Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурология 1 страница




VI класс

V класс

Отличительные особенности внеклассной работы в средних и старших классах

Отличие внеклассной работы по литературе от классно-урочной формы организации учебно-воспитательной работы по предмету

Из истории вопроса.

3. Принципы организации внеклассной работы по предмету.

4.Основные направления (литературное краеведение, литературное творчество, художественно-исполнительская деятельность)

5. Виды и формы внеклассной работы по литературе (интерпретационные, познавательные)

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ //Методики преподавания литературы для педвузов. Под ред. О.Ю Богдановой., В.Г Маранцмана. – В 2-х т. – М.:ВЛАДОС, 1995. – Т.2. -Глава ХIII.

На протяжении вот уже более чем двух столетий программно­му изучению литературы в школе сопутствует внеклассная рабо­та, значительно расширяя возможности общения школьников с миром искусства. Ее истоки восходят к литературным собраниям (XVIII век) в дворянских пансионах и учебных заведениях все­сословного типа, где звучали произведения Ломоносова, Сумаро­кова, читались собственные сочинения и переводы воспитанни­ков, ставились пьесы. В рукописных журналах «пробовали свои перья» воспитанники Царскосельского лицея, а в «Лицейской антологии» были представлены лучшие произведения литератур­ного творчества лицеистов.

Если периоды политической реакции в общественной жиз­ни России сопровождались усилением строжайшей регламен­тации учебного процесса, запрещением какой бы то ни было внеурочной деятельности, то в эпохи либерализации, напро­тив, внеклассная работа становилась лабораторией активного поиска новых форм изучения литературы, творческой само­деятельности учащихся. Так, появившиеся в середине XIX ве­ка литературные беседы, форма организации самостоятельно­го внеклассного чтения, чрезвычайная важность которых для школы отмечалась Н.И.Пироговым, Н.Г.Чернышевским; К.Д.Ушинским, в 1866 г. были официально запрещены. Тем не менее опыт литературных бесед дополняется в 80-е гг., на рубеже столетий, литературными праздниками, вечерами, конкурсами чтецов, инсценировками, проведением экскурсий в художественные музеи, посещением театра. Кружки, лите­ратурные выставки, организованные М.А.Рыбниковой, были направлены на углубленное изучение автора и обнаруживали принципиальную значимость системности для внеклассной ра­боты. В 20 - 30-е гг. нашего столетия палитра форм внеуроч­ного освоения литературы обогащается разноплановыми экс­курсиями, циклами вечеров, конференциями, диспутами, ли­тературными судами, играми. В последующие десятилетия за­метно усиливается тенденция комплексного использования многообразных форм внеклассной работы, проявившаяся, в частности, в организации постоянно действующих коллекти­вов - литературных кружков, клубов, музеев. Всероссийские литературные праздники, проводимые с 1974 г., — примета масштабности современной внеурочной работы по литературе.

Почему же, несмотря на совершенствование программ и само­го процесса изучения литературы в школе, внеклассная работа неизменно остается важным каналом освоения литературы школьниками? Чем она особенно притягательна для ребят? Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художествен­ных впечатлений - читательских, музейных, театральных, му­зыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движу­щей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусст­вом, способов творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли ак­тера, художника, экскурсовода и т.п. Это, по словам Б.М.Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не послед­нюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» - будь то спек­такль, литературный турнир, краеведческая экспедиция. На­конец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, позна­вательное, художественное, творческое), взаимоотношенияжеучителя и учащихсяотличает открытость и неформальность,атмосфера подлинного сотворчества.

Особый интерес к внеклассной работе в современной школе объясняется еще и тем, что, будучи менее инерционной, нежели программное, урочное преподавание, она задает тон ломке мето­дических стереотипов, рождению новых подходов к преподава­нию литературы, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощенности в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабо­раторией творчества словесника, в которой моделируются нетра­диционные для учебного процесса формы общения с искусством, адекватные нынешней социокультурной ситуации. Сегодня нас не удивляет, что «святая святых» - выпускной экзамен - может проходить в форме защиты реферата по самостоятельно избран­ной учеником теме и даже в форме коллективной игры. Прообразом многих форм урока, признанных инновационными, является внеклассная работа.Внеклассная работа по литературе изначально — в силу природы искусства - явление многовариантное, и ее строгая классификация вряд ли возможна. Взаимодействие разных видов искусства (литература и театр, музыка, живопись и др.), разных видов деятельности школьников, освоение кон­кретной литературной темы, проблемы может определять про­филь внеклассной работы. Выделим в ней относительно само­стоятельные направления.

Занятия литературным краеведением обращены к изуче­нию литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школь­ных музеев. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться про­шлым. недостаточно, надо помогать его беречь. «Литературное краеведение помогает в привычном, обыденном окружении об­наружить высокую культурную тенденцию... Культура начи­нается с памяти. Человек, чувствующий слои прошлых вре­мен, которые его окружают повседневно, не может вести себя как дикарь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме». Краеведение в широком плане -это и знакомство с памятными местами, отмеченными пребыванием в них писателя, судьбами его героев.

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литератур­ным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове, образе. Чуткость к слову, владение литературными жан­рами делают по-настоящему творческим процесс чтения. «От ма­ленького писателя — к большому читателю» — в этом видела цель детского литературного творчества М.А.Рыбникова. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овла­дения журналистикой, искусством перевода, а рукописные жур­налы, альманахи, стенгазеты - собранием первых авторских публикаций».

Потенциал художественно-исполнительской деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения че­рез звучащее слово, драматическую интерпретацию.

Как правило, названные направления во внеурочной рабо­те связаны, с одной стороны, с региональной спецификой ли­тературно-краеведческого материала, традициями школы, неутомимым поиском поколений учителей и учащихся; с другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творче­ского, художественно-исполнительского характера становятся ярко выраженная одаренность или творческие пристрастия пе­дагога - поэта, заядлого театрала, мастера художественного слова.

В массовой практике школ наиболее представлена вне­классная работа по освоению жизни и творчества того или иного писателя.Она чаще всего ведется параллельно про­граммному изучению автора, заметно активизируясь в годы писательских юбилеев. Остановимся подробнее на этом типе внеурочной работы, синтетичной по своему характеру, вклю­чающей, в частности, элементы как краеведения, так и разно­образной творческой деятельности.

Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа - явление чисто стихийное. Еще в 1920-е гг. М.А.Рыбникова, блестяще реализовав системный подход во внеклассной работе, писала о том, что именно «систе­ма медленного чтения и длительной остановки на одной творче­ской индивидуальности» создает условия для живого, непосредственного контакта учащихся с писателем. И в наши дни словесник Н.В.Мирецкая убеждает: «Можно сухо пе­речислить всем известные формы работы: факультатив, кружок, экскурсии, поход, конкурс, школьный вечер, театр, тематическая экскурсия... Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их воедино, каким содержанием наполним и ка­ким образом приведем в действие». Фактором развития могут быть лишь системные воздействия.

Как же в многообразии видов и форм внеклассной работы об­наружить внутреннее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его не­угасающим, чтобы каждая новая встреча с автором становилась личностным открытием его неповторимого мира, а соответствую­щие формы деятельности определяли бы способ вхождения в этот мир?

Сложившееся в социологии искусства и педагогике положе­ние о том, что художественные интересы личности реализуют­ся в трех видах деятельности (знакомство с художественными произведениями или «потребление искусства»; приобретение знаний о нем; собственное художественное творчество), помо­гает упорядочить представление о структуре внеклассной ра­боты при освоении мира писателя. Причем оптимальным признается «комплекс трех ориентации». Меж­ду тем в реальной школьной практике внеклассная работа не­редко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» юбилейного характера, к просмотру экранизации либо зна­комству с музейной экспозицией, т.е. наблюдается разнонаправленность элементов эстетической активности, неоправдан­ная диспропорциональность отдельных видов и форм вне­классной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле - для обозначения периодичности в работе.

Заботясь о том, чтобы в художественном опыте детей гар­монически были представлены и впечатления от непосредст­венных встреч с произведениями искусства, и обогащение за­паса искусствоведческих знаний, и их собственное творчество, важно помнить о возрастной динамике в проявлении отноше­ния школьников к различным видам художественной деятель­ности. В 30-е гг. Л.С.Выготским была высказана гипотеза:«Каждому периоду детства свойственна своя форма творчест­ва» (Выготский Л.С.). Определенный вид художественной деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее пол­но выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерар­хию. «Процесс этот объективен. Тот вид художественной дея­тельности, который наиболее близок ребенку данного возрас­та, можно назвать актуальным. Про другие виды художест­венной деятельности можно сказать, что они не достигли вре­мени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагну­ли его черту», - резюмирует Б.П.Юсов.

В условиях педагогически организованной внеучебной дея­тельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных формах. Младших подростков особенно привлекает игра. Пяти­классники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам литературных произведений), иг­рам-фантазиям. Постепенно усиливающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в VI классе становится очевидным особый интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало (напри­мер, воображаемые путешествия, предполагающие «роль» экс­курсовода). К VII классу спектр форм художественно-позна­вательной деятельности значительно расширяется (обсужде­ние книг, кинофильмов, выставок, реферирование, экскурсии, конференции, альманахи, турниры знатоков и т.д.). Интерес старших подростков постепенно переключается в русло вос­приятия произведений искусства с дальнейшей их интерпрета­цией (читательской, зрительской и т.д.).Динамика постепенно усложняющихся — сучетом преемст­венности и перспективности - форм внеклассной деятельности подростков, ориентированная на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), отражена в таблицах 1 и 2. В соответствующий определенному классу раздел таблицы внесены новые для данного возрастного этапа формы, учитываю­щие перспективу развития учащихся. Например, в VII классе ис­пользованные ранее дискуссионно-аналитические формы допол­няются реферированием, конференцией. Каждый этап включает и ранее освоенные формы (в данном случае — беседу, аннотиро­вание, обсуждение книг). Таким образом, за счет новых обога­щается арсенал форм организации внеклассной работы, выбора учителем более целесообразных из них.


Таблица 1 Формы художественно-познавательной ориентации

Класс   Дискуссионно-аналитические формы   Наглядно-практические   И г р о вые
состязательные с ролевым компонентом
  Беседа   Выставки в классе (книг, репродукций). Экскурсии (на собы­тийно-сюжетной осно­ве), в том числе в теле- видео вариантах.   Викторина. Турнир типа литературного КВН. Народ­ные игры (игры литератур­ных героев)­ Конкурсы проектов. Иг­ры-фантазии  
  Составление аннотаций, картотеки книг. Обсуждение книг, кинофильмов, выставок Встречи с интересными людьми.   Игра типа «Что? Где? Когда?»     Воображаемые путешествия.    
  Реферирова­ние. Читатель­ская конферен­ция Альманах (устный жур­нал). Самостоятельная подготовка фрагментов экскурсий. Турнир знатоков.      
  Вечер вопро­сов и ответов. Семинар. Лек­ция. Диспут.   Туристско-трудовые экспедиции (культурно-охранная деятель­ность). Экскурсии «По следам литературных героев». Приобщение к опыту восприятия ис­кусства людьми разных поколений. Создание школьных музеев, оформление кабинетов. Олимпиада.      

 

Рассмотрим возможности системы внеклассного освоения жизни и творчества писателя подростками на примере пуш­кинской темы. Творчество Пушкина, всеобъемлюще-многомерное, обращенное к чита­телям всех возрастов и поколений, позволяет с достаточной пол­нотой и цельностью представить процесс внеклассной работы как систему и отдельные звенья ее. Эта система предполагает взаимодействие следующих видов художественной деятельности учащихся:

1. Восприятие художественных произведений: внепрограммное (внеклассное) чтение сочинений писателя; знакомство с интерпретациями произведений А.С.Пуш­кина другими видами искусства.

