Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образный код - это удобный для запоминания зрительный образ, обозначающий часто повторяющийся элемент информации 1 страница




В мнемотехнике к категории образных кодов относятся следующие элементы информационных сообщений:

· двузначные числа (00 - 99);

· трехзначные числа (000 - 999);

· названия месяцев (январь, февраль, март...);

· названия дней недели (понедельник, вторник, среда...);

· буквы русского алфавита (А, Б, В...)

· буквы английского алфавита (A, B, C...)

· имена (Светлана, Марина, Сергей...)

· названия предметов (алгебра, история, геометрия...);

· транскрипционные знаки (международная фонетическая транскрипция);

· звуки слоговой азбуки (японская хирагана);

· синус, косинус, тангенс, плюс, минус... (при запоминании мат. формул);

· постоянные величины (число Авогадро, гравитационная постоянная...);

· метрические единицы (сантиметры, метры, километры...);

· географические названия (материки, страны, штаты, города).

Могут быть сформированы и другие образные коды.

Учить образные коды все сразу - нет необходимости. Большинство из перечисленных образных кодов вводится постепенно, по мере встречаемости элементов в запоминаемой информации. Однако есть образные коды, без знания которых вы не сможете применять большинство техник запоминания. Это образные коды двузначных чисел (от 00 до 99). Их обязательно необходимо выучить наизусть и довести до автоматического (рефлекторного) припоминания. Остальные образные коды вы сможете заучивать постепенно, пользуясь справочником образных кодов, либо придумывая их самостоятельно по изложенным ниже правилам.

 

Правила обращения с образными кодами

 

· Образные коды не должны повторяться. Каждый образный код - уникален.

· Образные коды должны быть фиксированными. То есть один и тот же элемент всегда должен обозначаться одинаковым зрительным образом. Например, число 35 обозначается образом "кубик". Это даст вам возможность в дальнейшем мгновенно находить в памяти информацию, содержащую одинаковые элементы. Например, вы сможете вспомнить все события, относящиеся к одной дате. Вы сможете вспомнить все телефонные номера, содержащие число 35. Образ "кубик" всегда следует представлять одинаково.

· Образные коды никогда не должны быть основой ассоциации - это грубейшая ошибка при запоминании. На образные коды ничего не записывается.

· Образные коды всегда являются элементами ассоциации. Образные коды записываются на основу ассоциации.

· Образные коды НЕЛЬЗЯ СВЯЗЫВАТЬ МЕЖДУ СОБОЮ. Это ведет к самоуничтожению информации еще на этапе ее запоминания. Так, нельзя запоминать телефонный номер, последовательно связывая образы, обозначающие числа. Это грубейшая ошибка. Образные коды всегда запоминаются через промежуточный образ. Как правило, это основа ассоциации. Если в информационном сообщении нет элемента, который может быть основой (например, ряд чисел), то основа ассоциации вводится принудительно - берется любой произвольный образ.

· Если образные коды присутствуют в текстовом материале, то при запоминании таких текстов образные коды запоминаются изолированно (комбинированный способ - "прием возврата").

· Любыми образными кодами можно обозначать произвольные зрительные образы. Так можно взять тысячу произвольных образов и пронумеровать их образными кодами от 001 до 999. В результате получится упорядоченная система образов.

· Запоминать другие образы на образные коды можно только при выполнении тренировочных упражнений, когда не требуется долговременное запоминание.

 

 

Как регулировать процесс запоминания

 

Процесс запоминания полностью контролируется. Можно сознательно запоминать со 100% точностью или не запоминать вообще, запомнить на несколько часов или на очень длительное время, можно стирать запомнившиеся сведения и записывать на их места другую информацию.

Как регулировать процесс запоминания видно из таблички.

Допустим, необходимо запомнить ряд случайных двузначных чисел.

 

25 47 38 56 47 68 57 69 39 46 58 79 36 47 12 98 46 37 04 27 40 98 47 12 42 59 54

 

Действие Результат
Просто просмотреть ряд чисел Запомнятся последние 5-7 чисел и через несколько минут они забудутся (запоминаются благодаря большой инертности речевого анализатора - так называемая "эхо-память")
Преобразовать числа в образы и запомнить их последовательность Запомнятся все числа и примерно через час большинство из них будут потеряны из мозга (связи самопроизвольно разрушаются)
Повторить запечатленные числа (несколько раз, извлекая их из памяти. То есть, припоминая их. Числа сохраняются длительное время (примерно полтора месяца после закрепления в течение 3-4 дней)
Привязать запомненные числа к системе опорных образов и обеспечить их периодическое припоминание (хотя бы раз в полтора-два месяца) Числа доступны для припоминания в любой момент времени. Пожизненное сохранение.

 

Когда вы просто просматриваете информацию (например, список телефонных номеров) - она не запоминается.Для того чтобы запомнить, вы переводите сведения в образную форму и образуете ассоциации. Запоминание - активный процесс и требует от вас напряжения внимания и мышления. После того как вы запомнили сведения в образной форме, они будут некоторое время сохранены в вашей памяти. Если вы к ним не будете возвращаться мысленно, они постепенно сотрутся. Если информация будет повторена вами, она сохранится надолго.

 

Мнемотехнические эффекты

 

В эффектах отражаются закономерности работы памяти, которые становятся очевидными при запоминании с применением мнемотехники. Знание этих закономерностей позволяет избегать ошибок при запоминании и делает процесс запоминания более качественным.

 

Эффект стирания ассоциации

 

Он проявляется в двух формах.

Первая. Когда образованная ассоциация не активизируется - она самопроизвольно разрушается (стирается). Так, однократно созданные связи начинают разрушаться примерно через час. Этот эффект позволяет выполнять большое количество тренировочных упражнений. Все запомненные сведения (связи) будут автоматически уничтожены.

Вторая. С одним образом может быть образована только одна связт. Если на 60 опорных образов вы запомните 60 случайных чисел и на следующий день на эти же опорные образы запомните другие 60 чисел. Предыдущие не вспомнятся.

Если вы хотите более подробно разобраться с этим интересным эффектом, то вам следует внимательно изучить схему образования электрической связи. Дело в том, что предыдущие связи не уничтожаются. Они просто становятся недоступны для припоминания. На самом деле один образ может быть связан с десятками других образов. Но для того, чтобы считать эти связи, необходимо применять специальную технику запоминания и припоминания. Для считывания множественных связей одного образа с другими, специально разработаны: техника образования ассоциации с выделением основы ассоциации (основной способ запоминания в данной системе) и техника запоминания "Матрица". Но даже в этом случае эффект самопроизвольного разрушения связей остается в силе. И запомненные сведения требуют закрепления в памяти.

Информация в мозге стирается самопроизвольно, а также под воздействием другой информации. Эффект хорошо наблюдается при запоминании 30-ти и более единиц информации. Эффект используется в данной методике обучения мнемотехнике. Так, благодаря этому эффекту, в упражнениях можно запоминать новые сведения, связывая их с одними и теми же опорными образами. Предыдущая информация стирается. При долговременном запоминании всегда нужно иметь ввиду этот эффект и не использовать повторно уже занятые опорные образы.

 

Эффект сворачивания ассоциативных цепочек

 

Наблюдается при припоминании. Если в процессе припоминания внимание обучающегося отвлекается, он уже не может вспомнить то место, где воспоминание прервалось и вынужден возвращаться к началу последовательности. Иногда можно наблюдать быстрое мелькание образов в воображении в момент отвлечения внимания. Цепочка образов, прокрутившись, останавливается на последнем образе.

При отсроченном припоминании через один - два месяца (если человеку не ставилась задача сознательного повторения), при напоминании первого слова ранее запоминавшейся цепочки припоминаются первые два - три слова, а затем сразу одно - два последних. Остальные образы цепочки не вспоминаются даже при напоминании (подсказке). Хотя после запоминания учащийся мог свободно воспроизводить весь ряд (60 - 100 образов).

Этот эффект чем-то похож на описанный в психологической литературе "Эффект края" Г.Эббингауза. Только в данном случае он наблюдается при отсроченном припоминании. Значение этого эффекта, на мой взгляд, значительно большее, чем принято думать.

С одной стороны, этот эффект мешает сознательному запоминанию, так как происходит стирание запомненных в образах сведений. Стирающее влияние этого эффекта легко нейтрализуется. Достаточно не запоминать длинных последовательностей образов, а разбивать запоминаемые сведения на маленькие последовательности - не более 5-ти образов в каждой. В системе запоминания "Джордано" запоминание длинных последовательностей практически не используется вообще. Основной способ запоминания - это образование ассоциаций. В ассоциациях любая последовательность ограничивается всего двумя образами.

Мозг жертвует информацией не просто так. Я считаю, что данный эффект является одним из механизмов, благодаря которому мозг автоматически формирует свернутые программы реагирования (по типу "Если..., то..."). промежуточные звенья между "Если" и "то" - уничтожаются ради ускорения ответной реакции. С помощью этого механизма мозг может формировать конструкты (теория личностных конструктов Дж.Келли), которые организуются в сложные иерархические системы конструктов и, по существу, являются глобальной программой реагирования, по которой человек строит свое поведение (сознательно и неосознанно).

Я также думаю, что основная работа по сворачиванию ассоциативных цепочек осуществляется мозгом во время сна. При этом, сжатие происходит отдельно по анализаторным системам (хорошо известно, что во время сна речевой и зрительный анализаторы разобщаются и функционируют изолированно друг от друга - мысли начинают путаться при засыпании). Результат работы по сжатию информации мозг показывает в виде сновидения. Одной из функций сновидения может быть процесс записи в мозг "заархивированной" информации.

 

Эффект первого образа

 

При припоминании упражнений часто возникают сомнения в правильности припоминаемого образа. Верным бывает обычно тот образ, который первым "выскочил" из памяти, даже, если вы уверены в том, что этот образ неверный.

 

Эффект непосредственного припоминания

 

Первоначально информация захватывается памятью в виде комбинаций зрительных образов. В дальнейшем, если вы примените метод активного повторения, запомнившиеся сведения будут припоминаться сразу в том виде, в каком вы их воспринимали при запоминании. Особенно важно добиваться эффекта непосредственного припоминания при запоминании иностранных слов и знаковых систем изучаемых вами иностранных языков.

 

Эффект ассоциативного припоминания

 

Хорошо наблюдается всеми и заключается в том, что один воспринимаемый образ мгновенно вызывает из памяти "дополнительную" информацию по ранее установленным взаимосвязям.

К этому эффекту следует отнести и возможность припоминания всех информационных сообщений содержащих стимулирующий элемент, например, число 35.

Мнемотехника наглядно демонстрирует, что память человека работает по единственному принципу: "Стимул - реакция". Реакцией на стимул может быть отдельный образ, целая ассоциация, небольшая программа - последовательность реакций, например фраза.

 

Характеристики процесса запоминания

 

Скорость запоминания

 

Это среднее время, затраченное на запоминание одной единицы информации (на образование одной связи). Если вы запомнили 40 чисел за 4 минуты, то ваша скорость запоминания равна 6-ти секундам на одно двузначное число, которое запоминается как один образ.

 

Скорость припоминания

 

Это средняя скорость припоминания одной единицы информации. Если вы смогли воспроизвести 40 чисел за 1 минуту, значит скорость вашего припоминания, равна 1,5 секунды на число. Запомнившиеся сведения могут припоминаться очень быстро, намного быстрее, чем запоминаются.

Качество запоминания

Эта характеристика отражает количество правильных ответов данных вами сразу после запоминания. Если из 100 двузначных чисел вы правильно вспомнили 90, то качество вашего запоминания равно 90%.

 

Объем запоминания

 

Это количество информации, которое вы "осилили" за один раз, без перерыва. Например, если вы запомнили 60 чисел в три захода, объем запомненной вами информации равен 20. Объем запоминания в мнемотехнике аналогичен количеству отжиманий в спорте. Очевидно, что имеет значение количество отжиманий "за один раз", а не суммарное число отжиманий в течение дня.

 

Надежность запоминания

 

Это количество правильных ответов, которое вы дадите через достаточно длительный промежуток времени после запоминания. Например, через 2 месяца.

Надежность запоминания отражает вашу способность сохранять информацию в памяти. Если вы на контрольном тесте по английскому языку воспроизвели все иностранные слова и получили оценку "пять" - это ни о чем не говорит. Скорее всего через несколько дней вы забудете все эти слова, если не умеете закреплять новую информацию.

 

Четыре этапа запоминания

 

Процесс запоминания в системе "Джордано" разбит на четыре этапа: кодирование, запоминание, запоминание последовательности, закрепление.

 

Кодирование

 

Любое запоминаемое информационное сообщение состоит из элементов. Чтобы иметь возможность связать вместе элементы одного информационного сообщения, необходимо каждый из этих элементов преобразовать в зрительный образ.

Обратите внимание на то, что кодирование информации в зрительные образы - это НЕ ЗАПОМИНАНИЕ. Это подготовка к запоминанию.

Кодирование элементов информации в зрительные образы осуществляется ограниченным набором приемов кодирования, с которыми вы подробно можете познакомиться в разделе "Приемы кодирования".

Среди этих приемов вы встретите своих давних знакомых. Скорее всего, вы часто пользуетесь этими приемами при запоминании, не подозревая при этом, что вы используете элементы мнемонической техники.

Пример. Необходимо преобразовать в образы элементы следующей информации: "Битва при Креси произошла в 1346 году 26 августа".

Выделите значимые части этой информации, подлежащие преобразованию в образы: Креси, 346, 26, август - всего четыре элемента. Они преобразуются в следующие зрительные образы: крест, КаЧеЛи, ДуШ, яблоко (в соответствии с системой образных кодов, принятых в данной системе запоминания).

Теперь информация подготовлена к запоминанию и вы можете приступить к следующему этапу - непосредственно к запоминанию.

 

Запоминание

 

Запоминание - это образование связей между элементами одного информационного сообщения. Когда мы преобразовали элементы в зрительные образы, мы получили возможность произвести прямую запись связей, так как зрительные образы легко можно связать непосредственно в своем воображении.

Перед тем как связывать образы в ассоциацию, необходимо выделить основу будущей ассоциацией. Основой ассоциации не могут быть образные коды. Среди запоминаемых элементов образными кодами являются: 346, 26, август. Остается только образ "Крест". Его и следует взять за основу ассоциации.

Представьте в воображении крест. Выделите в нем три разные части: колечко на крестике, крестовина, нижняя часть. Далее следует последовательно образовать три отдельные связи: "колечко + качели", "крестовина + душ", "основание + яблоко".

После образования трех отдельных связей представьте всю ассоциацию целиком. В этой ассоциации образ "крест" - крупный, а остальные образы - средние по размеру относительно образа "крест".

Информация запомнена. Любой из образов ассоциации будет вызывать в вашем воображении всю ассоциацию целиком.

По нормативам системы запоминания "Джордано" на образование трех связей достаточно 18-ти секунд времени (по 6 секунд на одну связь).

 

Запоминание последовательности

 

Допустим, что вам необходимо запомнить не одну историческую дату, а целую хронологическую таблицу, состоящую из 50-ти дат. Следовательно, вам придется образовать 50 отдельных ассоциаций. Вспомнить такое количество ассоциаций без подсказок (вопросов) практически невозможно. Более того, если вы их не будете вспоминать, они сотрутся, то есть образованные вами связи постепенно десинхронизируются. Вы будете помнить "крест", но не сможете вспомнить другие образы, к нему относящиеся.

Поэтому следующим обязательным этапом запоминания является этап фиксации последовательности ассоциаций.

Последовательность ассоциаций фиксируется двумя способами.

Первый. Основа каждой ассоциации (в нашем примере это образ "Крест") связывается с дополнительным стимулирующим образом. Следовательно, для фиксации последовательности 50-ти ассоциаций потребуется 50 опорных образов - стимулирующих образов, последовательность которых вы можете припомнить безошибочно.

Второй. Основы ассоциаций могут быть связаны между собой непосредственно. В этом случае речь будет идти о формировании ИНФОРМАЦИОННОГО БЛОКА.

Информационный блок - это группа однотипных сведений, собранных "в одну кучку" и зафиксированных на одном опорном образе. В информационном блоке ассоциации соединяются между собой непосредственно, по основам - крупным образам.

Когда вы каждую ассоциацию привяжите к опорному образу, вы получите возможность последовательно и без внешних подсказок припоминать все запомненные исторические даты. Как в прямом, так и в обратном порядке. Для этого требуется последовательно припоминать хорошо заученные опорные образы, а они будут "вытаскивать из памяти" образованные вами ассоциации, в которых закодированы конкретные исторические даты.

 

Закрепление связей в мозге

 

Когда вы соединяете зрительные образы, речь идет об электрической памяти. Такие связи быстро образуются, но они также быстро и разрушаются в мозге. Для того чтобы сохранить информацию в мозге, образованные связи необходимо активизировать - сознательно прорабатывать в своем воображении по определенной системе. Способ закрепления информации в памяти называется в системе "Джордано" "Метод активного повторения". Он будет рассмотрен в разделе "Закрепление информации".

После закрепления информации - сведения будут сохранены в вашем мозге. И вы получите возможность вспоминать их не только последовательно, но и выборочно, без перебора всей хранящейся в мозге информации. Любой вопрос по запомненной ранее дате мгновенно будет вызывать в вашем воображении всю ассоциацию целиком. Например, если спросят: "А что было 26-го числа?". Вы сразу сможете ответить: 26 августа 1346 года была битва при Креси. А также сможете вспомнить любые другие даты, связанные с 26-м числом, если другие даты были закреплены в мозге.

Во всех рассмотренных выше этапах запоминания самым длительным и трудным для освоения является этап кодирования. От скорости кодирования информации в зрительные образы зависит ваша скорость запоминания. Навык кодирования в зрительные образы тренируется и быстро автоматизируется. Поэтому не пожалейте времени на выполнение упражнений, в которых отрабатываются приемы кодирования разных сведений в зрительные образы.

Этому целиком и полностью посвящен следующий раздел учебника - "Приемы кодирования". Сами упражнения вы можете найти в разделе "Бесплатные уроки".

 

Часть 4. Приемы кодирования

Буквенно-цифровой код (БЦК)

 

Буквенно-цифровой код применяется в мнемотехнике для преобразования двузначных и трехзначных чисел в слова.

Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита.

0 - НМ 1 - ГЖ 2 - ДТ 3 - КХ 4 - ЧЩ

5 - ПБ 6 - ШЛ 7 - СЗ 8 - ВФ 9 - РЦ

Число 25 кодируется следующим образом: 25 - ДТ ПБ.

Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.

Так как одной цифре соответствует две согласные буквы, то возможно 4 комбинации букв при кодировании двузначного числа и 8 сочетаний букв при кодировании трехзначного числа:

25 = ДП = ТП = ДБ = ТБ

350 = КПН = ХПН = КБН = КПМ = ХБМ = КБМ = ХПМ = ХБН

По согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные для запоминания. Например: 35 = КБ = КуБ.

 

Представление слова образом

 

Когда вы воспринимаете слова, они автоматически вызывают в вашем воображении зрительные образы, в соответствии с ранее установленными взаимосвязями. Например, вы понимаете слова "собака", "ворона", "спичка" именно потому, что при их восприятии в воображении рефлекторно возникают соответствующие картинки.

Обычно образы возникают в воображении очень слабые, настолько слабые, что многие люди даже не осознают того факта, что понимание слова осуществляется именно благодаря зрительным образам. Таким людям кажется, что они понимают слова без зрительных образов.

Вы можете легко убедиться, что если связь слова с образом ранее установлена не была, то вы не сможете понять значение слова. Сравните: хито, акаи, утау, мисэ. Или: человек, красный, петь, магазин. Эти слова обозначают одни и те же зрительные образы. Возникающий в воображении образ - это и есть ЗНАЧЕНИЕ (СМЫСЛ) СЛОВА. Образ-значение является общим основанием для любых языков. Люди говорят на разных языках, но мыслят одинаковыми зрительными образами.

Обычного представления образов недостаточно для качественного запоминания. Образы, стихийно возникающие в воображении, следует специально усиливать и приводить к виду, удобному для запоминания. Образы не должны быть слишком простыми или слишком сложными (сюжетные картинки). Образы должны быть крупными, объемными, цветными и детальными.

Хорошим примером того, какими следует представлять зрительные образы, могут служить образы, создаваемые на программах трехмерной графики (3D Studio MAX). На этих же программах очень хорошо тренировать визуальное мышление.

 

Подбор слова по согласным буквам

 

После того как двузначное или трехзначное число преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел - 4 варианта, для трехзначных чисел - 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.

25 - ДТ ПБ = ТП = ТоПор

826 - ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр

Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).

Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.

846 - ВФ ЧЩ ШЛ - ВЧШ - Восковая ЧаШа

466 - ЧЩ ШЛ ШЛ - ЧШЛ - Черная ШеЛковица

В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.

497 - ЧЩ РЦ СЗ - ЧРС - ЧеРСтвый хлеб

 

Преобразование чисел в образы

 

Любые числовые сведения перед запоминанием необходимо преобразовать в зрительные образы. Это осуществляется с помощью буквенно-цифрового кода. По буквам, соответствующим определенным цифрам, подбирается слово, которое рефлекторно вызывает в воображении удобный для запоминания зрительный образ.

 

Преобразование в образы чисел от 01 до 09

 

В этих случаях цифра "0" игнорируется при запоминании и добавляется при припоминании. Дело в том, что однозначные числа практически не встречаются при запоминании. Так, если вы запоминаете телефонный номер: 356-09-90, то необходимо запоминать либо 09, либо 90.

