Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление движением материальных ресурсов




Движение ресурсов как компонент логистического менеджмента

2.6.1.1 Управление транспортом

Под транспортом понимается совокупность отраслей хозяйственного комплекса страны, связанных с перевозкой людей и грузов. Кроме того, транспортом называется тот или иной вид перевозочных средств (наземный, водный, воздушный, подземный).

Транспорт в экономике страны играет важную самостоятельную роль как единая национальная транспортная система, выполняющая перевозочную работу, доставляя ресурсы на предприятия, участвуя в цеховых, межцеховых перевозках, и наконец, обеспечивая доставку готовой продукции к местам ее потребления (эксплуатации).

По отношению к конкретной логистической системе транспорт подразделяется (таблица 2.10) на два вида:

- внешний транспорт (или транспорт общего пользования);

- внутренний транспорт.

Внешний транспорт включает:

- автомобильный транспорт;

- железнодорожный транспорт;

- трубопроводный транспорт;

- водный транспорт (речной и морской);

- воздушный транспорт.

Комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависи­мости и взаимодействии при выполнении перевозок, представляет собой транспортную систему. Единство транспортной системы обеспечивается различными формами координации – технической, технологической, эконо­мической, организационной и правовой.

Элементами транспортной системы являются:

- груз;

- пункты сосредоточения груза;

- транспортная сеть;

- подвижной состав;

- погрузочно-разгрузочные средства.

Основные характеристики указанных выше элементов транспортной системы приведены в таблице 2.54.

 

Таблица 2.54 – Основные характеристики элементов транспортной системы

 

Элементы транспортной системы Основные характеристики
Груз Масса, объем, физические, химические или биологические свойства, род упаковки
Пункты сосредоточения груза Места расположения отправителей и получателей грузов
Транспортная сеть Конфигурация, расстояние между пунктами, тип маршрутов (маятниковый, кольцевой)
Подвижной состав Грузоподъемность, грузовместимость, скорость доставки грузов
Погрузочно-разгрузочные средства Время погрузки или разгрузки единицы количества груза

 

Груз – это любое имущество, включая животных, контейнеры, поддоны или аналогичные транспортно-упаковочные приспособления, не предоставляемые экспедитором (перевозчиком), а также сырье, материалы и прочие физически ощущаемые объекты.

Классификация различных видов грузов приведена на рисунке 2.90. Она позволяет выявить влияние характера и свойств грузов на сложившуюся и развивающуюся специализацию различных видов транспорта, а в дальнейшем разработать рациональную структуру парка транспортных средств.

Важным понятием управления транспортом является понятие транспортного (перевозочного) процесса, под которым понимается совокупность организационно-технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых транспортными предприятиями и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозки грузов.

 

 

 


Рисунок 2.90 – Классификация грузов

 

Транспортный процесс включает следующие этапы:

- маркетинговые исследования рынка грузоперевозок;

- разработку на основе данных маркетинговых исследований рациональных маршрутных схем;

- выбор вида и определение необходимого количества подвижного состава для перевозки грузов;

- определение сферы целесообразного использования транспортных средств в зависимости от конкретных условий грузоперевозок, вида и свойств грузов, эксплуатационных показателей грузового транспорта;

- нормирование скорости движения транспортных средств;

- выбор систем организации движения транспортных средств с использованием рациональных режимов труда обслуживающего персонала;

- координацию работы различных видов транспорта;

- анализ дорожных условий в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения транспортных средств;

- обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов;

- применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования транспортных средств;

- управление движением транспортных средств;

- оперативный контроль за движением транспортных средств и др.

Рациональная организация перевозок грузов строится на основе изучения грузооборота и грузопотоков.

Под грузооборотом понимается общее количество грузов, перемещаемое в единицу времени (например, в течение часа, суток, месяца, квартала, года) в рамках определенной логистической системы.

Грузопотоком называется объем грузов, перемещаемых в единицу времени между двумя звеньями логистической системы.

Грузооборот представляет собой сумму отдельных грузопотоков.

