КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Организация и этапы статистического исследованияВведение
В современных условиях медицинские работники постоянно встречаются с множеством статистических данных. В основе решения вопроса об эффективности применения нового способа лечения или профилактики заболеваний лежит статистическая обработка данных и проверка статистических гипотез. Для понимания сущности изучаемых явлений врачу необходимо ориентироваться в фундаментальных понятиях и методах статистики, знать терминологию, уметь правильно оценивать статистические критерии и показатели. Развитие средств вычислительной техники и внедрение информационных систем в здравоохранение значительно расширили возможности статистической обработки материалов научно-практических работ. Большинство врачей получили возможность применять удобные программные средства не только для автоматизации своей основной деятельности, но и для статистической обработки данных. Владение методологией применения способов статистического анализа с помощью компьютера является основой для получения обоснованных выводов медико-биологических исследовании. В настоящем пособии рассматриваются примеры решения типовых задач, встречающихся в различных сферах системы здравоохранения. Оно рассчитано на студентов и практических врачей, изучающих медицинскую статистику и осваивающих методы статистической обработки данных с применением компьютерной техники. Пособие может использоваться для проведения занятий со студентами медицинских вузов в рамках учебной программы «Медицинская информатика».
В любом медико-биологическом и социально-гигиеническом исследовании ведущая роль отводится проведению статистического наблюдения. Его организация определяет особенности последующей обработки полученных данных, выбор методов статистики и обоснованность выводов. В связи с этим методика проведения статистического наблюдения является одним из важнейших разделов статистики. СТАТИСТИКА - это общественная наука, которая изучает количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной. САНИТАРНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) СТАТИСТИКА - это раздел статистики, изучающий состояние здоровья населения (показатели общественного здоровья) и деятельность лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), то есть состоит из статистики здоровья и статистики здравоохранения. Предметами изучения медицинской статистики являются: здоровье населения в целом и отдельных возрастно-половых групп; выявление и установление зависимостей между уровнем здоровья и факторами окружающей среды; данные о сети, деятельности, кадрах учреждений здравоохранения; оценка статистической достоверности результатов медико-биологических, клинических и экспериментальных исследований. Целью исследования в медицине и здравоохранении является выявление закономерностей изучаемого явления на основе проверки статистических гипотез, сформулированных в начале исследования. В зависимости от цели конкретизируются частные задачи и составляются план проведения всей работы, а также детальные программы сбора, разработки и статистического анализа собранного материала. Статистическое исследование начинается с определения объекта наблюдения, единицы наблюдения и учетных признаков. Объектом статистического наблюдения является статистическая совокупность, состоящая из единиц, о которых должны быть собраны статистические сведения, взятая в определенных границах пространства и времени. Например, при сборе данных о заболеваемости объектом наблюдения является совокупность всех заболеваний или всех больных среди населения на данной территории за определенный период времени. Единица статистического наблюдения – это составная часть объекта наблюдения, подлежащая изучению и регистрации в соответствии с программой исследования. Например, отдельный случай заболевания или больное лицо, входящее в состав объекта наблюдения.
Каждая единица наблюдения характеризуется рядом признаков, величины которых исследователь регистрирует в процессе сбора статистического материала. Такие признаки принято называть учетными. Учетные признаки - это медико-биологические характеристики, регистрируемые у единицы наблюдения в соответствии с целями и задачами исследования. Такими признаками могут быть: пол, возраст, место жительства, диагноз, дата заболевания, длительность болезни, ее исход и т.д. В медицинской статистике используются следующие ВИДЫ УЧЕТНЫХ ПРИЗНАКОВ: - сходства, по которым единицы наблюдения объединяются в статистическую совокупность; - различия, которые отличают единицы наблюдения между собой; - факторные, которые влияют на изучаемое явление; - результативные, которые изменяются под влиянием факторных признаков.
В зависимости от способа регистрации встречаются следующие ТИПЫ учетных признаков: - качественные (атрибутивные), которые могут быть выражены словесно, описательно; - количественные, фиксирующие числовые значения признака.
