Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации для подготовки к семинарскому занятию. Вопросы для подготовки к семинарскому занятию




Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

Общее представление о психологии как науке

Основные положения раздела

Общее представление об объекте и предмете психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Описательные характеристики психических явлений. Классификация психических явлений и процессов. Психические состояния: классификация, функции, роль и место среди других психических явлений.

Плюрализм подходов к решению проблемы предмета в современной психологии. Специфика психологического познания.

Внешние и внутренние факторы развития психологической науки (Л.С.Выготский). Психология как наука в системе «трех координат»: предметно-логический, социальный и личностный аспекты развития психологического знания (М.Г.Ярошевский).

Сферы проявления психической жизни человека и психологического знания. Житейская и научная психология: связь и различия.

Круг задач, решаемых психологами в различных областях производственной, социальной и духовной жизни общества. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.

Психологическая наука и психологическая практика: проблемы соотношения.

Общее представление о методах психологии (наблюдение, эксперимент, их виды в психологии; психодиагностические тесты; анализ продуктов человеческой деятельности и др.). Возможные классификации методов.

1. Общее представление об объекте и предмете психологии.

2. Специфика психологического познания.

3. Факторы развития психологического знания.

4. Место психологии в системе наук.

5. Структура психологии.

6. Объяснительные принципы психологии.

7. Методы психологического исследования.

8. Житейская и научная психология: связь и различия.

Отвечая на первый вопрос, назовите основные этапы в истории развития представлений о предмете психологического познания. Раскройте понимание предмета в современной психологии и дайте описательную характеристику психическим явлениям человека (психические процессы, психические состояния и психические свойства личности). Объясните сущность проблемы плюрализма относительно предмета современной психологии и охарактеризуйте возможные подходы к её решению.

При ответе на второй вопрос раскройте конкретные параметры отличия психологии от других наук (по специфике предмета, задачам, научным предпосылкам и др.). Приведите примеры, раскрывающие естественнонаучную и гуманитарную специфику психологии, возможности управления человеком, одновременного выполнения человеком функций субъекта и объекта психологического познания.

Ответ на третий вопрос начните с объяснения значения внешних и внутренних факторов в развитии психологической науки (Л.С.Выготский). Охарактеризуйте психологию как науку в системе «трех координат»: предметно-логической, социальной и личностной (М.Г.Ярошевский). Приведите примеры влияния данных факторов на возникновение, распространение, развитие психологических концепций.

При ответе на четвертый вопрос, приведите известные Вам классификации наук (Б.М.Кедров, Ж.Пиаже, Г.Саймон и др.). Охарактеризуйте связь психологии с философией, естественными и общественными науками. Приведите примеры, раскрывающие роль психологического знания в педагогике, экономике, технических науках и др.

Пятый вопрос начните с выделения возможных критериев классификации отраслей современной психологии. Дайте характеристику отраслям психологии, изучающим различные аспекты развития психики, деятельности человека, отношения личности и общества, а также, возникшим на стыке с другими научными дисциплинами. Покажите роль общей психологии в данной структуре. Объясните специфику теоретических и прикладных отраслей психологии, соотношение науки и практики в современной психологии.

Отвечая на шестой вопрос, дайте определение методологии науки и объяснительного принципа. Раскройте сущность основных объяснительных принципов психологии (принцип развития, принцип системности, принцип детерминизма). Поясните, как изменилось содержание принципа детерминизма в истории психологии. Приведите примеры из психологической практики, отражающие сущносрассмотренных объяснительных принципов..

Ответ на седьмой вопрос начните с определения понятий «метод» и «методика». Охарактеризуйте основные общенаучные (наблюдение и эксперимент) и собственно-психологические методы исследования; назовите их разновидности, условия применения, достоинства и недостатки. Опишите классификацию методов, данную Б.Г.Ананьевым.

При ответе на последний, восьмой вопрос назовите сферы проявления психической жизни человека и психологического знания (религиозные и культовые обряды, художественное творчество и фольклор, социальные практики и быт человека). Выделите основные критерии отличия житейской и научной психологии. Приведите примеры, отражающие связь житейской и научной психологии.

Практические задания

1) Составьте аннотацию к статье А.Р.Лурия [13]*.

2) Составьте по 5 вопросов к работам Петухова В. В., Столина В. В. [14]*, Б.Ф.Ломова [12]*, В.А.Иванникова [11]* с целью проверки усвоения содержания данных работ другими студентами (для использования данных вопросов на семинарском занятии).

3) Заполните таблицу:

«Объяснительные принципы психологии»

Объяснительный принцип психологии Содержание принципа
   

4) Заполните таблицу «Этапы развития представлений о предмете психологического познания»

Исторический период Предмет психологического познания Представители Основные идеи
       

5) Составьте матрицу характеристик научной и житейской психологии по заданным критериям:

Критерий сравнительного анализа Научная психология Житейская психология
Субъект познания    
Степень обобщения знаний    
Форма репрезентации (язык) знания    
Степень объективности и рациональности знания    
Способ передачи опыта    
Методы получения знания    
Область применения    

6) Законспектируйте характеристики основных отраслей психологии.

