Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль в системе управления маркетингом 1 страница




Контроль - это замеры и анализ результатов выполнения стратегических и тактических планов и принятие корректирующих действий. Контроль - это функция управления, завершающая стадия цикла управления, проверка правильности (своевременности) принимаемых управленческих решений.

Цели контроля в маркетинге (с позиции маркетинга как концепции производственно-сбытовой деятельности предприятия):

1) Осуществление систематического наблюдения за всеми сферами деятельности предприятия.

2) Сравнение фактических результатов деятельности с запланированными.

3) Выработка корректирующих воздействий на факторы внутренней среды предприятия и рекомендаций по приспособлению деятельности предприятия к неконтролируемым (внешним) факторам.

Объектами маркетингового контроля являются:

1) объем продаж;

2) размеры получаемой прибыли, масштабы убытков фирмы;

3) реакция покупателей (рынка) на изменения в элементах комплекса маркетинга:

* предлагаемые на рынке товары - новинки, усовершенствованные товары;

* изменения в политике ценообразования предприятия;

* принятая предприятием система продаж товара на рынке, изменения в системе товародвижения (сбыта) товаров предприятия;

* предпринимаемые предприятием усилия по стимулированию сбыта выпускаемых товаров: рекламная деятельность, ярмарочно -выставочная деятельность, программы стимулирования покупателей, посредников на рынке товаров предприятия.

4) стратегия маркетинга как направление развития компании (предприятия) на рынке.

Принципами контроля в маркетинге являются:

1) Достаточность контроля (полнота охвата контролем всех сфер деятельности предприятия).

2) Своевременность контроля (непрерывность контроля, сочетание предварительного, оперативного и заключительного контроля в работе предприятия).

3) Преемственность контроля (с позиции организации контроля, определения контрольных показателей, их сопоставимости в рамках разрозненных во времени периодов).

Существуют три основных типа контроля в маркетинге.

1) Контроль за выполнением планов по временным периодам (соответствие плановых показателей реальным показателям производственно-коммерческой деятельности предприятия).

2) Контроль прибыльности (рентабельности по направлениям и сферам деятельности предприятия).

3) Стратегический контроль (соответствие стратегии работы компании реальным возможностям предприятия; определение зависимости стратегии от факторов внешней среды предприятия; определение степени влияния внешней среды на эффективность маркетинговой деятельности предприятия).

Рассмотрим цели, содержание и методические приемы каждого из приведенных типов контроля в маркетинге.

Таблица 1

Типы маркетингового контроля

Тип контроля Цели контроля Содержание контроля Методы (приемы) контроля
1. Контроль за выполнением планов по временным периодам. Убедиться в достижении намеченных результатов. Установление реального отклонения фактического состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия от плановых установок для последующей выработки корректирующих воздействий. Процесс контроля включает: установление контрольных показателей; замеры показателей рыночной деятельности; анализ деятельности; корректирующее действие. Основными средствами контроля являются: анализ доли рынка; анализ возможностей сбыта продукции предприятия; анализ эффективности затрат на маркетинг; анализ поведения покупателей (потребителей) продукции предприятия и конкурентов (определение степени их воздействия на позиции предприятия).
2. Контроль прибыльности (внутренний аудит). Выяснить на чем предприятие зарабатывает деньги, а на чем теряет их. Контроль прибыльности по направлениям деятельности предприятия помогает руководству решить, следует ли расширить сокращать или совсем сворачивать производство тех или иных товаров, проведение той или иной маркетинговой деятельности. Контроль прибыльности важен для диверсифицированных предприятий; предприятий, реализующих продукцию на многих целевых рынках. Расчет рентабельности по следующим направлениям: по товарам (ассортиментным позициям); по территориям (целевым рынкам); по сегментам рынка (покупателям); по торговым каналам (каналам сбыта продукции предприятия); по объемам заказов (контрагентам предприятия).
3. Стратегический контроль. Критически оценить эффективность всей маркетинговой деятельности предприятия (с перспективных позиций). Оценка подхода предприятия к организации маркетинговой деятельности (по элементам комплекса маркетинга) и его соответствия меняющимся условиям внешней среды. Основной метод стратегического контроля ревизия маркетинга, в том числе внешний аудит.

 

Ревизия маркетинга - это комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы, ее задач, стратегий и оперативно - коммерческой деятельности с целью выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей для выработки рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.

Виды ревизии маркетинговой деятельности, их достоинства и недостатки рассмотрим в виде таблицы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Виды ревизии маркетинга

Виды ревизии маркетинга, сущность Достоинства Недостатки
1. Внутренняя ревизия (внутренний аудит) осуществляемая собственными силами предприятия. 1. Оперативность 2. Дешевизна 3. Доступность всей, в том числе конфиденциальной информации 4. Осведомленность в специфических аспектах деятельности предприятия 1. Субъективность внутренних ревизоров 2. Невозможность осуществления масштабных проверок в силу малочисленности службы внутренних ревизоров
2. Внешняя ревизия (внешний аудит), с помощью привлекаемых со стороны аналитиков и консультантов 1. Беспристрастность обследования 2. Комплексный подход к проверке предприятия (более глубокая проработка маркетинговых проблем) 1. Дороговизна организации внешней ревизии 2. Опасность утечки конфиденциальной информации

Этапы ревизии маркетинга:

1) Предконтрактный период (переговоры, уточнение целей исследования, подписание договора на проведение ревизии);

2) Диагностическое обследование (сбор необходимой информации методами наблюдения, опроса, анализа вторичной информации);

3) Обработка, анализ информации, ее структурирование и систематизация;

4) Подготовка отчета по результатам ревизии, выработка рекомендаций по итогам обследования (особенно в отношении стратегических программ маркетинга);

5) Этап сопровождения (периодическое консультирование предприятия по внедрению рекомендаций консультантов).

Рассмотрим план ревизии маркетинга, состоящей из шести частей.

I. Ревизия маркетинговой среды, в том числе: макросреды (демографические, экономические, природные, научно-технические, политические факторы и факторы культурного окружения) и микросреды (рынки, клиентура, конкуренты, система распределения продукции, поставщики, вспомогательные и маркетинговые организации, контактные аудитории фирмы) предприятия;

II. Ревизия стратегии маркетинга, в том числе: ревизия целей, задач маркетинга на предприятии; ревизия стратегии маркетинга и программы деятельности фирмы (бизнес-плана компании);

III. Ревизия организации службы маркетинга на предприятии, в том числе: ревизия типа оргструктуры службы маркетинга; ревизия функциональной эффективности оргструктуры службы маркетинга; ревизия эффективности взаимодействия между службой маркетинга и другими подразделениями компании;

IV. Ревизия систем маркетинга, в том числе: ревизия систем маркетинговой информации; ревизия системы инновационной деятельности (например, разработки новых товаров); ревизия системы планирования маркетинговой деятельности; ревизия системы маркетингового контроля;

V. Ревизия эффективности маркетинга, в том числе: анализ прибыльности по различным направлениям деятельности; анализ эффективности затрат;

VI. Ревизия комплекса (функциональных составляющих или инструментов) маркетинга, в том числе: ревизия товаров или товарной политики на предприятии; ревизия цен и ценовой политики; ревизия системы распределения товаров; ревизия методов стимулирования продаж товаров фирмы (рекламы, пропаганды и т.д.).

Главное достоинство ревизии маркетинга - комплексное рассмотрение маркетинговой деятельности как системы взаимосвязанных, взаимодействующих элементов, определяющих достижимость конечных результатов фирмы: получение коммерческого успеха (прибыли), завоевание лидерства на рынке (закрепление рыночной ниши предприятия).

Контроль важен для каждого из типов управления предприятием: линейного, корректируемого, разветвленного, ситуационного. Однако он жизненно необходим (особенно в плане коррекции обратной связи) для ситуационного процесса управления, который в основных чертах совпадает с маркетинговым управлением сложными производственными системами. В этом случае основным инструментов контроля является ситуационный анализ. Его цель - представить руководству предприятия “фотопортрет” того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие. Результатом ситуационного анализа является: выдвижение новых целей работы предприятия, оценка способов их достижения, выработка соответствующих стратегий (например, выпуск нового товара, его реализация на новом, с географических позиций, рынке и т.д.).

Ситуационный анализ проводится по обширному перечню вопросов, дабы получить более достоверную картину положения предприятия. В процессе проведения ситуационного анализа изучаются:

I. Рынки предприятия (целевые и потенциальные рынки; емкость рынков; критерии ранжирования целевых рынков; прогнозирование рыночной ситуации; факторы, определяющие положительное и отрицательное воздействие на спрос на целевых рынках);

II. Товары (стадии ЖЦТ основных товаров предприятия; конкурентоспособность товаров предприятия на целевых рынках; существующая система управления качеством продукции предприятия; анализ возвратов товаров со стороны потребителей и их причин; оценка дизайна и внешней эстетики товаров предприятия);

III. Анализ нового товара (прибыльность и возможная продолжительность ЖЦТ нового, планируемого к выпуску товара; оценка конкурентной среды рынков для нового товара; потенциальная емкость рынков сбыта нового товара; эффективность капиталовложений в производство и реализацию нового товара);

IV. Покупатели (типы покупателей продукции предприятия; потребности покупателей, перспективы их изменения и способы удовлетворения потребностей покупателей; потенциальные покупатели продукции предприятия на целевом рынке);

V. Внутренняя среда (необходимый профессионализм, опыт сотрудников предприятия для нормальной его работы; наличие необходимой информации для эффективной работы всех служб предприятия; необходимость корректировки внутренней среды предприятия);

VI. Внешняя среда (необходимые ресурсы для производства товаров; правительственная политика на рынках сбыта продукции предприятия; влияние на деятельность предприятия НТП, экономической ситуации и проч. на целевых рынках);

VII.Конкуренция и конкуренты (основные конкуренты предприятия по каждому целевому рынку; анализ сильных и слабых сторон конкурентов);

VIII.Цели маркетинга (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели предприятия, их взаимосвязь и соответствие престижу, имиджу, производственным и иным возможностям предприятия);

IX. Программа маркетинга (глобальная стратегия предприятия; наличие годового плана маркетинга; способы сбора маркетинговой информации по каждому целевому рынку);

X. Организация маркетинга (способы отбора персонала службы маркетинга, ответственность, полномочия сотрудников службы маркетинга);

XI. Цены (стратегии, методы ценообразования; реакция покупателей на устанавливаемые предприятием цены; реакция предприятия на изменение цен со стороны конкурентов);

XII.Товародвижение (расположение складов предприятия; учет издержек товародвижения; использование каналов и методов товародвижения);

XIII.Организация торговли (численность, специализация и профессионализм торгового персонала предприятия; прогнозирование продаж продукции предприятия; структура организации торговли; использование посредников; объем и структура издержек обращения на предприятии);

XIV.Формирование спроса и стимулирование сбыта (содержание программы ФОССТИС на предприятии; организация рекламы на предприятии; каналы распространения информации о товаре; работа с общественностью);

XV.Упаковка (соответствие упаковки требованиям целевых рынков; узнаваемость товаров предприятия; стратегия упаковки);

XVI.Сервис (расположение сервисных пунктов складов запасных частей предприятия; эффективность подготовки персонала службы сервиса на предприятии; наличие стандартов обслуживания; возможности повышения эффективности сервисного обслуживания продукции предприятия).

 


РАЗДЕЛ 2. Процесс управления маркетингом  
   
Тренировочные задания Ответ/Решение
  1. К числу наиболее важных сторон маркетинговой деятельности, определяющих выбор стратегических решений развития предприятий и организаций, относятся: а) Своевременное планирование и проведение маркетинговых мероприятий. б) Наличие в достаточном объеме необходимой информации о потенциальном рынке, конкурентах и т.д. в) Обеспечение маркетинговых исследований необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми средствами. г) Компетентная ценовая политика.   Ответьте на вопросы: 1. Какие еще аспекты маркетинга важны для производственной и коммерческой деятельности фирмы? 2. В чем их особенности?     2. Используя метод «сетки развития товаров и рынков», разработайте стратегию и тактику относительно рыночных возможностей для фирм-конкурентов: «Кока-кола» и АО «Пикра». Приведите не менее трех примеров по каждой возможности фирмы. Сопроводите решение анализом предложенной ситуации.    