Важнейшим понятием медицинской статистики является «Статистическая совокупность». СТАТИСТИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ - это группа, состоящая из большого числа относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства. Необходимо различать два основных вида статистических совокупностей - генеральную и выборочную. ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ состоит из всех возможных единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. Генеральная совокупность в медико-биологических исследованиях используется редко. Большинство исследований выполняется с использованием выборочной совокупности. ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – это часть генеральной совокупности, отобранная специальным методом и предназначенная для характеристики генеральной совокупности. Указанные совокупности могут быть сформированы двумя основными методами. МЕТОДАМИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ являются: - сплошное исследование, при котором изучаются все доступные единицы наблюдения генеральной совокупности; - выборочное, при котором изучается определенная часть единиц наблюдения, наиболее полно характеризующие статистическую совокупность в целом. В зависимости от продолжительности исследования применяются следующие ВИДЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ: единовременное и текущее. Единовременное наблюдение – это исследование, при котором статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени. Например, перепись населения. Текущее наблюдение – это непрерывное, повседневное исследование, производимое в течение определенного периода: месяца, полугода, года. Например, изучение уровня заболеваемости населения города или региона. Перед проведением исследования требуется сформулировать рабочую гипотезу и определить: что является объектом исследования, какие единицы наблюдения будут изучаться, какой перечень признаков (параметров) необходимо учитывать и какой вид исследования будет выполняться. Затем исследователь собирает статистический материал, выполняет его обработку и формулирует заключение. Таким образом, научное исследование состоит из нескольких этапов: 1 этап - составление программы и плана исследования; 2 этап - статистическое наблюдение; 3 этап - группировка и разработка статистического материала; 4 этап - анализ результатов исследования. На 1-м этапе статистического исследования основными видами работ являются: - составление плана исследования; - подготовка программы исследования.
Программа исследования включает вопросы, что и в каком направлении изучать, с обозначением объекта и единиц наблюдения, учетных признаков, методов сбора (анкеты, бланки, первичные документы), разработки и анализа материала (макеты таблиц, выбранные статистические критерии). План исследования отвечает на вопросы: где, сколько, когда, кто и как выполняет исследование, и включает: - выбор места проведения исследования; - пути формирования объекта наблюдения (объем выборки, время, способы сбора материала); - определение единицы наблюдения; - способы разработки материала; - сроки работ по этапам; - выбор исполнителей; - финансирование исследования; - инструкции исполнителям, организационное и методическое сопровождение. ПРОГРАММА СБОРА МАТЕРИАЛА представляет собой первичный учетный документ (бланк, карта, анкета), в который включены учетные признаки, соответствующие цели исследования и подлежащие регистрации. При составлении учетного документа необходимо соблюдать следующие правила: 1) документ должен иметь четкое заглавие, в котором сформулирована единица наблюдения; 2) учетные признаки должны быть указаны краткими названиями и соответствовать цели исследования; 3) на каждый вопрос исследования следует предусмотреть варианты ответов в соответствии с выделенными группами единиц наблюдения. Программа разработки материала предусматривает определение критериев группировки единиц наблюдения и составление макетов статистических таблиц.
На 2-м этапе проводится сбор статистического материала. Статистическим материалом в каждом данном случае являются первичные учетные документы, официально существующие или специально разработанные (талоны, карты, анкеты и т.п.). Сбор материала проводят в соответствии с составленной ранее программой и планом статистического исследования.
На 3-м этапе осуществляется обработка собранного статистического материала. Он включает следующие последовательно выполняемые действия: контроль, шифровка, группировка, сводка в статистические таблицы, вычисление статистических показателей и их графическое изображение.
КОНТРОЛЬ - это проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты, для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. ШИФРОВКА - это применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные, знаковые; при машинной - только цифровые. ГРУППИРОВКА - это распределение собранного материала на однородные группы по характеру или величине признаков. ВИДЫ группировок: - типологическая - это группировка атрибутивных (качественных) признаков. (Например: пол, профессия) - вариационная - это группировка признаков, имеющих числовое выражение. (Например: возраст, стаж). СВОДКА ДАННЫХ УЧЕТА - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы. Для дальнейшего анализа материала необходимо произвести РАСЧЕТЫ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ и средних величин в соответствии с программой исследования и выполнить ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ.
