Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные статусы и социальные роли 16 страница




В западной социологии интерес к проблематике жизненного пути резко возрос в последние годы в связи с активным применением би­ографического метода. Считается, что, исследуя жизненный путь человека путем анализа вместе с ним (как правило, в ходе глубо-

1 Ананьев Б Г. Hi6p психолси [руды В2-хт М, 1980 Т 1 С 67.


Глава 26. Образ жизни личности



кого интервью) его биографии, можно получить ключ к объяснению социального поведения личности.

С точки зрения социологии целесообразно рассматривать жизненный путь как процесс поэтапного включения каждого человека в систему об­щественных отношений, последовательной смены способов жизнедея­тельности, связанных с самореализацией и утверждением индивидов^.

Говоря о жизненном пути человека, справедливо подчеркивать его двойственный характер. С одной стороны, он представляет собой по­следовательное использование биологических возможностей человечес­кого организма, подчиненное законам онтогенеза (под ним понимается индивидуальное развитие организма, совокупность преобразований, претерпеваемых им от зарождения до конца жизни). Тем самым созда­ются предпосылки для проявления социальной сущности жизненного пути. Поэтому, с другой стороны, жизненный путь необходимо рассма­тривать как специфическое социальное явление, выражающее процесс последовательной смены образов жизни, перехода от одного к другому в ходе самореализации и самоутверждения личности, ее социализации.

Основные этапы жизненного пути и образ жизни

Действительно, в течение жизненного пути меняются доминантные формы и виды деятельности, составляющие базу развития личности. Дошкольный образ жизни характеризуется доминантой иг­ры — основным социальным пространством социализации ребенка. На смену дошкольному приходит школьный образ жизни с доми­нантой учебы как главной формы деятельности.

Окончание школы означает поворот на жизненном пути, в основе которого — выбор нового для личности образа жизни с иной доминан­той. Это либо студенческий образ жизни с образовательной деятельностью в качестве основного вида деятельности, либо образ жизни работающего человек ас доминантой труда в профес­сиональной деятельности, либо смешанный образ жизни (ве­дущими формами деятельности могут быть и учеба, и профессиональ­ный труд), в частности у учащихся профессиональных училищ, у молодых людей, обучающихся в учебных заведениях без отрыва от профессионального труда.

Выбор варианта жизненного пути, естественно, не завершает про­цесса социализации. Она продолжается в условиях, когда человек за­нят профессиональным трудом. Его определяющую роль в процессе становления и развития личности, ее жизненного пути глубоко обос-

1 См. Грибакин А В Жи.шенныи путь как социальное утверждение человека. Ир-кукж, 1985 С 63-64.



Раздел V. Личность


новали и хорошо показали еще социологи XIX в., подчеркнувшие ре­шающее значение производственного труда во всем способе деятель­ности человека. Их выводы подтверждаются не только процессом со­циализации человека в рамках «дотрудового» образа жизни, но и дальнейшим его развитием, в ходе которого профессиональный труд объективно становится доминантой личностного бытия.

Здесь имеется в виду улсе трудовой образ жизни, охватывающий не­сколько десятилетий профессиональной активности личности. Освое­ние ею нового образа жизни происходит за счет влияния производствен­но-трудовой деятельности на иные его формы и сферы. Поэтому если на ранних этапах жизненного пути доминантой образа жизни личности вы -ступает образовательная деятельность, то на зрелом этапепрофес­сиональный труд. Когда же к нему добавляется и образовательная дея­тельность, подразумевающая не только учебу, но и стремление человека к новым знаниям, к получению их в нестационарных формах, к самооб­разованию, то соединение этих двух доминант в образе жизни личности резко увеличивает насыщенность и эффективность жизненного пути (хотя и делает жизнь человека более напряженной).

На заключительном этапе жизненного пути, когда исчезает про­фессионально-трудовая основа образа жизни (что связано с уходом человека на пенсию), появляются его новые доминанты ~~ воспитание внуков, хозяйственно-бытовые занятия, работа на садово-огородном участке, общественная деятельность, передача опыта молодежи и т.д. И только с приходом глубокой старости, когда человека покидают си­лы, подступают немощь и болезни, постепенно происходит исчезнове­ние доминант деятельности. Это означает, что жизненный путь лич­ности приближается к завершению.

