Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм




Термин «позитивизм» образован от фр. «positivism», возникшего на базе латинского «positivus» — «положительный».

В широком смысле слова термин «позитивизм» — это общекуль­турная установка западноевропейского сознания, сформировавшаяся в Новое время. Особенностью этой установки является направлен­ность сознания на окружающую нас «позитивную» действитель­ность, земной реальный мир, в котором мы живем, а не на «потусто­ронний», который считался высшей реальностью в предшествующие эпохи (особенно в эпоху Средневековья и в значительной степени еще в эпоху Возрождения). Это «перемещение акцентов» оказало существенное влияние на философию: как на постановку проблем, так и на их решение. Природа, т.е. действительный физический мир, перестает восприниматься как творение и потому как проявление Бога, и познание природы становится средством увеличения могу­щества человека, а не средством познания Бога. На место понятия «души», как самостоятельной субстанции, дарованной человеку Бо­гом, приходит понятие «сознание», как свойство высокоорганизован­ной материи.

В истории философии название «позитивизм» закрепилось как обозначение особого философского направления, которое возникло в 30-е гг. XIX в. и сохранилось до наших дней. Основным предметом исследования в позитивизме является научное познание, его логика и методология.

Предпосылки позитивизма. Возникновение позитивизма было связано с активным развитием науки, и прежде всего естественных наук, в Новое время. Последовательное использование новой мето-

дологии (и в первую очередь — экспериментального метода) приве­ло к многочисленным научным открытиям, что позволило создать технику, принципиально изменившую характер производства, — в XVII—XVIII вв. произошла первая промышленная революция. В XIX в. многочисленные технические изобретения широко вошли в повседневный быт людей, значительно изменив его1. Тезис о без­граничной мощи человеческого разума, возникший еще в эпоху Про­свещения, получил в XIX в. новое подтверждение и обоснование. Причем, если в XVIII в. надежды на улучшения в социальной жизни связывались просто с распространением знаний, с просвещением, то в XIX в. — прежде всего с развитием науки и техники, которые пре­образуют материальную действительность, улучшая условия жизни и деятельности человека. Успехи и достижения в области есте­ственных наук привели к тому, что именно позитивное или факти­ческое знание об окружающем нас мире стало особенно высоко це­ниться.

Позитивизм как философское направление прошел в своем разви­тии три основных стадии, после чего на смену позитивизму пришел постпозитивизм — одно из наиболее авторитетных течений филосо­фии конца ХХ-начала XXI вв.

Таблица 89. Позитивизм: периоды развития

Период Хронологические рамки Философы
Первый — классический 1830 г.— конец XIX в. О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер
Второй — эмпириокритицизм, или махизм конец XIX-начало XX вв. Э. Мах Р. Авенариус
Третий — неопозитивизм, или логический позитивизм 1920 — 1950/1960 гг. Л. Витгенштейн, Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, У. ван О. Куайн
Постпозитивизм — лингвистическая философия, аналитическая философия 1960/1970 гг.— до настоящего времени К. Поппер, К. Кун, И. Лакатос, К. Хюбнер, П. Фейерабенд

1 Уже в начале XIX в. территорию Европы и Северной Америки покрыли железные дороги, по морям и океанам поплыли пароходы, в середине века были изобретены фоно­граф и фотография, а в конце века появился электрический свет, радио, телефон, кино, автомобили, самолеты и т.д.

Таблица 90. Позитивизм: объект исследования и задача философии

Период Основной объект исследования Основная задача философии
Классический Факты действительности (Конт) и данные само­наблюдения (Милль) Выведение из фактов действи­тельности их «скрытых при­чин» — законов природы; раз­работка логики и научной методологии
Эмпириокри­тицизм Чувственный опыт (поток ощущений, явля­ющихся «нейтральными элементами») Изучение того, как на базе чув­ственного опыта идет образова­ние научных понятий, исследова­ние психологии научной дея­тельности и разработка научной методологии
Неопозитивизм Языковые формы и формы мышления Анализ знания через возмож­ность выражения его в языке; разработка логики и научной методологии

Классический позитивизм

Основоположником позитивизма является французский ученый и философ О. Конт (1798—1857), кото­рый и ввел данный термин. Конт провозгласил целью науки накопление и систематизацию позитивного знания — «науч­ных фактов», т.е. данных наблюдений и экспериментов, относящихся к реальному миру, в котором мы живем. Только на базе этих фактов воз­можна реконструкция законов природы. Фиксируя в истории науки постоянный рост совокупности научных фактов, Конт указал на прин­ципиальную неполноту и ограниченность, а значит, и относитель­ность, наших знаний о мире на любой стадии развития науки. Конт стал основоположником социологии (социальной физики) — науки об обществе, которая должна строиться на базе «научных фактов».

Как считал Конт, предшествующая философия (метафизика) зани­малась в основном анализом различных нереальных умопостигаемых сущностей, поэтому это «негативное» знание. «Позитивная» же фило­софия должна стать «теорией науки», заниматься логикой научного исследования и его методологией.

Наибольших успехов в реализации этой программы добился ученик Конта — Дж. С. Милль (1806—1873). Вслед за Контом он считал, что подлинная наука должна строиться на базе наблюдаемых фактов и выводимых отсюда законов природы. Особое внимание он уделял раз-

работке научной методологии и, в частности, индуктивного метода 1 Философия должна стать «философией опыта», и любое утверждение может быть признано научным только тогда, когда подтверждено дан­ными опыта.

В отличие от Конта Милль включал в сферу опыта и «факты со­знания», т.е. данные самонаблюдений. Изучением таких фактов зани­мается психология, и Милль считал ее базовой наукой. Он сформули­ровал так называемый «принцип сознания», согласно которому ре­ально существующим может считаться только то, что осознано2. К классическому позитивизму были близки и представители так назы­ваемого «естественнонаучного материализма3»: К. Фогт, Я. Моле­шотт, К. Бюхнер.

Конт (Conte)

Биографические сведения. Огюст Конт (1798—1857) — французский ученый и философ. Учился в Политехнической школе в Париже (1814—1816)— одном из луч­ших учебных заведений того времени в Европе, но был исключен из нее за республиканские убеждения4. В 1817—1822 гг. работал лич­ным секретарем известного французского утописта того времени К.А. де Сен-Симона. Позднее Конт преподавал в Политехнической школе и на основе прочитанных там лекций написал свой главный труд, представляющий первое систематическое изложение истории естествознания. История науки базируется в этой работе на сфор­мулированном Контом основном законе развития — «законе трех стадий».

Конт — основоположник позитивизма и социологии.

Основные труды. «Курс позитивной философии» (1830—1842).

Философские воззрения. Позитивная и негативная филосо­фия. Конт считал, что предметом научного исследования должна яв­ляться только эмпирически данная действительность — реальный мир (мир явлений). Любые философские размышления о таких сущностях,

1 Индуктивный метод первым начал разрабатывать Фр. Бэкон.

2 Здесь Милль следует Беркли и Юму, которые считали, что «быть — значит быть воспринимаемым».

3 В философской литературе советского периода это направление чаще называлось «вульгарный материализм».

4 В 1814 г. Наполеон был свергнут, и была восстановлена династия Бурбонов — к власти пришел Людовик XVIII. Естественно, что королевская власть в те годы весьма нетерпимо относилась к республиканским настроениям.

как «вещь-в-себе», «первопричина» и т.п., Конт относил к «негативной философии» и не считал научными. Таким образом, большая часть фи­лософского знания, накопленного ранее, оказалось у Конта в одной группе с религиозным и получило оценку «фиктивное». Однако, по Конту, и «фиктивное» знание не является чем-то случайным или пус­той выдумкой: это знание, предшествовавшее научному, а потому и воз­никновение его оказывается необходимым этапом на пути к появле­нию научного или «позитивного» знания.

Закон трех стадий. Уже к 1822 г. Конт сформулировал свой ос­новной закон развития — «закон трех стадий», который он отно­сил к развитию отдельного человека, всего человеческого общества в целом и к развитию каждой науки2: все они проходят в своем разви­тии три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (табл.91).

Таблица 91. Три стадии развития общества и науки

Стадия развития Характеристика
Теологическая Явления природы объясняются целенаправлен­ным действием сверхъестественных сил — волей богов или Бога
Метафизическая Явления природы объясняются через абстракт­ные принципы и понятия, на место воли Бога ставятся естественные причины; природное явление считается объясненным, если его удалось свести к общим законам
Позитивная Возникает наука в подлинном смысле слова, она занимается описанием и классификацией обнаруженных научных фактов, причем эта классификация строится на основаниях, характерных для самих этих фактов; возникает понимание того, что невозможно достичь абсолютного знания и конечных причин всего сущего

1 Очевидным является сходство контовского подхода с гегелевским. Это особенно интересно потому, что, хотя основные работы Гегеля были уже в это время опубликова­ны, Конт их не знал.

Применяя этот закон к индивиду, можно сказать, что в детстве каж­дый из нас является теологом, в молодости — метафизиком и физиком или позитивистом — в зрелом возрасте. Аналогично для истории че­ловечества в целом и для науки.

Классификация наук. Особенность развития науки состоит в том, что каждая научная дисциплина проходит эти три стадии самостоя­тельно, и существует определенный порядок развития этих наук, по­скольку одна наука представляет собой фундамент для другой. Первой эти три стадии прошла астрономия и послужила основанием для физи­ки, физика — для химии и т.д. Кроме того, каждая наука имеет харак­терные методы исследования (схема 155).

Схема 155. Классификация наук и их методов

Наблюдение Конт понимает как акт чувственного восприятия, в котором воспринимаемое явление подводится под общий закон, и по­этому наблюдение обязательно связано с выдвижением гипотез от­носительно наблюдаемого явления1. Эксперимент есть искусствен­ное воспроизведение изучаемого явления. Именно поэтому он не всегда допустим в биологии — связанный с вмешательством в жиз­недеятельность, он может разрушить живой организм. Отсюда глав­ный метод в биологии — сравнение, он же является основным и в социологии.

Учение об обществе. Свое учение об обществе Конт назвал «со­циология», первым введя в научный оборот данный термин. С его точ­ки зрения, учение об обществе только вступает в третью — позитив­ную — стадию развития. На этой стадии развития учение об обществе (социология), так же как и другие науки, должно собирать научные факты и заниматься их классификацией. Одним из первых «позитив­ных» законов, открытых в сфере человеческой истории, он считал свой собственный закон «трех стадий».

1 Пока мы просто фиксируем в своем сознании, что Солнце каждый день встает на востоке, это, по Конту, еще не наблюдение как научный метод. Таковым оно станет толь­ко тогда, когда свяжем эти восходы с определенной гипотезой об устройстве Вселенной.

Таблица 92. Три стадии в развитии общества

Стадия Историческая эпоха Характеристика
Теологическая Европейское Средневековье Согласие всех членов общества на базе веры в божественное происхождение социальных законов
Метафизическая Эпоха Реформации и Просвещения (XVI—XVIII вв.) Разрушение общественного согла­сия, так как различные философ­ские учения предлагают несовмес­тимые принципы общественного устройства
Позитивная Современная эпоха (XIX в.) Восстановление общественного согласия на базе позитивной науки об обществе

Так как законы социологии выводятся из фактов, то они будут столь же неоспоримы, что и естественнонаучные, и потому станут основой общественного согласия. Социологи должны стать руководителями общества и занять место священников. Социология будет при этом не только наукой, но и религией («позитивной»).

Эмпириокри­тицизм (махизм)

Позитивизм на втором этапе своего развития получил название «эмпириокритицизм» («критическое иссле­дование опыта»), или «махизм», — по имени его осново­положника и виднейшего представителя австрийского физика и философа Э. Маха (1838—1916). Аналогичные идеи были практически одновременно выдвинуты Р. Авенариусом (1843—1896).

Появление и популярность эмпириокритицизма связаны с рядом проблем, обнаружившихся с ростом естественных наук. Бурное разви­тие в XIX в. химии, биологии, физиологии и т.д. привело к тому, что прежняя «объяснительная модель» утратила свой универсальный ха­рактер: невозможным оказалось объяснить все химические, биологи­ческие и прочие явления как движения атомов по законам механики. Требовалась новая научная методология, способная объяснить мир.

Особое влияние на становление махизма оказал «кризис в физике» На рубеже XIX—XX вв. К этому времени был сделан ряд открытий, которые не «вписывались» в прежнюю ньютоно-картезианскую карти­ну мира и даже противоречили ей. Так, традиционное отождествление материи с веществом, состоящим из неделимых атомов, делало непо-

нятным статус электромагнитных полей, которые явно не являются веществом, а значит, получалось и материей. Открытие радиоактивных элементов, для которых наблюдается уменьшение массы (переход ве­щества в излучение), привело физиков к выводу: «материя исчезла». К этому же выводу подталкивало и открытие сложной структуры атома (был обнаружен электрон и ядро атома).

Махизм преодолевал кризис в физике за счет того, что объясни­тельная часть науки была вообще объявлена «ненаучной». Если Конт полагал, что наука должна на базе фактов искать «скрытые причины» происходящих явлений, то Мах считал необходимым вообще отказать­ся от принципа причинности, заменяя его понятием функциональ­ной зависимости признаков рассматриваемых явлений. Задачу науки он видел в описании и классификации фактов, т.е. в регистрации взаимосвязи их признаков.

Но в эмпириокритицизме фактами (и отсюда, предметом науки) счи­талось только то, что непосредственно воспринимается человеком — его чувственный опыт, который дан нам как «поток ощущений». Ощу­щения трактовались при этом не только как источник всякого знания о мире, но и как «нейтральный элемент», предшествующий делению це­лостного опыта на «внешний» (физический) и «внутренний» (психоло­гический). Именно это деление опыта, не имеющее научного обоснова­ния, приводит к появлению различных метафизических учений (как ма­териалистических, так и идеалистических), и — как следствие — к бесконечным и бессмысленным спорам между ними.

Отказываясь от этого деления, мы понимаем: то, что обычно счита­ется вещью внешнего мира, есть всего лишь «комплекс ощущений», а то, что стоит за этими комплексами и их вызывает, нам не доступно, и потому любые рассуждения об этом ненаучны. Отсюда, «атом», «суб­станция», «материя» и т.п. есть столь же ненаучные понятия, как и кан­товская «вещь-в-себе».

Мах отказывается и от ньютоновских понятий абсолютного про­странства и времени, и от ньютоновской трактовки движения. Вместо этого он предлагает собственный «принцип относительности», со­гласно которому движение любого тела может быть определено толь­ко относительно других тел1.

Теоретическим обоснованием такого подхода стал у Маха сформу­лированный им принцип «экономии мышления» (напоминающий «бритву Оккама»).

Судьба учения. Махизм оказал прямое влияние на возникновение следующей стадии позитивизма — логического позитивизма, также он

1 Данная идея Маха сыграла значительную роль в становлении теории относитель­ности А. Эйнштейна.

сыграл свою роль в общем «феноменологическом повороте» всей за­падной философии. Кроме того, необходимо отметить значительное влияние махизма на философские воззрения многих крупных физиков начала XX в., например на Эйнштейна.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 4027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.