На 4-м этапе выполняется обобщение и анализ полученных данных. Он включает: - интерпретацию полученных различных статистических величин и графических изображений на основе сопоставления с нормативами, со средними уровнями аналогичных величин, со стандартами, с данными по другим учреждениям и территориям, литературными данными, в динамике; - обобщение результатов исследования; - литературное оформление работы; - выявление закономерностей; - выводы; - предложения для внедрения в практику; - прогноз, рекомендации.
Пример создания учетного электронного документа «Протокол работы студента» для изучения медицинской статистики. Задача: необходимо создать электронный документ, который должен содержать результаты освоения студентом средств и методов статистического исследования и обработки данных в программе Microsoft Excel. Документ должен быть защищен паролем и сохранен в папке локальной сети кафедры для совместного доступа к нему преподавателя и студентов.
Решение: запустите программу Excel, внесите на листе1 заголовок и название документа, ФИО студента(ов), которые будут работать с ним, срок обучения, цели и основные задачи. Пример заполнения файла этими данными показан на рисунке 1.
Рис. 1. Пример заполнения электронного документа протокола работы студента.
Установите защиту на открытие файла с назначением пароля, для этого выполните нажатие кнопки «Office» и в основном меню программы выберите раздел «Подготовить» - > «Зашифровать документ», введите свой пароль. Внимание! Запишите пароль в рабочей тетради, если он будет потерян, преподаватель не сможет оценить работу студента. Сохраните файл в сетевой папке своей учебной группы под именем «Статистика‑Фамилии студентов», покажите результат работы преподавателю. II. Статистические таблицы Каждое медико-биологическое или социально-гигиеническое исследование начинается с этапа планирования эксперимента. На этом этапе необходимо разработать макеты статистических таблиц, которые должны стать основой для последующей обработки и анализа данных. Знание методики построения статистических таблиц позволяет подготовить проведение исследования в соответствии с рабочей гипотезой. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА - это форма записи изучаемой статистической совокупности, разделенной на группы в соответствии с изучаемыми признаками. В таблице, как и в грамматическом предложении, выделяют табличное подлежащее и табличное сказуемое. ТАБЛИЧНОЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это то, о чем говорится в таблице, основной признак или признаки, которые, как правило, обозначены в строках таблицы. ТАБЛИЧНОЕ СКАЗУЕМОЕ или несколько сказуемых – это количественные признаки, характеризующие подлежащее. Они, как правило, расположены в столбцах (графах) таблицы. Каждая таблица должна иметь заголовок, отражающий ее содержание, шапку с указанием показателей или признаков и единиц измерений, а также столбец «Всего» и строку «Итого». В таблице не должно быть пустых ячеек. Если в документе встречается несколько таблиц, каждая из них обязательно нумеруется. Номер таблицы указывают над ней в правой части страницы. В зависимости от размера и содержания таблицы она может относиться к одному из видов: - ПРОСТАЯ (таблица, в которой подлежащее характеризуется лишь одним признаком); - ГРУППОВАЯ (таблица, в которой подлежащее характеризуется двумя связанными между собой признаками); - КОМБИНАЦИОННАЯ (таблица, в которой подлежащее характеризуется тремя и более связанными между собой признаками). Комбинационные таблицы, содержащие более 4-х признаков, обычно не применяются из-за громоздкости и сложности анализа. Исследователю лучше составить несколько таблиц, объединяющих по 3-4 связанных признака.
Пример создания макетов статистических таблиц. Задача: необходимо составить макеты простой, групповой и комбинационной таблиц для внесения данных распределения заболевших жителей района N в 2010 году по социальному статусу (безработные, рабочие, служащие), классам заболеваний (болезни органов дыхания, инфекционные заболевания, травмы, прочие болезни) и возрасту (до 19 лет, 20-39, 40-59, 60 лет и старше).
Решение: запустите программу Excel, откройте файл в папке своей учебной группы под именем «Статистика–Фамилии студентов», создайте НОВЫЙ лист, переименуйте его, обозначив название «Макеты_таблиц». Создайте на этом листе макеты статистических таблиц, как показано ниже, сохраните файл и покажите результат работы преподавателю. а) макет простой таблицы включает один признак, только табличное подлежащее (таблица 1).
Таблица 1 Распределение абсолютного числа больных по классам заболеваний
б) макет групповой таблицы включает два связанных между собой признака, один - табличное подлежащее, другой – сказуемое (таблица 2).
Таблица 2 Распределение абсолютного числа больных по классам заболеваний с учетом социальных группах среди жителей района
в) макет комбинационной таблицы содержит три и более связанных между собой признака, один - табличное подлежащее, другие – сказуемые (таблица 3).
Таблица 3 Распределение абсолютного числа больных по классам заболеваний с учетом возрастных и социальных групп среди жителей района
ЗАДАНИЯ Запустите программу Excel, откройте требуемый файл в папке своей учебной группы под именем «Статистика–Фамилии студентов», на листе «Макеты_таблиц», решите требуемый вариант заданий, сохраните изменения и покажите результат работы преподавателю.
Вариант 1 Для изучения состава инвалидов Н-ского района требуется собрать данные о больных, прошедших медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК), по группам инвалидности (I, II, III), причинам (общее заболевание, профессиональное, производственная травма, прочие причины) и занятости (не работает, продолжает работать). Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц.
Вариант 2 Изучается распределение среднего медицинского персонала г. Волгограда по специальностям (фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, лаборанты, рентгенотехники, помощники санитарных врачей и пр.), стажу (до 5 лет, от 5 до 10 лет, свыше 10 лет), возрасту (до 19 лет, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60 лет и старше). Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц.
Вариант 3 Проводится сбор данных о распределении рабочих Н-ской фабрики, имевших временную нетрудоспособность в течение года, по ее видам (заболевание, травма, карантин, уход за больным, беременность и роды), цехам (ткацкий, прядильный, красильный), возрасту (до 19 лет, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60 лет и старше) и полу. Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц.
Вариант 4 Изучается распределение работающих Н-ского завода по цехам (механический, литейный, модельный, кузнечный и др.), стажу работы (до 5 лет, от 5 до 10 лет, более 10 лет), профессиям (слесари, токари, инструментальщики и другие). Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц.
Вариант 5 Изучается распределение больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, находящихся на диспансерном наблюдении в Н-ской поликлинике, по длительности заболевания (до 1 года, от 1 года до 3 лет, свыше 3 лет), методам лечения (хирургический, консервативный), возрасту (до 19 лет, 20-39, 40-59, 60 лет и старше). Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц. Вариант 6 Изучается распределение больных язвенной болезнью желудка, выбывших из Н-ской больницы, по длительности пребывания в стационаре (до 14 дней, от 14 до 21 дня, более 21 дня), длительности течения заболевания (до 1 года, от 1 года до 3 лет, свыше 3 лет) и методам лечения (хирургический, консервативный). Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц. Вариант 7 Изучается число больных в терапевтическом отделении стационара, госпитализированных по поводу крупозной пневмонии, в зависимости от сроков госпитализации (в 1-й, 2-й, 3-й день болезни и позднее), длительности лечения (до 15 дней, свыше 15 дней), наличию осложнений (с осложнениями, без осложнений). Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц. Вариант 8 Изучается распределение врачей Н-ской области по стажу работы (до 5 лет, от 5 до 10 лет), специальности (терапевты, хирурги и т.д.) и месту работы (областная больница, городская больница, районная больница, сельская участковая больница, другие учреждения). Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц.
Вариант 9 Изучается распределение больных, прошедших через терапевтическое отделение стационара, по нозологическим формам заболевания (пневмония, язвенная болезнь желудка, холецистит), качеству поликлинической диагностики (диагноз направившего учреждения с диагнозом стационара совпал, не совпал), полу. Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц.
Вариант 10 Изучается население города В. С учетом пола, возраста (0-14 лет, 15-19, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60 лет и старше), образования (начальное, среднее, высшее) и социального положения (рабочие, служащие, ИТР). Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц.
Вариант 11 Изучается состав больных, выписанных из инфекционного отделения, по нозологическим формам (дизентерия, инфекционный гепатит типа А, скарлатина, корь), срока госпитализации (до 6 часов, от 6 до 12 часов, позднее 12 часов от начала заболевания), длительности лечения (до 10 дней, 10-20 дней, свыше 20 дней). Составьте макеты простой, групповой и комбинационной таблиц.
Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 7680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |