Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 20. Полевые эксперименты М.Шерифа




Публикация: в книге Intergroup Conflict and Cooperation.

Год: 1961.

Вопрос 19. Межгрупповой конфликт как результат несовместимых групповых интересов: теория реального конфликта

REALISTIC CONFLICT THEORY

Автор: Музафер Шериф.

Формулировка: Групповой конфликт, предрассудки и стереотипы являются результатом соперничества между группами за желаемые ресурсы.

Одна из самых старых и простых теорий.

Межгрупповые отношения и поведение определяются коллективными или индивидуальными предрассудками и поведением членов групп. И все-таки, в формировании отношений между членами разных групп главная роль принадлежит функциональным отношениям между ними, которые могут быть 2х типов:

1) Рассматриваемая группа может стремиться к определенным целям, достижение которых будет означать поражение другой группы.

2) Обе группы могут иметь совместимые цели, т.е. достижение своих целей одной группой не является неудачей или помехой для другой группы.

Соответственно, будет меняться и поведение: от возражений, критики и соперничества до поддержки друг друга.

Подтверждением и примером данной теории служат полевые эксперименты Шерифа, проведенные в летнем лагере бойскаутов.

Также Шериф призывает не забывать о влиянии на межгрупповое поведение и отношения таких факторов, как:

Характеристики групп:

· Стиль лидерства

· Степень солидарности

· Нормы, принятые в каждой из групп

· Реципрокное признание связывающих сил и ресурсов

· Интеллектуальный уровень, достигнутый в оценке их значимости и прав в отношениях с другими

Индивидуальные характеристики: (имевшие место в жизни каждого участника)

· Фрустрации

· Лишения

· Вознаграждения

 

Музафер Шериф (англ. Muzafer Sherif; 29 июля 1906 — 16 октября 1988) — американский психолог турецкого происхождения, автор ряда известных экспериментов в социальной психологии.

The Robbers Cave Experiment (1954)

Проводился Музафером и Кэролин Шериф в лагере бойскаутов в Оклахоме. В ходе эксперимента Шериф представился 10-12 летним ребятам сторожем. Перед экспериментом с помощью тестов было отобрано 24 физически здоровых и психологически устойчивых мальчика. Далее их разделили на две группы по 12, так чтобы у ребят не было друзей в другой группе (хотя на 100% фактор межличностной дружбы устранить не удалось). В лагерь дети каждой группы добирались на отдельном автобусе, не догадываясь о существовании другой.

Схема эксперимента

Название этапа Гипотеза этапа Содержание Результат
Формирование группы In-group formation   Когда индивиды, не имеющие установившихся отношений друг с другом, объединяются в группу для участия в различных видах деятельности, то они создают групповую структуру с иерархическими статусами и ролями Выбор названия группы, создание флага группы, совместное приготовление пищи, игры по поиску клада и т.д. Сплоченность групп и групповая иерархия.
Межгрупповой конфликт A Friction Phase Когда две сформированных таким образом ин-группы вступают во взаимоотношения в условиях соревнования и фрустрации, то возникают враждебные действия и отношение к аут-группе, которые разделяются в различной степени всеми членами группы   Ребята, узнав о существовании другой группы, стали просить организовать како-л соревнование (постановку палаток, бейсбольный матч). Экспериментаторы пошли им навстречу, устроив соревнование, в котором каждый участник победившей команды получал ценные для бойскаута вещи, а проигравшей – ничего. Со стороны обеих групп имели место вторжения в палатку соперников, попытки сжечь их флаг, оскорбительные высказывания в их адрес, отказ принимать пищу в одной с ними столовой. Мальчики из команды проигравших выкрали призы из палатки другой команды.
Разрешение конфликта An Integration Phase   Для того, чтобы уменьшить между конфликт группами и создать единство необходимо достижение «Суперординатных целей» (Super-ordinate goals) Характеристика Super-ordinate goals: 1) Это цели, желанные для обеих групп 2) Это цели, недостижимые без взаимодействия с другой группой   Попытки просто сесть и поговорить заканчивались драками, тогда организаторы сымитировали проблемы с пресной водой и едой, угрожающие всем бойскаутам лагеря. Детям пришлось откупоривать цистерну с водой и выталкивать из грязи застрявший грузовик. В подтверждение межгруппового согласия бойскауты совместно выбрали фильм для просмотра, им даже пришлось за него платить по $3.50 от группы, что, возможно, расценивается американскими психологами в качестве истинного критерия чистоты намерений. 1) Снизились враждебное отношение и поведение. 2) Увеличилось число друзей в аут-группе. В город мальчики возвращались согласно высказанному пожеланию на одном автобусе, где заняли места вне зависимости от их принадлежности к группе.

Результат: теория реального конфликта.

Групповой конфликт, предрассудки и стереотипы являются результатом соперничества между группами за желаемые ресурсы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.