2. Приобретение знаний об искусстве: обогащение представлений о судьбе, личности писателя, его эпохе (чтение художественной, научно-популярной, мемуар­ной литературы, знакомство с иконографией и т.п.); освоение пушкинского краеведения— «страны поэта».

3. Исполнительская и творческая деятельность учащихсяпо пушкинской теме.

Пушкинская вселенная безгранична, поэтому будет целесооб­разным выбрать для каждого из классов тематические лейтмоти­вы, которые, отражая последовательность освоения отдельных сторон мира Пушкина и соответствуя возрастным интересам ре­бят, придают содержательное единство внеурочной работе на ка­ждом этапе. При этом важно создать условия для свободного личностного выбора учениками как пушкинского материала, так и форм его освоения, предполагающих поиск индивидуально-неповторимого решения.

 

Таблица 2. Формы художественно-творческой ориентации (интерпретационные)

Класс   Словесные   Изобрази­тельные   Драма­тические   Комп­лексные  
устные   письменные  
  Конкурс чтецов   Сочинение сказок, рас­сказов, ки­но-, мульт- сценариев Конкурс ри­сунков, иллюстраций. Выставка рисунков. Инсцени­ровки        
    Литератур­но-музы­кальные композиции (монтажи) по готовому сценарию Сочинение стихов, эс­се. Газеты. Рукописные альбомы Конкурс костюмеров, декораторов. Литератур­но-драмати­ческие ком­позиции.  
    Репортажи.     Литератур­ные кружки.
  Вечер поэ­зии. Лите­ратурная гостиная   Написание рецензий, сценариев, литератур­ных вечеров Оформле­ние литера­турных журналов.       Неделя ли­тературы (в школе). Го­родские, республи­канские ли­тературные праздники, олимпиады.

 

Тематический лейтмотив «Пушкинское лукоморье» создает ус­тановку на перечитывание сказок Пушкина, постижение их ори­гинальности, высокого нравственного и философского смысла через переживание учениками сказочной реальности и разнооб­разной интерпретационной деятельности. Сказки открываются пятиклассникам как единый мир. Названный лейтмотив сопря­жен с биографическим - «детство поэта». Внеклассное чтение: сказки, «Руслан и Людмила» Пушкина, «Детство» А.Слонимского.Иконография: памятники А.С.Пушкину работы А.М.Опеку­шина, М.К.Аникушина, К. де Местр(?) - «Пушкин-ребенок», Е.И.Гейтман - «Пушкин», В.В.Фаворская - серия «Детство Пушкина».Урок «Но детских лет люблю воспоминанья...» по повести А.Слонимского «Детство», знакомящий ребят с детством по­эта, когда сказка вошла в его жизнь, может стать вводным к теме «Пушкинское лукоморье». Его дополнит краеведческий материал — заочная экскурсия в Захарове, которая сделает более близким пятиклассникам мир Пушкина-ребенка: «тече­нье сельского досуга», «преданья старины глубокой», таинст­во народных поверий, радость праздников, игр. Необычным для подростков занятием могут стать народные игры, в кото­рые мог играть с детства поэт и которые упомянуты в его произведениях: горелки, кубари, бабки, свайка.

Спектр игры, актуальной в младшем подростковом возрасте формы внеклассной деятельности, чрезвычайно многоцветен. Это и домашняя викторина, признанная направить самостоятельное знакомство пятиклассников с миром писателя. Возможные во­просы:Какие памятники А.С.Пушкину вам известны? Кто их ав­торы? Чем интересны родовые гербы Пушкиных и Ганнибалов?Как связано имя Пушкина с нашим городом (краем)?Перечислите все элементы волшебной сказки в поэме «Рус­лан и Людмила».

