Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 14. Межгрупповой конфликт, его объективные и субъективные детерминанты




Среди межгрупповых конфликтов обычно выделяют:

■ политические конфликты, когда борьба идет за власть, доминирование, влияние, авторитет;

■ социально-экономические – «между трудом и капиталом», например между профсоюзами и работодателями;

■ этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей

Что касается причин конфликтов, то их поисками помимо психологии занимается и социология, и политология. К примеру, рассматривается роль элит (интеллектуальных и политических) в процессе развития конфликта.

Среди психологических причин выделяют:

1. Универсальные психологические характеристики (подробно см. вопр. 16.), а вкратце:

а) Макдугалл – это базовый инстинкт человека «инстинкт драчливости» - метафора газового баллончика (приоткрыть краник, и она идет на окружающих).

б) Психоанализ (З.Фрейд) – деструктивное влечение, и следовательно, агрессивное разрешение конфликтов.

в) Лоренц – биологически заданная агрессивность, способствует сохранению группы.

Это все три гидравлические модели.

2. Фрустрация:

а)Ги­потеза фрустрации-агрессии Н.Миллера и Д.Долларда, со­гласно которой универсальное агрессивное побуждение перерастает в агрессивное поведение, только если человек подвергается фрустрации, понимаемой как любое условие, блокирующее достижение желаемой цели.

б) Л.Берковиц - расширил понятие объек­та агрессии до целой группы. Объектом агрессии может стать не только отдельная личность, но и те, кто ассоциируется с ней по тем или иным признакам. Еще была продемонстрирована возможность генерализации агрессии в том случае, когда человек непосредственно не испытывал фрустрирующего воздействия, а лишь являлся его пассив­ным свидетелем. Ex: наличие сцен жестокости в просмот­ренном испытуемыми фильме усиливало их агрессивные реакции.

3. Межиндивидуальные различия как основа конфликта:

1) Адорно и компания искали индивидов, восприимчивых к антисемитской идеологии

2) Адорно выводит отношения человека к др. группам из пр-сса социализации реб-ка, из амбивалентных отношений в семье. Если родители авторитарны, отношения в семье формальные, агрессия выплескивается наружу – на внешние группы.

Ех: у людей, придерживающихся антисе­митских взглядов, ярко выражены предубеждения и против других этнических общностей: когда испытуемых просили высказать свое отношение к несуществующим в реаль­ности народам (к руританцам), именно антисемитам не нравились эти груп­пы-химеры. Для них была характерна общая тенденция неприятия всех чужих групп и завышения оценки собствен­ной группы.

Хар-ки авторитарной личности: слепое следование авторитетам, механичес­кое подчинение общепринятым ценностям, стереотипность мышления, агрессивность, цинизм, подверженность суеве­риям, сексуальное ханжество, злобное отношение ко всему человеческому.

На лекции говорили, что в СССР Агеев что-то подобное изучал на студентах (подверженность авторитар.)

4. Реальный (объективный) конфликт: (я думаю, что это можно отнести к объективным детерминантам конфликтов)

Межгрупповые конфликты рассматриваются как результат несовместимых групповых интересов, когда только одна из взаимодейству­ющих групп может стать победительницей, причем в ущерб интересов другой.

Этой точки зрения придерживался М. Шериф (его эксперимент, наверное уже всем надоел, но я повторюсь…) Он выдвинул предположение, что функциональ­ная взаимозависимость двух групп в форме конкуренции непосредственно ведет к враждебности, которая проявляется в негативных стереотипах и социальных установках, а также в росте групповой сплоченности. А все вместе это приводит к враждебным действиям.

Этапы эксп-та: (по лекциям)

1. общая деятельность (дети все вместе общались)

2. сплочение и последующее разделение на 2 группы

3. межгрупповой конфликт (вызван в т.ч. несправедливостью в соревнованиях – подтасовкой рез-тов)

4. агрессивность становится ценностью, возникает неадекватность восприятия

5. совместная деятельность (автобус вытаскивали)

В результате конфликт был практически полностью урегулирован. Однако в реальной жизни все, конечно же, не так просто.

достижения у Шерифа: источник враждебности ищут не в особ-тях индивидов, а в хар-ках взаимодействия.

недостатки: не объясняет агрессии, когда реальный конфликт м/у группами отсутствует, не учитывает аспект, связанный с групповым членством (см. далее).

5. Социальная идентичность:

60-70-е годы А. Тэшфел и компания. Гипотеза, что одного осознания принадлежности к разным группам достаточно для возникновения конфликта. Эксперименты с детишками (Клее и Кондинский), где их на самом деле поделили на группы случайным образом (группы не имели никакой истории и реального конфликта интересов быть не могло, детишки вообще не взаимодействовали ни с членами своей группы, ни с чужой. В результате, при выборе способа распределения денежного вознагражде­ния анонимным членам своей и чужой групп за участие в эксперименте для испытуемых более важным оказалось уста­новление различий в пользу своей группы, чем выделение для ее членов максимально возможной суммы денег, если при этом «чужим» досталось бы еще больше. Эти данные, по мнению Тэшфела, свидетельйтвуют о том, что сама социальная категоризация достаточна для межгрупповой дискриминации, а враждебность по отноше­нию к чужой группе неизбежна.

Британские психологи и не отрицают, что существуют межгрупповые конфликты, обусловленные объективными причинами: группы борются за реальные блага – этничес­кие общности за территорию, мальчики в эксперименте Шерифа – за спортивные трофеи. Но по их мнению, есть и другие ситуации, в которых единственным результатом со­циальной конкуренции может оказаться изменение относи­тельных позиций групп. Цель в данном случае – быть, хотя бы в собственных глазах, лучше, чем другая группа, и таким образом поддержать позитивную социальную идентичность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.