Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление движением нематериальных ресурсов 2 страница




- документацию по информационному обеспечению (классификаторы, формы документов и т.д.);

- рабочую документацию на технические и программные средства (руководство для программистов, операторов, описание контрольных примеров и т. д.);

- технологические и должностные инструкции;

- перечень мероприятий по подготовке объекта к внедрению;

- уточненный расчет экономической эффективности внедрения информационной системы.

Основными работами на данном этапе являются апробация проектных решений, их корректировка, выбор и комплектация пакетов прикладных программ и создание программных средств, составление необходимых инструкций, проведение организационно-технологических мероприятий по внедрению системы.

Стадия внедрения информационной системы представляет собой процесс постепенного перехода на новую организационно – технологическую основу. Внедрение осуществляется поэтапно: опытная эксплуатация, приемка проектов, промышленная эксплуатация. В процессе внедрения выявляются результаты проектной работы, определяются допущенные на предыдущих стадиях неточности и ошибки. На основе реальной информации проверяются функционирование технических и программных средств, качество документации и инструкционных материалов, подготовленность персонала для работы в новых условиях. После опытной эксплуатации проводятся необходимые дополнения и исправления проектной документации, ее приемка и сдача в эксплуатацию.

Информационные технологии являются одним из основных источников повышения эффективности принимаемых управленческих решений, производительности и конкурентоспособности логистической системы.

Информационная технология – совокупность методов, процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информации, повышение ее надежности и оперативности.

Роль информационных технологий непрерывно возрастает. Это объясняется рядом их свойств:

1) информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, что значительно экономит другие виды ресурсов и сырья, энергию, полезные ископаемые, материалы, людские ресурсы, время.

Под информационными ресурсами понимается совокупность данных, представляющих ценность для организации (предприятия) и выступающих в качестве материальных ресурсов. К ним относятся файлы данных, документы, тексты, графики, знания, аудио- и видеоинформация, позволяющие изобразить на экране персонального компьютера объекты реального мира;

2) информационные технологии реализуют наиболее важные интеллектуальные функции социальных процессов;

3) информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы;

4) информационные технологии обеспечивают информационное взаимодействие людей, что способствует распространению массовой информации;

5) информационные технологии занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, в развитии системы образования, культуры новых (экранных) форм искусства, в популяризации шедевров мировой культуры, истории развития человечества;

6) информационные технологии играют ключевую роль в процессах получения, накопления и распространения новых знаний.

Первое направление – информационное моделирование – позволяет проводить «вычислительный эксперимент» даже в тех условиях, которые невозможны в натуральном эксперименте из-за опасности, сложности, дороговизны.

Второе направление, основанное на методах искусственного интеллекта, позволяет находить решения плохо формализуемых задач, задач с неполной информацией, с нечеткими исходными данными.

Третье направление основано на методах когнитивной графики – совокупности приемов и методов образного представления условий задачи, которые позволяют сразу увидеть решение, либо получить подсказку для его нахождения;

7) информационные технологии позволяют реализовать методы информационного моделирования глобальных процессов, что обеспечивает возможность прогнозирования многих природных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, экологических катастроф, крупных технологических аварий.

Возможны различные схемы классификации информационных технологий. Каждая из них строится на определенных классификационных признаках.

Первый признак классификации – отсутствие или наличие автоматизации. Обычно говорят о традиционных и автоматизированных технологиях.

Различают обеспечивающие и функциональные технологии. Обеспечивающие технологии могут использоваться в качестве инструментария в различных предметных областях для решения различных задач. Они могут быть классифицированы относительно классов задач. Обычно эти технологии используются на разных компьютерах и в разных программных средах. Основная задача - объединение этих технологий в единой информационной системе. Функциональные технологии - совокупность обеспечивающих технологий для автоматизации некоторой задачи, функции.

Следующий классификационный признак - тип обрабатываемой информации. Условная классификация компьютерных информационных технологий в зависимости от типа обрабатываемой информации представлена на рисунке 2.120.

 

 
 


Рисунок 2.120 - Классификация информационных технологий в зависимости от типа обрабатываемой информации.

Классификация по типу пользовательского интерфейса (как взаимодействует пользователь технологии с компьютером) - пакетные, диалоговые, сетевые. В первом случае пользователь получает только результаты применения технологии, в остальных он реализует ее на индивидуальном компьютере или компьютере, подключенном к сети ЭВМ.

Классификация по степени автоматизации функций человека в процессе управления: электронная обработка данных, автоматизация функций управления, поддержка принятия решений, экспертная поддержка.

В результате применения информационных технологий создается некая новая информация или информация в новой форме. Это продукция информационной системы и информационной технологии, которая называется информационными продуктами и услугами.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта. Информационный продукт выступает в виде специфической услуги, когда некоторое содержание предоставляется потребителю.

