Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное право 40 страница




Выступающий в палате не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в свёей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

Депутаты своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Проекты федеральных законов, постановлений Государственной Думы и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до их рассмотрения на заседании палаты. Заседания проводятся в соответствии с разработанной Советом Государственной Думы и заблаговременно разосланной депутатам общей программой работы сессии Думы, утверждаемой на ее первом заседании, календарем рассмотрения вопросов на очередной месяц, составленным Советом Государственной Думы, и календарем рассмотрения вопросов на очередные две недели работы, утверждаемым Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Изменения в этот календарь рассмотрения вопросов могут быть внесены палатой по письменному требованию большинства фракций и депутатских групп.

484 Раздел VI. Органы государственной власти в РФ

Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат послания и обращения Президента РФ, законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом РФ или Правительством РФ, проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Российской Федерации, федеральные законы, возвращен-! ные на повторное рассмотрение Государственной Думы в

порядке, предусмотренном ст. 105 и 107 Конституции РФ, проекты федеральных законов о ратификации международных договоров, проекты Регламента и постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и дополнений, решение вопроса о доверии Правительству РФ.

Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.

Председательствующий на заседании Государственной Думы имеет широкие права. Он руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением Регламента, предоставляет слово для выступления, обеспечивает выполнение организационных решений Государственной Думы, ставит на голо-j сование каждое предложение депутатов в порядке поступ-

;! ления, проводит голосование и оглашает его результаты,

!! контролирует работу Аппарата Государственной Думы, ве-

] дение протоколов и стенограмм заседаний.

I; Председательствующий на заседании вправе: в случае

; нарушения положений Регламента предупреждать депута-

I; та, а при повторном нарушении - лишать его слова (депу-

: тат, допустивший грубые, оскорбительные выражения в

; адрес председательствующего, других депутатов, лишается

;; слова без предупреждения), указывать на допущенные в ходе

г заседания нарушения положений Конституции РФ, феде-

• ральных конституционных законов, федеральных законов,

Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях, удалять из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе Государственной Думы. Председательствующий на заседании Государственной j Думы не вправе высказывать собственное мнение по суще-

! ству обсуждаемых вопросов, комментировать выступления

1! депутатов, давать характеристику выступающим. Участвуя

! в открытом голосовании без использования электронной си-

; - стемы, председательствующий голосует последним. При на-

:! - рушении председательствующим требований Регламента

ii Государственная Дума вправе назначить другого председа-

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 485

тельствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.

Депутат Государственной Думы выступает с трибуны или от установленного в зале микрофона. Регламент требует, чтобы во время работы в Государственной Думе депутаты носили деловую одежду, соответствующую официальному характеру деятельности Государственной Думы.

Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 30 минут - для доклада, 20 минут - для содоклада и 15 минут - для заключительного слова. Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в.прениях, а также для выступлений при обсуждении законопроектов - до 5 минут, для выступлений по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, по кандидатурам, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений, справок - до 3 минут. По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления.

На заседаниях Государственной Думы представитель фракции или депутатской группы может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз. Никто не вправе выступать на заседании без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения. Депутаты Государственной Думы, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме заседания Государственной Думы.

Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного палатой, либо по решению Государственной Думы, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании.

Специальный порядок работы палат. Наряду с общим порядком работы палат Регламенты палат устанавливают специальный порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к их ведению. Это прежде всего порядок осуществления наиболее важного полномочия палат - принятия и одобрения законов, что будет предметом отдельного рассмотрения ниже.

486 Раздел VI. Органы государственной власти в РФ

Кроме того, специальный порядок установлен по всем другим вопросам ведения.

В Регламенте Совета Федерации предусмотрен порядок: утверждения изменения границ между субъектами Российской Федерации, утверждения указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации, назначения выборов Президента РФ, рассмотрения Советом Федерации вопроса об отрешении Президента РФ от должности, назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, назначения на должность и освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, назначения на должность и освобождения от должности членов Центральной избирательной комиссии РФ, рассмотрения вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества, проведения консультаций по вопросам о назначении и отзыве Дипломатических представителей, подготовки, рассмотрения и принятия обращений Совета Федерации в Конституционный Суд РФ.

