Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Апологетика (Apologetics)




Термин «апологетика» происходит от греческого слова «апология», что значит «заступничество, оправдание». Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения — в основном в период формирования хри­стианства и борьбы с язычеством (табл. 35).

Время наиболее интенсивного развития апологетики — II—V вв., особенно актуальна она была в период до 325 г., когда неоднократно имели место массовые гонения на христиан. В это время христианство выступает как «соблазн для иудеев, безумие для эллинов и недозволен­ная религия для правительства». Отсюда необходимость защиты хрис­тианства по трем направлениям.

Таблица 33. Основные направления апологетики

Адресат Цель
Иудеи Доказать, что пришествие Христа было предсказано в Ветхом Завете и что христианство по воле Божьей приходит на смену иудаизму
Язычники Перевести истины Откровения на язык разума, т.е. дать рациональное и философское обоснование христиан­скому вероучению
Римские власти Доказать правительству свою лояльность

Собственно философские идеи в первую очередь можно об­наружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема — отношение между разумом и верой, языческой фи­лософией и христианским вероучением. В решении этой проблемы сформировались две противоположные позиции (табл. 34).

Таблица 34. Отношение апологетов к языческой философии

Отрицательное отношение Положительное отношение
(Татиан, Тертуллиан) (Иустин, Климент, Ориген, Августин)
нет никакой связи между философией и христианским вероучением философия и христианство имеют общие корни; в ряде философских учений можно обнаружить отдельные идеи христианства
изучение философии не нужно и даже вредно для веры изучение философии необходимо для более глубокого постижения истин веры

Таблица 35. Философские идеи апологетов

Иустин-мученик, казнен ок. 166 г. Христианство и философия имеют один и тот же источник — Божественный Логос, разлитый во всем мире. Поэтому христианами можно считать и тех философов, которые прожили свою жизнь в соответствии с Логосом (Сократ, Гераклит); Логос теоретически признавали и стоики.
Татиан, II в., ученик Иустина Все языческие философы были глубоко без­нравственны и невежественны. Христианская мудрость древнее всех философских учений.
Тертуллиан ок. 150—222 гг. Язычество и христианство, вера и разум, религия и философия принципиально несовместимы. Истины веры недоступны разуму, они сверхразум­ны: «Верю (в это), потому что нелепо»1.
Климент Александрийский ок. 150—215 гг. Языческая философия и христианское вероуче­ние — это две ветви одного дерева; истины христианства согласуются с учениями лучших из язычников; философия — это как бы пред­дверие христианства. Нет знания без веры и веры без знания. Для постижения глубинной сути Священного писания необходимо его аллегорическое истолкование.

1 Эта знаменитая формулировка «кредо христианства» традиционно приписывается Тертуллиану, хотя в его сохранившихся работах ее нет.

Окончание таблицы 35

Ориген 185—254 гг., ученик Климента Христианство — закономерный итог и заверше­ние языческой философии, поэтому изучение христианства надо начинать с изучения фило­софии. Философия является лучшим средством для обоснования и доказательства идей христианства.
Августин 354—430 гг. Закладываются основы христианской филосо­фии путем синтеза христианства и неоплатонизма. Утверждается примат веры над разумом.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.