7) Запишите примеры психических процессов (эмоциональных, познавательных, волевых), психических состояний и свойств личности (не менее 7 – 10 примеров для каждого психического явления).

Тестовый материал для самоконтроля

1. Методология любой науки …

а) представляет собой результат процесса познания

б) определяет способы достижения и построения знания

в) является предметной поддержкой учебной деятельности

г) является процессом, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности

2. Отношение научной психологии к житейскому психологическому опыту наиболее точно можно выразить следующим образом:

а) Научная психология чаще всего опровергает житейский опыт

б) Научная психология чаще всего опровергается житейским опытом

в) Научная психология никак не связана с житейским опытом

г) Научная психология опирается на житейский опыт и черпает в нем свои задачи

3. Один и принципов отечественной психологии, утверждающий, что

особенности психики определяются образом жизни человека, называется:

а) принципом детерминизма

б) принципом развития

в) принципом единства сознания и деятельности

г) культурно - исторической теорией

4. Термин "психология" в буквальном переводе означает:

а) наука о себе

б) наука о духе

в) наука о душе

г) наука о сознании

4. Кто из перечисленных ниже ученых в своей классификации наук отводит центральное место психологии?

а) Владимир Иванович Вернадский

б) Бонифатий Михайлович. Кедрова

в) Михаил Васильевич Ломоносов

г) Фрэнсис Бэкон

5. Объектом психологической науки является:

а) лабораторный эксперимент

б) деятельность человека

в) человек или группа людей

г) все ответы верны

6. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в VI веке до н.э.

б) во второй половине ХIХ века

в) в первой половине ХХ века

г) в 70-е г.г. XX в.

7. Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта:

а) Вильямом (Уильямом) Джемсом

б) Германом Эббингаузом

в) Вильгельмом Вундтом

г) Христианом Вольфом

8. Предметом современной психологической науки является:

а) душа

б) сознание

в) все внешненаблюдаемые реакции человека

г) факты, закономерности и механизмы психики

9. Основными общенаучными методами психологии являются:

а) тестирование и эксперимент

б) эксперимент и наблюдение

в) наблюдение и социометрия

г) интроспекция и моделирование

10. Субъектом научного психологического познания является:

а) научное психологическое сообщество

б) личность

в) группа любителей психологии

г) этническая группа

11. Основными научными объяснительными принципами психологии являются:

а) принципы системности, ассоциации и развития

б) принципы системности, развития и детерминизма

в) принципы субъективности, детерминизма и развития

г) принципы развития, детерминизма и механицизма

12. Фундаментальной теоретической отраслью психологии является:

а) психотерапия

б) психодиагностика

в) общая психология

г) все ответы верны

13. Отрасль психологической науки, изучающая индивидуально - психологические особенности людей:

а) общая психология

б) дифференциальная психология

в) возрастная психология

г) экспериментальная психология

15. Отрасль психологической науки, изучающая психологические особенности у представителей различных этносов - это

а) этология

б) этнопсихология

в) социальная психология

г) историческая психология

14. Метод, основанный на анализе личностных особенностей по субъективной интерпретации испытуемыми тестового материала называется:

а) метод наблюдения

б) контент-анализ

в) анамнез

г) проективный метод

15. Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени - это

а) сравнительный метод

б) эмпирический метод

в) лонгитюдный метод

г) метод наблюдения

16. Активное вмешательство в изучаемое явление предполагает такой метод психологии, как

а) наблюдение

б) беседа

в) эксперимент

г) экспертиза

17. Переменная, которую исследователь вводит сам и с помощью которой осуществляет воздействие:

а) независимая переменная

б) зависимая переменная

в) диаметральная переменная

г) вертикальная переменная

18. Сравнительный метод исследования - это:

а) исследование межличностных отношений в группе

б) сопоставление психологических характеристик между различными группами людей

в) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых

г) исследование с помощью опроса.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО).

2. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Уч.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М., 2005.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. (Гриф УМО).

4. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб: Питер, 2004. (Гриф УМО).

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. (Гриф УМО).

6. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО).

7. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005.

8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-методическое пособие курсу «Психология человека» - М.: Педагогическое общество России, 2004.

9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. – Т.1. – М., 1996.

10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособ. – СПб., 2000.

11. *Иванников, В.А. Отрасли психологии // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.35 – 39.

12. *Ломов, Б. Ф. Психология в системе научного знания // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984, с. 11—24.

13. *Лурия, А.Р. Некоторые общие вопросы психологии как науки // Эволюционное введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 9—32.

14. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.22 – 34.

15. *Петухов Психология. Метод. указ. М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 5-11, 18-21.

16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1998.


РАЗДЕЛ II




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 773; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.