В Регламенте Государственной Думы предусмотрен порядок: дачи согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, рассмотрения вопросов, связанных с доверием Правительству РФ, назначения на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, назначения на должность и особождения от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ, объявления амнистии, рассмотрения внешнеполитических вопросов, ратификации международных договоров РФ, международного межпарламентского сотрудничества, консультаций с комитетами о назначении и отзыве дипломатических представителей, обращения в Конституционный Суд РФ.

Порядок голосования и принятия решений. Голосованием и принятием решения завершается рассмотрение законопроектов и других актов палат. Голосование поэтому должно быть максимально демократическим, исключать любую возможность подавления тех или иных парламентариев при выражении ими своего мнения.

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 487

Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием, причем открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использованием и без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса.

Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным. Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и объявление результатов голосования производятся в абсолютном и процентном выражении, а подсчет голосов и объявление результатов голосования по процедурному вопросу - только в абсолютном выражении. Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований, в которых может принять участие каждый член Совета Федерации по каждому из вопросов. При этом объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражении по каждому голосованию производится только после проведения голосования по всем вопросам. Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и объявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ и Регламентом. По процедурному вопросу решение принимается большинством голосов членов Совета Федерации, присутствующих на заседании. К процедурным относятся вопросы о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания, о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня заседания, о голосовании без обсуждения и др.

Голосование считается состоявшимся, если число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, не меньше числа членов Совета Федерации, необходимого для принятия решения. Если же число членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, недостаточно для проведения голосования, председательствующий вправе назначить время для голосования по вопросу, обсуждение которого завершено. Члены Совета Федерации, являющиеся представителями от одного субъекта РФ, при проведении голосования могут при наличии оформленной доверенности пе-

Раздел VI. Органы государственной власти в Рф

редавать друг другу право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом Федерации, за исключением вопросов, решения по которым принимаются тайным голосованием.

Открытое голосование в Совете Федерации проводится с помощью электронной системы либо по решению палаты без ее использования. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование, кроме как для заявлений по порядку ведения заседания. Открытое голосование может проводиться путем опроса членов Совета Федерации с закреплением их мнения в подписном листе. Тайное голосование осуществляется с использованием электронной системы или бюллетеней. При голосовании бюллетень опускается в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией. Результаты тайного голосования оформляются постановлением Совета Федерации.

Поименное голосование проводится по решению Совета Федерации, принимаемому не менее чем одной пятой от общего числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании, с использованием электронной системы или именными бюллетенями. Результаты поименного голосования включаются в стенограмму заседания Совета Федерации и могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

В Государственной Думе решения принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным. Голосование осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования указанной электронной системы, с использованием бюллетеней и путем опроса депутатов.

При проведении открытого голосования с использованием электронной системы подсчета голосов депутат вправе получить список с поименными результатами голосования. В режиме поименного голосования с использованием электронной системы обеспечиваются поименные результаты голосования, формируются и распечатываются по установленной форме списки с результатами поименного голосования, которые доводятся до сведения депутатов. При проведении тайного голосования с использованием электронной системы данные о поименном голосовании депутатов в память электронной системы не заносятся.

Постановление Государственной Думы принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или Регламентом. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов депутатов, принявших

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 489

участие в голосовании. Депутат, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.

Депутат обязан обеспечить надлежащее хранение и использование карточки для голосования. Свое право на голосование он осуществляет лично. Соблюдение требования о необходимости личного голосования депутата Государственной Думы как существенный элемент надлежащего порядка принятия федеральных законов является обязательным. При использовании для голосования электронной системы допускается передача депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату в связи с отсутствием на заседании Государственной Думы по обстоятельствам, имеющим исключительный характер (чрезвычайные ситуации на местах, болезнь, направление в командировку, необходимую для выполнения функций палаты, и другие обстоятельства экстраординарного характера).

Заявление о передаче своего голоса другому депутату Государственной Думы в период отсутствия на заседании палаты депутат составляет на имя Председателя Государственной Думы на депутатском бланке с указанием причины отсутствия, времени, на которое передается голос, а также с указанием того, как распорядиться голосом при голосовании по вопросам, рассматриваемым палатой. Заявление о передаче своего голоса в период отсутствия на заседании палаты депутат Государственной Думы вправе также направить телеграммой. Заявления и телеграммы непосредственно передаются в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы для учета и хранения.

При выдвижении нескольких кандидатур или предложении более двух вариантов решения рассматриваемого палатой вопроса голосование может быть проведено в два тура по решению Государственной Думы. Если во втором туре голосования не набрал требуемого числа голосов ни один из вариантов решения, то данный вопрос снимается с рассмотрения.

Открытое голосование на заседании Государственной Думы проводится с использованием электронной системы подсчета голосов либо по решению палаты без использования электронной системы. При проведении открытого голосования без использования электронной системы подсчет голосов поручается Счетной комиссии, которая избирается палатой. После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование, кроме как для заявлений по порядку ведения заседания. По оконча-

Раздел VI. Органы государственной власти в Рф

нии подсчета голосов председательствующий объявляет о результатах.

По решению палаты, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании, открытое голосование может проводиться путем опроса депутатов с указанием их решения при голосовании в подписном листе. Опрос и подведение итогов голосования поручаются Счетной комиссии. Подписной лист любого депутата с его решением при голосовании предоставляется депутату по его требованию.

Тайное голосование проводится по решению палаты, принимаемому большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Тайное голосование проводится с использованием электронной системы подсчета голосов или с использованием бюллетеней. Для проведения тайного голосования и определения его результатов палата избирает открытым голосованием Счетную комиссию.

Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем Счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением палаты форме. Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный Счетной комиссией.

О результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол и доклад, в соответствии с которым председательствующий на заседании палаты объявляет, какое решение принято.

Поименное голосование проводится по решению палаты, принимаемому не менее чем одной пятой голосов от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании, и осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или именных бюллетеней. Результаты поименного голосования помещаются в стенографическом отчете заседания Государственной Думы и могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

Исключительно важная роль голосования, проводимого с помощью электронного оборудования, и возможность разного рода технических неполадок заставляют палаты проводить работу по контролю за использованием электронной системы. В Совете Федерации для этих целей создается специальная группа, в которую входят члены Совета Федерации. В Государственной Думе эту работу проводит подкомитет в Комитете по организации работы палаты. В Регламентах палат установлены определенные права и обязанности членов этих подразделений, направленные на обеспечение

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 491

работы электронных систем при определении результатов голосования, регистрации парламентариев и других задач.

Парламентские слушания. В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Эти слушания бывают как открытые, так и закрытые. Парламентские слушания могут проводиться совместно с комитетами, комиссиями двух палат. Парламентские слушания представляют собой способ широкого обсуждения актуальных государственных и общественных проблем. Они завершаются не решениями, а рекомендациями. К этой форме деятельности чаще прибегает Государственная Дума. Организация проведения парламентских слушаний возлагается на соответствующий комитет. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется этим комитетом.

Председательствующим на парламентских слушаниях может быть Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации, председатель или заместитель председателя комитета, ответственного за подготовку и проведение парламентских слушаний. Продолжительность парламентских слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов.

В Государственной Думе парламентские слушания проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе. Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются Советом Государственной Думы на соответствующие комитет или комиссию. На парламентских слушаниях, как предусмотрено Регламентом, обсуждаются законопроекты, требующие публичного обсуждения, международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета и отчет о его исполнении, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами и комиссиями, которыми организуются эти слушания.

Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности. Но комитет или комиссия, организующие проведение парламентских слушаний, могут принять решение о проведении закрытых парламентских слушаний. На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Президент РФ и другие высшие руководите-

WP

Раздел VI. Органы государственной власти в Рф

ли, депутаты Государственной Думы вправе участвовать как в открытых, так и в закрытых парламентских слушаниях. Представители средств массовой информации и общественности на закрытые парламентские слушания не допускаются. Продолжительность парламентских слушаний определяет комитет или комиссия исходя из характера обсуждаемых вопросов.

Все приглашенные лица выступают на парламентских слушаниях только с разрешения председательствующего. Эти лица не вправе вмешиваться в ход парламентских слушаний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий может удалить нарушителей из зала заседаний.

Парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Такие рекомендации принимаются путем одобрения большинством принявших участие в слушаниях депутатов. Рекомендации открытых парламентских слушаний могут публиковаться в печати. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов, полномочных представителей Президента РФ в палатах Федерального Собрания, а также государственных органов, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях.

Аппараты палат. В организации работы палат важную роль играют аппараты, создаваемые в каждой палате и действующие в соответствии с принятым Положением. Структура и штаты Аппарата утверждаются самими палатами.

Основными задачами Аппарата Совета Федерации являются: правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации и его органов, правовое, информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение членов Совета Федерации, комитетов, комиссий, правовое и организационное обеспечение согласительных процедур, используемых для разрешения возникших разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой, Президентом РФ, Правительством РФ, правовое и организационное обеспечение межпарламентских связей.

Аппарат Совета Федерации состоит из Секретариата Председателя Совета Федерации, секретариатов заместителей Председателя Совета Федерации, подразделений правового, информационного, аналитического, организационного, документационного и финансово-хозяйственного обеспечения, кадровой службы, аппаратов комитетов, других подразделений. Руководит работой Аппарата Совета Федерации Руководитель Аппарата Совета Федерации, который назна-

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 493

чается на должность и освобождается от должности Председателем Совета Федерации.

Аппарат Государственной Думы ведает ее делопроиз-водством, обеспечивает протоколирование и стенографирование заседаний, подготавливает и рассылает необходимые для работы депутатов справки, информационные бюллетени, другие материалы и др.

Руководитель Аппарата Государственной Думы назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Председателя Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы на основании представления Комитета по организации работы Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть назначен на должность руководителя Аппарата. Контроль за деятельностью Аппарата осуществляется Комитетом по организации работы Государственной Думы.

В состав Аппарата Государственной Думы входят в качестве самостоятельных структурных подразделений аппараты комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп. Права, обязанности и ответственность работников Аппарата определяются Положением, утверждаемым Председателем Государственной Думы с согласия Совета палаты и по представлению Комитета по организации работы.

§ 7. Компетенция Федерального Собрания

Понятие компетенции парламента. Компетенция парламента - это объем полномочий, через которые раскрываются основные функции данного органа государственной власти. Компетенция устанавливается Конституцией РФ исходя из принципа разделения властей. Полномочия парламента не дублируют полномочий исполнительной и судебной властей, они отражают его основное назначение как представительного и законодательного органа.

Парламентам свойственны три классические основные функции, на которых, собственно, и выросла представительная система:

1) принятие законов;

2) утверждение государственного бюджета;

3) определенный контроль за исполнительной властью. Две первые функции практически нигде и никогда не

подвергались сомнению, в то время как третья - породила различные подходы. При парламентарных формах правления контроль за исполнительной властью носит многосторонний характер, а главное - включает право парламента

494 Раздел VI. Органы государственной власти в Рф

принимать вотум недоверия правительству и тем самым отправлять его в отставку. В президентской республике такого права у парламента нет, но парламент в разных формах участвует в формировании исполнительных органов государственной власти и имеет определенные возможности влиять на исполнительную власть.

Эти классические функции парламента, сложившиеся еще в XVII в., с разными модификациями определяют компетенцию парламентов и в настоящее время. Считается, что именно через эти функции выражается суверенная воля народа, а следовательно, обеспечивается демократическое правление.

Однако признанием основных функций парламента дело не исчерпывается. Важно также определить его предметную законодательную компетенцию, которая составляет главную часть общей компетенции любого парламента. Предметная компетенция призвана обозначить круг вопросов, по которым парламент вправе принимать законы. При различных подходах такая предметная компетенция может оказаться абсолютной или ограниченной. В Великобритании, например, для парламента не существует никаких ограничений, он вправе принимать любые законы, чем определяется его безусловное верховенство в системе органов государства. Формально на аналогичных позициях стояли конституционные системы тоталитарных государств. Пример ограниченной компетенции демонстрирует Франция, в Конституции которой закреплен точный перечень вопросов, по которым (и только по которым) парламент вправе принимать законы (за пределами перечня - прерогатива правительства). Более того, в этой стране правительство вправе с разрешения парламента издавать ордонансы, обычно относимые к сфере законов. Установление в конституциях ряда стран точного перечня вопросов, по которым парламент вправе принимать законы, часто предназначено не для создания препятствий парламенту в рассмотрении других вопросов, а для ясного указания на то, что никакой другой орган власти не вправе решать эти вопросы. Иногда парламенту прямо запрещается вмешиваться в прерогативы исполнительной власти (Колумбия). Но это практика унитарных государств.

В федеративных государствах определение предметной компетенции - дело более сложное, поскольку власть разделена не только по горизонтали, но и по вертикали, т. е. между федерацией и ее субъектами. Поэтому требуется иметь четкий водораздел между предметами ведения всех законодательных органов. В США, например, Конституция в этих

Глава 23. Федеральное Собрание Российской Федерации 495

целях исчерпывающе закрепляет предметную компетенцию Конгресса, оставляя все другие вопросы в ведении штатов. Основной закон ФРГ решает проблему по-другому: он не только делит вопросы законодательной компетенции между федерацией и ее субъектами (землями), но и предусматривает их совместную компетенцию, т. е. круг вопросов, по которым по определенным правилам законодательствуют как федерация, так и земли.

В Российской Федерации предметная законодательная компетенция Федерального Собрания конституционно в полном объеме и системно не установлена. Главные ориентиры для определения этой компетенции содержатся в ст. 71 и 72 Конституции РФ, в которых перечисляются вопросы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Однако круг вопросов, составляющих понятия "ведения РФ" и "совместного ведения РФ и ее субъектов", шире предметной компетенции Федерального Собрания, поскольку по предметам ведения и совместного ведения правовое регулирование осуществляют не только Федеральное Собрание, но и другие федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Правительство РФ, другие федеральные исполнительные органы). Федеральное Собрание не вправе принимать законы по вопросам, входящим согласно Конституции РФ в компетенцию Президента РФ (например, по определению основных направлений внутренней и внешней политики, как это установлено в ч. 3 ст. 80 Конституции РФ). Следовательно, Федеральное Собрание принимает законы по любым вопросам, входящим в ведение РФ и совместное ведение РФ и ее субъектов, если эти вопросы не входят в компетенцию других органов государственной власти и не вторгаются в сферу ведения субъектов Российской Федерации.

Предметная компетенция указана в Конституции РФ и в другой форме. О ней говорят те статьи Основного Закона, в которых Федеральному Собранию прямо предписывается принять федеральный конституционный закон или федеральный закон по конкретному вопросу. Например, федеральные конституционные законы принимаются по определению режима военного положения, порядка введения чрезвычайного положения, по установлению судебной системы РФ и др. Федеральные законы определяют порядок выпуска государственных займов, порядок несения военной службы и др. Тем самым во всех таких статьях Конституции РФ закрепляется соответствующее полномочие Федерального Собрания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.151 сек.