Познавательная игра с элементами исследования «Секреты пушкинской сказки» (она может быть формой проведения урока внеклассного чтения, например по «Сказке о царе Салтане»). Ученики работают в группах над решением одного из выбран­ных ими вопросов:В сказке описано четыре посещения Салтана корабельщи­ками. Нарушен ли писателем фольклорный закон троекратного повторения? В народной сказке нет признаков присутствияавтора. Слы­шен ли в сказке голос Пушкина?Сравните, как изображен характер царя в народной сказке и в пушкинской. Кто наказан в сказке? Кто погибает?Частные на первый взгляд наблюдения помогут ребятам ос­мыслить сущностные отличия пушкинской сказки от фольклор­ного канона, ощутив ее гармоническую стихию.

Обращение к интерпретациям сказок Пушкина другими ви­дами искусства (живопись, кино, мультипликация) привнесет новые краски в представление ребят о пушкинской сказочной стране; с другой стороны, поможет формировать у учеников внутреннюю установку на создание собственных интерпрета­ций, выражение личностного понимания сказки. Иллюстриро­ванию сказок, конкурсу на лучший рисунок, выставке учени­ческих иллюстраций могут сопутствовать беседа об иллюстра торах сказок Пушкина (И.Билибин, В.Конашевич, Т.Маврина и др.), выставка иллюстрированных изданий сказок.Зрительский опыт позволит активизировать через ролевую иг­ру-драматизацию, фантазийные игры творчество самих детей. Опираясь на богатый киноопыт подростков, можно провести конкурс «Пушкинская мультипанорама». Творческие группы, в которые входят сценаристы, художники-мультипликаторы, акте­ры, озвучивающие роли, представляют свою версию одного эпи­зода сказки; «худсовет» дает право на съемку победителям кон­курса. Вариант этого конкурса - игра «Киношанс»: творческие бригады представляют сценарий эпизода, эскизы костюмов, му­зыкальный ряд экранизации сказки, организуется «кинопроба» для претендентов на исполнение ролей. Подобные конкурсы да­ют широкие возможности «пробы себя» каждому участнику: и тому, кто рисует, и тому, кто владеет пером, и актерам, и даже тем, кто неравнодушен к нарядам.

Более же всего пятиклассников увлекает зрелищность на­стоящего театрального действа. Инсценировка сказки либо фрагментов разных сказок более уместна на завершающем этапе изучения сказки, когда ребята, обогащенные опытом «пребывания» в сказочном мире, найдут «неслучайные» крас­ки, интонации, исполняя свои роли. Вариантом финала, вен­чающего встречу с Пушкиным в V классе, может стать кон­курс проектов сказочного городка Пушкинское лукоморье, подобного Диснейленду, но являющего национальную непо­вторимость пушкинского сказочного мира, что найдет свое во­площение и в месте расположения городка,на маршруте, ко­торым следуют посетители, и в тех чудесах, испытаниях, ко­торые ожидают их на сказочной тропе.

На итоговом этапе эффективной представляется и игра-состя­зание «Турнир знатоков сказок Пушкина» с присущей ей разно­плановостью игровых заданий типа:«Разминка команд» (ответына вопросы познавательного характера);«Домашнее задание» (команды представляют друг другу в форме пантомимы фрагмент одной из сказок. Команда-со­перница называет сказку, подтверждая правильность ответа ее текстом); «Конкурс театральных костюмов»: необходимо продемонст­рировать костюмы героев спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке»;«У лукоморья»: предлагается нарисовать «невиданных зверей», оставивших следы на «неведомых дорожках»; «Из суфлерской будки»: нужно помочь актерам вспомнить слова роли, которые вдруг забылись, например: «А Балда зайца гладит, приговаривая...» и др. «Бюро находок»: надо вернуть героям утерянные ими вещи (спица, зеркало, яблоко, веревка, клика, веретено, шелковый шнурок, мешок), доказав текстом правильность ответа.Создание игровой среды делает радостным общение пяти­классников с миром пушкинской сказки.

