Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Публицистика XIX В. : памятники общественно-политической мысли




 

В памятниках общественно-политической мысли прежде всего отражается развитие самой общественной мысли, но они также содержат большой материал, касающийся и других сторон исторического развития. Памятники общественно - политической мысли многообразны. По внешнему виду мы различаем среди них книги и брошюры, журнальные и газетные статьи, листовки и прокламации. В зависимости от условий времени и места, условий распространения произведения эти существуют в печатной или рукописной форме.

Декабристы оставили нам два замечательных произведения. Это - Конституция Никиты Муравьева и «Русская Правда» Пестеля.

Существуют три редакции Конституции - написанная Муравьевым в период следствия по делу декабристов, текст, сохранившийся в бумагах Пущина, и текст, написанный рукой Трубецкого. Самая ранняя редакция Конституции содержит теоретическое вступление, провозглашающее свободу человеческой воли, а затем в ряде глав рисует картину будущего государственного устройства России. В редакции 1824 г. выкинуто «Вступление», переместились главы, появились новые. Ряд моментов оказался пересмотренным и формулированным заново. Резче сформулирована статья об отмене крепостного права, ослаблены требования имущественного ценза от граждан, вместо безземельного освобождения крестьян введено указание о предоставлении крестьянам усадеб, автор отказался от того замаскированного выкупа личности и т.п. Последняя редакция была составлена по требованию следственных властей в тюрьме. В ней в силу условий составления — налицо недомолвки и некоторая уклончивость формулировок. Муравьев выбрасывает главу о конституционных принципах, он подчеркивает монархический характер конституции, ослаблены федералистские ноты, освобождение крестьян мыслится предоставлением небольшого полевого надела, внесен ряд принципиальных изменений в разделы об организации управления и правах гражданства.

«Русская Правда» Пестеля издана в 1906 г. по копии, снятой акад. Н. Ф. Дубровиным. Как было выяснено тогда же, издание текста оказалось малоудовлетворительным: в нем было много пропусков, искажений. Можно считать бесспорным, что процесс складывания «Русской Правды» был длительным. Документ с таким содержанием существовал уже в 1822 г., но и в момент ареста из предполагаемых планом десяти глав было написано лишь пять. Кроме «Русской Правды», сохранились некоторые ранние варианты политических произведений Пестеля. Такова изданная вместе с «Правдой» «Записка о государственном управлении» и некоторые другие. Они важны для изучения формирования взглядов Пестеля и сложения главного его произведения.

 

Своеобразным видом документов общественно-политической мысли являются листовки и прокламации. Это документ, которому присуща определенная внешняя форма - малые размеры, своеобразные приемы воспроизведения текста - часто не типографским, а каким-либо другим способом (гектограф, мимеограф, иногда рукописные), - обычно лаконичность и отчетливость изложения, рассчитанного на доходчивость. Задача листовок - агитация, убеждение. Значительного роста эта литература достигает только в ХГХ в., в частности во второй его половине, в связи с тем развертыванием политической борьбы, какое происходит в это время.

Самое начало 60-х годов - время появления листков «К молодому поколению», «К солдатам», к «Барским крестьянам». Листки стремились вызвать определенный ожидаемый издателями отклик. Но эти прокламации (за исключением «К солдатам») отличаются крайней многословностью и больше похожи на отдельные оттиски статей или брошюры. Они развивают определенную политическую программу, аргументируют ее.

Такими же остаются прокламации долгушинцев (начало 70-х годов), подробно излагающие их взгляды и стремления. Характерно, что в дальнейшем (землевольцы) предпочли уже выпуск не отдельных листков, а нелегального журнала. Эту традицию продолжила «Народная воля», хотя одновременно народовольцами в связи с отдельными событиями их деятельности и выпускались специальные листовки. Но настоящего своего развития - и с точки зрения литературной формы и в отношении массового выпуска — листовки и прокламации достигли только к самому концу века - в 90-х годах. Выработка стиля и формы прокламаций была осуществлена социал-демократическими кружками, особенно же «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса».

Не менее важен для истории общественной мысли такой источник, как программы тех или иных групп, кружков и партий. Они рисуют задачи и методы данной организации и являются одним из важнейших памятников идеологии и борьбы тех или иных группировок.

