Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное право 27 страница




В пределах федерального округа Президента РФ представляет полномочный представитель, который является должностным лицом и федеральным государственным служащим, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту. Он назначается на должность и освобождается от должности Президентом и входит в состав Администрации Президента.

Полномочный представитель не наделен властными полномочиями, но он обеспечивает реализацию Президентом РФ своих конституционных полномочий. Отсюда - его большие права и широкие организационные полномочия. Полномочный представитель обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, организует взаимодействие федеральных органов с органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными объединениями. Он разрабатывает программы социально-экономического развития территорий, организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а в случае принятия субъектами РФ актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия этих актов. Через полномочного представителя проходит согласование кандидатур для назначения на должности федеральных служащих, проектов федеральных решений, затрагивающих интересы субъектов РФ. Он организует проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и субъектов РФ, принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, обладает рядом прав представительского характера. Такое положение полномочных представителей, хотя они тесно контактируют с руководителями государственных органов субъектов РФ, не на-

18. Конституционно-правовой статус России

самостоятельности последних, содействуя деловому

сотрУДничествУ-

Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ- В состав аппарата входит окружная инспекция Главного контрольного управления Президента РФ.

Правительством РФ разработана схема размещения территориальных федеральных органов исполнительной власти. Окружные подразделения созданы Министерством внутренних дел, федеральной службой безопасности, Генеральной прокуратурой и др.

§ 9. Единая судебная власть и прокуратура

Согласно Конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Судебная власть осуществляется как федеральными судами, судьи которых назначаются Президентом РФ, так и судами в субъектах Федерации. Однако все суды образуют единую систему. Во главе судов общей юрисдикции стоит Верховный Суд РФ, а арбитражных судов - Высший Арбитражный Суд РФ. Этим организация судебной власти в Российской Федерации отличается от дуализма судебной системы в других федерациях (например, в США), в которых на территории субъекта федерации действуют как собственная судебная система во главе со своим верховным судом, так и федеральные суды во главе с верховным судом федерации.

Общефедеральным органом в области конституционного судопроизводства выступает Конституционный Суд РФ, а аналогичные суды (конституционные и уставные), созданные в республиках, краях и областях, не составляют с ним единой системы.

В соответствии с Законом о статусе судей в Российской Федерации (в.редакции от 20 июня 2000 г.) судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов подлежат назначению Президентом РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Федерации.

На строго централизованных началах действует Прокуратура Российской Федерации. Это единая для всей Федерации централизованная система с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору

322 Раздел V. Федеративное устройство

Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется Федеральным законом Российской Федерации о прокуратуре Российской Федерации (в редакции от 2 января 2000 г.).

§ 10. Основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации

В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации. Основаниями для федеральной интервенции признаются восстания, массовые беспорядки и т. п. В США, например, в разные годы президенты неоднократно использовали вооруженные силы для наведения конституционного порядка в штатах; в Индии в аналогичных целях в штатах вводилось президентское правление.

В Конституции РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмешательства в права субъектов Федерации и введения президентского правления. Однако есть общее положение, открывающее возможность такого вмешательства. Часть 4 ст. 78 устанавливает: "Президент Российской федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации". С этой статьей связаны и другие статьи Конституции, устанавливающие полномочия Президента и Правительства России. Наиболее важной в связи с этим является функция Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека, принимающего в установленном Конституцией порядке меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80).

Права субъектов могут стать объектом ограничения со стороны федеральных судов. Так, Конституционный Суд РФ вправе дисквалифицировать закон субъекта РФ, если он не соответствует Конституции РФ. Суды общей юрисдикции объявляют недействующим, т е. не подлежащим применению, законы субъектов РФ, противоречащие федеральным законам. Прокуроры опротестовывают незаконные правовые акты в соответствующих органах власти субъектов РФ.

Конкретными инструментами, способствующими исправлению нарушений конституционных норм субъектами Федерации, являются согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами госу-

а 18. Конституционно-правовой статус России 323

енной власти и органами государственной власти Федерации, право Президента приостановить действие актов исполнительной власти, противоречащих Конституции, федеральным законам и указам, а также его право на введение чрезвычайного или военного положения на всей или части территории Российской Федерации.

Конституция не устанавливает оснований и порядка использования вооруженных сил на территории субъектов Федерации в случае возникновения там восстаний и других нарушений конституционного порядка. Президент РФ вправе объявлять на территории России или в отдельных ее местностях военное положение, режим которого согласно Конституции определяется федеральным конституционным законом.