Чуткость подростков к красоте поэтического слова, интерес к тайне рождения поэта убеждают в целесообразности - через лейтмотив «Дар поэта» — переключения учеников из гармониче­ской стихии пушкинской сказки в гармоническую стихию лири­ки, что позволит, преодолевая сложившуюся с детства локаль­ность восприятия Пушкина как автора сказок, расширить пред­ставление школьников о необъятности «пушкинских горизон­тов», уникальности поэтического гения.Внеклассное чтение: «Муза», фрагменты «Все волновало нежный ум...» («Разговор книгопродавца с поэтом»), «Зачем Крутится ветер в овраге...» («Езерский» или «Египетские но­чи»), «Осень», «Роза», «Цветок», «Няне», «Зимний вечер», «И.И.Пущину», «Мадонна».Иконография: О.Кипренский. «Пушкин», В.Серов. «Пушкин в парке», Б.Щербаков. «Пушкин в Михайловском», М.Ге. «Пушкин и Пущин в селе Михайловском», А.Брюллов. «Ната­лья Николаевна Пушкина», Н.Ульянов. «Пушкин и Арина Ро­дионовна в Михайловском».

Цикл уроков внеклассного чтения обращает шестиклассников к размышлениям о тайне рождения поэта, уникальной неповторимо­сти поэтического дара, взгляда поэта на мир, могуществе поэтиче­ского слова, о творчестве как созидающей, спасительной силе, о ценностях мира Пушкина. Сравнение интерпретаций стихотворений Пушкина чтецами, музыкантами откроет читателям неисчерпаемость лирики, настроит на ее личностное прочтение, поиск «своих» стра­ниц в томике лирики Пушкина. Свое открытие Пушкина шести­классники могут обнаружить в творческой деятельности:выступая составителями и оформителями сборника своих любимых стихотворений Пушкина, сопровождаемого вводной статьей или послесловием, комментариями;участвуя в конкурсе чтецов лирики Пушкина; исполняя литературно-музыкальные композиции («Времена года», «Люблю тебя, Петра творенье...» и др.); оформляя рукописный журнал или стенгазету: откликом на встречу с Пушкиным-лириком могут быть эссе, размышления по прочтении произведений о поэте (например, стихотворения А.Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям...», финала но­веллы Ю.Нагибина «Царскосельское утро»), при знакомстве с образом Пушкина-лицеиста в живописи (Н.Кузьмин. «В Царско­сельском парке», В.Фаворский. «Пушкин-лицеист», Н.Ульянов. «Пушкин в садах лицея»); в собственных поэтических опытах.

Пропедевтическое знакомство с Лицеем, поэтической колыбе­лью Пушкина, начинается внеклассным чтением книг А.Слоним­ского «Юность», Л.Рубинштейна «В садах Лицея». Предложим ребятам выразить свое впечатление от полюбившихся эпизодов книг в свободно выбранной ими форме: инсценировании, панто­миме, живописной или музыкальной иллюстрации, художествен­ном пересказе и т.д. Удачные интерпретации могут быть пред­ставлены на литературном празднике.Познавательные игры, особенно притягательные для шести­классников, позволяют активно обогащать контекст художествен­ной информации, делающей конкретным и вместе с тем объем­ным представление ребят о мире писателя. На этот раз вопросы викторины, активизирующей самостоятельное освоение биогра­фии писателя, возникают на уроках как бы исподволь, в потоке размышлений о даре поэта. Например: Когда и при каких об­стоятельствах появилось в печати первое стихотворение Пушки­на? Докажите, что поэт был прав, говоря: «И с каждой осе­нью я расцветаю вновь...»- Кто из друзей поэта причастен к созданию О.Кипренским портрета А.С.Пушкина?

Шестиклассни­ки обращаются к документальной повести М. Васиной «В садах Лицея», к другим популярным изданиям.