Этап «послетрудового» образа жизни, субъектами кото­рого являются лица пенсионного возраста, может длиться достаточно долго и представлять собой поле высокой социальной активности. Образец увеличения продолжительности этого этапа демонстрируют современные развитые страны: сохранение активного образа жизни с наличием нескольких его доминант в период между семьюдесятью и восемьюдесятью годами здесь уже давно не исключение. Конечно, следует отдавать себе отчет в том, что способ деятельности таких лю­дей имеет под собой в виде основы высокий уровень жизни с хорошим пенсионным обеспечением.

Смена образа жизни

Смена одного способа деятельности другим в рамках жизненного пу­ти личности — процесс не простой. Он обусловлен необходимостью


Глава 26. Образ жизни личности



отказа от уже сложившихся, освоенных доминант образа жизни и ин-тернализацией (интериоризацией) новых. Резкий переход от одной основы образа жизни к другой крайне неблагоприятно сказывается на личности, не позволяя ей удачно вписаться в новый социальный кон­текст, адаптироваться к иным, непривычным способам деятельности.

В этой связи целесообразно рассмотреть в качестве типичной си­туации жизненного пути переход личности от школьного к студенче­скому образу жизни. На первый взгляд основа образа жизни как буд­то бы остается прежней — это учеба. Однако различия в данной форме деятельности, равно как и в иных, столь разительны, что процесс адаптации выпускника школы к новому образу жизни происходит, как правило, весьма не просто.

Во-первых, сама образовательная деятельность студента содержит много нового; необходим целый ряд умений и навыков, несвойствен­ных значительной части выпускников школы, хотя бы потому, что это­го нет в школьной программе. Речь идет об умении записывать с голо­са лекции и конспектировать большое количество учебного материала и монографической литературы, о навыках овладения значительным объемом материала курса и отчетности по нему (зачет, экзамен).

Во-вторых, иными, по сравнению со школьными, являются цели и задачи студенческого образа жизни, что не быстро и не легко осознается многими поступившими и без чего успешной социализации не происхо­дит. Ее затрудняет появление связей и отношений, составляющих суще­ство студенчества как группы, члены которой характеризуются опреде­ленным «разбросом» возрастных параметров, созданием семьи и иными чертами и сторонами жизни, не присущими группе учащихся школы.

Не менее сложен переход от студенческого образа жизни к профес­сионально-трудовому, возникают новые цели и задачи, связанные с включением в производственную деятельность и коллектив, ее осу­ществляющий, с его требованиями и нормами взаимоотношений; ре­зультат труда оценивается не в баллах (как в вузе), а в иной шкале из­мерений, отражаясь на величине заработной платы, и т.д.

Еще более сложен переход от трудового к послетрудовому образу жизни, в котором уже не присутствует привычная, изо дня в день повто­рявшаяся на протяжении нескольких десятилетий доминантная в струк­туре прежнего образа жизни профессиональная деятельность. Этот пере­ход для многих оказывается весьма трудным, и, к сожалению, совсем не редки потеря интереса к жизни, быстрое сникание и преждевременный уход из нее. Такое происходит и потому, что у человека не находится ком­пенсаторных занятий, не появляются новые формы и виды деятельнос­ти, которые позволили бы ему активно включиться в иной образ жизни.



Раздел V. Личность


Из сказанного очевидно, что необходима специальная подготовка че­ловека к смене способов деятельности. Это чисто практическая работа, облегчающая процесс социализации и ее первичную фазу — адаптаци ю к новой социальной среде, новым доминантным формам деятельяости. Там, где эту работу проводят, сложности преодолеваются легче. К при­меру, в некоторых школах учителя готовят старшеклассников к студен­ческой жизни загодя: проводят уроки-лекции с обязательным конспек­тированием «под голос», применяют зачетную систему обучения по отдельным разделам курса, помогают осваивать навыки конспектиро­вания литературы по учебной дисциплине и др. 11емалую роль играет и установление непосредственных контактов школьников со студентами, предварительное знакомство с особенностями будущего образа жизни.

