Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыка на рубеже XXI в. 4 страница




74. Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

75. Клямкин ИМ. Какой авторитарный режим возможен сегодня в России? Российское общество в преддверии 21 сентября // Полис. 1993. № 5.

76. Копен В. Театр и симфония. М., 1968.

77. Кравченко И.И. Модернизация и судьбы сегодняшней России // Модернизация и национальная культура. М., 1995.

78. Крамер С. Мифология Шумера и Аккада // Мифология древнего мира. М., 1977.

79. Кудрин Б.И. Введение в технетику. Томск, 1993.

80. Кудрин Б.И. Технетика: Новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). Репринт. Томск, 1998.

81. Кузанец (Николай Кузанский). Собрание сочинений: В 2 т. М., 1979—1980. Т. 2.

82. Культурология. XX век: Словарь. СПб., 1997.

83. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха. М., 1931.

84. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. М., 1983.

85. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.

86. Латынина Ю. К истории капитализма /'/ Знание — Сила. 1995. № 5.

87. Латышев В. О преподавании геометрии. СПб., 1877.

88. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., 1934.

89. Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961.

90. Лиотар Ж.Ф. Постсовременное состояние // Культурология. Ростов н/Д, 1995.

91. Лотман Ю. Сотворение Карамзина. М., 1987.

92. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб., 1997.

93. Лотман Ю., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Вып. V.

94. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М., 1972.

95. Мазель Л., Рыжкин И. Очерки по истории теоретического музыкознания. М.; Л., 1939. Вып. 2.

96. Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1998.

97. Маркс К. Капитал. Т. 1. М., 1932.

98. Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения // Как я понимаю философию. М., 1990.

99. Мамардашвили М. Лекции о Прусте. М., 1995.

100. Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии Нового времени // Культура: теории и проблемы. М., 1995.

101. Межуев В.М. Философия — это суть европейской культуры // Философские науки. 2000. № 1.

102. Мелетинский Е. Клод Леви-Строс. Только этология? // Вопросы литературы. 1967. № 4.

103. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

104. Мопассан Г. Ласки // Собр. соч.: В 12 т. М., 1958. Т, 10.

105. Нейгебауер О. Точные науки в древности. М., 1968.

106. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. История: миф, время, загадка. М., 1994.

107. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.

108. Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. СПб., 2000.

109. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993.

ПО. Ольденберг Г. Будда, его жизнь и община. М., 1995.

111. Орлова Э. Борис Асафьев. М., 1964.

112. Орлова Э.А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

113. Орлова Э.А. Культурная антропология в XX веке: объяснение униформности и многообразия культурных феноменов // Культура: теории и проблемы. М., 1995.

114. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

115. Осипов Г. Вступительная статья // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.

116. Перепелкин Ю.Я. Частная собственность в представлении египтян Старого царства // Палестинский сборник. М.; Л., 1966.

117. Петрушевский Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. М., 1922.

118. Пика делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // История эстетики. М., 1962. Т. 1.

119. Платон. Федон. Т. 2. М., 1993.

120. Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 1.

121. Платон, Пир // Платон. Собр. соч.: В 3 т. М., 1970. Т. 2.

122. Плугин В.А. Мировоззрение Андрея Рублева. М., 1974.

123. Подорога В.А. Ницше // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3.

124. Померанц Г.С. Постмодернизм // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3.

125. Порус В.Н. Наука — культура — цивилизация // Культура: теория и проблемы. М., 1995.

126. Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М., 1968.

127. Пушкин А.С. Сочинения. Переписка. М., 1941. Т. 13, 14.

128. Раугаенбах Б. Пространственные построения в живописи. М., 1980.

129. Рачков В.П. Техника и ее роль в судьбах человечества. Свердловск, 1991.

130. Разин В.М. Психическая реальность, способности и здоровье человека. М., 2001.

131. Разин В.М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры. ОНС. 1993. № 5.

132. Разин В.М. Как решали математические задачи в Древнем Вавилоне // Природа. 1980. № 6.

