Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие христианской публицистики в эпоху раннего Средневековья. Виды пропаганды, деятели




Падение Римской империи в 476 г. надолго прервало развитие протожурналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился. Произошло сокращение грамотной аудитории, светская публицистика и риторика почти целиком были вытеснены религиозной, христианской. В 325 году, при императоре Константине, христианство стало государственной религией.

Развитие христианской риторики в 4 веке шло, как и в 1-3 вв., по 2 важнейшим направлениям – устному и письменному.

К устной традиции относится проповедь, которую можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произносимую священником-миссионером в дальних краях перед язычниками с целью обратить их в христианство).

По содержанию проповеди разделяются на 4 вида:

· омилия (гомилия), или изъяснительная беседа, которая ставит своей задачей объяснение Священного Писания.

· слово, которое произносится по случаю церковного праздника или дня памяти какого-либо святого.

· катехизическое поучение, которое излагает уроки веры, нравоучения и богослужения.

· публицистическая проповедь, которая отвечает на злободневные вопросы современности.

К письменной традиции относятся письма, послания и буллы (послания римских пап).

Отличительная особенность христианской риторики Средневековья в том, что ее представители не практиковались в одном направлении, а совмещали устное и письменное красноречие.

В эту эпоху устное слово господствовало над письменным.

2 центра христианской риторики:

· западный (Рим)

· восточный (Византия)

К представителям западной традиции относятся Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин.

Иероним Стридонский (ок. 340 – 420 гг.).

Был одним из самых разносторонне образованных людей своей эпохи (риторика, литература, греческий язык). Большую ученость он сочетал с активной проповеднической и публицистической деятельностью.

До наших дней дошло около 200 его писем, среди них «Письмо к Магну, великому оратору города Рима».

Амвросий Медиоланский (ок. 339 – 397 гг.).

В совершенстве владел ораторским искусством и мог свободно произносить речи на латинском и греческом языке. Некоторое время был судебным оратором, затем работал на государственной службе. Приняв христианство, Амвросий стал епископом города Медиолана (Милана).

Большой популярностью пользовались надгробные речи Амвросия («На смерть Феодосия» 395 г., к примеру). Эти речи – безупречный пример ораторского мастерства и важный исторический документ.

В своих «Письмах об алтаре Победы» указывал на упадок Рима и прославлял христианство.

Аврелий Августин (354 – 430 гг.).

Окончив грамматическую и риторическую школы, Августин преподавал риторику, затем переехал в Рим, где получил в 385 г. должность официального ритора в Медиолане. До наших дней дошло множество его произведений, которые характеризуют его как непревзойденного ритора и яркого оратора.

Восточную традицию христианской риторики представляли Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Григорий Богослов (ок. 326 – ок. 390 гг.).

Учился риторике у известного языческого оратора и ритора Либания, затем в Александрии и в Афинской академии изучал, в основном, софистику и риторику. По окончании учебы несколько лет преподавал в академии риторику.

Христианская церковь с древних времен почитает его как великого вселенского учителя. Григорий первым из византийских писателей и публицистов опубликовал собрание собственных писем. Он был самым цитируемым автором в Византии.

Василий Великий (ок. 329 – 370 гг.).

Прошел все ступени церковной иерархии и прославился речами и беседами против еретиков. Его слово сравнивали с громом, а жизнь – с молнией.

Иоанн Златоуст (344 – 407 гг.).

Получил блестящее языческое образование, в том числе у Либания. В 20 лет стал адвокатом, но вскоре решил посвятить себя Богу и принял монашество.

В своих проповедях обличал коррупцию в столице, гневно укорял высшее общество за отступление от евангельских истин. Ораторская критика затрагивала все ступень власти, вплоть до императорства. Умер в ссылке.

Успешно соединял в своем публицистическом творчестве нравственный пафос христианства с древней традицией греческого ораторского искусства. Его проповеди затрагивали самые актуальные проблемы конца 4 – начала 5 вв. Во все времена Златоуст считался и считается совершеннейшим образцом для всех проповедников.

По содержанию его проповеди носят нравственно-практический характер. Цель проповедника – исправить грешника и утвердить его в добродетели. Проповеди очень просты, живы и убедительны.

Самое известное из его творений – «Слово огласительное на Святую Пасху». Среди его эпистолярного наследия самые известные – «Письма к Олимпиаде» - цикл из 17 писем к своей духовной дочери, находившейся, как и он, в изгнании. Кроме того, Иоанн составил «Чин Литургии» - важнейшей церковной службы, по которому до сих пор служит Православная Церковь.

* Либаний (314 – 393 гг.).

Учитель и антагонист Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. Последний великий оратор языческой античности, самый известный среди современников софист и мастер красноречия. В 25 лет стал членом Афинской академии. В Константинополе открыл свою школу красноречия. Был представителем «второй софистики». Язык Либания – безупречный образец для подражания.

Речи Либания затрагивают, в основном, государственные и общественные темы. Например, «Надгробная речь Юлиану» (368 г.) и речь «К императору Феодосию в защиту храмов» (384 г.).

Кирилл (827 – 869 гг.) и Мефодий (815 – 885 гг.) Солунские.

Церковные публицисты, братья-монахи. В 863 г. были приглашены князем Ростиславом в Моравию (совр. Чехию), где перевели с греческого языка основные богослужебные книги и на основе греко-византийского письма создали славянскую азбуку, получившую название кириллицы. Кириллица являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на века вперед.

Развитие цензуры.

Цензура в этот период еще законодательно не оформилась. Начиная с 9 в. в христианских странах были нередки случаи сожжения книг (антихристианских, языческих), осужденных и запрещенных церковными соборами и римскими папами.

Почта в эпоху Средневековья.

Почта с распадом страны практически прекратила свое существование. Попытки воссоздать ее были предприняты лишь в конце 8 – начале 9 вв. при императоре Галлии Карле Великом. Галлия – одно из крупнейших государств, возникших на обломках Римской империи, существовало до 843 г. На территории Галлии позднее возникли Франция, Германия, Италия и несколько малых стран.

Почтовые пути связали королевский двор с южнофранцузскими, испанскими, германскими, итальянскими землями. Почта в стране пришла в упадок. В эту эпоху доставкой корреспонденции занимались частные лица (гонцы, путешественники, торговцы, монахи). Многие монастыри имели регулярное почтовое сообщение с Римом – резиденцией римских пап.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.