Чрезвычайно большое значение имеет внимание и забота о rex лю­дях, которые переходят в новый для них образ жизни. Это касается и малышей, пришедших в первый класс, и людей, только начавших свой трудовой путь, и в особенности тех, кто его завершил. Последние осо­бенно нуждаются в поддержке и внимании со стороны не только род­ственников, друзей, но и бывших коллег, тех трудовых коллективов, которые провожали человека на пенсию и говорили ему теплые слова о его вкладе в общее дело и незаменимости.

Итак, пройти жизненный путь не легко. В этом процессе имеет ме­сто смена многих образов жизни, осуществляется переход от одних доминантных форм и видов деятельности к другим. Процесс этот про­исходит в рамках социализации личности. Термин «социализация» много раз использовался в данной главе. Однако само это понятие на­столько важное, что требует самостоятельного рассмотрения. Анали­зом вопросов социализации, которому посвящается следующая глава, завершается раздел «Личность».

Вопросы и задания

1. Почему проблема!ика образа жизни не уюряла своей ашуалыюеш is паше вре-
мя? Обоснуйте свой onjei

2. Проанализируйте понятие образа жизни. Какие подходы к ei о определению паи
более оптимальны?

3. Какими познавательными возможпопями o6ia/uiei попнше «образ м ши»''
В чем смысл его социологической факювки?

4. Образ жизни каких социальных i руин российскою обще' им, с вашей ючки spc-
пия, недоетточпо изучен?

5 Какова структура образа жиши? Чю вы моле ie ска ши, о cooi ношении основных форм дея1спыюсти у различных фупп населения?

6. Проанализируйте проблему соотношения iрудовой и досуюнои деяк-лынхчн Считаете ли вы эту проблему значимой, и если да, го почему?


Глава 26. Образ жизни личности



7. В чем различие между понятиями «уровень жизни», «качество жизни», «стиль
жизни»? Проанализируйте свой образ жизни с позиций этих трех его составляющих.

8. Соотнесите понятия «образ жизни» и «жизненный пу)ь». Охарактеризуйте ос­
новные.зтаны своего (своих близких) жизненного пути.

9 Почему проблема смены образа жизни имеет не только теоретическое, но и прак-тическое значение"? В чем оно, но вашему мнению, состоит?

Литература

Абульхаиова-Славская К.А Стратегия жизни М., 1991.

Возъмителъ А.А. O6pa.i жи.ши: or ciapoio подхода к новому // Соц.-полит, науки. 1991. № 1.

Краткий словарь по социологии. М., 1989.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т 3. С. 19.

Образ жизни в условиях перестройки: динамика, тенденции, противоречия. М., 1992.

Образ жизни и сосюяние массового сознания. М, 1992.

Российская социолот ическая энциклопедия. М., 1998.

Советский простой человек, опыт социально! о портрета на рубеже 90-х п. М., 1993.

Социология в России / Под ред. В.А. Ядова М., 1998. Гл. 24

Ядов В.А Социологический подход к исследованию личности в системе понятий обраи жизни// Вопросы философии. 1983 № 12


Глава 27 Социализация личности

§ 1 Понятие социализации, ее фазы и этапы § 2 Социальные факторы социализации

§ 1. Понятие социализации, ее фазы и этапы

Социализация и воспитание

В предшествующей главе уже пит речь о социализации — в связи с переходом личности от одного этапа жизненного пути к другому, со сменой образов жизни и доминантных форм деятельности. Настало время глубже разобраться с самим понятием социализации, тем более что в отечественной социологии на протяжении ряда десятилетий оно сознательно игнорировалось. Главных аргументов для этого было как минимум, два. Первый — традиционный: незачем употреблять терми­ны, распространенные во «враждебной» нам идеологии. Второй — у нас есть свое понятие, которое намного лучше и удобнее, чем социали­зация, отражает происходящие с личностью процессы, — воспитание.

В конце концов оказалось, что оба аргумента, отрицающие необхо­димость употребления понятия «социализация», тесно связаны меж­ду собой. Дело в том, что оно является идеологически нейтральным и не содержит в себе положения о воздействии на личность с целью формирования у нее определенных, «классово обусловленных» ка­честв. Между тем именно такая идея была доминирующей в понима­нии воспитания, рассматриваемою чаще всего как процесс целена­правленного воздействия субъекта воспитания (семья, школа, массовые средства информации, социальная микросреда) на объект (личность). Смыслом этого воздействия провозглашалось формиро­вание определенных черт, свойств и качеств личности, в которых бы­ло заинтересовано общество (патриотизм, интернационализм, кол­лективизм, непримиримое отношение к враждебной идеологии и т.д.).

Долгие дебаты на эту тему привели в итоге к тому, что, во-первых, термин «социализация» не только был принят, но и стал предметом глу-


Глава 27 Социализация личности 495

----------------------------------------------------------------------- 1-------------------------------------------------------------------

бокого научного изучения, во-вторых, существенно изменилось понима­ние воспитания. Чтобы «развести» эти понятия, необходимо сразу же раскрыть новую, измененную трактовку последнего и больше к нему не возвращаться — по не потому, что само понятие воспитания перестало играть свою заметную роль. Вряд ли ему «угрожает» такая опасность в нашей стране, поскольку в традиции российского менталитета принято считать воспитание важнейшим фактором развития личности. Дело в другом — само воспитание как понятие является предметом не столько социологии, сколько педагогики. Однако оно используется и в социоло­гии, существуют даже монографии, посвященные воспитанию*.

Воспитание имеет, как минимум, два варианта толкования — у з -коей широкое. В первом под ним принято понимать практическую деятельность педагогов по отношению к учащимся, состоящую в целена­правленном и организованном процессе формирования у них позитив­ных качеств и свойств. В соответствии с новыми трактовками воспита­ние более не рассматривается как процесс субъект-обьектных отношений, а характеризуется как двустороннее социальное взаимодей­ствие воспитателей и воспитуемых, педагогов и учащихся, в ходе кото­рого происходит обогащение, развитие и тех и других. Воспитание в этом плане рассматривается как взаимно активный процесс, в противополож­ность прежнему пониманию, предполагавшему активную роль педагога и пассивную — воспитуемого. Собственно, в рамках новой интерпрета­ции воспитания сам термин «воспитуемый» часто теряет свой смысл, по­скольку предполагает, что человека специально «воспитывают».

В широком варианте толкования воспитание рассматривается как функция общества и его социальных институтов по передаче, перево­ду накопленной старшими поколениями культуры и усвоения ее млад­шими поколениямичерез систему знаний, умений, навыков, норм, от­ношений, способов деятельности и т.д. В связи с активностью второго субъекта воспитательного процесса (воспитуемых) особое значение в последнее время приобретает самовоспитание. Такая трактовка воспитания имеет немало общего с пониманием социализации.

Два взгляда на социализацию

Существует два наиболее выраженных взгляда на существо социализа­ции. Согласно одному из них, она означает процесс развития родивше­гося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психо-

1 См, например Кухтевич ТН Социолсиия воспитания М, 1989



Раздел V. Личность


биологические задатки, с другой — они трансформируются в социаль­но значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализа­ция выступает прежде всего как саморазвитие личности в ходе ее взаи­модействия с различными социальными группами, институтами, орга­низациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.

Склоняясь больше к последней точке зрения, в самом общем виде под социализацией будем понимать процесс усвоения личностью образ­цов поведения, ценностей и норм, принятых в обществе, в конкретных социальных общностях. Он осуществляется на основе передачи куль­турных завоеваний предшествующих поколений новым. Социализа­ция может быть представлена как процесс освоения социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в ре­зультате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимос­ти следовать им. Это — один аспект социализации.

Второй аспект касается характеристики ее как существенного эле­мента социального взаимодействия, предполагающего, что люди хо­тят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о се­бе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями. Следовательно, социализация связана с выполнением социальных ролей личности.

Такая интерпретация социализации широко распространена в запад­ной социологии1. Наиболее полно ее изложили Т. Парсонс и Р. Бейлс в книге, посвященной проблемам семьи, социализации и процессов взаи­модействия2. В ней особое внимание уделено рассмотрению такого ор­гана первичной социализации, как семья, которая «включает» личное! ь в социальные структуры. В последующие годы сам Парсонс обратил особое внимание на социализацию, связанную с периодом школьного ученичества. Развивая идеи Парсонса, Смелзер понимает под социали­зацией «способы формирования умений и социальных установок инди­видов, соответствующих их социальным ролям»3. Он считает, что соци­ализация преследует две цели: способствует взаимодействию людей на основе выполняемых ими ролей и обеспечивает сохранение общества благодаря усвоению его членами имеющихся образцов поведения4.

Одним из важнейших в теории социализации личности является во­прос о ее этапах и фазах. При пристальном внимании оказывается, что это

* См., например: The Penguin Dictionary of Sot lology. P. 231

2 См.: Parsons Т., Bales R, Family, Socialization, and Inlet action Process. Glencoe, 1955

3 Смелзер Н.Дж. Социология. С. 659.

4 Там же. С 126.


Глава 27. Социализация личности



не одно и то же. Количество этапов называют разное, а фазы, как правило, рассматриваются одни и те же. При этом каждый этап социализации лич­ности может включать в себя те же фазы, что присущи другим этапам.

Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному про­являясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, сту­дента или работника — члена трудового коллектива, в любом случае придется анализировать обе эти фазы. Поэтому, прежде чем рассмат­ривать последовательно этапы социализации, необходимо раскрыть содержание каждой из ее фаз.

Фаза адаптации

Адаптацию чаще всего характеризуют как приспособление личности к окружающей социальной среде и ее освоение. Смыслом этого освоения выступает принятие личностью норм и ценностей среды, будь то со­циальная общность, организация, институт, включение человека в различные формы предметной деятельности и взаимодействия, име­ющиеся в этих социальных образованиях. Адаптация — это началь­ный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Основная функция адаптацииосвоение относительно стабильных условий среды, ре­шение повторяющихся, типичных проблем путем использования при­нятых способов социального поведения, действия.

Адаптация выступает как недостаточно глубокий, преимуществен­но внешний процесс социализации, приобретая при этом активную и пассивную форму. Активная форма заключается в стремлении лично­сти не только понять и освоить нормы и ценности социальной среды, виды деятельности и взаимодействия, принятые в ней, но и выразить свое индивидуальное отношение к ним, часто проявляющееся в не­удовлетворенности ими и желании их изменить. Пассивная форма адаптации проявляется в «молчаливом» принятии этих норм и ценно­стей и безусловном подчинении им. Разумеется, она не обязательно означает одобрение всего того, к чему нужно приспосабливаться.

Сутью адаптационных процессов выступает взаимодействие лично­сти — субьекта адаптации и социальной среды. В процессе этого взаи­модействия адаптивная деятельность не всегда имеет позитивную на­правленность. Это происходит в тех случаях, когда индивид выбирает себе адаптационную «нишу» из консервативных элементов среды, либо когда воздействие адаптирующей среды столь сильно, что подавляет



Раздел V. Личность


возможности творческой самореализации адаптанта и надолго их кон­сервирует. В подобной ситуации возникает состояние, исход которого зависит не столько от субъективных качеств и свойств личности, предпринятых ею усилий, сколько от активности адаптирующей среды.

Если эта среда обеспечивает ряд необходимых условий для дости­жения совместимости с нею адаптанта, то его действия будут направ­ляться на ускорение темпов этого процесса, сознательное овладение теми или иными способами адаптивной деятельности. В итоге при­знаки адантированности будут нарастать, а социализация — благопо­лучно осуществляться.

Следовательно, процесс адаптации может быть успешным и безус­пешным, что выражается в соответствующих социологических показа­телях. В первом случае это может быть высокий социальный и профес­сиональный статус индивида, его удовлетворенность содержанием предметной деятельности и взаимодействием с социальной средой. Во втором случае эти показатели будут диаметрально противоположными, крайней же формой безуспешной адаптации станет дезадаптация и ее конкретные проявления — текучесть кадров, миграция, разводы, откло­няющееся поведение и т.д. Именно эти характеристики дезадаптации и выступают десоциализирующими факторами.

Адаптация личности имеет большое видовое разнообразие, выступая как социально-профессиональная, социально-бытовая, социально-по­литическая, социально-психологическая, социокультурная^. В основу этой классификации положено видовое разнообразие адаптационных процессов. Конечно, в объективной реальности все названные направле­ния адаптации не изолированы, а взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В условиях современной России, переживающей переходное со­стояние от социализма и постсоветского общества к новому социаль­ному обустройству, проблема адаптации личности приобретает осо­бое значение в рамках общего процесса ее социализации. Адаптация превращается в социальную и психологическую способность личнос­ти пережить чрезвычайную, кризисную ситуацию перехода от одних общественных порядков к другим.

Задача социологии состоит в том, чтобы определить возможности успешной адаптации в этих условиях и характер ее протекания, что будет свидетельствовать о степени устойчивости проводимого в стра­не курса социально-экономических и политических реформ. Чем ус­пешнее осуществляется адаптация, тем надежнее социальные переме­ны, происходящие в стране, хотя совершенно очевидна и обратная

' См ШппкЛЛ Социокультурная адаптация в cobcickom общее me философско-социсшо! ическис проблемы Красноярск, 1991. С 21


Глава 27 Социализация личности 499

зависимость. Кстати, именно она и является наиболее фундаменталь­ной. Что же касается эффективности процесса адаптации, то уровень ее выступает здесь как один из главных показателей результативнос­ти реформ.

Фаза интернализации

Второй фазой социализации личности является интернализация (инте-риоризация). Она означает сущностное, глубинное включение индивида в процесс, освоение его таким образом, что происходит органичное превра­щение норм, стандартов, стереотипов поведения, ценностей, характер­ных для внешней среды, во внутреннюю «принадлежность» личности. Это процесс перевода внешних требований во внутренние установки человека.

Интернализация как фаза социализации осуществляется всегда на основе адаптации и в этом смысле оказывается более «затянутой» по времени своего осуществления, более длительной и фундаменталь­ной. В результате интернализации у личности появляется система твердых социальных регуляторов поведения, соответствующих как требованиям общества, так и конкретной социальной общности (либо социального института, организации).

Интернализация личности означает полное ее включение в ту или иную социальную структуру, в ряде случаев даже «сращивание» с ней. Последнее происходит тогда, когда деятельность какой-либо кон­кретной структуры трудно представить себе без того или иного чело­века. Э го может быть руководитель или основатель данной структуры (хотя в общем такое совсем не обязательно). Человек, становящийся необходимым и незаменимым в той или иной среде, самим фактом по­добного статуса свидетельствует об успешности его интериоризации. Ее важным фактором является активное и плотное взаимодействие с членами данной социальной среды по поводу осуществления того или иного вида предметной деятельности.

Социализация: основные подходы к ее периодизации

Теперь необходимо рассмотреть этапы социализации. Эта проблема яв­ляется дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количества ее этапов. В отношении пер­вого есть две основные точки зрения. Одни авторы — их подавляющее большинство — полагают, что процесс социализации «сопровождает» че­ловека на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация, начинаясь с самого ранне­го детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.



Раздел V. Личность


 


Еще большее разнообразие взглядов связано с вопросом о том, в рамках каких этапов осуществляется социализация личности. Одна из наиболее распространенных точек зрения состоит в том, что суще­ствует три основных этапа социализации — до трудов ой, трудо­вой, после трудовой (связанный с выходом человека па пенсию). В этой позиции нетрудно обнаружить присутствующий в качестве кри­терия выделения этапов социализации известный тезис К. Маркса и его последователей о решающей роли труда в жизни человека. Такой под­ход представляется вполне обоснованным и имеющим полное право на существование и изучение основных этапов социализации. Однако его уязвимым местом является значительная, даже чрезмерная длитель­ность каждого этапа. На самом деле в рамках любого из них существует ряд более дробных по времени протекания периодов социализации.

Такой же уязвимостью отличается и другой подход, в соответст­вии с которым его авторам более целесообразным представляется вы­деление первичной и вторичной социализации (или ресо-циализации). При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека до формирования зрелой личности, к этапу вторичной социализации (ресоциализации) — период ее соци­альной зрелости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.