Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть1у «черная» теневая экономика




Глава 11. История экономического анализа преступности

Экономическая теория преступлений и наказаний (economics of crime and punishment) исследует экономи­ческое «подполье» — мир за рамками «общественного договора», мир, где действуют преступники и борющие­ся с ними стражи порядка. Экономический подход к анализу преступной и правоохранительной деятельно­сти в России практически совершенно неизвестен, хотя актуальность этого направления научного поиска для нашей страны гораздо выше, чем для развитых стран Запада, где родилась эта теория.

Б. Мандевиль: предшественник, который не стал основоположником

Экономическая теория преступлений и наказаний возникает там и тогда, где и когда преступность начи­нает рассматриваться не как отклонение от нормы, а как специфическое ее проявление, как девиация в гра­ницах нормы.

Предтечей экономики преступлений и наказаний яв­ляется английский публицист Бернард Мандевиль, один из второстепенных мыслителей эпохи Просвещения. В 1705 г. вышло первое издание написанной им в сти­хах «Басни о пчелах, или Пороки частных лиц — блага для общества»1, которая очень быстро завоевала в глазах

1 Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974. О Б. Мандевиле см. также: Субботин А. Л. Бернард Мандевилль. М., 1986. Ци­таты приводятся в переводе А. Л. Субботина.


Часть IV. «Черная» теневая экономика 133

современников скандальную известность. Главная мысль этого произведения так же проста, как и неожи­данна: преступная (и шире — аморальная) деятельность отдельных индивидов служит благосостоянию общества в целом. Для доказательства этой идеи, которая получи­ла название «парадокса Мандевияя», автор поставил мысленный эксперимент, используя доказательство от противного. В своей басне он сначала в сатирическом ключе изобразил современное ему общество («улей»), подчеркивая нечестность купцов, продажность чинов­ников и т. д. Однако — удивительное дело! —

Пороком улей был снедаем, Но в целом он являлся раем.

Когда же осознавшие свои грехи люди («пчелы») стали вести нравственный и законопослушный образ жизни, то от былого экономического процветания не осталось и следа. Без честолюбия, без эгоистической жажды наживы рыночное хозяйство в мысленном экс­перименте Б. Мандевиля оказалось нежизнеспособным, обреченным на упадок. Автор «Басни о пчелах» прихо­дит, таким образом, к выводу, что преступная жажда наживы и нормальное рыночное хозяйство вырастают, в сущности, из одного корня, а потому искоренение пре­ступности невозможно без подрыва экономики.

Да будет всем глупцам известно, Что жить не может улей честно, —

такой моралью завершает Б. Мандевиль свое произведе­ние.

Б. Мандевилю не повезло: он высказал свою гени­альную догадку о принципиальном единстве преступ­ной и обычной деятельности не вовремя, и потому за­служил от «высоконравственных» современников в ос­новном упреки. Характерна в этом смысле позиция его младшего современника Адама Смита, знаменитого ос­новоположника английской классической политиче­ской экономии: как экономист, он в «Богатстве наро-


134 Теневая экономика

дов» (1776 г.) сформулировал «моральный парадокс»1, но как философ-этик осудил Мандевиля в «Теории нравственных чувств» (1759 г.), назвав его философско-этическую концепцию «безнравственной». «Парадокс Мандевиля» на долгое время оказался забыт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.