Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автомобильный транспорт. К материально-технической базе автомобильного транспорта относят подвижной состав, автотранспортные предприятия и автомобильные дороги




К материально-технической базе автомобильного транспорта относят подвижной состав, автотранспортные предприятия и автомобильные дороги.

Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов. В зависимости от вида перевозимого груза (рисунок 2.90) используется специализированный подвижной состав (рисунок 2.95).

 


 

 

Рисунок 2.95 – Классификация специализированного автомобильного подвижного состава

 

Работа подвижного состава определяется системой технико-экономических показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы. В отношении автомобильного транспорта различают понятие ездки и оборота.

Ездка – законченный цикл транспортной работы, состоящей из погрузки груза на автомобиль tп, движения автомобиля с грузом tгр, разгрузки и подачи автомобиля для следующей погрузки (движение без груза) tдвж. Таким образом, время ездки равно

 

tе = tп + tгр + tр + tдвж. (2.178)

 

Если в формулу (2.178) ввести среднюю скорость за время ездки и общий пробег автомобиля за ездку , равный сумме пробегов автомобиля за время (tр + tдвж), то формула времени ездки примет вид

 

tе = lе / Vе + tп-р, (2.179)

 

где t п-р – время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой.

Оборот включает одну или несколько ездок, причем автомобиль обязательно должен возвратиться в исходную точку.

Технико-экономические показатели использования подвижного состава в транспортном процессе можно разделить на две группы.

К первой группе относятся показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта:

- среднесуточная продолжительность пребывания автомобиля в наряде (в часах);

- среднее расстояние одной груженой ездки;

- среднее расстояние перевозки одной тонны груза;

- средняя техническая и средняя эксплуатационная (коммерческая) скорость движения;

- средняя продолжительность простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой;

- коэффициент использования грузоподъемности;

- коэффициент использования пробега;

- средний суточный пробег автомобиля;

- показатели производительности автомобилей;

- коэффициент технической готовности;

- коэффициент выпуска автомобилей на линию;

- коэффициент использования времени в наряде.

Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава:

- количество ездок;

- общее расстояние перевозки и пробег с грузом;

- объем перевозок и др.

Среднесуточная продолжительность пребывания автомобилей в наряде (в часах) определяется по формуле:

_ m l

Тн = Σ АЧнi / Σ АДэj, (2.180)

i=1 j=1

m

где Σ АЧнi – общее количество автомобиле-часов пребывания в

i=1

наряде, ч;

l

Σ АДэj – общее количество автомобиле-дней работы, дни.

j=1

Среднее расстояние одной груженой ездки характеризует среднее расстояние груженого пробега между пунктами погрузки и разгрузки в километрах:

_ m l

Lе = Σ Loi / Σ nj, (2.181)

i=1 j=1

m

где Σ Loi – общий пробег автомобиля с грузом, км;

i=1

l

Σ nj – общее количество выполненных ездок.

j=1

Среднее расстояние перевозки одной тонны груза показывает, на какое расстояние в среднем перевозится каждая тонна груза (в километрах)

_ m l

Lт = Σ Рi / Σ Qj, (2.182)

i=1 j=1

m

где Σ Рi – грузооборот, т*км;

i=1

l

Σ Qj – объем перевозок грузов, т.

j=1

Средняя техническая скорость в километрах за один час движения автомобиля, включая остановки в пути у светофоров и шлагбаумов,

 

_ m l

vт = Σ Loi / Σ АЧдj, (2.183)

i=1 j=1

l

где ΣАЧдj – время пребывания автомобиля в движении, ч.

j=1

Средняя техническая скорость характеризует использование динамических качеств автомобиля в данных дорожных условиях. Она зависит от состояния дорог, интенсивности движения транспорта, технического состояния и загрузки автомобиля, квалификации водителя, времени суток.

Средняя эксплуатационная скорость равна

 

_ m l

vэ = Σ Loi / Σ АЧнj, (2.184)

i=1 j=1

Средняя эксплуатационная скорость отражает использование динамических качеств автомобиля в данных конкретных условиях эксплуатации, т.е. она находится под влиянием технической скорости, времени простоя под погрузкой и разгрузкой, расстояния перевозки груза, коэффициента использования пробега.

Средняя продолжительность простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой (в часах) зависит от грузоподъемности и типа автомобиля, способа организации погрузочно-разгрузочных работ и характеризуется двумя показателями:

- средним временем простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку;

- средним временем простоя под погрузкой и разгрузкой на одну тонну груза.

Среднее время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку равно:

 

_ m l

tп-р(е) = Σ АЧп-рi / Σ nj, (2.185)

i=1 j=1

m

где Σ АЧп-рi – общая продолжительность простоя автомобиля под по –

i=1

грузкой и разгрузкой, ч.

Среднее время простоя под погрузкой и разгрузкой на одну тонну груза равно

_ m l

tп-р(т) = Σ АЧп-рi / Σ Qj. (2.186)

i=1 j=1

 

Коэффициент использования грузоподъемности отражает степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей и прицепов и может быть представлен в двух вариантах: как статический или как динамический коэффициент использования грузоподъемности.