В ситуациях возникновения в том или ином регионе России незаконных вооруженных формирований и связанных с этим столкновений с федеральными Вооруженными Силами подлежит применению Дополнительный протокол (принят 8 июня 1977 г.) к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Этот международно-правовой акт, являющийся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации, подтверждает суверенитет государства и устанавливает, что при возникновении вооруженного конфликта "обязанность правительства всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать национальное единство и территориальную целостность государства" (ч. 1 ст. 3). В то же время документ вводит гарантии от посягательства на жизнь, здоровье, против жестокого обращения, коллективных наказаний, взятия заложников, актов терроризма, надругательства над человеческим достоинством и ряда других нарушений прав и свобод в отношении лиц, прекративших участвовать в военных действиях. Эти гарантии очень важны для мирного населения, они требуют гуманного обращения с этим населением.

Примером применения Вооруженных Сил Российской Федерации являются события, происходившие в Чеченской Республике в 1994-1996 гг. В этой Республике, являющейся субъектом Российской Федерации, сложилась экстраординарная ситуация, связанная с осуществлением в 1991 г. государственного переворота, провозглашением независимости. На территории Чечни отрицалось действие Консти-тУции Российской Федерации и федеральных законов, была

Раздел V. Федеративное устройство

разрушена система законных органов власти, созданы регулярные незаконные вооруженные формирования, оснащенные новейшей военной техникой. Установившийся военный режим потворствовал массовым нарушениям прав и свобод граждан. Проведенные 27 октября 1991 г. выборы в высший орган государственной власти и выборы президента республики были признаны 2 ноября 1992 г. V Съездом народных депутатов РСФСР незаконными, а принятые ими акты - не подлежащими исполнению. Решения Съезда были также подтверждены в Заявлении Государственной Думы Федерального Собрания 23 декабря 1994 г. Осенью 1994 г. между враждующими группировками произошли вооруженные столкновения, грозившие перерасти в гражданскую войну.

Между тем Конституция РФ, как и ранее действовавшая Конституция 1978 г., не предусматривает возможности одностороннего решения вопроса об изменении статуса субъекта Российской Федерации и его выходе из состава Российской Федерации. Согласно ст. 66 (ч. 5) Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Поскольку федеральными властями (Президентом, Правительством, Федеральным Собранием) неоднократно предпринимались попытки преодолеть возникший в Чеченской Республике кризис, но они не привели к мирному политическому решению, указы Президента РФ от 30 ноября 1994 г., от 9 декабря 1994 г., а также постановление Правительства РФ от того же числа предписали Вооруженным Силам и внутренним войскам МВД применить меры государственного принуждения для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. Данные правовые акты исходили из того, что на территории Чеченской Республики сложилась экстраординарная ситуация, не соответствующая условиям режима чрезвычайного или военного положения.

Как было признано Конституционным Судом РФ в постановлении от 31 июля 1995 г. по проверке конституционности указанных актов Президента и Правительства, конституционным основанием Указа Президента от 9 декабря 1994 г. явились ст. 71 (п. "м"), 78 (ч. 4), 80 (ч. 2), 82, 87 (ч. 1), 90 (ч. 3) и 114 (п. "ж" ч. 1) Конституции РФ. Из этих

Г ава 18- Конституционно-правовой статус России 325

норм следует, что Президент РФ обязан принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, безопасности и целостности государства. Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации, в том числе в такой сфере ведения Федерации, как оборона и безопасность.

Конституция РФ определяет вместе с тем, что Президент РФ действует в "установленном Конституцией порядке". Однако для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83-89 Конституции РФ, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10 Конституции РФ) и требованием ст. 90 (ч. 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ также отметил, что хотя действия Вооруженных Сил и внутренних войск основывались на конституционных основах, они привели к гибели тысяч российских граждан, что требует расследования и наказания виновных в общесудебном порядке. Трагические события в Чечне продемонстрировали необходимость дальнейшего совершенствования законодательных основ для вмешательства федеральной власти в случаях нарушения в субъектах Федерации основ конституционного строя, прав и свобод граждан.

В 1999-2000 гг. после вооруженного нападения чеченских бандформирований на Дагестан в Чечне была осуществлена масштабная контртеррористическая операция, сопровождавшаяся введением на территорию Чеченской Республики федеральных Вооруженных Сил и внутренних войск МВД.

§ 11. Участие в межгосударственных объединениях. Содружество Независимых Государств

Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее право неограниченно Участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ (ст. 79) ставит для осуществления этого права только два условия. Передача полномочий не должна: 1) влечь за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и 2) противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Указание

Раздел V. Федеративное устройств

на международные договоры означает, что передача полно, мочий не должна быть односторонней, а порождать взаимные обязательства.

Передача полномочий есть не что иное, как добровольное ограничение своего суверенитета. Конституции многих стран (Франция, Италия и др.) давно согласились с необходимостью такого ограничения во имя международного сотрудничества, результатом чего, в частности, стало появление ряда наднациональных органов в Западной Европе. Конституция РФ также позволяет России вступать в различные межгосударственные объединения, принимая на себя широкие международные обязательства.