РАЗДЕЛ 2. Процесс управления маркетингом Замечания
Тест 1. Какое из этих положений раскрывает взаимоотношения маркетинга и менеджмента? а) Маркетинг – это один из подходов в менеджменте. б) Менеджмент – это важный компонент маркетинга. в) Менеджмент и маркетинг частично взаимопересекаются. г) Верно и «а» и «б».   2. К факторам окружающей маркетинговой среды, определяемым и контролируемым службой маркетинга фирмы, относятся: а) Область деятельности фирмы. б) Маркетинговые цели. в) Финансовые цели. г) Верны все предыдущие ответы.   3. К факторам окружающей маркетинговой среды, определяемым высшим руководством фирмы, относятся: а) Выбор целей маркетинга и целевых рынков. б) Разработка организационной структуры службы маркетинга. в) Роль маркетинга на фирме. г) Верны все предыдущие ответы.   4. Функциональная структура организации маркетинговой службы – это: а) Структура, базирующаяся на разделении маркетинговых функций между отдельными сотрудниками, группами сотрудников в службе маркетинга. б) Структура, обеспечивающая реальное функционирование маркетинга на фирме. в) Верно и то и другое. г) Структура, отвечающая монофункциональной ориентации маркетинга, в отличие от полифункциональной.   5. Неверно, что товарная структура организации службы маркетинга: а) Предполагает разделение ответственности сотрудников службы по отдельным видам, группам товаров. б) Вполне естественна при значительной степени диверсификации товарного ассортимента. в) Может успешно включать в себя элементы функциональной структуры. г) Наиболее эффективна при глубоком товарном ассортименте.   6. Рыночная структура организации службы маркетинга – это: а) Структура, соответствующая типу интересующего фирму рынка. б) Структура, состоящая из звеньев, соответствующих различным сегментам рынка. в) Верно и то и другое. г) Предыдущие три ответа неверны.   7. Неверно, что географическая структура организации службы маркетинга: а) Предполагает разделение ответственности сотрудников или групп в различных регионах. б) Трудно совместима с функциональной организационной структурой. в) Эффективна при развитой экспертной активности фирмы. г) Является разновидностью рыночной организационной структуры.    
РАЗДЕЛ 2. Процесс управления маркетингом Замечания
8. Для фирмы средних размеров оптимальным является: а) Возложение ответственности за сбытовую программу на подразделение маркетинга. б) Функционирование специалистов по маркетингу в составе отдела сбыта. в) Паритетное существование групп сбыта и маркетинга в их тесном взаимодействии. г) Предыдущие три ответа неверны. 9. Контактная аудитория фирмы: а) поставщики; б) конкуренты; в) финансовые круги и государственные учреждения; г) средства массовой информации; д) клиентура; е) собственные рабочие и служащие. 10. Основные факторы макросреды: а) экономические условия; б) демографические данные; в) политические факторы; г) потребители; д) природные условия; е) возможности фирм-поизводителей.      

РАЗДЕЛ 3. Товар, товарная политика в маркетинге

3.1. Сущность, уровни, виды товаров в маркетинге

 

Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными из которых являются потребительские свойства, то есть способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Товар - продукт труда, произведенный для продажи. Товар - средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность. Товар - это комплекс полезных свойств вещи..

Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и с сопутствующими услугами. Эти свойства так или иначе предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного предприятия (производителя). Поэтому особое внимание на конкурентном рынке придается таким качествам, как: цвету, упаковке, дизайну, эргономическим особенностям (удобство пользования, обслуживания и ремонта и т.д.), сопровождающей документации (описания, инструкции по эксплуатации и т.д.).

Для понимания возможностей продукта как товара производителю следует рассматривать и оценивать его в трех измерениях: конкретно, расширенно и обобщенно.

Конкретный продукт - это базовая физическая сущность, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или кодом модели. Стиль, цвет, вкус, размер, масса, надежность, качество конструкции и эффективность в использовании - примеры конкретных товарных характеристик.

Расширенный продукт - это не только образ товара, но и комплекс обслуживающих товар элементов (гарантии, технические рекомендации по обслуживанию товара, условия возврата и т.д.).

Обобщенный продукт - наиболее широкое определение товара, соответствующее концепции маркетинга (изначальный замысел товара как средства удовлетворения определенной потребности).

Другая точка зрения предусматривает выделение таких трех уровней товара как: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением.

Товар по замыслу - сердцевина понятия товара в целом, это основная выгода или услуга, это замысел или идея товара.

Товар в реальном исполнении - это основные свойства товара и окружение товара: внешнее оформление, качество (сортность), дизайн и упаковка, марочное название товара.

Товар с подкреплением - это комплекс поддерживающих элементов, включая послепродажное обслуживание (гарантийный и послегарантийный сервис), условия поставки и монтажа и т.д. Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом, к тому, как покупатель товара комплексно подходит к проблеме, которую он пытается решить благодаря использованию товара. Фирма должна постоянно искать эффективные пути подкрепления своего товарного предложения.

При выборе стратегий маркетинга для отдельных товаров производителю (посреднику и т.д.) приходится разрабатывать ряд товарных классификаций на основе присущих этим товарам характеристик. В этой связи выделяют ряд критериев классификации товаров в маркетинге.

1 критерий. По принадлежности:

* Товары личного пользования (их особенностью является то, что они предназначены для конечного потребления);

* Товары производственного потребления (для использования в процессе производства каких-либо конечных товаров).

2 критерий. В зависимости от присущей товарам долговечности:

* Товары длительного пользования (многократное использование);

* Товары кратковременного пользования (потребляемые за один или несколько циклов полностью);

* Услуги (действия, выгоды, удовлетворения).

3 критерий. Товары личного пользования на основе покупательских привычек делятся:

* Товары повседневного спроса (основные товары);

* Товары предварительного выбора (сравниваемые товары);

* Товары особого спроса (конкретные марки товаров);

* Товары пассивного спроса (услуги страхования и т.д.).

4 критерий. Товары производственного назначения делятся на группы:

* Основное оборудование;

* Вспомогательное оборудование;

* Узлы и агрегаты;

* Основные материалы;

* Вспомогательные материалы;

* Сырье;

* Производственные услуги;

* Интеллектуальные товары.

Таким образом, товар - это изделие, которое характеризуется основными свойствами:

1) Товар предназначается для удовлетворения определенных потребностей;

2) Товар производится производителем для продажи;

3) Товар приобретается потребителем посредством покупки по свободной рыночной цене.

Товар можно представить как: Изделие + Комплекс обеспечивающих + Комплекс подкрепляющих элементов, дополняющих друг друга и являющихся составляющими конкурентоспособности товара предприятия на рынке.

 

3.2. Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ), виды ЖЦТ

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - это концепция, которая пытается описать сбыт продукта, прибыль, потребителей, конкурентов и стратегию маркетинга с момента поступления товара на рынок и до его снятия с рынка (вытеснения с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром).

Концепция ЖЦТ была впервые опубликована в 1965г. американским ученым Теодором Левиттом. Причинами разработки концепции ЖЦТ являются: жизнь товара стала короче, чем раньше; новые технологии и новые продукты требуют растущих инвестиций; концепция ЖЦТ позволяет маркетологу предвидеть изменения во вкусах потребителей, характере конкуренции на рынке и, соответственно приспосабливать план маркетинга, достигая сбалансированности в сочетании новых, развивающихся и зрелых товаров.

Концепция ЖЦТ может применяться в отношении вида продукции (например, часы), типа продукции (кварцевые часы), конкретной модели и торговой марки (кварцевые часы Первого часового завода, Москва). Тип и особенно конкретная модель продукции обычно более четко следуют традиционному жизненному циклу, чем вид продукции или торговая марка. Фазы ЖЦТ делят обычно на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад.

Цель фазы внедрения - создать рынок для нового товара. Темп роста продаж обычно относительно невелик, их объем незначителен, торговля нередко убыточна, маркетинговые расходы невелики, конкуренция как правило ограничена. Однако, если спрос на данную группу товара устойчив, а модификация его незначительна, то фаза введения может практически отсутствовать. Товар либо вообще не реализуется, либо он с первых продаж сразу замещает товар с высоким спросом (продукты биотехнологии, лазерные диски и другие принципиально новые виды продукции).

Фаза роста - признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него. Объем продаж растет, а за ним и прибыльность. Причем, рост идет быстрее средних показателей по данной отрасли (родственной группе товаров). В этой фазе ЖЦТ на развитом рынке находятся средства мобильной индивидуальной связи и т.д.

Фаза зрелости - повышение степени насыщенности рынка, снижение темпов роста продаж. Новый товар переходит в разряд традиционных. При этом достигает максимума продаж, существенно снижаются темпы роста прибыли в целом по отрасли. Товар приобретается массовым потребителем со средним уровнем доходов. Продвижение товара приобретает остро конкурентный характер.

Фаза насыщения (фазы зрелости и насыщения нередко объединяются в фазу зрелости) - прекращение роста продаж при некотором росте прибыльности, если достигается значительное снижение издержек производства. В торговых точках имеется обычно полная ассортиментная группа товаров с разными уровнями цен. На этой фазе ЖЦТ находятся многие электробытовые приборы (тостеры и т.д.).

Фаза спада (упадка) - у производителей происходит устойчивое снижение спроса, объема продаж и прибыли. Потребитель теряет интерес к товару. Основная масса потребителей - “консерваторы” с низкой платежеспособностью. У производителя (изготовителя или продавца) есть три варианта альтернативных направлений деятельности на этой фазе: сократить маркетинговые программы; оживить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку; прекратить выпуск продукции.

На рис. 1 приведена типичная схема ЖЦТ. Фактически же, в зависимости от специфики отдельных товаров, особенностей спроса на них существуют различные виды ЖЦТ, различающиеся как по продолжительности, так и по форме проявления отдельных фаз (см. рис. 2).

Традиционная кривая включает отчетливые периоды внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада (например, новая модель компьютера с усовершенствованным процессором).

Классическая кривая (бум) описывает чрезвычайно популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого времени (например, “Кока Кола”).

Кривая увлечения описывает товар с быстрым взлетом и падением популярности (например, добавки для похудения типа “Гербалайф”).

Продолжительное увлечение проявляется таким же образом, за исключением того, что “остаточный” сбыт продолжается в размерах, составляющих лишь небольшую часть прежнего объема реализации (например, приспособления для шинковки и нарезки овощей, предлагаемые по теле -магазинам).

Сезонная кривая, или кривая моды, имеет место, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных во времени (например, сезонная обувь, одежда и т.д.).

Кривая возобновления или ностальгии характеризует продукт, на который по истечении определенного времени спрос возобновляется (например, новая волна увлечения обувью на платформе и т.д.).

Кривая провала раскрывает поведение товара, который вообще не имеет рыночного успеха.

Переход от одной фазы ЖЦТ к другой проходит обычно плавно, без скачков. В силу этого служба маркетинга должна внимательно следить за динамикой продаж и прибыли, чтобы уловить границы фаз и, следовательно, вносить изменения в программу маркетинга, перераспределить маркетинговые усилия, скорректировать структуру комплекса маркетинга. Особенно важно уловить стадию насыщения и еще более - спада, поскольку держать на рынке “больной” товар убыточно. С помощью средств маркетинга ЖЦТ на целевом рынке может быть как продлен, так и сокращен. Продолжительность ЖЦТ зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка: сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые товары - более короткий, а наиболее совершенные товары - очень короткий. Жизненный цикл одного и того же товара на разных рынках неодинаков (например, рынки развитых и развивающихся стран).

 

3.3. Продуктовый портфель, стратегия маркетинга на разных этапах ЖЦТ

При определении товарной политики надо учитывать, что один и тот же продукт на разных рынках может находиться на различных стадиях жизненного цикла.

Большинство компаний продает разнообразные продукты. Для каждой из них желательно, чтобы эти продукты находились на разных стадиях жизненного цикла. Когда торговля одним продуктом осуществляется плохо и практически не приносит прибыли, торговля другим может идти хорошо, принося доход и способствуя процветанию компании.

На практике большинство компаний торгует несколькими продуктами на разных рынках. В этом случае часто используется понятие “продуктовый портфель”.

Под продуктовым портфелем понимается совокупность продуктов, выпускаемых организацией. Продуктовый портфель должен быть сбалансирован и включать продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла, что обеспечивает преемственность производственно-сбытовой деятельности организации, постоянное получение прибыли, снижает риск неполучения ожидаемой величины прибыли от реализации продуктов, находящихся на разных стадиях жизненного цикла.

Рассмотрим продуктовый портфель предприятия. Выпускающего три вида продукта.

В момент времени t (пунктир) первый продукт находится на стадии внедрения, второй - на стадии насыщения, третий - на стадии резкого спада..

Доход от продаж третьего продукта помог финансировать разработку второго продукта, в то время как доход от второго продукта помог разработке первого продукта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.