КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности маркетинга в некоммерческой сфере
Некоммерческого маркетинга Библиотека в системе На протяжении длительного периода экономическая наука подразделяла народное хозяйство на производственную и непроизводственную сферы, исходя из процессов создания, распределения и перераспределения национального дохода. К непроизводственной сфере относили культуру и искусство, науку и научное обслуживание, социальное обеспечение и т.д. Термин “непроизводственный” объясняли тем, что данная сфера не только не возмещает использованные средства, но и не производит имеющую самостоятельное движение продукцию. В настоящее время использование понятий “производственная и непроизводственная сфера” неактуально, что вызвано, прежде всего, пересмотром ряда экономических категорий. По мнению специалистов, любую сферу экономики можно считать производственной, так как она занимается созданием различного рода благ, материальных или нематериальных. Под производством материальных благ чаще всего подразумевается процесс создания товаров и услуг, ориентированный на получение прибыли, что обозначается специалистами как экономический эффект. Создание нематериальных благ, наоборот, направлено на благо общества, повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала каждого его члена; на рост уровня производительности в отраслях экономики и т.д. В связи с этим мерой результативности нематериальных благ, не связанных с получением прибыли, выступает социальный эффект. В разных областях некоммерческой деятельности социальный эффект проявляется по-разному. Как правило, это зависит от диверсификации направлений деятельности некоммерческих учреждений и разнообразия производимых ими нематериальных благ.
Производимые в некоммерческой сфере блага делятся на чистые общественные (всемирные научные достижения, культурное наследие человечества: литературные, музыкальные произведения и др.), смешанные общественные (услуги библиотек, музеев, галерей, а также услуги, которыми могут воспользоваться все потребители, но доступ к которым ограничен количеством мест, например обучение в общеобразовательных школах и др.) и частные (продукция, услуги, производство и потребление которых характеризуется наличием конкурентности и исключаемости, например, платные библиотечные, образовательные услуги, экскурсии, спектакли и т.д.) [16]. Общественные блага обладают двумя отличительными свойствами. Во-первых, это неисключаемость, т.е. невозможность воспрепятствовать потреблению блага. Во-вторых, это неконкурентность, т.е. отсутствие соперничества в потреблении блага. Если получение выгод от потребления частных благ, к которым относится большинство товаров и услуг, одним покупателем делает невозможным получение таких же выгод другим покупателем, то использование общественного блага одним потребителем содержит в себе возможность получения от подобного блага таких же выгод всеми другими потребителями и не требует дополнительных издержек для потребления блага. Это ограничивает возможность введения рыночной платы за пользование общественными благами. Производство общественных благ сопровождается внешними эффектами, которые заключаются в появлении издержек или выгод, не учтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц, не участвующих в рыночной сделке. Рыночные отношения не могут не только компенсировать такие издержки, но и выявить их существование. Например, внешний эффект от библиотечной деятельности проявляется в повышении уровня образованности населения или социальной стабильности. Этот эффект присутствует в различных отраслях материального производства и способствует квалифицированному выполнению рабочих обязанностей или созданию комфортного социально-психологического климата. Но внешний эффект от деятельности библиотек, конечно, не улавливается рынком, а рыночные отношения не создают стимулов и не предлагают механизмов его компенсации. Нивелирование этого процесса и формирование целесообразных пропорций в развитии сфер общественного производства нуждаются в целенаправленном государственном регулировании.
В некоммерческой сфере государственное регулирование преобладает при производстве чистых и смешанных общественных благ. Оно осуществляется в различных формах. Например, в форме субсидирования производителей услуг, которое имеет целью расширить сферу обслуживания, т.е. оказать финансовую поддержку некоммерческим учреждениям. Источником такого субсидирования является государственный или местный бюджет, а также различные целевые программы республиканского, регионального, областного уровней. Кроме того, финансирование производства общественных благ может осуществляться самой некоммерческой сферой за счет привлечения средств спонсоров, меценатов и иных заинтересованных лиц, т.е. общественных физических или юридических лиц. Понятно, что регулирующее влияние государства в развитии некоммерческой сферы имеет определенные пределы. Например, необходимость поддержания бесплатности и ограниченный объем инвестиционных источников могут привести к возникновению дефицита, нормированию и очередности в потреблении благ. Избежать этих недостатков позволяет производство частных благ. К ним в некоммерческой сфере относятся продукция и услуги, производство и потребление которых характеризуется наличием конкурентности и исключаемости. Это платные библиотечные услуги: базы данных, аудио- и видеопродукция, полнотекстовые компакт-диски и т.д. Для их производства вполне эффективной может быть частная форма собственности, являющаяся результатом внебюджетной деятельности некоммерческого учреждения.
Итак, миссия некоммерческих учреждений отражает важнейшие социальные задачи. Вместе с тем это обстоятельство не запрещает некоммерческим учреждениям заниматься коммерческими направлениями работы на основе особенностей рынка некоммерческой сферы. На данные особенности некоммерческих учреждений обратили внимание американские специалисты – С.Леви и Ф.Котлер. Именно они в 1960-е гг. высказали тезис о том, что некоммерческие организации, так же, как и коммерческие, испытывают потребность в организации процессов обмена, но только некоммерческого. Некоммерческий обмен в некоммерческих учреждениях прежде всего ориентирован на распространение или изменение общественных установок. Например, некоммерческий обмен в библиотеке – это расширение читательской аудитории благодаря высокому уровню библиотечного обслуживания. Некоммерческим обменом можно считать созданную положительную репутацию библиотеки у местной администрации, которой библиотека помогает в решении социальных проблем (например, повышение культурного и образовательного уровня населения и т.д.). Таким образом, библиотека “обменивает” свои услуги на предоставление возможности функционировать в надежных и стабильных условиях. Высказанный С.Леви и Ф.Котлером тезис положил начало разработке основ некоммерческого маркетинга как институционального, или маркетинга организаций. Маркетинг организаций определяется Ф.Котлером как деятельность, предпринимаемая в целях создания, поддержания или изменения позиций/поведения целевых аудиторий по отношению к конкретным организациям [8, с. 594]. Это работа с общественным мнением. Организация общественного мнения – управленческая функция, в рамках которой осуществляются оценка отношения общественности к некоммерческому учреждению, соотнесение принципов и приемов его деятельности с общественными интересами, планирование и проведение в жизнь программы действий, рассчитанных на завоевание понимания и положительное восприятие со стороны общественности.
Для современных некоммерческих учреждений работа по формированию общественного мнения составляет важную задачу. Престиж некоммерческих учреждений, их известность открывают многие дополнительные возможности для развития. Как это ни парадоксально, но не “бедные” с точки зрения материально-технической базы и ассортимента предоставляемых продукции и/или услуг, а “богатые”, активно и плодотворно работающие некоммерческие учреждения имеют реальные перспективы на благотворительную помощь, спонсорскую поддержку и патронат. Благотворительность – это осуществляемая меценатами добровольная поддержка, которая исходит из различных соображений: альтруизма, благодарности за долголетнее плодотворное сотрудничество, социальной ответственности. К базовым видам помощи, которые оказываются некоммерческим учреждениям в рамках благотворительности, относятся: – безвозмездная передача материальных ценностей и имущественных прав (дары, пожертвования), которая носит, как правило, разовый характер и реализуется в форме субсидий, дотаций (доплат); – предоставление на конкурсной основе невозвратных целевых финансовых средств (грантов); – передача на льготных условиях объектов собственности (оборудования, интеллектуальной продукции); – публичные акции по сбору средств (благотворительные выставки, аукционы, концерты, издательские проекты, телемарафоны и радиомарафоны); – добровольный безвозмездный труд (волонтерство) и др. Спонсорство – это целевые субсидии, предоставляемые для достижения взаимовыгодного сотрудничества. Формами спонсорства, которые могут использоваться по отношению к некоммерческим учреждениям, выступают: – внесение страховых и иных платежей и взносов для социальной защиты персонала, включая оплату обучения и т.п.; – беспроцентные ссуды (кредиты) с последующим частичным или полным погашением внесенных сумм; – выплата разовых гонораров сторонним специалистам (консультантам, лекторам и др.); – оплата конкретных счетов; – предоставление в постоянное или временное пользование необходимого имущества и оборудования и др. Патронат представляет собой финансовое или организационное покровительство, осуществляемое на долговременной основе. Наиболее распространенной его формой является организация обществ или клубов любителей, друзей учреждения и других общественных образований, ориентированных на некоммерческое партнерство. Таким образом, при планомерной целенаправленной работе с ресурсными донорами некоммерческие учреждения могут выстраивать комплексную систему дополнительного обеспечения в разнообразных аспектах: кадровом, материально-техническом, финансовом и др. В маркетинге данная система носит название фандрейзинга. В широком смысле термином “фандрейзинг” (от англ. fundraising – “увеличение средств”, “сбор средств”) обозначается система целенаправленных действий по выявлению и привлечению внебюджетной ресурсной помощи в целях претворения в жизнь социально значимых проектов и поддержания общественно полезных начинаний. По мнению Ф.Котлера, широкие перспективы открываются в некоммерческом учреждении для маркетинга идей, которыйнаправлен на изменение отношения общественности к различным социальным явлениям (например таким, как снижение уровня курения, прекращение потребления наркотиков, защита окружающей среды и т.п.), выработку и продвижение различных идей. С точки зрения ученого, это социальный маркетинг. Цель такого маркетинга состоит в восприятии целевой группой (или целевыми группами) общественной идеи, движения или практики. Согласно Ф.Котлеру, объектом маркетинга в некоммерческом учреждении могут быть отдельные лица. Под маркетингом отдельных лиц, или персональным маркетингом, понимается деятельность, предпринимаемая в целях создания, поддержания или изменения позиций и/или поведения по отношению к конкретным лицам. Как правило, персональный маркетинг касается руководителей некоммерческих учреждений и направлен на улучшение взаимодействия с вышестоящими административными и финансовыми органами. В определенной мере, хотя и в ограниченных рамках, в некоммерческих учреждениях, с точки зрения Ф.Котлера, может применяться маркетинг мест, рассматриваемый как деятельность, предпринимаемая в целях создания, поддержания или изменения отношений и/или поведения, касающихся конкретных мест [8, с. 594]. Такого рода маркетинг может использоваться в некоммерческих учреждениях, расположенных в исторических зданиях, для привлечения большого количества посетителей, воспитания в них уважения к данному объекту, а также развития системы фандрейзинга. Помимо перечисленных объектов маркетинга в некоммерческих учреждениях Ф.Котлер предложил и маркетинг услуг. Такого рода маркетинг осуществляется в качестве сопутствующей деятельности в комплексе с маркетингом потребительских товаров или средств производства. Выделяя перечисленные направления маркетинга в некоммерческих учреждениях, Ф.Котлер подчеркивал, что основная задача так называемого некоммерческого маркетинга – достижение баланса трех факторов: потребностей клиентов, общественных интересов, экономической обоснованности [8, с. 590–592]. Следовательно, некоммерческий маркетинг – это маркетинг, осуществляемый учреждениями и отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах или выступают за какую-либо идею, и получение финансовой прибыли не является приоритетным направлением. Основными принципами некоммерческого маркетинга являются удовлетворение социально значимых потребностей общества; отсутствие стремления к обязательной финансовой выгоде; комплексный подход к изучению нужд и потребностей клиентов и выработке предложений по их удовлетворению; наличие постоянно действующей обратной связи с потребителями; обязательная нацеленность на создание и сохранение позитивного имиджа некоммерческого учреждения. Специфика некоммерческого маркетинга может быть отражена в следующих основных проявлениях его сущности: – потребители в некоммерческом маркетинге – это социальные слои, группы населения; – цели – соответствие нуждам и ожиданиям социальных групп населения; – продукция – услуги, идеи, приоритеты, относящиеся к общественным, коллективным благам; – характер отношений не вполне рыночный, обмен опосредован; – источник существования и развития – налоги, льготы, взносы, сборы, пожертвования; – ресурсы строго ограничены и контролируются общественностью; – эффективность определяется степенью достижения максимально благоприятных социальных результатов (включая широкий социальный внешний эффект) при фиксированной величине ресурсного обеспечения. Таким образом, некоммерческая сфера предоставляет населению различные общественные блага, потребление которых приводит к таким положительным макроэкономическим результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества. Кроме этого, некоммерческие учреждения, осуществляя производство нематериальных благ, способствуют росту производительности труда в материальном производстве. Однако в отличие от прибыльных учреждений некоммерческие учреждения не могут покрывать свои затраты из доходов от реализации продукции и/или услуг и должны привлекать необходимые средства за счет пожертвований, грантов, социальных заказов и др., обеспечивая непрерывное поступление средств. Компромисса можно достичь путем использования в практике работы некоммерческих учреждений приемов некоммерческого маркетинга. Значительную часть некоммерческих учреждений в Республике Беларусь составляют библиотеки.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |