Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические кризисы второй половины XX в. 7 страница




 

Кроме того, содержание ВПК, поддержание прежнего уровня развития социальной сферы требовали все больших бюджетных ассигнований. Источником их были внешние займы и золотой запас страны, который снизился с 2050 т в 1953 г. до 340 т в 1996 г.

 

Надо отметить, что внешняя задолженность СССР была равна примерно 80 млрд. долларов. Приблизительно столько же нашей стране должны были другие государства. Однако, если наша задолженность была в основном фирмам, банкам за приобретенную промышленную и сельскохозяйственную продукцию, то СССР предоставлял кредиты другим странам для реализации продукции своего ВПК государствам социалистического лагеря (Вьетнаму, Кубе и др.), но главным образом Третьему миру (Ираку, Сирии, Египту, Анголе, Афганистану и др.), валютная платежеспособность которых была крайне низка.

 

Таким образом, если расходы государственного бюджета по погашению внешней задолженности росли, то поступления из внешних источников уменьшались.

 

Все это вело к ухудшению государственных финансов, росту бюджетного дефицита, который все в больших размерах покрывался за счет денежной эмиссии и роста внутреннего долга страны. На этом фоне росла потребность в увеличении бюджетных ассигнований на дотирование отраслей народного хозяйства. Дотации убыточным предприятиям, главным образом ВПК и сельскохозяйственным, достигающие одной пятой части всех бюджетных расходов и ставшие главной причиной бюджетного дефицита, практически поощряли их иждивенчество и бесхозяйственность. Потери и непроизводительные расходы в народном хозяйстве ежегодно увеличивались. Так, с 1981 по 1988 гг. они выросли с 12,5 млрд. руб. до 29,0 млрд руб., в том числе сверхплановые потери от брака в промышленности и строительстве выросли с 364 до 1076 млн. руб., потери от списания затрат по неосуществленному и окончательно прекращенному капитальному строительству – с 2831 до 4631 млн. руб., потери от падежа скота – с 1696 до 1912 млн. руб. Для сравнения укажем, что в 1988 г. объем доходов государственного бюджета составлял 379 млрд. руб., т.е. в этом году потери в народном хозяйстве составляли более 7% к бюджетным доходам.

 

Эти и другие подобные причины негативно влияли на состояние государственных финансов, приближали финансовый кризис, разразившийся в начале 90-х гг, который не смогли предотвратить постоянно меняющиеся министры финансов (с 1985 по начало 1997 гг. этот пост занимали десять человек, а некоторые из них всего по несколько месяцев). Министерская чехарда, уход из финансовых органов в коммерческие структуры большого количества профессиональных работников, разделение министерства финансов на ряд самостоятельных ведомств, отсутствие между ними должной координации еще более ослабили систему управления государственными финансами и финансовое состояние государства.

 

Все эти факторы заставляли руководство страны искать пути выхода из создавшегося положения. Была осознана необходимость структурной перестройки промышленности, изменения экономических отношений в народном хозяйстве. Это выразилось в попытках расширения хозрасчета, установления прямых экономических связей между предприятиями, введения арендных отношений и др.

 

Структурная перестройка промышленности должна была проводиться на основе конверсии предприятий ВПК. Однако из-за отсутствия в бюджете необходимых средств на капитальные вложения и противодействия директоров оборонных предприятий, не желавших производить гражданскую продукцию, товары массового спроса, конверсия проводилась в ограниченных размерах.

 

Негибкость и во многих случаях некомпетентность руководителей высшего и среднего звеньев управления привели к отставанию предприятий, не входящих в ВПК, их несостоятельности в обеспечении внутреннего рынка и неконкурентоспособности сначала на внешнем, а затем и внутреннем рынках, Как результат этого – потеря в 80-х гг. рынков в странах СЭВ, а затем в 90-х гг. – рынков СНГ и, наконец, по многим позициям был потерян рынок сбыта и в самой России.

 

Свой вклад в создание экономических трудностей для Советского Союза внесли страны, входящие в НАТО. Многолетнее противостояние двух военно-политических блоков показало, что успех в «холодной войне» мог быть достигнут лишь на экономическом поле битвы. Для достижения такого успеха аналитиками западных стран выявлялись слабые места в экономике СССР, а правительствами стран НАТО проводились мероприятия, целью которых было ослабление советской экономики. Для этого организовывались широкомасштабные кампании по снижению на мировом рынке цен на нефть, ограничению экспорта советского природного газа, что приводило к уменьшению поступления в Советский Союз иностранной конвертируемой валюты. Введение Соединенными Штатами Америки запрета на приобретение Советским Союзом новой промышленной продукции и новых технологий, рост военных вооружений стран НАТО, повышение их технологического уровня и стоимости обострили ресурсный и технологический кризис СССР, вызвали необходимость увеличения им собственных военных научных исследований. Все это вело к его дальнейшему экономическому истощению. При этом западными странами создавались условия, затрудняющие получение Советским Союзом иностранных кредитов.

 

Параллельно экономическому кризису в стране созревали идеологический, а затем и политический кризисы.

 

Возникшее еще в 60-х гг. диссидентское движение, почти подавленное репрессиями в 70-80-е гг., вновь стало быстро развиваться. В центре этого движения была борьба за гражданские права человека, за деидеологизацию культуры, за демократизацию общества и ликвидацию монополии КПСС в общественной жизни.

 

Одновременно с этим движением, а иногда и в рамках его в республиках СССР развивались националистические движения.

 

В ходе борьбы с коммунистической идеологией особым нападкам подвергались такие понятия, как интернационализм, классовая борьба, пролетарская солидарность, дружба народов. При этом националисты во всех республиках СССР на основе исторических построений и искаженных экономических расчетов стремились доказать, что одни нации живут за счет труда других. В условиях такого многонационального государства, как СССР, эта пропаганда носила деструктивный характер, способствовала формированию в обществе сознания необходимости и неизбежности развала государства. Главную роль в этой пропаганде играла националистически настроенная интеллигенция, которая по сути дела была идеологом и рупором националистической партийной элиты и представителей уголовно-теневой экономики. Все они стремились к власти, к достижению своих узкогрупповых интересов и были против крепкой центральной власти, которая мешала им в достижении их целей. Поэтому они разжигали межнациональные конфликты, которые в конце 80-х – начале 90-х гг. прокатились по стране (в Азербайджане, Армении, Узбекистане, Киргизии, Грузии, Молдавии и других республиках). Именно они способствовали развалу государства, и из партийных функционеров и представителей националистической интеллигенции вышли лидеры, ставшие впоследствии главами новых государств, созданных на развалинах СССР.

 

Все они игнорировали тот факт, что в условиях многовекового сосуществования в рамках единого государства народов, населявших СССР, было создано единое экономическое пространство, произошло смешение этих народов (например, в 1988 г. удельный вес межнациональных браков в общей численности всех браков основных национальностей СССР колебался от 7 до 38%), смена мест проживания десятков миллионов людей (вне России в 1989 г. проживало более 25 млн. русских, а в России – около 8 млн. человек из других республик СССР).

 

Последствием такой пропаганды стали не только распад самого большого в XX в. государства в мире, но и значительные экономические потери в каждой из бывших республик СССР, перемещение из республики в республику огромного числа лиц (только за период 1992-1995 гг. в Россию официально переехало 3,8 млн. человек, а из России -выехало 1,8 млн. человек).

 

22.3. Распад СССР. Посткоммунистическая Россия.

Трудности перехода к рыночной экономике

 

С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период реформ. На первом этапе (с марта 1985 по август 1991 г.) в стране шел процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы.

 

Возникший в те годы термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева. По сути это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должно было происходить постепенное разгосударствление части собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.

 

Однако развивающийся экономический кризис сопровождался ухудшением политической обстановки в стране. Отмечая неспособность центрального правительства улучшить экономическое положение, руководство союзных республик, краев и областей видели путь к улучшению в децентрализации управления, в предоставлении еще больших прав и экономических возможностей регионам решать на местах экономические и социальные проблемы. При этом их требования выразились в движении за оставление в распоряжении регионов большей по сравнению с прежним периодом доли созданного там национального дохода. Естественно, это вело к уменьшению доли, поступающей в централизованные фонды государства.

 

Все это заставило правительство СССР дать указание о разработке методических подходов к решению вопроса о так называемом региональном хозрасчете, когда объем национального дохода, оставляемый в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны. При этом имелась в виду также задача приглушить иждивенческие тенденции в отдельных регионах.

 

Однако этот вопрос не был решен. Во-первых, шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат, а следовательно расходов на содержание ВПК. Поэтому у государства не имелось возможности для увеличения доли национального дохода, оставляемой в распоряжении регионов. Во-вторых, из-за того, что в стране действовала искаженная система цен, когда цены на сырьевые ресурсы были необоснованно занижены, а цены на конечную продукцию завышены, объем созданного национального дохода в республиках с преимущественно сырьевым производством не отражал их истинного вклада в экономику государства.

 

Кроме того, налоговая система и порядок взимания налогов искажали показатели вклада республик в экономику государства. Один из главных источников бюджетных доходов – налог с оборота – взимался главным образом с товаров народного потребления, и он имелся в тех республиках, где эти товары производились. В сырьевых республиках в результате проводимой политики специализации и кооперации производства, предприятий, производящих такие товары, было недостаточно, а следовательно, не хватало для доходов их бюджетов налога с оборота. Для обеспечения доходами бюджетов этих республик им из союзного бюджета выделялись дотации, что создавало видимость иждивенчества этих республик. В свою очередь это давало повод для националистов-сепаратистов как в регионах, так и в центре к взаимным обвинениям, к разжиганию межнациональных противоречий, к формированию общественного мнения о целесообразности распада СССР.

 

Это нашло отражение и в борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения в эти парламенты экономически неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств, занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.

 

Вместе с тем, как показал опыт Китая, где реформирование экономики шло в условиях регулирующей роли государства, этот процесс протекал относительно безболезненно, но в течение многих лет. Не учитывая этот опыт, в СССР часть партийного руководства и демократической общественности стала призывать к более быстрым, радикальным реформам в политике и в экономике. К таким настроениям подталкивали усиление кризисных явлений в экономике и разразившиеся политические кризисы в Азербайджане, Армении, Грузии, Литве с массовыми выступлениями населения. При этом для подавления волнений пришлось использовать вооруженные силы. Кроме того, с начала 90-х годов по стране прокатились забастовки рабочих, требовавших повышения зарплаты.

 

В этих условиях руководство СССР принимает решение о подготовке нового союзного договора, в котором должно было найти отражение расширение прав союзных республик. Однако в августе 1991 г., накануне подписания этого договора, группа лиц из высшего состава руководства государства ввела в стране чрезвычайное положение. Непоследовательная политика, проводимая президентом СССР М. С. Горбачевым, подорвала к нему доверие. 8 декабря президенты РСФСР, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич подписали соглашение, в котором констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Таким образом, на основе союзных республик были созданы самостоятельные независимые государства.

 

После распада СССР в России начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство России проведение этих реформ основывало на монетаризме и шоковой терапии. Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и искусственного валютного курса рубля, планового руководства экономикой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.

 

Таким образом страна переходила на капиталистическую систему хозяйствования. Препятствий к такому переходу не было. Обычно, как свидетельствует опыт всемирной истории, сопротивление переходу к новому общественно-экономическому строю оказывали классы и социальные слои населения, теряющие свою собственность и власть. В России к этому времени было создано бесклассовое общество. Практически уже не существовало различий методу классом рабочих и классом крестьян. Не было и правящего класса собственника средств производства, теряющего власть, а правящая партийно-бюрократическая элита надеялась остаться у власти и не противилась переменам.

 

Что же касается собственности на средства производства, то ее никто не терял, так как она была государственной. Наоборот, в результате перемен представители партийно-бюрократической элиты, руководители предприятий, представители теневой экономики и уголовного мира, имеющие власть и деньги, завладели ею.

 

Населению же через средства массовой информации внушалась мысль о том, что в условиях социализма и государственной собственности невозможно эффективно организовать производство и обеспечить приемлемый уровень жизни. В условиях многолетнего постоянного товарного и продовольственного дефицита, низкой зарплаты население было психологически подготовлено к такому положению, которое охарактеризовал К. Маркс: «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца»1. Все эти обстоятельства способствовали переходу страны к капитализму. Переходу без сопротивления, бескровному, но отнюдь не безболезненному для экономики и населения.

 

Таким образом, милитаризация экономики, чрезмерная гонка вооружений, ведение военных действий в других странах, оказание военной и экономической помощи государствам, идущим в форваторе идеологической и внешней политики СССР, недостаточно эффективное ведение хозяйства и бесхозяйственность привели к истощению государства и расстройству экономики страны, стали причиной экономического, а затем и политического кризиса и, наконец, распада СССР.

 

Последствием этого стали разрушение единого экономического пространства и хозяйственных связей, потеря экономических преимуществ от межрегиональной интеграции, упадок экономики, снижение жизненного уровня населения, идеологический разброд, неустойчивое внутриполитическое положение, психологический дискомфорт в обществе. С позиции международных отношений распад СССР привел к ликвидации баланса двух сверхдержав в мире и гегемонии США.

 

Начавшиеся после распада СССР реформы привели к углублению экономического кризиса. Во-первых, такие кардинальные изменения, связанные со сменой форм собственности и политических институтов, не могут проходить безболезненно. Во-вторых, реформы проводились поспешно, без тщательной методологической и организационной подготовки. В-третьих, была разрушена централизованная, планово-распределительная система управления, а на создание рыночных отношений необходимо время.

 

Все это нашло отражение в снижении важнейших экономических, демографических и социальных показателей.

 

За период 1992-1995 гг. в России объем промышленного производства сократился на 81%, сельскохозяйственной продукции – на 53%, национального дохода – на 63%. Среднегодовая численность занятых в народном хозяйстве снизилась с 72,1 до 67,1 млн.чел. Реальные доходы населения составили в 1995 г. 40% к уровню 1991 г., а доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума – 24,7% к общей численности. Ввод в действие жилых домов снизился с 29,2 до 9,5 млн. кв. м. Если в 1992 г. естественный прирост населения (т.е. разница между числом родившихся и числом умерших на 1000 жителей) был 1,5 промиль, то в 1995 г. он составил – 5,7 промиль. Несмотря на то, что в страну за эти годы прибыло 3,8 млн. чел., число жителей России снизилось с 148,8 млн. до 147,9 млн. чел.2

 

В 1993 г. оппозиционные правительству силы, куда вошли представители разных течений от коммунистов до фашистов, предприняли попытку воспрепятствовать капиталистическому пути развития страны. В начале октября 1993 г. они попытались захватить телецентр и другие объекты в Москве. Страна была на пороге гражданской войны. Только с помощью воинских частей удалось ликвидировать это выступление и надвигающуюся гражданскую войну.

 

Выборы в июне 1996 г. Президента России и победа на них Б.Н. Ельцина решили вопрос в пользу капиталистического развития России.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Охарактеризуйте экономический ущерб, нанесенный СССР в результате военных действий на его территории.

 

2. Как развивалась экономика страны в первые послевоенные пятилетки?

 

3. Каковы основные причины, осложнившие экономическое положение СССР в 70–80-е гг.?

 

4. Охарактеризуйте экономическую и политическую обстановку в России после распада СССР.

 

 

Хронологическая таблица всемирной истории

4–5 млн. лет назад –

 

4 тыс. до н.э.

Первобытно-общинный строй

 

4–5 млн. лет до н.э. –

 

2 тыс. лет до н.э.

Каменный век

 

2 тыс. до н.э. –

 

1 тыс. до н.э.

Бронзовый век

 

С 1 тыс. до н.э.

Железный век

 

Конец 4 тыс. до н.э.

Появление первых цивилизаций, создание первых государств на Земле

 

 

Древняя Греция

 

3000–800 до н.э.

Крито-микенский период

 

800–500 до н.э.

Период архаики

 

500–336 до н.э.

Классический период

 

336–30 до н.э.

Период эллинизма

 

 

Древний Рим

 

753–510 до н.э.

Царский период

 

510–31 до н.э.

Период Республики

 

31–476 н.э.

Период империи

 

 

 

Объявление христианства государственной религией

 

государственной религией

 

 

 

Раздел Римской империи на Западную с Римом и Восточную

 

с Константинополем

 

V–VII

 

 

Расселение германских племен на территории Римской империи и возникновение франкского, Вестготского, Лангобардского и других государств

 

VI–VIII

Расселение славян на Балканском полуострове, Среднем Подунавье, междуречье Одера, Эльбы и Восточно-Европейской равнине

 

Объединение Новгородской и Киевской земель в Древнерусское государство

 

IX

Образование государств – Англия, Германия, Франция

 

XII

Период монгольского завоевания стран Востока

 

Битва русских и половецких войск с монголо-татарами

 

Вторжение монголо-татар на Русь

 

XIII, 40-е

Победа русских войск над немецко-шведскими захватчиками

 

Открытие парламента в Англии

 

Куликовская битва

 

Начало книгопечатания в Европе

 

Конец монголо-татарского ига на Руси

 

Открытие Х.Колумбом Нового Света Америки

 

1519–1521

Первое кругосветное путешествие экспедиции Магеллана

 

Судебник Ивана III

 

Выступление М.Лютера: 95 тезисов против индульгенций – начало Реформации

 

1524–1526

Крестьянская война в Германии

 

XVI

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы

 

Судебник Ивана IV

 

1558–1583

Ливонская война

 

1565–1572

Опричнина

 

1562–1594

Религиозная война между католиками и гугенотами во Франции

 

1566–1579

Буржуазная революция в Нидерландах

 

1598–1613

Смутное время в России

 

1606–1607

Крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова

 

1618–1648

Тридцатилетняя война в Европе

 

Принятие билля о правах в Англии

 

1642–1649

Английская буржуазная революция

 

1648–1654

 

 

Освободительная борьба украинского народа против польского гнета (Переяславская рада)

 

Установление военной диктатуры в Англии (протекторат О.Кромвеля)

 

1654–1667

Русско-польская война

 

1656–1658

Русско-шведская война

 

1670–1671

Крестьянская война под предводительством Степана Разина

 

1700–1721

Северная война

 

Билль о престолонаследии. Статус об устройстве королевства в Англии

 

1756–1763

Семилетняя война

 

1768–1774

Русско-турецкая война

 

Первый раздел Польши

 

1773–1775

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

 

1775–1783

Война за независимость в Северной Америке

 

1776, 4 июля

Принятие декларации о независимости в США

 

Принятие Конституции в США

 

1788–1791

Русско-турецкая война

 

1789–1794

Великая французская революция

 

1789, 26 авг.

Принятие Декларации прав человека и гражданина во Франции

 

Второй раздел Польши

 

Третий раздел Польши

 

Добровольное присоединение Грузии к России

 

1804–1813

Русско-иранская война

 

Провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции

 

Создание Рейнского союза в Германии

 

1806–1812

Русско-турецкая война

 

Подписание Тильзитского мира

 

1808–1809

Война России со Швецией

 

Отечественная война России с Францией

 

1812, 26 авг.

Бородинская битва

 

«Битва народов» под Лейпцигом

 

Битва при Ватерлоо

 

Провозглашение независимости Венесуэлы

 

1820–1823

Революция в Испании

 

Начало борьбы греков против турецкого ига

 

Провозглашение независимости Испании

 

Освобождение Бразилии от португальского гнета

 

1825, 14 дек.

Восстание декабристов в России

 

1830–1848

Июльская монархия во Франции

 

1831, 1834

Восстания лионских рабочих во Франции

 

Восстание силезских ткачей в Германии

 

Июльская революция во Франции

 

1848–1849

Революция в Германии

 

1848–1849

Революция в Австро-Венгрии

 

1848–1849

Революция в Италии

 

1852–1870

Вторая империя во Франции

 

1853–1856

Крымская война

 

XIX, 60–70-е

Буржуазные реформы в России

 

Отмена крепостного права в России

 

1861–1865

Гражданская война в США

 

Отмена рабства в США

 

1863–1864

Восстание в Польше

 

Основание I Интернационала

 

Образование Северогерманского союза

 

Революция «Мейдзи» в Японии

 

1870–1871

Франко-прусская война

 

Провозглашение Германской империи

 

Парижская коммуна

 

Образование единого Итальянского государства

 

Принятие Конституции во Франции

 

1877–1878

Русско-турецкая война

 

Военный союз Германии с Австро-Венгрией

 

Присоединение Италии к Австро-Германскому союзу Образование Тройственного союза

 

Создание II Интернационала

 

1900–1901

Всеобщий экономический кризис

 

Англо-французское соглашение. Начало формирования Антанты

 

1904–1905

Русско-японская война

 

1905–1907

Буржуазно-демократическая революция в России

 

Англо-русское соглашение о влиянии в Азии. Оформление Антанты

 

1912–1913

Первая Балканская война

 

Вторая Балканская война

 

1914–1918

Первая мировая война

 

1917, 27 фев.

Победа Февральской революции в России

 

1917, 24 окт.

Великая Октябрьская революция в России

 

1917, 25 окт.

Открытие Второго съезда рабочихи солдатских депутатов

 

1918, 5–6 янв.

Учредительное собрание

 

1918, 12 янв.

 

 

Утверждение Третьим Всероссийским съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»

 

1918, 3 марта

 

 

Подписание Брестского мира

 

Выход России из войны

 

1918–1920

 

 

Гражданская война и иностранная военная интервенция в Советской России

 

1919, 28 июня

Подписание Версальского мирногодоговора

 

Кронштадтский мятеж

 

1929–1933

Мировой экономический кризис

 

Установление дипломатических отношений между СССР и США

 

1936, ноябрь

Подписание Антикоминтерновскогопакта между Германией и Японией

 

Аншлюс Австрии

 

1938–1939

Расчленение Чехословакии

 

Мюнхенское соглашение

 

1939, 1 сент.

Начало Второй мировой войны

 

1941, 22 июня

Начало Великой Отечественной войны

 

1943, 28 ноя. –1 дек.

Тегеранская конференция

 

1944, 6 июня

Открытие Второго фронта

 

1945, февраль

Ялтинская конференция

 

1945, 25 апр.

Создание Организации Объединенных Наций (ООН)

 

1945, 8 мая

Безоговорочная капитуляцияфашистской Германии

 

1945, 2 сен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.32 сек.