Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предшественники утопического социализма




ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

В эпохи, предшествующие Ренессансу, право ин­терпретировалось в сущности двумя способами: с од­ной стороны, как проявление божьего суда, и поэтому оно имело характер необходимости, абсолютности и вечности (этот подход был нормой для средневеко­вья); с другой стороны, право рассматривалось как продукт договора людей, который может изменяться, является относительным (этот подход есть у многих представителей древнего мира). Однако существует еще и третья сторона интерпретации, согласно кото­рой право имеет человеческое происхождение, но, несмотря на это, оно необходимо, потому что его сущность вытекает из общей человеческой природы. Понятие «естественного» права было известно уже древним стоикам и в средневековье некоторым схола­стам (в частности, Фоме Аквинскому), но по-настоя­щему оно развивается лишь на пороге новой эры.

Одним из сторонников такого понимания права был голландский юрист, историк и политик Гуго Греции (1583—1645), идеолог голландской буржуаз­ной революции, автор трактатов «Свободное море» и «Три книги о праве войны и мира».

Философским основанием его естественноправовой теории является рационалистическое мировоззрение. Решать социально-правовые конфликты призван ratio. Разум имеет общекритическое и всеоцениваю-щее значение, это «свет разума», а не божественное откровение, он является верховным судьей.

Гроций, как и другие гуманисты и рационалисты Ренессанса, говорит о «двойственной истине». Он признает божественное право и право человеческое. Этот подход с точки зрения тогдашних исторических


условий был шагом вперед, который освобождает, эмансипирует человека от гегемонии монопольного права, представляемого церковью.

В человеческом праве Гроций различает граждан­ское (ius civile) и естественное (ius naturale) право. Гражданское право возникает исторически, обуслов­лено политической ситуацией; естественное право вы­текает из естественного характера человека и является не предметом истории, а философии. Сущность естест­венного права заключена в общественном характере человека (как у Аристотеля), из чего вытекает необхо­димость общественного договора, который люди заклю­чают для обеспечения своих интересов и образуют таким способом государственный союз.

В период образования первых зародышей капи­тализма, связанных с первоначальным накоплением капитала, возникают теории, критически реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся социаль­ной дифференциацией. И хотя эти теории возникают в начале раннего капитализма, в них, собственно говоря, уже предвидятся горизонты капиталистиче­ского общественного строя и выражаются идеи со­циального равенства людей. Часто это гениальное предвидение имеет утопический и иллюзорный харак­тер, так как отражает объективно несуществующие общественные условия и силы тогдашнего общества.

Утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами английского гуманиста Томаса Мора, итальянского монаха Томмазо Кампанеллы и немец­кого реформатора Томаса Мюнцера (о котором уже говорилось в главе о Реформации).

Томас Мор (1479—1555) происходил из богатой семьи королевского юриста. Его гуманистическое ми­ровоззрение формировалось в Оксфордском универси­тете, центре тогдашних английских гуманистов. Как член парламента, он смело выступает против финан­совых махинаций короля Генриха VIII, против его деспотизма. Этим он способствовал росту своего авто­ритета среди лондонской мелкой буржуазии. На коро-


левской службе в качестве канцлера Генриха VIII он становится противником реформаторских усилий короля. Впоследствии был казнен.

Творчество Мора является ярким выражением гуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе. Трагические обстоятельства его смерти как бы предзнаменовали конец мечтаний о золотом веке, провозглашавшемся платоновской Академией во Флоренции, а также кру­шение «христианского гуманизма» Эразма Роттердам­ского.

В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилуч­шем устройстве государства и острове Утопия»6 он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Она написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политиче­ские воззрения. В первой части работы дается критика английского общественного устройства, во второй представляются устройство и жизнь на вымышлен­ном острове Утопия.

Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода начального накопления капитала, которое в Англии проходило весьма жестоко, но стремился к выяснению социальных причин этого явления. Он считал, что они коренятся в частной собственности. Поэтому следует изменить общественные отноше­ния, однако это нельзя сделать лишь законодатель­ным путем. Идеалом, который он конкретно демонст­рирует на примере отношений-'на острове Утопия, были общественная собственность, высокоорганизо­ванное производство, целесообразное руководство, гарантирующее справедливое и равное распределе­ние общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т. д.

Томас Мор был одним из основателей утопиче­ского социализма. Его творчество является наибо­лее важным исследованием о социализме конца XVIII столетия. Здесь он проявился как рационалист, его социальное учение соответствует уровню научного познания того времени. Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при их реализации. Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. В этом


также проявлялась иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как «утопическое».

Томмазо Кампанелла (1568—1639) был одним из представителей итальянской философии природы; од­нако более значительную роль сыграло его социаль­ное учение: кроме «Города Солнца» он написал <;О христианской монархии», «О церковной власти», «Об испанской монархии». Он отстаивает единство церковной и светской власти, отвергает протестант­скую Реформацию, провозглашает идею власти папы над всеми христианами.

Он выражает мысль о необходимости больших общественных преобразований, направленных на реа­лизацию царства божьего на земле, призывает в соот­ветствии с христианской совестью к ликвидации част­ной собственности и эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. Кампа­нелла становится во главе заговора в Калабрии, ок­купированной испанцами. После поражения заговора он бежал, был схвачен и осужден на пожизненное заключение. Провел в тюрьме больше 25 лет, напи­сал там большинство своих книг, в том числе «Город Солнца» *.

Книга «Город Солнца» возникла не случайно, как пытаются представить современные католические ис­следователи, она находится в полном соответствии со всей духовной и политической жизнью автора, ко­торый на собственном опыте познал страдания масс. В отличие от Мора он не обращает большого внима­ния на экономические проблемы. Ликвидацию част­ной собственности он полагает возможной, исходя из моральных установок христианства.

Государственное устройство Солнечного города представляет собой идеализированную теократиче­скую систему, во главе которой стоит жрец, первый духовник, Метафизик, отмеченный солнечным симво­лом. Его помощники — Власть, Мудрость и Любовь —

* Обращаем внимание читателя на произвольность перевода названия «Город Солнца». Кампанелла имел в виду «Град Солнца», «Солнечный град», здесь град в смысле «царство», «государство», отсюда чешский перевод—«Солнечное государство» — «Slunccni stab (Примеч. пер.).


занимаются вопросами войны и мира, военным ис­кусством и ремеслом; свободными искусствами, нау­ками, школьным образованием; вопросами контроля рождаемости, воспитания, медициной, земледелием и скотоводством. Политическая, светская власть пере­плетается с церковной, духовной. Религия граждан города Солнца сливается с философией природы, за­дача состоит в их объединении.

В программе Кампанеллы, его видении будущего также есть требование всемирного объединения лю­дей, возглавить которое должен папа. Римский се­нат, состоящий из представителей других государств, должен решать все спорные вопросы мирным путем.

Утопическая теория Кампанеллы в отличие от уче­ния Мора не является продуктом социального анализа противоречий эпохи, содержит целый ряд внутренних противоречий. Несмотря на это, в ней много положи­тельных элементов. Так, он предсказывает огромную роль науки, говорит об образовании народа, о ликви­дации войн, частной собственности, о справедливом и разумном управлении.

Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессив­ным мыслителям, их социалистические утопии пред­ставляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса. В сво­ем творчестве они развивают мелкобуржуазные иде­алы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее раз­витие европейского рационального мышления, в част­ности философии Просвещения.

Мы говорим о них как о предшественниках по­следующего утопического социализма, являющегося продуктом более высокой ступени развития капита­листического общества. Великие утописты XIX столе­тия Сен-Симон и Фурье во Франции, Оуэн в Англии восходили к ним и ссылались на них при разработке своих систем.

* # *

Этап философии Ренессанса занимает видное ме­сто в истории философской мысли. Это период, в котором вследствие социальных и экономических изме­нений, связанных с разложением феодального строя в Европе и возникновением новых, исторически про-


грессивных форм производства и общественных отно­шений, рождается новое мировоззрение, основными чертами которого являются натурализм, индивидуа­лизм и рационализм. Возобновленный интерес к анти­ке, сопровождающий рождение культуры и мировоз­зрения Ренессанса, диктуется потребностью веры в собственные силы, в возможность создания свобод­ной естественной жизни для индивида. Источником и опорой для этого могла стать не средневековая духовная традиция, но античная культура и филосо­фия. Хотя в гуманизме Ренессанса проявляются элементы аристократических, «элитарных» тенденций, по своим антисхоластическим, антиаскетическим вы­ступлениям он сыграл объективно прогрессивную роль.

Во всех областях культуры Ренессанса в течение всего периода старые идеи, традиции, концепции сталкиваются с новыми. Философию Ренессанса также характеризует борьба новых идей и программ со схо­ластическими концепциями. Одной из важных и су­щественных задач философии того времени было очи­стить древнюю античную философию от схоластиче­ских деформаций, сделать доступным ее подлинное содержание, а также в соответствии с требованиями нового уровня общественного, и научного развития идти дальше, выйти за ее пределы и границы. Филосо­фия периода Ренессанса характеризуется усилением связи с наукой.

Очевидно, что огромные революционные измене­ния в философии сопровождались противоречиями и конфликтами. Путь к новому не проходил по пря­мой восходящей линии, но, наоборот, при сохранении общей схоластической ориентации в нем переплета­лись элементы старого и нового-способов мышления, случались и компромиссы, но при всем этом новое философское мышление требовало своего выражения. Пантеизм Ренессанса, прогрессивный в данных исто­рических условиях, выражал расхождение со схола­стическим спиритуализмом. В то время лишь в его рамках могли проявляться материалистические тен­денции, но ни в коем случае не вне его.

Основным признаком философии Ренессанса явля­ется его светская, земная направленность. Если пред­метом средневековой философии был бог, то ныне на первое место выступает природа. Сосуществова-


ние и взаимное влияние развивающейся эксперимен­тальной науки и философии были для Ренессанса необычайно важными и представляли собой перспек­тивные зародыши дальнейшего развития философии. Значение философии Ренессанса можно кратко представить в том смысле, что в целом она, собствен­но, создала основу философии Нового времени. Пе­риод философии Ренессанса представляет собой необ­ходимый и закономерный переход от средневековых философских традиций к философии Нового времени.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.