Рассматриваемая конституционная норма реализована вступлением России в Содружество Независимых Государств. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов. Страны Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права. В рамках этого объединения осуществляется координация экономического сотрудничества, сбалансированное социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция, военно-политическое сотрудничество. Страны СНГ ставят своей приоритетной задачей обеспечение основных прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, свободное общение, контакты и передвижение граждан государств-членов в Содружестве. Страны Содружества сотрудничают также в области права, в частности, путем заключения двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи и способствуют сближению национального законодательства. В СНГ предусмотрены:

• Совет глав государств, который является высшим органом СНГ;

• Межпарламентская Ассамблея, действующая на основе Конвенции от 26 мая 1995 г.;

• Совет глав правительств;

• Совет министров иностранных дел;

• Экономический суд;

• Совет министров обороны;

• Штаб по координации военного сотрудничества;

• Комиссия по правам человека и ряд других органов.

Государства - участники СНГ заключили много договоров и соглашений, направленных на реализацию целей этого объединения. Так, Договор о сотрудничестве в охране границ государств -- участников СНГ с государствами,

а 18. Конституционно-правовой статус России 327

входящими в Содружество, от 26 мая 1995 г. (его не под-Нисали ряд государств) устанавливает, в частности, что сто-оны несут взаимную ответственность за обеспечение охра-Р своего участка границы с учетом интересов безопасности сторон и что они вправе принимать для этого меры с помощью воинского контингента другого государства - участника СНГ. В соответствии с этим положением Российская федерация участвует в охране Государственной границы ряда государств - участников СНГ на основе заключенных двусторонних соглашений. В рамках этого межгосударственного объединения создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК), который является постоянно действующим координирующим и исполнительным органом Экономического союза и осуществляет контрольные и распорядительные функции в пределах полномочий, добровольно делегированных ему суверенными государствами СНГ.

2 апреля 1996 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией был заключен Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, который, признавая государственную независимость, суверенитет и территориальную целостность сторон, провозглашает поэтапное углубление интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях. Для достижения этих целей учреждаются Межгосударственный Совет, Интеграционный Комитет, Межпарламентский Комитет. Одновременно на тех же основах, но с еще большей степенью интеграции был создан Союз России и Белоруссии (с 8 декабря 1999 г. - Союзное государство). В частности, этот орган вправе принимать модельные законодательные акты, содействовать унификации законодательства Двух стран.

15 марта 1996 г. Государственной Думой было принято постановление, которым была подтверждена юридическая сила результатов референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР, состоявшегося на территории РСФСР 17 марта 1991 г. Этим актом Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. объявлено не имевшим и не имеющим Юридической силы в части, относящейся к прекращению Союза ССР. Другим постановлением от того же числа Государственная Дума признала утратившим силу постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О Денонсации Договора об образовании СССР". Однако эти постановления Государственной Думы не имеют правовых последствий, т. е. не могут юридически восстановить СССР и

328 Раздел V. Федеративное устройств

денонсировать Соглашение о создании СНГ (так называемые беловежские соглашения). Во-первых, Договор об образовании СССР отдельно не вступал в силу, а был только составной частью советских конституций 1924 и 1936 гг. Во-вторых, согласно Конституции РФ денонсация международных договоров может осуществляться не постановлениями Думы, а федеральным законом. Таким образом, указанные постановления Государственной Думы не в состоянии изменить конституционно-правовой статус Российской Федерации и правомерность создания Содружества Независимых Государств. Полная международная правосубъектность Российской Федерации является проявлениемее суверенитета и выступает как важнейшее правовое средство включения в мировое сообщество.

§ 12. Государственные символы и столица

Обязательным атрибутом государства являются государственный флаг, герб и гимн. Эти символы Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом. Такой закон пока не принят, в силу чего государственные символы временно определяются рядом ранее принятых актов. Так, описание и порядок использования Государственного флага РФ установлены в Положении о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ (в редакции от 28 сентября 1999 г.).

Описание и порядок официального использования Государственного герба установлены Положением о Государственном гербе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 г. Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. утверждены Положение о Государственном гимне Российской Федерации и его музыкальная редакция.