К информационным продуктам и услугам относятся:

- связь;

- информация;

- развлечения.

Современное состояние информационных технологий можно охарактеризовать следующими тенденциями:

1) наличие большого количества функционирующих баз данных большого объема, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества;

2) создание технологий, обеспечивающих интерактивный доступ массового пользователя к информации. Технической основой данной тенденции явились государственные и частные системы связи и передачи данных общего назначения и специализированные, объединенные в национальные, региональные и глобальные информационно - вычислительные сети;

3) расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных, мультиобъектных документов, гиперсред, в том числе реализующих технологии создания и ведения гипертекстовых баз данных. Создание локальных, многофункциональных, проблемно - ориентированных информационных систем различного назначения на основе быстродействующих персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей;

4) включение в информационные системы элементов интеллектуализации интерфейса пользователя с системами, экспертных систем, систем машинного перевода, автоиндексирования и других технологических средств.

Выделяют пять основных тенденций в развитии информационных технологий:

а) усложнение информационных продуктов.

Информационный продукт в виде программных средств, баз данных и служб экспертного обеспечения приобретает стратегическое значение. Информационный продукт в виде различного вида информации (речь, данные, изображение) для слуха, зрения и осязания генерируется по запросу пользователя, и существуют средства доставки продукта в удобное для потребителя время и в удобной для него форме;

б) способность к взаимодействию.

С ростом значимости информационного продукта возможность провести идеальный обмен этим продуктом между компьютером и человеком или между информационными системами приобретает значение ведущей технологической проблемы. Среди прочих можно отметить проблему совместимости технических и программных средств;

в) ликвидация промежуточных звеньев.

Развитие способности к взаимодействию ведет к совершенствованию процесса обмена информационными продуктами, и, следовательно, при взаимоотношении поставщиков и потребителей в этой области ликвидируются промежуточные звенья;

г) глобализация.

С помощью информационных технологий предприятия могут вести дела где угодно, получая исчерпывающую информацию;

д) конвергенция.

Исчезают различия между изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием в быту и для деловых целей, информацией и развлечением, а также среди различных режимов работы, таких как передача звуковых, цифровых и видеосигналов.

Применительно к деятельности цепей поставок эти тенденции приводят к следующему:

- осуществление распределенных персональных вычислений, когда на каждом рабочем месте достаточно ресурсов для обработки информации в местах ее возникновения;

- создание развитых систем коммуникаций, когда рабочие места соединены для пересылки сообщений;

- гибкие глобальные коммуникации, когда отдельное предприятие включается во всемирную информационную систему;

- создание и развитие систем электронной торговли;

- устранение промежуточных звеньев в системе «предприятие – внешняя среда».

Сложность, большая размерность и наличие значительного количества документов, используемых при управлении материальными потоками в логистической системе, вызвали появление за рубежом концепции «Electronik Data Interchange - EDI» («электронного обмена данными»). В наиболее общей трактовке EDI представляет собой компьютерный информационный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных и обслуживающий современные телекоммуникационные технологии. Для EDI существенными являются коммуникационные и информационные стандарты. Коммуникационные стандарты определяют технические характеристики системы таким образом, чтобы компьютеры могли корректно интерпретировать обмен информацией. Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования и скорость передачи данных. Информационные стандарты регламентируют структуру и вид документов, которые должны быть переданы.

Основным глобальным стандартом в системе EDI является UN/EDIFACT, утвержденный ЕЭК ООН и ISO. Стандарт UN/EDIFACT базируется на международном стандарте синтаксических правил (ISO 9735) и международном стандарте Справочника элементов торговых данных (ISO 7372). Он представляет собой набор принципов обмена информацией между промышленными предприятиями, экспортерами, снабженческими организациями, дистрибьюторами, розничными торговцами, брокерами, агентами, экспедиторами, перевозчиками, банками, страховыми компаниями, административными и правительственными организациями и институтами. Стандарт формирует однообразно построенные сообщения, которые базируются на международных стандартах, заменяет традиционные бумажные документы на электронные каталоги (файлы). Преимуществами использования стандарта UN/EDIFACT является ускорение движения информационных потоков, адаптация к различным архитектурам ЭВМ и телекоммуникационным сетям и повышение на этой основе конкурентоспособности предприятий.

Класс компьютерных технологий, применяемых в логистическом менеджменте чрезвычайно широк и охватывает практически все логистические процессы и функции.

 

2.6.2.2 Управление финансовыми потоками

В условиях рыночной экономики эффективность деятельности предприятия во многом определяется рациональностью движения финансовых потоков и их гармоничным сочетанием с другими видами логистических потоков.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества.

Основными условиями функционирования финансов являются:

- наличие товарно-денежных отношений;

- существование государства как субъекта данных отношений.

Под финансовой системой понимается совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств и различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система государства включает следующие основные звенья финансовых отношений:

- государственный бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности.

Схема движения финансовых потоков на уровне государства представлена на рисунке 2.121.

Приоритетное значение как в финансовой системе государства, так и на уровне логистических систем имеют финансы предприятий, под которыми понимается совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием децентрализованных фондов денежных средств и накоплений, а также с контролем за формированием, концентрацией, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Основу организации хозяйственной деятельности акционерных и частных предприятий составляет коммерческий расчет, основанный на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самоконтроля. Неотъемлемым атрибутом рыночных отношений являются коммерческий и финансовый риски, экономическая несостоятельность и банкротство, которые наступают при игнорировании данных принципов.

 

 


Рисунок 2.121 – Схема движения финансовых потоков на уровне государства

 

Самоокупаемость означает, что издержки производства, коммерческие и управленческие расходы предприятия полностью возмещаются за счет выручки от реализации продукции, работ и услуг (за вычетом НДС и акцизов). Выручка выступает в качестве источника возмещения материальных и приравненных к ним затрат, затрат по оплате труда, потребленной части основных средств и нематериальных активов (износа) в форме амортизации. Таким образом, выручка восстанавливает авансированные в производство оборотные средства, накопления которых по истечении нормативного срока службы основных средств и нематериальных активов призвано обеспечить их воспроизводство.

Если выручка от реализации продукции, работ и услуг превышает их себестоимость с добавлением коммерческих и управленческих расходов, то предприятие имеет прибыль и считается рентабельным. Самофинансирование предполагает, что полученная прибыль и накапливаемые амортизационные отчисления, составляющие собственные ресурсы предприятия, обеспечат его потребности по воспроизводству средств производства и рабочей силы полностью либо (при расширении производства) частично с привлечением извне средств, что возможно лишь при финансовой устойчивости предприятия. Недостающие объемы финансовых ресурсов предприятия могут восполнить, получая банковские и коммерческие кредиты, размещая акции и облигационные займы, привлекая новые взносы членов (участников) товарищества.

Необходимость самоконтроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия объективно вытекает из требований, обусловленных принципами самоокупаемости и самофинансирования. Самоконтроль на предприятии осуществляется финансовым подразделением административно-управленческого аппарата (если предприятие является акционерным обществом, контроль осуществляется его ревизионной комиссией). Самоконтроль (или внутренний аудит), основывается на анализе финансового состояния предприятия, выявлении факторов и условий, улучшающих его финансовое положение, выработке мер по преодолению негативных моментов, использованию резервов повышения рентабельности и др.

Для организации движения финансовых потоков и управления ими используется система финансового менеджмента, структура и процесс функционирования которой представлен на рисунке 2.122.

 

 


Рисунок 2.122 – Структура и процесс функционирования системы финансового менеджмента на предприятии

Рассмотрим основные элементы систем финансового менеджмента на предприятии.

В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Финансовые отношения включают:

- денежные средства;

- контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов;

- контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях;

- акции другого предприятия.

К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства:

- выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию;

- обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).

Финансовые инструменты подразделяются на два вида:

- первичные документы (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям);

- вторичные (или производные) инструменты (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные и валютные свопы и др.).

Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг и др.

При реализации методов финансового управления используются следующие приемы: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др.

Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:

- бухгалтерская отчетность;

- сообщения финансовых органов;

- информация учреждений банковской системы;

- информация товарных, фондовых и валютных бирж;

- прочая информация.

Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.

Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения, к которому относятся: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и др.

В процессе хозяйственной деятельности предприятия взаимодействуют с субъектами внешней среды, формируют и используют различные денежные фонды. Механизм финансовых отношений предприятий различных форм собственности представлен на рисунке 2.123.

 


Рисунок 2.123 – Механизм финансовых отношений предприятий различных форм собственности

Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп. Это - отношения:

- с другими предприятиями и организациями;

- внутри предприятия;

- внутри объединений предприятий (логистической системы), которые включают в себя отношения с вышестоящей организацией;

- внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;

- с финансово-кредитной системой – бюджетами и бюджетными фондами, банками, страховыми компаниями, биржами и различными фондами.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями включают в себя отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, предприятиями, организациями и фирмами иностранных государств.

Самая большая по объему денежных отношений группа – это отношения предприятий друг с другом, связанные с реализацией готовой продукции и приобретением ресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности. Роль этой группы финансовых отношений первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, валовый внутренний продукт, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Организация этих отношений оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности.

При использовании какой-либо формы безналичных расчетов схема движения финансового потока между продавцом и покупателем товаров претерпевает определенные изменения (рисунок 2.124).

 


 

Рисунок 2.124 - Общая схема движения товарного, информационного и финансового потоков при осуществлении безналичных расчетов

 

Выбор той или иной формы безналичных платежей зависит от эффективности их применения в различных условиях и необходимости воздействия на неаккуратных покупателей.

Рассмотрим основные формы безналичных платежей.

1. Платежное поручение – представляет собой поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого хозяйствующего субъекта.

Расчет платежными поручениями осуществляется по следующей схеме (рисунок 2.125):

 

 
 

 


 

 

Рисунок 2.125 – Схема расчета платежными поручениями

1) покупатель представляет в банк платежное поручение в четырех (или пяти) экземплярах и получает четвертый экземпляр в качестве расписки банка;

2) банк списывает денежные средства со счета покупателя;

3) банк, обслуживающий покупателя, направляет в банк, обслуживающий продавца, два экземпляра платежного поручения и денежные средства;

4) банк, обслуживающий продавца, используя второй экземпляр платежного поручения, зачисляет денежные средства на счет продавца (т.е. получателя денежных средств);

5) банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов.

2. Инкассо – банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов, причитающиеся ему денежные средства от покупателя за отгруженные в его адрес товары (выполненные работы, оказанные услуги) и зачисляет их на его счет в банке.

Документарное инкассо осуществляется по схеме (рисунок 2.126).

Рисунок 2.126 – Схема документарного инкассо

1) заключение договора о поставке товара;

2) отправка товара;

3) представление документов на инкассо;

4) поручение на инкассо (банк продавца пересылает документы банку, обслуживающему покупателя);

5) уведомление (авизирование) покупателя о получении документов;

6) оплата документов (выставление платежного поручения);

7) передача документов покупателю;

8) зачисление денежных средств на счет банка покупателя;

9) уведомление банка-продавца об операции;

10) списание денег со счета банка, обслуживающего продавца, и зачисление их на счет последнего;

11) уведомление продавца о зачислении денег на его расчетный счет.

3. Аккредитив – представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счет (банк-эмитент), может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи при наличии документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Для расчетов применяется документарный аккредитив (рисунок 2.127).

 
 

 


Рисунок 2.127 – Схема расчетов при помощи документарного аккредитива

1) заключение договора о поставке товара;

2) покупатель дает поручение обслуживающему его банку на открытие аккредитива;

3) уведомление банка, обслуживающего продавца, об открытии аккредитива;

4) уведомление продавца об открытии аккредитива;

5) поставка товара;

6) передача документов;

7) предоставление кредита продавцу;

8) пересылка документов;

9) платеж;

10) передача документов покупателю;

11) акцепт документов (согласие на оплату денежных и товарных документов во внутреннем и международном обороте);

12) в случае кредита под аккредитив снятие денег со счета покупателя.

4. Чек – документ, содержащий безусловный приказ владельца текущего счета банку о выплате указанной в нем суммы определенному лицу или предъявителю.

Расчеты чеками могут осуществляться по следующей схеме (рисунок 2. 128).


Рисунок 2. 128 – Схема расчетов при помощи чеков

 

1) покупатель представляет в обслуживающий его банк заявление на получение чеков и платежное поручение на депонирование сумм (если оно осуществляется) или заявление в двух экземплярах для приобретения чеков, оплата которых гарантирована банком;

2) в банке, обслуживающем покупателя, бронируются средства на отдельном счете и заполняются чеки, т.е. проставляются наименование банка, номер лицевого счета, название чекодателя и лимит суммы чека;

3) покупателю выдаются чеки и чековая книжка;

4) продавец предъявляет покупателю документы на отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги);

5) покупатель выдает чек продавцу;

6) продавец предъявляет чек в банк, обслуживающий продавца;

7) в банке, обслуживающем продавца, зачисляются денежные средства на счет продавца;

8) банк, обслуживающий продавца, предъявляет чек для оплаты банку, обслуживающему покупателя;

9) банк, обслуживающий покупателя, списывает сумму чека за счет заранее забронированных сумм;

10) банки выдают клиентам выписки из счетов банков;

5. Вексель – ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю).

Схема расчетов посредством переводного векселя представлена на рисунке 2.129.


 

 

Рисунок 2.129 – Схема расчетов при помощи переводного векселя

 

1) перевод денежных средств, используемых для приобретения переводного векселя покупателем продукции;

2) выдача переводного векселя покупателю;

3) отгрузка продукции;

4) передача переводного векселя продавцу продукции;

5) предъявление векселя при наступлении положенного срока;

6) погашение векселя.

6. Лизинг – форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого оборудования.

Лизинг осуществляется по следующей схеме (рисунок 2.130).

 
 

 


 

Рисунок 2.130 – Схема лизинга




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.