КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Автомобильный транспорт. К материально-технической базе автомобильного транспорта относят подвижной состав, автотранспортные предприятия и автомобильные дороги
К материально-технической базе автомобильного транспорта относят подвижной состав, автотранспортные предприятия и автомобильные дороги. Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов. В зависимости от вида перевозимого груза (рисунок 2.90) используется специализированный подвижной состав (рисунок 2.95).
Рисунок 2.95 – Классификация специализированного автомобильного подвижного состава
Работа подвижного состава определяется системой технико-экономических показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы. В отношении автомобильного транспорта различают понятие ездки и оборота. Ездка – законченный цикл транспортной работы, состоящей из погрузки груза на автомобиль tп, движения автомобиля с грузом tгр, разгрузки tр и подачи автомобиля для следующей погрузки (движение без груза) tдвж. Таким образом, время ездки равно
tе = tп + tгр + tр + tдвж. (2.178)
Если в формулу (2.178) ввести среднюю скорость за время ездки Vе и общий пробег автомобиля за ездку lе, равный сумме пробегов автомобиля за время (tр + tдвж), то формула времени ездки примет вид
tе = lе / Vе + tп-р, (2.179)
где t п-р – время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой. Оборот включает одну или несколько ездок, причем автомобиль обязательно должен возвратиться в исходную точку. Технико-экономические показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы. К первой группе относятся показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта: - среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде (в часах);
- среднее расстояние одной груженой ездки; - среднее расстояние перевозки одной тонны груза; - средняя техническая и средняя эксплуатационная (коммерческая) скорость движения; - средняя продолжительность простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой; - коэффициент использования грузоподъемности; - коэффициент использования пробега; - средний суточный пробег автомобиля; - показатели производительности автомобилей; - коэффициент технической готовности; - коэффициент выпуска автомобилей на линию; - коэффициент использования времени в наряде. Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава: - количество ездок; - общее расстояние перевозки и пробег с грузом; - объем перевозок и др. Среднесуточная продолжительность пребывания автомобилей в наряде (в часах) определяется по формуле: _ m l Тн = Σ АЧнi / Σ АДэj, (2.180) i=1 j=1 m где Σ АЧнi – общее количество автомобиле-часов пребывания в i=1 наряде, ч; l Σ АДэj – общее количество автомобиле-дней работы, дни. j=1 Среднее расстояние одной груженой ездки характеризует среднее расстояние груженого пробега между пунктами погрузки и разгрузки в километрах: _ m l Lе = Σ Loi / Σ nj, (2.181) i=1 j=1 m где Σ Loi – общий пробег автомобиля с грузом, км; i=1 l Σ nj – общее количество выполненных ездок. j=1 Среднее расстояние перевозки одной тонны груза показывает, на какое расстояние в среднем перевозится каждая тонна груза (в километрах) _ m l Lт = Σ Рi / Σ Qj, (2.182) i=1 j=1 m где Σ Рi – грузооборот, т*км; i=1 l Σ Qj – объем перевозок грузов, т. j=1 Средняя техническая скорость в километрах за один час движения автомобиля, включая остановки в пути у светофоров и шлагбаумов,
_ m l vт = Σ Loi / Σ АЧдj, (2.183) i=1 j=1 l где ΣАЧдj – время пребывания автомобиля в движении, ч. j=1 Средняя техническая скорость характеризует использование динамических качеств автомобиля в данных дорожных условиях. Она зависит от состояния дорог, интенсивности движения транспорта, технического состояния и загрузки автомобиля, квалификации водителя, времени суток.
Средняя эксплуатационная скорость равна
_ m l vэ = Σ Loi / Σ АЧнj, (2.184) i=1 j=1 Средняя эксплуатационная скорость отражает использование динамических качеств автомобиля в данных конкретных условиях эксплуатации, т.е. она находится под влиянием технической скорости, времени простоя под погрузкой и разгрузкой, расстояния перевозки груза, коэффициента использования пробега. Средняя продолжительность простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой (в часах) зависит от грузоподъемности и типа автомобиля, способа организации погрузочно-разгрузочных работ и характеризуется двумя показателями: - средним временем простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку; - средним временем простоя под погрузкой и разгрузкой на одну тонну груза. Среднее время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку равно:
_ m l tп-р(е) = Σ АЧп-рi / Σ nj, (2.185) i=1 j=1 m где Σ АЧп-рi – общая продолжительность простоя автомобиля под по – i=1 грузкой и разгрузкой, ч. Среднее время простоя под погрузкой и разгрузкой на одну тонну груза равно _ m l tп-р(т) = Σ АЧп-рi / Σ Qj. (2.186) i=1 j=1
Коэффициент использования грузоподъемности отражает степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей и прицепов и может быть представлен в двух вариантах: как статический или как динамический коэффициент использования грузоподъемности. Статический коэффициент использования грузоподъемности
l m γс = Σ Qj / Σ (n*qa)i, (2.187) j=1 i=1 где n – число ездок с грузом по каждой марке автомобиля; qa – номинальная грузоподъемность каждой марки автомобиля; m Σ (n*qa)i – количество груза, которое могло быть перевезено при пол- i=1 ном использовании грузоподъемности автомобилей. Если перевозки осуществлялись на различных длинах ездок, то коэффициент статического использования грузоподъемности не учитывает, при каких ездках была лучше использована грузоподъемность автомобилей – на ближнее или дальнее расстояние.