Для истории общественной мысли представляют интерес и произведения художественной литературы, где часто отражаются общественно-политические настроения, события и чаяния. Однако пользование художественными произведениями требует большой осторожности и тщательного критического анализа их, так как творческая фантазия автора обычно изображает действительность в преображенном виде.

Непосредственную связь традиций общественной мысли ХУШ и XIX вв. олицетворяет И. П. Пнин (1773-1805), автор «Опыта о просвещении относительно России», незаконный сын фельдмаршала Репнина, Что касается всего произведения в целом, оно важно, так как показывает истоки общих идей Пнина в литературе французского просветительства ХУШ в. Видоизменившиеся под влиянием русской обстановки идеи просветителей получили у Пнина свой особый облик. Он признал законным сословное неравенство, но потребовал уничтожения крепостного права. Освобождение крестьян Пнин мыслил как безземельное.

Существует и издание основных проектов и записок Н.М. Сперанского - очень важный и слабо изученный памятник политической мысли начала века. Политические произведения Сперанского облечены в форму, среднюю между политическим трактатом и законодательным актом. От законодательных памятников заимствовано разделение на отделения, параграфы. По логическому сцеплению доказательств - это сжатый политический трактат.

В этой же связи интересна «Записка о древней и новой России» (1811) Н. М. Карамзина. Реакционер и крепостник, Карамзин считал, что «одна из главных причин неудовольствия россиян на нынешнее правительство есть излишняя любовь его к государственным преобразованиям, которые потрясают Империю и коих благотворность остается доселе сомнительною». Карамзин возражает против проектов уничтожения крепостного права, подчеркивает необходимость сохранения самодержавия.

Исходные позиции в развитии взглядов славянофила И. Киреевского представляет его статья «Девятнадцатый век» (1832) и полемический ответ А. С. Хомякову (1838).. Взгляды Киреевского на различия между западноевропейским и русским развитием, содержащиеся в этих работах, наиболее полно выразились в статье «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852)..

К. С. Аксаков развивал исторические взгляды славянофилов и, исходя из них, формулировал противоположность России и Запада в плане признания коренных различий государственного, культурного и психологического склада в статье «Об основных началах русской истории».

Хомяков по поводу указа об обязанных крестьянах написал статью «О сельских условиях» (1842); в связи с постройкой железной дороги из Москвы в Петербург — «Письмо в Петербург по поводу железной дороги» (1845). Имеют значение его статьи об общине и записка «Об отмене крепостного права в России» (1859). Хомяков касался и международно-политических тем (например, о Крымской войне), обращался со славянофильскими посланиями к сербам (1860).

Философские статьи 40-х годов западника Герцена не лишены значительного общественного содержания, но настоящего развития публицистика его достигает в эмиграционный период. В 1849 г. он пишет «Письма русского к Маццини», осуждая в них завоевательные тенденции внешней политики Николая I. В статье «Русский народ и социализм» (письмо к английскому публицисту Линтону, 1851 г.) Герцен говорит, что Европа не знает настоящей России; вслед за тем печатает ряд статей и писем о русском народе, произволе николаевского режима и т. д. В дальнейшем Герцен печатает «Письма из Франции и Италии» (1850-1851). посвященные западноевропейским событиям и вопросам, но и в эти годы не оставляет русских тем, создавая такие памятники общественной мысли, как «О развития революционных идей в России» (1851).

Великий русский критик В. Г. Белинский (1811-1848) был одним из виднейших представителей русской общественной мысли. Уже в первой крупной работе «Литературные мечтания» (1834) он касается не только чисто литературных тем, но затрагивает вопрос о культурном отрыве дворянства от народа и говорит о необходимости такого просвещения и литературы, какие были бы неразрывно связаны с народом и основывались на подъеме его благосостояния.

Своеобразная форма распространения своих идей была в 40-х годах применена петрашевцами, издавшими «Карманный словарь иностранных слов» (1845, 1846). Объяснение слов здесь было дано в духе их фурьеристских взглядов.

Одним из видных дворянских публицистов XIX в. был К. Д. Кавелин (1818-1885). Его произведения дают значительный материал для характеристики помещичье - буржуазного либерализма периода реформ и первых пореформенных десятилетий. В специальной «Записке об освобождении крестьян в России» (1855) он доказывал пагубность крепостного права и необходимость его уничтожения. В записке «Дворянство и освобождение крестьян» (1862) он призывал помещиков «позаботиться о сохранении за собою своих имений, о возможном сближении со всеми классами народа, о приобретении возможно большего влияния на местные дела и управление». В 50-е годы выступили Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

Н. Г. Чернышевский (1828-1889), несмотря на краткий срок своей писательской деятельности, оставил ряд огромного значения произведений, в

которых отразились общественно - политические и литературные взгляды революционной демократии. Такие статьи, как «О новых условиях

сельского быта» (1858), «Критика философских предубеждений против общинного землевладения» (1858), характерны для изменения отношения Чернышевского к правительственным реформам, от оптимистических надежд на которые он скоро отказался. В «Материалах для решения крестьянского вопроса» (1859) автор выступает как представитель крестьянских интересов.

Н.А. Добролюбов (1836-1861) был больше всего литературным критиком, но самая трактовка им литературного материала" превращала литературные вопросы в большие проблемы общего значения. Так, посвящая свои статьи разбору пьес Островского («Темное царство»), Добролюбов имел в виду «вовсе не купцов только»: понятием «темного царства» он покрывал всю крепостническую Россию.

Расцвет публицистической деятельности И. С. Аксакова (1823-1886) падает на 60-80 - е годы. Представитель позднего славянофильства, И С Аксаков был редактором - издателем ряда газет - «Парус» «День» «Москва», «Русь». Статьи в «Руси» (1880-1885) отражают последний период его деятельности, когда Аксаков сближается с реакционным направлением «Московских ведомостей» Каткова и выступает с шовинистическими статьями по национальному вопросу. Большое количество статей Аксаков посвятил общим вопросам славянофильского учения. Такова группа статей «О взаимном отношении народа, государства и общества» (1862) и некоторые другие.

Известный анархист М. А. Бакунин (1814-1876) своими ранними философскими статьями («Гимназические речи Гегеля», 1838, «О философии», 1840) представляет интерес для истории общественного движения 30-40-х годов. Но основное его значение как политического писателя связано с его произведениями 60-70- х годов. В 1874 г. вышла одна из главнейших работ Бакунина - «Государственность и анархия», — где, наряду с теоретическим обоснованием и защитой мелкобуржуазного анархизма, содержится значительный конкретный материал по политической истории ряда стран Европы (в том числе и России) в 60-70 годах.

П. Л. Лавров (1823-1900) вошел в историю как теоретик мелкобуржуазного субъективизма в общественной науке, а значение в истории общественного движения получил, главным образом, благодаря своим «Историческим письмам» (1870), выпущенным под псевдонимом П. Миртова и сыгравшим определяющую роль в формировании народнической идеологии.

Из народнических авторов несколько особняком стоит А. Н. Энгельгардт (1833-1894), автор «Писем из деревни». Написанные хорошим языком, «Письма» рисуют деревенскую жизнь 70-80 - х годов, показывают различные категории крестьян, изображают хозяйство и жизнь помещиков. Энгельгардт как народник несколько своеобразного толка стремился к созданию интеллигентских поселков в деревне, жители которых «сели» бы «на землю», став «интеллигентными мужиками». Одним из наиболее ярких и характерных представителей либерального народничества в литературе являлся В. Воронцов (В. В.) (1847-1917), автор ряда журнальных статей, книги «Судьбы капитализма в России» (1883) и некоторых других. Основная мысль указанной книги заключается в доказательстве слабости и хилости русского капитализма.

Против народнических взглядов выступил с марксистской критикой Г. В. Плеханов (1856-1918), написавший в 1883 г. брошюру «Социализм и политическая борьба».

Для истории Сибири интересны сочинения областников - Потанина и особенно Ядринцева, написавший ряд статей и книг по вопросам тюрьмы и ссылки (в журналах «Дело», «Отечественные записки» и др.)

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.