Перемещение различных грузов осуществляется по маршруту, который представляет собой установленный (намеченный), а при необходимости и оборудованный путь следования транспортного средства между начальным и конечным пунктами.

Маршрутизация позволяет оптимизировать грузопотоки с учетом:

- объема перевозок;

- направления;

- дальности перевозок грузов;

- протяженности во времени;

- загруженности транспортных коммуникаций;

- последовательности движения;

- эффективности доставки грузов.

Основными задачами маршрутизации являются:

- организация движения;

- минимизация сроков доставки грузов;

- безопасность движения;

- эффективное использование транспортных средств;

- выполнение планов и графиков перевозок;

- оперативность в реагировании на изменение дорожных условий.

Маршруты в зависимости от классификационного признака подразделяются:

1) по протяженности:

– городские;

- пригородные;

- междугородние;

- международные;

2) по периоду времени года:

- постоянные;

- сезонные;

3) по способу движения:

- маятниковые;

- кольцевые.

При маятниковой системе перевозок транспортное средство неоднократно обращается между двумя погрузочно-разгрузочными пунктами (звеньями логистической системы). На рисунке 2.91 приведены схемы маятниковых маршрутов:

 
 


 

 

а) б)

 

 

в)

 

Рисунок 2.91 – Схемы маятниковой системы маршрутных перевозок грузов: с грузом, без груза

 

а) односторонние – применяются при перевозке грузов в одном направлении;

б) двусторонние – организуются при равномерных по мощности грузопотоках в оба направления;

в) веерные – организуются, когда из одного пункта перевозятся грузы в несколько пунктов или, наоборот, доставляются из нескольких пунктов в один.

Кольцевая система маршрутов основана на движении транспортных средств в одном направлении по замкнутой линии, на которой расположен ряд звеньев логистической системы. Различают кольцевые маршруты (рисунок 2.92) с равномерным возрастающим или затухающим грузопотоком.

Для решения вопроса о целесообразности открытия маршрута предварительно необходимо:

- определить потребности в перевозках грузов по этому маршруту (предполагаемый устойчивый грузопоток);

- выбрать траекторию движения и обследовать дорожные условия;

- составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

При разработке маршрутов должны предусматриваться:

- обеспечение транспортной связи для наибольшего числа заказчиков по кратчайшим направлениям между основными пунктами маршрута;

 

а)

 

 

G2 G3 G4

 

б) G2 G3 G4

 

 

Рисунок 2.92 – Кольцевые маршруты: а) с затухающим грузопотоком, б) с возрастающим грузопотоком: с грузом, без груза

 

- использование вида транспорта, соответствующего типу перевозимого груза;

- возможность контроля движения транспортных средств;

- обеспечение координации движения различных видов транспортных средств;

- расположение промежуточных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных грузообразующих местах с целью минимизации порожних пробегов транспортных средств;

- применение эффективных систем организации движения.

При доставке груза возникает также необходимость выполнения других различных работ, связанных с транспортным процессом (прием груза у грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т.д.). Комплекс работ, связанных с транспортным процессом и выполняемых с момента приемки груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой.

В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы могут быть комплексными и местными.

Комплексные работы охватывают все виды операций с момента получения груза у отправителя до момента сдачи его получателю. Местные работы разделяют на операции, выполняемые по месту отправления, в пути следования и по месту прибытия транспортного средства.

Основными показателями транспортно-экспедиционной работы предприятий являются:

- количество выполненных транспортно-складских услуг (операций);

- объем завоза и вывоза груза (в отправках и тоннах);

- объем работ по экспедиции и сопровождению груза (в тоннах и операциях);

- объем погрузочно-разгрузочных работ (количество погруженных и выгруженных тонн);

- количество загруженных в попутном направлении транспортных средств, например, автомобилей и т.п.

Рассмотрим основные задачи управления транспортом. К ним относятся:

- выбор вида транспортировки ресурсов;

- выбор вида транспорта;

- выбор транспортного средства;

- выбор перевозчика и/или экспедитора, а также иных логистических посредников, связанных с транспортировкой ресурсов;

- определение рациональных маршрутов доставки ресурсов;

- обеспечение единства логистическо-технологических процессов, связанных с движением материального и сопутствующих ему потоков.