Динамический коэффициент использования грузоподъемности
m l γд = Σ Рi / Σ (Lг*qa)j, (2.188) i=1 j=1 l где Σ (Lг*qa)j – грузооборот, который мог быть выполненным за груже- j=1 ный пробег автомобилей при полном использовании их грузоподъемности, т*км; Lг – груженый пробег по каждой марке автомобиля, км. Коэффициент использования пробега определяется по формуле
m l β = Σ Lri / Σ Loj. (2.189) i=1 j=1
Он позволяет выявить соотношение производительных (с грузом) и непроизводительных (порожних и нулевых) пробегов. Средний суточный пробег автомобиля (в километрах)
_ l m Le = Σ Loj / Σ Aдэi. (2.190) j =1 i=1
Показатели производительности автомобилей измеряются количеством тонно-километров, приходящихся в среднем на одну тонну грузоподъемности автомобиля в единицу времени: на один автомобиле-тонно-час наряда, на один автомобиле-тонно-день работы, на одну списочную автомобиле-тонну. Производительность на один автомобиле-тонно-час наряда
_ m l Ртч = Σ Pi / Σ AТЧНj, (2.191) i =1 j=1 l где Σ A ТЧНj – количество автомобиле-тонно-часов наряда. j=1 Количество автомобиле-тонно-часов в наряде исчисляется сначала по каждой марке автомобиля как произведение количества автомобиле-часов наряда на номинальную грузоподъемность, затем данные по маркам суммируются: l l Σ AТЧНj = Σ (AЧНi *qai)j. (2.192) j=1 j=1
Уровень производительности на 1 автомобиле-тонно-час наряда зависит от организации транспортного процесса, т.е. от качества работы эксплуатационной службы, поскольку от подготовки перевозок зависят величины коэффициентов использования грузоподъемности, пробега и средней эксплуатационной скорости. Производительность на один автомобиле-тонно-день работы
_ m l Ртд = Σ Pi / Σ AТДЭj, (2.193) i =1 j=1 l где Σ AТДЭj – количество автомобиле-тонно-дней работы, которое ис- j=1 числяется сначала по каждой марке автомобиля как произведение количества автомобиле-дней работы на номинальную грузоподъемность автомобилей определенной марки, затем полученные произведения суммируют
l l Σ AТДЭj = Σ (AДЭi *qai)j. (2.194) j=1 j=1
На уровень производительности на один автомобиле-тонно-день работы влияют производительность на один автомобиле-тонно-час наряда и среднесписочная продолжительность пребывания автомобиля в наряде. Производительность на одну списочную автомобиле-тонну
_ m l РАт = Σ Pi / Σ AТj, (2.195) i =1 j=1 l где Σ AТj – количество списочных автомобиле-тонн, которое сначала j=1 исчисляют по каждой марке автомобилей умножением среднесписочного числа автомобилей на номинальную грузоподъемность, затем произведения суммируются l l Σ AТj = Σ (AНi *qai)j. (2.196) j=1 j=1
Уровень производительности на одну списочную автомобиле-тонну зависит от производительности на один автомобиле-тонно-день работы на один списочный автомобиль. Техническое состояние автомобильного парка характеризуется коэффициентом технической готовности m l αт = Σ АДТi / Σ AДнj, (2.197) i =1 j=1 m где Σ А ДТi – количество автомобиле-дней нахождения подвижного сос- i=1 тава в технически исправном состоянии; l Σ A Днj – общее количество автомобиле-дней. j=1 Коэффициент выпуска автомобилей на линию представляет собой удельный вес автомобиле-дней работы в общем итоге автомобиле-дней
m l α = Σ АДЭi / Σ AДнj. (2.198) i =1 j=1
Для грузовых автомобилей дополнительно исчисляется коэффициент использования времени в наряде. С его помощью выявляются резервы не m использованного времени, т.к. за время пребывания в наряде Σ A ЧНi кроме m i=1 полезно затраченного времени в движении Σ A ЧДi, в простое, под погрузкой m i=1 – разгрузкой по норме Σ AЧп-рi могут быть простои на линии и сверхнорма- i=1 тивный простой под погрузкой – разгрузкой. Коэффициент использования времени в наряде m m m Кн = (Σ АЧДi + Σ AЧп-рj) / Σ АЧНi. (2.199) i =1 i=1 i=1
Рассмотрим, каким образом может быть осуществлен выбор автомобильного транспортного средства.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |