Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для занятия бизнесом (по данным социологического




Мнения россиян о том, что необходимо

обследования в Санкт-Петербурге, 1998 г.)

 

Названные факторы Доля опро­шенных, дав­ших ответы, % Совокупная до­ля опрошенных по категориям ответов, %
Факторы, ассоциируемые с негативными человеческими чертами
Иметь связи, покровительство Преступать закон Нарушать нормы морали Крутиться, приспосабливаться 17,3 14,2 10,9 5,0 47,4
Неопределенные факторы1
Иметь деньги Изменить жизнь в российском обществе Хитрость Победить преступность Удача 16,6 6,7 2,0 1,8 1,3 28,4
Факторы, ассоциируемые с положительными человеческими чертами
Обладать умом, творческими способностями Иметь знания, навыки, опыт Иметь силу, волю, энергию, целеустремленность Работать Обладать честностью, порядочностью 9,7 7,6 6,2 4,7 2,7 30,9

или

1 В рубрику «Неопределенные факторы» сведены те отве­ты, в которых названы качества предпринимателей или иные

условия, не определяемые однозначно как позитивные негативные.


Часть VII. Особенности теневых отношений в России



 


Таким образом, спустя десяток лет после начала интенсивного «воспитания» уважению к предпринима­тельской деятельности во «второй столице» России примерно половина людей считает бизнесменов ско­рее «проклятыми буржуями», чем «солью земли рус­ской».

В «глубинке», где народ живет победнее, чем в «сто­лицах», и где либеральная ментальность укоренилась гораздо слабее, имидж «рыцарей наживы» вряд ли более привлекателен.

Таблица 24-2

Мнения россиян о том, что необходимо, чтобы стать богатым (по данным социологических обследований 2001—2002 г.)

 

 

Регионы, где проводились опросы Доля опрошенных (в %), указавших, что «Чтобы стать богатым в России, больше всего необходимо...»
«быть безнравственным» «быть порядочным»
Нижний Новгород    
Тула    
Уфа    
Тюмень    

Когда в 2001—2002 гг. по программе Центра кон->фликтологии ИС РАН проводили анкетирование в не­которых «провинциальных» областях (табл. 24-2), то на открытый вопрос «Чтобы стать богатым в России, больше всего необходимо...» указывали, что необходи­мо «быть безнравственным человеком», не менее час­то, чем противоположное — «быть порядочным». Впрочем, большинство нижегородцев и туляков вооб­ще игнорировали дилемму «порядочность — безнрав­ственность»: они, очевидно, считали «богатеньких»


276 Теневая экономика

бизнесменов людьми не откровенно безнравственны­ми, но и явно не порядочными. Среди уфимцев число сторонников безнравственности богатства вдвое пре­высило число тех, кто считал богатых порядочными людьми. Очень парадоксальны результаты, полученные во время опроса в Тюмени. Здесь тоже примерно оди­наковы доли тех, кто считает богатых безнравственны­ми, и тех, кто считает их порядочными, но при этом большинство опрошенных выбирали оба ответа, не за­мечая их взаимоотрицания. Таким образом, можно констатировать, что для «провинциальных» россиян богатство не имеет четкой ассоциации с благородными чертами характера.

Негативные оценки россиян по отношению к пред­принимателям можно было бы счесть наследием анти­капиталистической пропаганды советских времен, если бы с конца 1980-х гг., последние 15 лет, ей не противо­действовала мощная прокапиталистическая пропаганда. Данные опросов, однако, показывают, что убедить рос­сиян в моральности бизнеса так и не удалось.

Если бизнес прочно ассоциируется с аморальностью, то вполне понятно, почему никто (включая тех, кому это положено по долгу службы) не торопится протянуть молодому российскому бизнесу руку помощи. Боль­шинство явно или неявно считает предпринимателей своего рода «легальными преступниками» и уверено, что относиться к ним надо именно в соответствии с криминальными «понятиями», то есть по принципу «права силы».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.