Изучение Петербурга пушкинской поры, города, воспетого поэтом и ставшего частью его самого, проводится в форме по­знавательной игры с ролевым началом. Это «Прогулки по пушкинскому Петербургу» (разновидность заочной экскурсии) с выбором участниками одного из маршрутов: с Пушки­ным по Невскому (Фонтанке, Мойке). На этапе начального накопления знаний ребята знакомятся с архитектурным обли­ком города, его бытом, пушкинскими адресами, выстраивают сюжет, форму будущей экскурсии. Затем в классе группы представляют свои маршруты, сопровождая рассказ показом видов Петербурга пушкинской поры, портретов современни­ков писателя.

В качестве итога работы по пушкинской теме в VI классе мо­жет быть проведена игра-состязание «Пушкин. Что? Где? Ко­гда?», установка на которую дается в начале рассматриваемого внеклассного цикла, поэтому работа учащихся по теме сопровож­дается составлением ими вопросов для игры. Калейдоскопичность вопросов и заданий позволяет свободно обращаться к раз­нообразным сферам, активизируя освоенный круг лирики, замет­но обогатившийся пласт художественно-познавательной инфор­мации (биографической, краеведческой). Это вопросы — на ху­дожественную эрудицию: на выявление круга чтения участниками произведений Пушкина; обнаруживающие поэтическое чутье, чувство слова (стили­стический эксперимент: восстановление в тексте пушкинского эпитета, рифмы, текста из фрагментов) и др.

VII класс

Ведущий лейтмотив - «Пушкинский Лицей». Пушкин и его лицейские друзья особенно близки подросткам жаждой независи­мости, самоутверждения, верностью «святому братству», понима­нием Лицея как дома, школы жизни.В круг внеклассного чтения вводятся мемуары И.Пущина, ис­торические романы Ю.Тынянова «Кюхля» и Н.Эйдельмана «Большой Жанно», научно-популярная литература (Ю.Лотман, А.Гессен, М.Васина, Г.Волков и др.), мемуарно-эпистолярное наследие («Друзья Пушкина», «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками» - сост. В.Кунин).

В VII классе расширяется спектр форм художественно-позна­вательной деятельности с ориентацией на индивидуальную, груп­повую работу, самообразование. Система внеклассного освоения лицейской темы призвана помочь каждому ученику «присвоить» мир Лицея: войдя-в материал, открыть«свои» страницы в его истории, а также выразить это открытие.

Чем более разноплановыми, многовариантными будут типы рефератов, тем большей будет возможность индивидуального вы­бора семиклассниками интересующей их проблематики. Возмож­ные темы: «Пушкин и Пущин» (Дельвиг, Кюхельбекер, Горча­ков и др.), «Система обучения в Лицее», «Будни Лицея», «Ли­цейские наставники», «Традиции Лицея», «История лицейских годовщин», «Творчество лицеистов», «Благословение поэта (Пушкин-лицеист и поэты-наставники)», «Пушкин-лицеист как читатель», «Царскосельские встречи Пушкина», «Пушкин-лице­ист в поэтическом автопортрете (1814 г.) и восприятия наставни­ков и однокашников», «В садах Лицея», «Гроза двенадцатого го­да» и «Лицей», «Образ Пушкина-лицеиста в изобразительном искусстве». Учитель рекомендует литературу, разнообразную как в жанровом отношении, так и по степени сложности - для учащихся с разным уровнем литературного развития. Сообщения авторов лучших рефератов выносятся на конференцию. Возмо­жен и проблемный семинар с обсуждением вопросов типа: Какое содержание вы вкладываете в понятие «дух Лицея»? «Он «не как все» и в то же время «как все» - и в этом главная особенность Пушкина, в этом главная особенность нор­мально-гениального пушкинского детства». Согласны ли вы с мнением литературоведа Н.Н.Скатова?Кто из художников особенно близок вам в своем видении Пушкина-лицеиста (Р.Бах, И.Репин, Н.Кузьмин, В.Фаворский, Н.Ульянов, Н.Рушева)?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.