Конституция устанавливает, что столицей Российской Федерации является г. Москва, статус которой должен определяться федеральным законом. 15 апреля 1993 г. принят закон о статусе столицы Российской Федерации. Закон зак-реп-ляет федеральную собственность на здания и сооружения, занимаемые федеральными органами, а также земельные участки под ними. Федеральным законом от 18 июля 1995 г. установлено, что собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные публичные мероприятия в городе Москве проводятся в соответствии с Федеральным законом о собраниях, митингах, шествиях и пикетировании, который пока не принят (действует Временное, положение, утверж-

а 19. Субъекты Российской Федерации

"ное Указом Президента РФ (в редакции от 20 октября?Р98 г.))- Указом Президента РФ предельные сроки проведе-

я массовых акций одними и теми же организаторами не Йоляшы одновременно превышать пяти дней, не могут начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов. Предусматривается компенсация затрат города в связи с выполнением им функций столицы за счет федерального бюджета.

Глава 19. Субъекты Российской Федерации

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции и законы, другие субъекты Федерации - уставы и законы. Ряд прав субъектов Федерации вытекает из Декларации о государственном суверенитете РСФСР, Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий (1992 г.), договоров Российской Федерации с отдельными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Что касается автономий, то Конституцией РФ предусматривается возможность принятия о них федерального закона, но она пока не реализована.

§ 1. Правовой статус субъектов Российской Федерации

Этот статус в решающей степени гарантируется Конституцией РФ, изменения гл. 3-8 которой в конечном счете возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. На основе Конституции России и в соответствии с ней субъекты Федерации принимают конституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

В соответствии с принципом конституционности федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не мо-ГУТ передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения. Не могут быть приняты федеральные законы, а также консти-

Раздел V. Федеративное устройств

туции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если прц" нятие (заключение) указанных актов ведет к изменению KOJJ ституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению илц утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод че ловека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государ. ственной власти в Российской Федерации.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации. В соответствии с решением самих республик, в январе и феврале 1996 года Указами Президента РФ в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ были включены новые наименования субъектов РФ - Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Калмыкия вместо прежних наименований.

Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета Российской Федерации, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ.

Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Большинство автономных округов входят в состав краев и областей, а следовательно, вроде бы должны рассматриваться как государственные образования наравне с этими краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об ассиметричности российского федерализма. Если считать, что статусы субъектов РФ одинаковы, то становится непонятным смысл ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, позволяющей с помощью федерального конституционного закона по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ изменять его статус. Приходится признать, что, закрепив равноправие всех субъектов РФ, Конституция РФ все же пред-

n 1Q Субъекты Российской Федерации 331 Глава?;г2----------------------,---------------------------------------------------------------

лагает различие их статусов, хотя это различие в Кон-п итуции РФ ясно не выражено.

С равноправие субъектов Федерации проявляется в об-ием для всех них определении предметов ведения, которое ытекает из ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе - всех субъектов Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании, а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения. При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации в соответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта Федерации, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам Федерации важную гарантию. Поскольку их законы и нормативные акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответствовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по вопросам исключительного ведения субъектов Федераций приоритет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следовательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу исключительного ведения субъектов РФ.

Однако жизнь показала, что установленные Конституцией основы для разграничения предметов ведения и полно-

Раздел V. Федеративное устройств

мочий между органами государственной власти РФ и нами государственной власти субъектов РФ нуждаются конкретизации. В связи с этим, начиная с Республики Татарстан, республики, края и области стали заключать договоры о таком разграничении. Они подписываются Президентом РФ и главой администрации (президентом, губернатором) субъекта Федерации.

По своему содержанию договоры в целом однотипны, многое в них фактически повторяет основания разграничения между Федерацией и ее субъектами, содержащиеся в Конституции РФ. В то же время многие вопросы отражают специфику того или иного субъекта РФ. Они касаются имущественных отношений и собственности, внешнеэкономической деятельности и международных связей, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, бюджетных взаимоотношений, регулирования социально-трудовых вопросов и занятости. С точки зрения юридических отношений Федерации и ее субъектов главным в договорах является признание Федерацией круга вопросов, по которым она не вправе осуществлять правовое регулирование в области совместного ведения без участия заинтересованного субъекта Федерации, а также закрепление конкретных самостоятельных полномочий субъекта Федерации.

Заключение договоров о разграничении предметов ведения, хотя на первых порах оно было лишено единого подхода, не меняет природы государственности Российской Федерации, превращая ее в некое конституционно-договорное объединение. Такие опасения нередко высказываются. Договоры не только не подменяют Конституцию РФ и закрепленный ею конституционно-правовой статус Федерации, но, будучи в рамках Конституции, служат ее практической реализации в направлении реального федерализма. Разумеется, сохраняется и даже усиливается требование к точному и полному соблюдению договорами всех положений Конституции РФ.

Тем не менее тенденция со стороны субъектов РФ заполучить как можно больше полномочий по вопросам совместного ведения уже определилась, что заставляет Федерацию упорядочить процесс принятия договоров о разграничении предметов ведения. В этих целях принят Федеральный закон от 24 июня 1999 г., в соответствии с которым:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.