Классификация основных видов транспортировки ресурсов представлена на рисунке 2.93.

 

 


Рисунок 2.93 - Классификация видов транспортировки грузов

 

В отличие от интермодальных транспортировок, где укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех участвующих видов транспорта, при мультимодальной транспортировке один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта – как клиенты, оплачивающие его услуги.

Признаки интермодальной (мультимодальной) транпортировки:

- наличие оператора доставки груза от начального до конечного пункта логистической цепи;

- единая сквозная ставка фрахта;

- единый транспортный документ;

- единая ответственность и исполнение договора перевозки.

Принципы интермодальных и мультимодальных транспортировок:

- единообразный коммерческо-правовой режим;

- комплексный подход к решению финансово-экономических вопросов организации перевозок грузов;

- максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;

- единый организационно-технологический принцип управления перевозками и координация действий всех логистических посредников, участвующих в транспортировке;

- кооперация логистических посредников;

- коммерческое развитие инфраструктуры перевозок различными видами транспорта.

Выбор вида транспорта осуществляется на основе совокупности критериев, к которым относятся:

- минимальные затраты на транспортировку грузов;

- время доставки грузов в пункт назначения;

- надежность соблюдения графика доставки грузов;

- способность перевозки различных видов грузов;

- доступность вида транспорта (или способность вида транспорта доставить груз в любую точку территории);

- частота отправки груза и др.

Если приоритетным для потребителя продукции является минимальный уровень затрат на ее транспортировку, то выбор вида транспорта может быть осуществлен при помощи сравнения уровней данных затрат при использовании различных видов транспорта, зависящих, как минимум, от двух факторов:

- расстояния перевозки груза (формула 1.1);

- физического объема груза.

Определение рационального расстояния перевозок грузов, например, автомобильным транспортом основывается на сопоставлении величины совокупных транспортных издержек при доставке продукции с баз и складов:

- только автомобильным транспортом;

- только железнодорожным транспортом;

- автомобильно-железнодорожным (смешанным) транспортом.

Сравнительная оценка общей величины транспортных издержек по различным схемам перевозок с размерами затрат на доставку грузов в прямом автомобильном сообщении позволяет установить рациональное расстояние перевозки грузов автомобильным транспортом. За пределами этого расстояния (различного для конкретных видов груза) целесообразно использовать железнодорожный транспорт.

Так, например, установлено, что предельные расстояния автомобильных перевозок, при которых он эффективней по сравнению с железнодорожными и железнодорожно-автомобильными, составляют (округленно): при повагонных отправках от 25-40 до 75-120 км (в зависимости от схемы перевозки и вида продукции), при контейнерных перевозках – от 20-50 до 80-130 км и при мелких отправках от 30 -110 км до 80-180 км и более.

При определении расстояния перевозки грузов автомобильным транспортом необходимо также учитывать размеры запасов у потребителей. Автомобиль средней грузоподъемности, как известно, перевозит партии грузов в 5 - 10 раз меньше, чем железнодорожный вагон, в связи с чем предприятия-потребители получают экономический эффект от снижения уровня запасов ресурсов и сокращения издержек на их хранение. Это также позволяет в ряде случаев значительно увеличить рациональное расстояние автомобильных перевозок.

Выгодность перевозки грузов автомобильным транспортом по сравнению с железнодорожным (в сборных вагонах, в контейнерах или повагонными отправками) может в данном случае определяться путем сопоставления суммарных расходов предприятия на перевозку и содержание запасов, размеры которых в зависимости от применения того или иного вида транспорта меняются в широких пределах. В связи с тем, что автомобильный транспорт обеспечивает меньшую партионность грузов при большей частоте поставок, более высокую скорость и регулярность доставки грузов, уровень запасов при этом может быть снижен, что влечет за собой сокращение затрат на содержание запасов. Это, в свою очередь, дает возможность увеличить рациональное расстояние доставки грузов автомобильным транспортом, несмотря на некоторое увеличение тарифной платы.

Пример 2.26. Рассчитать затраты на доставку продукции различными видами транспорта с учетом физического объема перевозимого груза, используя данные таблицы 2.55.