133. Разин В.М. Размышление о смерти и бессмертии (культурно-антропологический и эзотерический аспекты) // Параплюс. 1996. № 2.

134. Разин В.М. К проблеме метода научной реконструкции истории точных наук // Историко-астрономические исследования. М., 1989.

135. Разин В.М. Культурология. М., 1998-2001.

136. Разин В.М. Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук. Красноярск. 1989.

137. Разин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические учения. М., 1998.

138. Разин В.М. Семиотические исследования. М., 2001.

139. Разин В.М. Эзотерический мир // Общественные науки и современность. 1992. № 4.

140. Разин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М., 1996.

141. Разин В.М. Психология: теория и практика. М., 1997.

142. Разин В.М. Диспозитив техники // Традиционная и современная технология. ИФ РАН. М., 1999.

143. Разин В.М. Здоровье как социально-философская и психологическая проблема // Мир психологии. 2000. № 1.

144. Разин В.М. Знание или схемы: познание мира или его конституирование? // КЕНТАВР. 2001. Вып. 27.

145. Разин В.М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М., 1999.

146. Ратман X. Педагогический идеал еврейской школы // Рукопись. Архив журнала «Новая еврейская школа».

147. Рывкина Р. Евреи в постсоветской России — кто они? М., 1996.

148. «Сегодня». 1993. № 40.

149. Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных. М., 1980.

150. Степин B.C. Становление научной теории. М., 1967.

151. Стенин B.C. Научные революции как «точки» бифуркации в развитии знания // Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987.

152. Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и се роли в становлении сознания // Ранние формы искусства. М., 1972.

153. Табачникова С. Мишель Фуко: историк настоящего // Фуко. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.

154. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

155. Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891.

156. Федотова В.Г. Плюсы и минусы модели «догоняющей» модернизации // Модернизация и национальная культура. М., 1995.

157. Федотова В.Г. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук // Анархия и порядок. М., 2000.

158. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.

159. ФлнерА.Я. Культура как смысл истории или обоснование исторической культурологии // Философские науки. 2000. № 1.

160. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

161. Фуко М. Что такое Просвещение // Вопросы методологии. 1996. № 1—2.

162. Фуко М. Герменевтика субъекта //Социо-Логос. М., 1991.

163. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.

164. Хейзинга И. Homo ludens // Хейзинга И. Соч.: В 3 т. М., 1997. Т. 2.

165. Хейердал Т. Аку-Аку. М., 1959.

166. Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991.

167. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.; Л., Харьков, 1997.

168. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.

169. Цветаева М. Мой Пушкин // Наука и жизнь. 1967. № 2.

170. Цымбурский В.Л. Остров Россия (Перспективы российской геополитики) // Полис. 1993. № 5.

171. Цымбурский В.Л. Полемика с А.С. Панариным // Модернизация и национальная культура. М., 1996.

172. Чавчавадзе Н.Э. О ценностном аспекте понятия нации // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980.

173. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика // Восток-Запад. М., 1988.

174. Шеманов А.Ю. Проблема единства культурологии: с позиции философа // Философия науки. 2000. № 1.

175. Шеркова Т. Выхождение в день // Архетип. 1996. № 1.

176. Штайнзальц А. Дом Иакова // Евреи и еврейство: Сб. историко-философских эссе. Иерусалим, 1991.

177. Штейнер Р. Очерк Тайноведения. М., 1916.

178. Щедровицкий Г.П. О методе семиотического исследования знаковых систем // Семиотика и восточные языки. М., 1967.

179. Щедровиикий Л.П. А был ли ММК? // Вопросы методологии. 1997. № 1-2.

180. Юнг К. Психология бессознательного. Из раздела «Архетипы коллективного бессознательного» // Культурология. Учеб. пособие и хрестоматия для студентов. Ростов н/Д, 1995.

181. Krober А., К, Kluclwhn. A Critical Review of Concepts and Definition. Cambridge, Mass., 1952.

182. Rattansi P. The Social Interpretation of Science in Seventeen Centura // Science and Society, 1600-1900. L., 1972.


Оглавление

 

Предисловие................................................................................................................................................................................ 4

Глава первая ОБРАЗЦЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ................................................................... 6

1. Как египетские жрецы пришли к идее пирамиды............................................................................................... 6

2. Экономика с культурологической точки зрения............................................................................................... 17

3. Две жизни Александра Сергеевича Пушкина..................................................................................................... 30

4. Осмысление образцов культурологического исследования,...................................................................... 45

Глава вторая КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРЕДМЕТ...................................... 47

1. Общая панорама............................................................................................................................................................... 47

2. Предмет культурологии................................................................................................................................................. 50

3. Дилеммы культурологии.............................................................................................................................................. 55

Глава третья КОНЦЕПЦИИ (ПАРАДИГМЫ) КУЛЬТУРОЛОГИИ..................................................................... 60

1.Эволюционистская, парадигма................................................................................................................................. 60

2. Концепция культурно-исторических типов........................................................................................................ 62

3. Психологическая парадигма..................................................................................................................................... 67

4. Функционалистская парадигма............................................................................................................................... 71

5. Структурно-антропологическая парадигма....................................................................................................... 73

6. Парадигма понимающей социологии................................................................................................................... 76

7. Парадигма постмодерна.............................................................................................................................................. 79

Глава четвертая ГЕНЕЗИС ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ОТ «ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА» ДО АНТИЧНОГО ПОЛИСА)............................................................................................................................................................................................ 84

1. Семиотическая парадигма......................................................................................................................................... 84

2. Культурно-семиотическая концепция происхождения человека............................................................ 87

3. Архаическая культура.................................................................................................................................................... 94

4. Культура древних царств........................................................................................................................................... 108

5. Формирование индивидуальности и личности человека........................................................................... 116

6. Закат великой цивилизации, зарождение личности..................................................................................... 120

7. Античная культура........................................................................................................................................................ 123

8. Парадигмальные основания проведенного исследования....................................................................... 145

Глава пятая МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ................................................... 148

1. Основные этапы становления культурологии................................................................................................ 148

2. Философия культуры.................................................................................................................................................... 150

3. Трехслойная схема науки......................................................................................................................................... 158

4. Естественно-научный и гуманитарный подходы......................................................................................... 166

5. Гуманитарный подход в культурологии............................................................................................................ 171

6. Ценностные ориентации культурологического познания........................................................................ 173

7. Проблема культурологического метода............................................................................................................. 176

8. Культура как целостный объект изучения........................................................................................................ 178

9. История культуры........................................................................................................................................................... 182

Глава шестая ЛИЧНОСТЬ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ........................................................................... 189

1. Характеристика понятий «личность» и «индивид»........................................................................................ 189

3. Концепция сексуальности по М. Фуко................................................................................................................ 202

4. Подходы к изучению отношения, личность-культура................................................................................. 212

5. Общая характеристика культуры........................................................................................................................... 216

6. Человек - семиотическое существо...................................................................................................................... 218

7. Становление античной личности.......................................................................................................................... 228

8. Обратное влияние личности на культуру........................................................................................................... 235

9. Становление и особенности средневековой личности............................................................................... 240

10.Ренессансная личность............................................................................................................................................. 255

11. Понятие «личность» в работах И. Канта........................................................................................................... 259

12. Кризис европейской культуры и личности...................................................................................................... 261

13. Эзотерическая личность........................................................................................................................................... 264

14. Личность в контексте психотехнического подхода................................................................................. 272

15. Эволюция личности М. Фуко.................................................................................................................................. 275

16. От современной личности к личности «возможной»................................................................................. 285

Глава седьмая ОСОБЕННОСТИ ПРИКЛАДНЫХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК.............................................................................................................................................................................................................. 296

1. Концепция национальной школы в России (на примере Московской национальной еврейской школы) 296

2. Объяснение Л. Иониным социально-культурных трансформаций в современной России........ 307

3. Понимание реформирования в России................................................................................................................ 312

4. Природа и смысл гуманитарного образования............................................................................................... 320

Глава восьмая МУЗЫКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫИ ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН...................... 333

1. Формирование классической музыки.................................................................................................................. 333

2. Сравнительный анализ музыковедческих концепций Э. Курта и Б. Асафьева................................ 343

3. Музыка на рубеже XXI в.............................................................................................................................................. 352

4. Искусство как форма современной жизни и «постав»................................................................................ 359

Приложения............................................................................................................................................................................. 374

Приложение 1. Определения понятия культуры................................................................................................... 374

Приложение 2. Школы культурологии...................................................................................................................... 377

Литература................................................................................................................................................................................ 382

 

 


[1] Парадигма — система научных представлений и методов, разделяемых и поддерживаемых определенным научным сообществом. Необходимое условие смены парадигмы — не только создание новых научных представлений и методов, но и формирование нового сообщества ученых, поверивших в новый подход и поэтому критикующих или отвергающих старую парадигм):

 

[2] Центральным для архаического сознания является представление о душе (духе). Архаический человек считает, что всякое живое существо обладает душой (собственно, жизнь и есть душа). Душа живет в своеобразном «домике» (например, душа человека — в теле, душа дерева — в его стволе, и т.д.) и никогда не умирает. Во время сна, болезни, после смерти и в ряде других случаев душа выходит из своего дома и может поселиться в другом доме (могиле, рисунке, скульптуре и т.д.) [см.: 154].

В культуре древних царств появляются представления о богах. В отличие от духов архаической культуры боги бессмертны, их образ жизни не меняется никогда. Люди же смертны в том смысле, что после окончания жизни их душа лишается всего, кроме самого существования (она «живет» одними воспоминаниями о прожитой жизни). Хотя боги живут идеальной жизнью, такой, о которой можно только мечтать, тем не менее боги не могут жить без людей и их жертвоприношений. В свою очередь, люди нуждаются в помощи богов, законы которых они исполняют [см.: 74. С. 119].

 

[3] Цит. по: Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.,1983. С. 138.

 

[4] Там же. С. 186.

 

[5] Здесь — игрушка, развлечение.

 

[6] Тейлор показывает, что примитивные народы понимают под душой невещественную субстанцию (дух) — суть жизни, причем душа может выходить из тела и возвращаться в него. На основе учения о душе архаический человек объясняет самые разные явления: например, смерть (когда душа уходит из тела насовсем), болезни (временный выход души), сновидения (путешествия души вне тела или приход в тело других душ) и многие другие.

 

[7] Анимизм — вера (мироощущение) в существование душ и духов.

 

[8] Цит. по.: Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989. С. 460.

 

[9] Цит. по: Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. С. 38..

 

[10] Клочков II. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

 

[11] Цит. по: Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961. С. 215. 10-7620

 

[12] Цит. по: Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, врем; 1983. С. 122, 140.

 

[13] Там же. С. 85-86.

 

[14] Цит. по: Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М.. 1983. С. 120.

 

[15] Цит. по: Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983. С. 186.

 

[16] Там же. С. 139.

 

[17] Античная лирика. М., 1968. С. 50.

 

[18] Критика эволюционизма, пишет Л. Ионин, привела к отказу от «глобально-эволюционистских построений, хотя и не к отказу от идеи эволюции вообще, которую стали наблюдать и выявлять уже в отдельных культурах», проходящих определенные циклы жизненного развития. Один из создателей этой концепции «циклического развития» русский историк и культуролог Н. Данилевский считал, что отдельная культура, проходящая самостоятельный цикл развития, характеризуется единым языком или группой языков, разнообразием этнографических элементов, а также политической независимостью [70. С. 32—33].

 

[19] Цит. по: Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959. С. 32.

 

[20] Краткую характеристику школ мы даем по словарю «Культурология. XX век»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.