Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цистерциане




РАЦИОНАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ ШАРТРСКОЙ ШКОЛЫ

В период расцвета ранней схоластики культурным центром наряду-с Парижем была философская школа в Шартре. Основал ее в конце X в. Фульбер, знаток арабской науки. Постепенно она становится местом, где были воспитаны многие специалисты, которые черпали из древних источников естественных наук и математики. Школа приобрела известность своими гуманистически­ми традициями, из ее стен вышел ряд энциклопедистов. Школа обеспечивала, в духе тогдашней системы обра­зования, получение светского образования в виде так называемого квадривиума, т. е. арифметики, геометрии, астрономии и музыки, и так называемого тривиума 4, т. е. грамматики, риторики и диалектики.

В шартрской школе впервые в истории средневеко­вой западноевропейской философии изучались идеи ан­тичных атомистов — Демокрита, Эпикура, Лукреция — в переводах с арабского на латинский язык.

Расцвет шартрской школы приходится на период первой половины XII в. (в начале этого периода слуша­телем школы был Абеляр). В разное время школу воз­главляли Берн ар из Шартра (ум. в ИЗО), Жильбер Порретанский (1076—1154), Теодорик из Шартра (ум.


между 1150—1155), Гильом из Конша (ум. в 1154). Среди видных выпускников школы можно назвать ан­гличанина Иоанна из Солсбери (ок. 1110—1180), вли­ятельного церковного деятеля и дипломата, автора зна­чительных трудов. Его «Поликратикус» трактует об об­щественной жизни, о политике; «Металогикус» посвя­щен теории логики (диалектики) в аристотелевском

смысле.

Шартрская школа черпала из двух главных фило­софских источников: в метафизике — Платон, в школе был известен его «Тимей» (часть о возникновении мира), в логике — Аристотель. Эта двоякость порожда­ла споры и несогласия, что отразилось и в дискуссиях об универсалиях. Образовались два лагеря, в которых упор делался либо на спиритуалистические и идеалисти­ческие элементы системы Платона, либо на критический и эмпирический дух Аристотеля. У некоторых 'предста­вителей школы появилось стремление к сближению этих точек зрения.

Шартрские ученые были и естествоиспытателями, и гуманитариями, их объединял единый фронт борьбы против спекулятивной теологии. Философию природы они соединяли с логикой, причем их единым источником они считали реальность. Философия должна быть не формальной спекуляцией, но дисциплиной, которая чер­пает данные из внешнего мира.

Идеи и деятельность как Абеляра, так и шартрской школы вызвали неприязнь католической церкви. Идео­логическим носителем этой неприязни стал Бернар Клер-воский (1091 —1153), основатель аббатства в Клерво и главный представитель цистерцианской школы 5. Это был человек всесторонне образованный, отличавшийся ораторским даром. Он стал душой религиозного движе­ния, сформированного в XII в. цистерцианами, немило­сердно преследовал ереси, активно выступал за второй крестовый поход.

Главным источником его воззрений были религиоз­ные трактаты. Он утверждал, что наилучшим и един­ственным средством философии является общение с бо­гом. Процесс познания он интерпретировал мистически. Не разум ведет к богу, но любовь и привязанность


человеческой души к нему. Человек, как сотворенное существо, должен знать о своем несовершенстве и огра­ниченности, вести себя перед богом покорно, смиренно. Смирение, покорность — первая ступень познания, вто­рая — сочувствие, третья — созерцание, на вершине познания человек общается с богом, забывает о себе.

Бернар враждебно относился и выступал как против светской науки, так и против теологии, отвергая их рационализм. Его мистицизм, с одной стороны, тормо­зил развитие философии, с другой — провоцировал к ней интерес исследователей.

Бернар имел несколько последователей, среди ко­торых — Исаак Стелла. Мистицизм расцветает прежде всего в аббатстве св. Виктора, на окраине Парижа, где в 1108 г. была основана Гильомом из Шампо философ­ская школа.


ния и актов воли, что выдает влияние августиниан-ства. Очень медленно сюда проникали некоторые эле­менты аристотелизма.

Гуго Сен-Викторский, таким образом, обратил вни­мание на обойденные схоластикой интуитивную и интро­спективную стороны познания; он принадлежал к тем мыслителям, которые опирались на внутренние (насле­дие Августина) и внешние доказательства (Священное писание) существования бога.


ШКОЛА СВ. ВИКТОРА

Главным инициатором синтеза мистики и схоластики был Гуго Сен-Викторский (1096—1141) и его ученик и последователь Ришар Сен-Викторский (ум. в 113^). В Сен-Викторской школе культивировался умеренный, «великодушнейший» мистицизм, который не ограждал себя ни от каких влияний. Церковь не хотела полностью потерять контакт ни со схоластиками, ни с носителями свободных искусств, а воинствующий мистицизм Бер-нара этому препятствовал.

Активность Сен-Викторской школы сосредоточива­лась главным образом в области теологии, естественно, мистического характера. Согласно Гуго, который зани­мался классификацией наук, важнейшей из них явля­лась теология. Светские науки он делил на теорети­ческие, практические, механические и логические. Наука либо служит земным интересам, либо приводит к люб­ви к богу. Существуют три способа познания сущего: первый — мышление, предметом которого являются внешние вещи, познаваемые чувственно; второй — по­нятийное мышление, ведущее к познанию самого себя, т. е. души; третий, высший, способ состоит в созер­цании, в процессе которого происходит интуитивное поз­нание бога.

В рамках интереса к мистической теологии в Сен-Викторской школе культивировалась психология позна-

24U





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.