Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 30. Основные функции стереотипизации как механизма межгруппового восприятия




Стереотип – это социальное явление, которое заключается в приписывании некоторых качеств человеку или группе.

Стереотипизация – это психологический процесс, который является последствием категоризации, однако в отличие от категоризации он захватывает социальные объекты, а не физические.

Когнитивисты рассматривают стереотипизацию как рациональную форму познания и как частный случай более универсального процесса категоризации.

Однако, стереотипизацию нельзя отождествлять с категоризацией. Почему?

· Стереотипизация не абсолютно неизбежное последствие категоризации: мы можем идентифицировать индивида на основе «объективных» свойств – как члена категории, но не приписывать ему ни одного стереотипного качества. На пример: человека могут категоризовать как русского, так как он родился от русских родителей и живет в России, но воспринимать нетипичным, «нестереотипным» русским.

· Стереотипизация – последствие категоризации социальных объектов, которая отличается от категоризации объектов физического мира. Дело в том, что на стереотипизацию, как вы понимаете, воздействуют отношения между группами (т.е. те самые социальные объекты).

Социально-психологические функции стереотипизации:

1. межгрупповая дифференциация

- внутригрупповой фаворитизм (в большинстве случаев) (Шериф)

однако!

- внешнегрупповой фаворитизм:

Низкостатусные группы, прежде всего этнические меньшинства, могут признавать существующие статусные различия в обществе или соглашаться с относительно более низким положением относительно своей группы. Они склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные гетеростереотипы (т.е. на другие, более высокостатусные группы)

- не всегда есть мотив поддержания позитивной групповой идентичности. На пример в проведенном исследовании поляки не пытались поддержать положительную групповую идентичность, а важнее для них было просто отличиться от других, подтвердить, что они особые (на протяжении последних 200 лет полякам приходилось постоянно защищать свое культурное наследие и право на существование).

2. поддержание позитивной групповой идентичности

Позитивная этническая идентичность дает ощущение психологической безопасности и стабильности, в связи с чем, является естественным объектом сохранения или восстановления для человека. Для этого используется стратегия социального творчества, которая может принимать различные формы в зависимости от пересмотра критериев или объектов сравнения.

Это может быть поиск новых оснований для сравнения, где группы потерпевшие поражение в межгрупповом соревновании, находят положительные признаки в своих автостереотипах, и игнорируют недостатки. Примером такого поиска новых критериев для сравнения, может быть успех движения афроамериканцев под лозунгом «черное – это прекрасно» в 70-е годы, после чего, значительно повысилось формирование позитивной идентичности, даже у детей.

Еще одним вариантом этой стратегии может быть выбор для сравнения еще менее успешных или еще более слабых групп. Например, восточные немцы после воссоединения Германии, оказались на более низкой ступени в социальной иерархии, но свое предубеждение, акты протеста и агрессию они направляли не на органы власти, а на еще более низко-статусные группы вьетнамцев, турок и других гастарбайтеров, а так же на мигрантов из Восточной Европы.

Негативная идентичность формируется при неблагоприятном сравнении, принимая самоидентификацию вместе с негативной оценкой группы. Такая стратегия сопровождается ощущением неполноценности, ущемленности и стыда за представителей своего этноса. Как правило, такой тип идентичности развивается у стигматизированных групп, он не благоприятен для межгрупповых отношений, так как сопровождается обострением восприятия дискриминации и увеличением субъективной культурной дистанции с группой большинства: «Группа, находящаяся не в ладах с самой собой, не сможет нормально и счастливо сосуществовать с другими группами». Такой тип идентичности так же отрицательно влияет на личностный рост индивида. Дети, чья национальная принадлежность отличается от большинства, имеют низкую самооценку и проявляют недостаток уверенности. Однако индивид, может установить психологическую границу между группой и собой, и как мы уже упомянули ранее, считают, что негативные суждения относятся к остальным членам группы, а не к ним лично. Это один способ поддержания позитивного самоотношения. Другой такой способ, это выделение внутри этноса подгруппы, которой и приписываются более положительные характеристики, и пять же разделение на «мы» и «они». Например: «Мы, молодые французы, придерживающиеся левых политических взглядов» и «Они, французы, мелкие буржуа, консерваторы по натуре».

Самоотношение к негативно оцениваемой группе, приводит к амбивалентной идентичности, где происходит формирование «комплекса раздвоения личности», то есть чувство гордости в приватной среде и чувство унижения в публичной среде, которые были показаны на примере принадлежности к еврейству мигрантов из Израиля в России в 40-е годы.

Стереотипы могут выполнять и негативную роль при межличностном восприятии. Это происходит когда у человека есть стереотип о другой группе и он накладывает его на индивида из этой группы, что препятствует восприятию человека как индивида…он скорее воспринимается просто как член той группы со всем букетом стереотипных качеств L.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.