Статический коэффициент использования грузоподъемности

 

l m

γс = Σ Qj / Σ (n*qa)i, (2.187)

j=1 i=1

где n – число ездок с грузом по каждой марке автомобиля;

qa – номинальная грузоподъемность каждой марки автомобиля;

m

Σ (n*qa)i – количество груза, которое могло быть перевезено при пол-

i=1

ном использовании грузоподъемности автомобилей.

Если перевозки осуществлялись на различных длинах ездок, то коэффициент статического использования грузоподъемности не учитывает, при каких ездках была лучше использована грузоподъемность автомобилей – на ближнее или дальнее расстояние.

Динамический коэффициент использования грузоподъемности

 

m l

γд = Σ Рi / Σ (Lг*qa)j, (2.188)

i=1 j=1

l

где Σ (Lг*qa)j – грузооборот, который мог быть выполненным за груже-

j=1

ный пробег автомобилей при полном использовании их грузоподъемности, т*км;

– груженый пробег по каждой марке автомобиля, км.

Коэффициент использования пробега определяется по формуле

 

m l

β = Σ Lri / Σ Loj. (2.189)

i=1 j=1

 

Он позволяет выявить соотношение производительных (с грузом) и непроизводительных (порожних и нулевых) пробегов.

Средний суточный пробег автомобиля (в километрах)

 

_ l m

Le = Σ Loj / Σ Aдэi. (2.190)

j =1 i=1

 

Показатели производительности автомобилей измеряются количеством тонно-километров, приходящихся в среднем на одну тонну грузоподъемности автомобиля в единицу времени: на один автомобиле-тонно-час наряда, на один автомобиле-тонно-день работы, на одну списочную автомобиле-тонну.

Производительность на один автомобиле-тонно-час наряда

 

_ m l

Ртч = Σ Pi / Σ AТЧНj, (2.191)

i =1 j=1

l

где Σ A ТЧНj – количество автомобиле-тонно-часов наряда.

j=1

Количество автомобиле-тонно-часов в наряде исчисляется сначала по каждой марке автомобиля как произведение количества автомобиле-часов наряда на номинальную грузоподъемность, затем данные по маркам суммируются:

l l

Σ AТЧНj = Σ (AЧНi *qai)j. (2.192)

j=1 j=1

 

Уровень производительности на 1 автомобиле-тонно-час наряда зависит от организации транспортного процесса, т.е. от качества работы эксплуатационной службы, поскольку от подготовки перевозок зависят величины коэффициентов использования грузоподъемности, пробега и средней эксплуатационной скорости.

Производительность на один автомобиле-тонно-день работы

 

_ m l

Ртд = Σ Pi / Σ AТДЭj, (2.193)

i =1 j=1

l

где Σ AТДЭj – количество автомобиле-тонно-дней работы, которое ис-

j=1

числяется сначала по каждой марке автомобиля как произведение количества автомобиле-дней работы на номинальную грузоподъемность автомобилей определенной марки, затем полученные произведения суммируют

 

l l

Σ AТДЭj = Σ (AДЭi *qai)j. (2.194)

j=1 j=1

 

На уровень производительности на один автомобиле-тонно-день работы влияют производительность на один автомобиле-тонно-час наряда и среднесписочная продолжительность пребывания автомобиля в наряде.

Производительность на одну списочную автомобиле-тонну

 

_ m l

РАт = Σ Pi / Σ AТj, (2.195)

i =1 j=1

l

где Σ AТj – количество списочных автомобиле-тонн, которое сначала

j=1

исчисляют по каждой марке автомобилей умножением среднесписочного числа автомобилей на номинальную грузоподъемность, затем произведения суммируются

l l

Σ AТj = Σ (AНi *qai)j. (2.196)

j=1 j=1

 

Уровень производительности на одну списочную автомобиле-тонну зависит от производительности на один автомобиле-тонно-день работы на один списочный автомобиль.

Техническое состояние автомобильного парка характеризуется коэффициентом технической готовности

m l

αт = Σ АДТi / Σ AДнj, (2.197)

i =1 j=1

m

где Σ А ДТi – количество автомобиле-дней нахождения подвижного сос-

i=1

тава в технически исправном состоянии;

l

Σ A Днj – общее количество автомобиле-дней.

j=1

Коэффициент выпуска автомобилей на линию представляет собой удельный вес автомобиле-дней работы в общем итоге автомобиле-дней

 

m l

α = Σ АДЭi / Σ AДнj. (2.198)

i =1 j=1

 

Для грузовых автомобилей дополнительно исчисляется коэффициент использования времени в наряде. С его помощью выявляются резервы не

m

использованного времени, т.к. за время пребывания в наряде Σ A ЧНi кроме

m i=1

полезно затраченного времени в движении Σ A ЧДi, в простое, под погрузкой

m i=1

– разгрузкой по норме Σ AЧп-рi могут быть простои на линии и сверхнорма-

i=1

тивный простой под погрузкой – разгрузкой.

Коэффициент использования времени в наряде

m m m

Кн = (Σ АЧДi + Σ AЧп-рj) / Σ АЧНi. (2.199)

i =1 i=1 i=1

 

Рассмотрим, каким образом может быть осуществлен выбор автомобильного транспортного средства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.