Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борьба с коррупцией




Поскольку государственная коррупция стала одним из тормозов развития не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом, она начала рассматривать­ся начиная примерно с 1980-х гг. как одна из главных забот международной политики.

Цели борьбы с коррупцией могут выбираться по-раз­ному: немедленное повышение эффективности в част-

1 См.: Ehrlich I. The Deterrent Effect of Capital Punishment: a Question of Life and Death // American Economic Review. 1975 June. P. 397—417; Ehrlich I. Capital Punishment and Deterrence Some Futher Thoughts and Evidence // Journal of Political Economy. 1977. Aug. P. 741-788.


Часть VI. Борьба с теневой экономикой 221

ном секторе, долгосрочная динамическая эффектив­ность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность. Соответственно избранной цели используют наиболее подходящие меры по борьбе с коррупцией.

В качестве наиболее простого инструмента часто вы­бирают реформы законодательства — не только и не столько ужесточение наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля (уменьшение частоты проверок, понижение налогов) для снижения самих возможностей злоупотреблять слу­жебным положением. В арсенале государственных мер по борьбе с коррупцией есть и довольно простые меры по элементарному ужесточению контроля. В постсовет­ской Грузии, например, введена система, в соответст­вии с которой правительственные чиновники обязаны декларировать свои доходы, когда они вступают в долж­ность, так же как и тогда, когда они покидают свои по­сты.

Международной борьбе против коррупции серьезно мешают различия между правовыми системами разных стран в трактовке коррупции как экономического пра­вонарушения. Так, в одних странах (например, в Тайва­не) наказывают только взяткополучателей, а предложе­ние взятки не является уголовно наказуемым деянием. В других странах (например, в Чили) ситуация диамет­рально противоположная: дача взятки — уголовное пре­ступление, а получение взятки таковым не считается, если только чиновник не совершил иные злоупотребле­ния. Помимо расхождений в признаках уголовно нака­зуемого коррупционного правонарушения есть сильные отличия в мерах наказания за него.

Хотя эти меры должны осуществляться центральным правительством, они требуют также поддержки со сто­роны гражданского общества. Когда воля политических лидеров опирается на активную общественную под­держку, то удается в достаточно короткий срок добиться сильных изменений (как это было в 1990-е гг. в Италии


222 Теневая экономика

при проведении кампании «Чистые руки»). Напротив, если граждане возлагают все надежды на «мудрых пра­вителей», а сами пассивно ждут результата, то шумная кампания борьбы с коррупцией может закончиться еще большим ее ростом (именно так произошло в нашей стране в начале 1990-х) или вылиться в репрессии про­тив политических противников правящего режима.

Однако законодательные действия государства прин­ципиально не могут внести решающего перелома в борьбу с коррупцией (хотя бы потому, что борьбу с кор­рупцией иногда возглавляют сами коррумпированные чиновники). Решающий успех возможен только путем повышения зависимости государства от граждан. Для этого необходимы такие долгосрочные институциональ­ные реформы, как сокращение числа и размеров госу­дарственных органов управления и их штатов, создание специальных или даже независимых от государства ин­ститутов, уполномоченных расследовать обвинения в коррупции (например, в Швеции и в некоторых других странах существует институт омбудсмана), введение системы этических стандартов для государственных слу­жащих и т. д. Наконец, борьба с коррупцией невозмож­на без помощи добровольных осведомителей. В США осведомитель получает от 15 до 30% стоимости выяв­ленного по его доносу материального ущерба и защи­щен от преследований со стороны разоблаченных им нарушителей.

Возможность реализации этих мер зависит не столько от политической воли правителей, сколько от культуры управляемого общества. Например, в странах Востока со слабыми традициями самоуправления лучше делать ставку на престижность и высокую оплату государствен­ной службы. Именно этим путем пошла Япония и «ази­атские тигры» (особенно Сингапур и Гонконг), где высо­кий авторитет госчиновников позволил создать высоко­эффективную экономическую систему при относительно малочисленном управленческом аппарате и слабой кор­рупции. В западных же странах с характерным для них


Часть VI. Борьба с теневой экономикой 223

недоверием к «государственной мудрости», напротив, чаще акцентируют внимание на развитии действий не­правительственных организаций, гражданского само­управления и контроля.

Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с нею расходы. Со­гласно некоторым оценкам, затрата одной денежной единицы (доллара, фунта стерлингов, рубля) на проти­водействие коррупции приносит в среднем 23 едини­цы при борьбе с коррупцией на уровне отдельной стра­ны и около 250 при борьбе с нею на международном уровне.

В настоящее время общепризнанно, что ни отдель­ные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существу­ет политическая воля к подавлению коррупции, недос­таток практического опыта, информации и финан­совых ресурсов снижает ее эффективность. Интер­национальные организации, такие как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный банк и др., активно стимулируют борьбу с коррупцией, но и они с их опытными штатами, информированно­стью и большими финансами не могут успешно проти­востоять коррупции в какой-либо стране, если ее пра­вительство и граждане не проявляют воли и реши­мости к борьбе. Вот почему данная проблема может быть разрешена только в тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организа­циями.

На волне скандальных разоблачений по делу «Лок-хид» в 1977 г. в США был принят Закон о коррупции за рубежом, согласно которому американские служащие и чиновники наказывались штрафами или лишением сво-


224 Теневая экономика

боды за дачу взяток служащим других государств. Хотя этот закон принимался в надежде, что другие страны-инвесторы последуют примеру США, но тогда этого так и не произошло. Лишь в феврале 1999 г. вступила в си­лу запрещающая использовать подкуп при заключении зарубежных сделок Конвенция ОЭСР против взяточни­чества, которую подписали 35 государств. Однако рас­пространение информации о ней происходило доволь­но медленно: когда в 2002 г. проводили опрос среди менеджеров стран «третьего мира», активно работаю­щих с зарубежными предпринимателями, только 7% респондентов продемонстрировали хорошее знакомст­во с Конвенцией, в то время как 42% даже не слышали о ее существовании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.