(0)1 = 1 = ГЖ = гЖ = Ж = еЖ = зрительный образ ежа

(0)4 = 4 = ЧЩ = Чщ = Ч = Чай = зрительный образ чая

(0)9 = 9 = РЦ = рЦ = Ц = яйЦо = зрительный образ яйца

 

Преобразование в образы чисел от 10 до 99

 

10 = ГЖ НМ = Гж Нм = ГН = оГоНь = зрительный образ огня

35 = КХ ПБ = Кх пБ = КБ = КуБ = зрительный образ куба

 

Преобразование в образы чисел от 000 до 999

 

000 = МН МН МН = Мн мН Мн = МНМ = МаНоМетр = зрительный образ манометра

002 = МН МН ДТ = Мн мН дТ = МНТ = МоНеТа = зрительный образ монеты

232 = ДТ КХ ДТ = Дт Кх дТ = ДКТ = ДиКТофон = зрительный образ диктофона

836 = ВФ КХ ШЛ = вФ Кх шЛ = ФКЛ = ФаКеЛ = зрительный образ факела

Процесс преобразования двузначных и трехзначных чисел в зрительные образы - длительный и трудоемкий, поэтому обучающиеся мнемотехнике пользуются "Справочником образных кодов", в котором заранее составлены образные коды двузначных чисел, трехзначных чисел, букв русского алфавита, названий месяцев, названий дней недели.

 

Кодирование в образы цифрового ряда

 

Любой цифровой ряд считается информационным сообщением и принудительно разбивается на элементы: двузначные или трехзначные числа.

5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2

510 + 470 + 457 + 542

ПиЖаМа + ЧеСНок + ЧиПСы + ПеЧаТь

5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2

51 + 04 + 70 + 45 + 75 + 42

ПоГоны + Чай + СаНи + ЧиП + ЗуБ + ЩиТ

Если количество цифр в числовом ряде нечетное, то такой ряд разбивается на сочетание двузначных и трехзначных чисел.

При запоминании необходимо стремиться к сокращению количества элементов в запоминаемой информации, поэтому разбивка запоминаемого цифрового ряда на трехзначные числа - более рациональная.

Разбивка запоминаемого цифрового ряда на однозначные числа или на четырехзначные - нецелесообразна. В первом случае получается всего десять образов, соответствующих десяти цифрам. Это приведет к частой повторяемости образов в ассоциациях, что делает практически невозможным запоминание числовой информации.

Во втором случае сильно усложняется подбор слова по буквам. Подобрать слова, соответствующие четырем цифрам - практически невозможно. Для этого потребуется подобрать 10000 слов. Такого количества слов-образов просто нет ни в одном языке. Так в орфографическом словаре русского языка, включающего в себя 106000 слов, лишь около 3000 основных слов, остальные - их производные (прилагательные, глаголы, наречия). При этом следует учитывать, что для кодирования чисел подходят лишь простые существительные, типа "лампа", "карандаш", "утюг". Такие слова как "бегать", "уютный", "сногсшибательный" - не годятся для кодирования чисел. Такие слова требуют дополнительной "обработки" - они сами нуждаются в преобразовании в простые и удобные для запоминания зрительные образы.

 

Прием символизации

 

Прием символизации применяется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов. Абстрактное слово - это слово, не имеющее фиксированного образного значения.

Символы окружают человека со всех сторон. Буквы русского алфавита символизируют (обозначают) звуки речи. Дорожные знаки символизируют определенные правила. Иконки на экране вашего монитора обозначают определенные функции и команды.

Есть символы, закрепленные в массовом сознании, то есть в сознании большинства людей. Такие символы тиражируются средствами массовой информации и понятны всем: "голубь" - символ мира, "Черепаха" - символ медлительности, "Череп" - символ смерти, "Корона" - символ власти, "Пальма, море, яхта" - символы отдыха, курорта, отпуска.

Но при запоминании приходится преобразовывать в зрительные образы любые абстрактные слова, не только те, которые уже имеют фиксированные образы.

В этом случае каждый человек должен самостоятельно подбирать зрительный образ, в соответствии с содержанием своей памяти.

Для одного "ревность" - это мокрый носовой платок, для другого - разбитая табуретка. Одни представляют богатство в виде мешка с деньгами, другие - большим количеством друзей, а третьи - огромной библиотекой.

Ниже приводятся примеры подбора образов под абстрактные слова:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.