Расчет производится по каждому варианту доставки груза массой, соответственно, 100 т, 200 т, 500 т. Результаты расчета представлены в последних столбцах таблицы 2.55. Для их определения была использована формула следующего вида:

 

qi = qFi + qVi * Qi. (2.124)

 

Данные таблицы 2.55 позволяют построить график (рисунок 2.94), на основе которого можно оценить экономичность различных видов транспорта при перевозке того или иного объема груза.

 

Таблица 2.55 - Примерный расчет общих издержек на доставку продукции различными видами транспорта

 

  Виды транспорта Постоянные затраты, долл. США Переменные затраты на 1 кг груза, долл. США Общие затраты на доставку груза, долл. США при весе груза в т.
     
k qF qV Q1 Q2 Q3
Железнодорожный транспорт и местные транспортные склады   50 000   0,05   55 000   60 000   75 000
Прямая поставка по железной дороге   30 000   0,10   40 000   50 000   80 000
Автотранспорт 10 000 0,25 35 000 60 000 135 000
Воздушный транспорт 5 000 0,40 45 000 85 000 205 000

 

 

Рисунок 2.94 – Определение затрат на доставку груза различными видами транспорта

 

Количества перевозимой продукции Q1*, Q2*, Q3* (на оси абсцисс эти объемные показатели могут быть представлены также в виде десятичных или натуральных логарифмов), соответствующие точкам пересечения А1, А2, А3 кривых затрат на транспортировку груза q11, q12, q13 cоответствуют критическим размерам фактического объема груза, позволяющим выявить наиболее эффективный вид транспорта. Так, например, если q11 и q12, соответственно, затраты на транспортировку груза водным и железнодорожным транспортом, то при фактическом объеме груза, равном Q’, его целесообразно доставлять железнодорожным транспортом.

Если же приоритетным для потребителя является время доставки груза, то следует определить данную величину при использовании различных видов транспорта, воспользовавшись данными таблицы 2.56.

 

Таблица 2.56 - Срок доставки груза различными видами транспорта

 

Вид транспорта Формула расчета срока доставки
Железнодорожный Тж =tнк + l /Vжн + tж доп
Морской Тм = l /Vком; Vком = l /(l /Vсут+2*α*Дг/М+tм доп)
Речной Тр = То + l /Vрн + tр доп
Автомобильный ТА = tнк + l /Vэк

где tнк – время на начально-конечные операции, сутки, час;

l – расстояние перевозки, км, миль;

Vжн, Vрн – норма пробега вагона или судна в сутки;

tж доп, tм доп, tр доп – время на дополнительные операции на железнодорожном, морском и речном транспорте, сут.;

Vэк – эксплуатационная скорость, км/ч;

Vком – коммерческая скорость, миль/сут.;

Vсут – эксплуатационная скорость судов, работающих на данной линии, миль/сут.;

α – коэффициент использования грузоподъемности судна;

Дг – грузоподъемность судна, т;

М – средневзвешенная суточная норма грузовых работ в порту отправления и назначения, т/сут.;

То – время на накопление, формирование и отправление грузов, сут.

 

Время доставки груза потребителю в отдельных случаях может быть решающим фактором при выборе вида транспорта. Например, при отсутствии у предприятий отдельных видов продукции (оборудования, агрегатов, запасных частей, деталей и т.п.), влекущем за собой простои машин и рабочей силы или не позволяющем ликвидировать последствия аварий, срочная доставка недостающих материальных ресурсов более дорогостоящими видами транспорта является экономически оправданной.Процесс выбора транспортного средства может быть облегчен, если при этом используется таблица 2.57, в которой различные виды транспорта ранжируются в зависимости от рассматриваемых критериев.

Следует отметить, что данные таблицы 2.57 могут служить только для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной доставки груза. Правильность сделанного менеджером выбора должна быть подтверждена соответствующими технико-экономическими расчетами. В связи с этим охарактеризуем отдельные виды внешнего транспорта. При этом основной акцент сделаем на автомобильном транспорте как наиболее массовом и доступном виде транспорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.