Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. История экономики, выделившаяся как самостоятельная наука из политической экономии во второй половине XIX в




 

История экономики, выделившаяся как самостоятельная наука из политической экономии во второй половине XIX в. под влиянием бурного экономического прогресса, сегодня стала неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных специалистов экономического профиля. Она позволяет не только расширить кругозор, но и учит давать свою оценку экономическим событиям, помогает в поиске наиболее приемлемых путей выхода из кризиса, в выборе наиболее эффективных направлений экономического развития и повышения уровня жизни. Студент должен помнить, что история насчитывает множество хозяйственных экспериментов и любое экономическое явление, происходящее сегодня, имеет исторические корни.

Особенно актуально знание истории экономического развития сегодня в связи со сменой системы хозяйствования. С подобными проблемами сталкивались почти все государства при переходе от аграрного общества к индустриальному, а затем постиндустриальному, или от свободного рынка к регулируемому и т.д. Анализ истории экономического развития позволит из множества имеющихся вариантов перехода к рыночной экономике определить наиболее приемлемый для России.

История экономики– это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней. Следовательно, предметом изучения является хозяйственная деятельность народов различных стран, развитие их производительных сил, смена способов производства.

Задачи курса истории экономикисводятся к:

- рассмотрению эволюции форм общественного производства;

- изучению экономического развития стран и регионов в различные периоды времени;

- анализу альтернативности (поливариантности) развития экономики.

История экономики выполняет следующиефункции:

1) мировоззренческую - формирование логики и стиля экономического мышления;

2) познавательную - составление целостной картины историко-экономического развития стран и народов;

3) прагматическую – обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития;

4) аналитическую – теоретическое осмысление имеющегося эмпирического материала и поиск закономерностей историко-экономического развития;

5) критическую – научное обоснование новых экономических теорий и экономической политики;

6) прогностическую – формирование базы данных для научных прогнозов экономического развития;

7) практическую – аккумуляция хозяйственного опыта и выдача практических рекомендаций.

История экономики тесно связана с историй экономических учений и экономической теорией. Если история экономики рассматривает движение экономических процессов и явлений в различные эпохи, то экономическая теория занимается теоретическим анализом общества, используя абстрактно-логический и математический методы исследования. Но без теоретической абстракции экономическая история лишается твердой теоретической основы, а экономическая теория без историко-экономических обобщений превращается в бездоказательную науку. История экономических учений знакомит нас с тем, как то или иное поколение воспринимало и объясняло происходящие экономические явления, искало пути выхода из сложившихся ситуаций.

Таким образом, история экономики призвана форми­ровать принципы экономического мышления. Она помогает видеть исторические корни современных социальных и экономических проблем, опираясь на накопленный в истории хозяйственный опыт, позволяет адекватно оценивать текущую экономическую ситуацию, принимать правильные решения и, рационально используя прошлый опыт, предусмотреть будущее, избегая ошибок.

На сегодняшний день одним из спорных вопросов остается периодизация экономической истории. Существуют два основных подхода: формационный (К. Маркс) и цивилизационный (линейный и циклический подход).

К. Маркс утверждал, что переход от одной стадии развития общества к другой является прямым результатом действия экономических факторов, а изменения в материальном производстве (изменения средств производства) определяют социальные, политические и правовые аспекты. Во все времена источник социального прогресса заключался именно в развитии производительных сил, а расцвет науки, образования, культуры базировался именно на научно-техническом уровне производства, экономике в целом. Например, в XIX в. рост железных дорог и электрификация производства не только изменили производство, но и жизнь общества, в частности, повлияли на нормы морали, законодательство, создали возможность для появления новой этики бизнеса, даже оказали воздействия на догмы церкви. С этого времени и по сегодняшний день большинство ведущих политических событий тесно связано с такими экономически проблемами, как труд, кредиты, тарифы, банки, государственная собственность.

Общепринятой периодизаций является следующая:

- древняя история (100 тыс. лет до н. э. – V в. н. э.);

- средние века (V – XV вв.);

- новое время (XVI – начало XX в.);

- новейшее время (с 1914 г. до наших дней).

В структуре курса экономической истории в рамках древности выделяют первобытный и рабовладельческий способ производства; в средневековье речь пойдет об изменениях в феодальном способе производства; анализируя новое время, поговорим о зарождении, становлении и развитии капиталистического способа производства; а ХХ в. охарактеризуем, как переход от капиталистического хозяйственного механизма к конкурентному, регулируемому и социально-ориентированному.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.