастающей производительности, который гласит: «Увеличение объема затрат труда и капитала обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала … дает пропорционально более высокую отдачу…»). Третья модель: существуют производства, где по мере их расширения наблюдается рост предельных издержек и соответ­ственно цен предложения. Во втором и третьем случаях цена пред­ложения связана с объемом произведенной продукции и опреде­ляется через предельные издержки производства. Как видно из моделей с укрупнением производства предельные издержки либо развиваются параллельно, либо снижаются, либо растут. Таким образом, А. Маршалл включил в теорию ценообразования важное положе­ние о зависимости цены предложения от издержек производства.

Устанавливая взаимосвязь между ценообразованием и длитель­ностью временного периода, ученый сделал вывод о резком уве­личении воздействия предложения и издержек производства на механизм ценообразования. В связи с этим А. Маршалл различал три периода: 1) короткий, в течение которого производственные мощности не меняются; 2) длительный, когда можно изменить объем продукции путем вовлечения новых производственных мощ­ностей; 3) весьма длительный период, когда могут произойти из­менения в численности и структуре населения, технике производ­ства и капитале. Нормальная цена, или цена равновесия, опреде­ляемая издержками производства, устанавливается во втором пе­риоде, потому что игра спроса и предложения в течение длитель­ного периода приводит цены к издержкам, в результате чего и возникает устойчивое равновесие.

Предложенный А. Маршаллом механизм ценообразования бо­лее сбалансирован, нежели концепция австрийской школы. А ана­лиз фактора времени оказал существенное влияние на последующее развитие экономической науки. Например, Маршалл дает деление издержек на постоянные и переменные и убедительно доказывает, что в долгосрочном периоде это деление исчезает, поскольку постоянные издержки становятся переменными, а основной причиной, заставляющей фирму покинуть отрасль в долгосрочном периоде, является то, что издержки превышают цену.

Развивая теорию цены спроса, Маршалл создает концепцию эластичности спроса,которая показывает функциональную зависи­мость спроса от изменения цены. Маршалл определяет эластич­ность как соотношение между возрастанием имеющегося запаса товаров и падением цены и, наоборот, степенью уменьшения за­паса и повышением цены. Он также выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления, уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшей эластичностью обладают товары первой необходимости. Данная концепция получила развитие в практических исследованиях конъюнктуры рынка, при прогнозировании эффективного функционирования хозяйствен­ного механизма. Понятие эластичности в дальнейшем стало при­меняться в разработке не только проблемы цены и спроса, но цены и предложения товара, процента и предложения капитала, заработной платы и предложения рабочей силы и т.д. Неоклассическая теория А. Маршалла оказала заметное влия­ние на развитие экономической науки. Введенные Кембриджской школой в научный оборот концепции цены, спроса и предложе­ния, издержек производства стали предметом последующего изу­чения и развития. Современными экономистами широко исполь­зуются разработанные Маршаллом теории эластичности спроса, трехфазного равновесия, спроса и предло­жения и т.д.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.