Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес-планирование




Бизнес-планирование – вид планирования, направленный на привлечение финансирования со стороны инвестора (фи­нан­сово-кредитных учреждений, компаний, государства) для реализации проекта/программы, организации или развития новых направлений деятельности библиотеки.

Библиотеки используют бизнес-планирование для разви­тия основного и предпринимательского направлений деятель­нос­ти. Так, библиотека осуществляет бизнес-планирование для разработки новой интеллектуальной продукции, привле­че­ния новых пользователей и т.д.

Неотъемлемой частью бизнес-планирования является со­став­ление бизнес-плана.

Бизнес-план – это документ, описывающий будущий про­ект библиотеки, определяющий проблемы, которые могут воз­никнуть, и способы их решения. В состав данного доку­мен­та может входить подробное описание мероприятий биб­лио­теки по активизации продвижения к пользователям пред­ла­гаемых услуг, установлению деловых соглашений со спон­со­рами, представителями общественности и т.д.

Бизнес-план позволяет решить следующие задачи: произ­вес­­ти оценку организационно-экономического состояния биб­­лио­теки; определить потенциальные возможности биб­лио­теки на основе анализа макро- и микросреды; проанализи­ровать финансовую привлекательность проекта.

Бизнес-план имеет два основных направления – внутреннее и внешнее.

Внутреннее предусматривает подготовку программы реа­ли­зации проекта с оценкой результатов на каждом этапе его реализации. Внешнее направлено на информирование внеш­не­го инвестора и других заинтересованных лиц об организа­цион­но-экономических, финансовых и прочих преимуще­ствах проекта.

Бизнес-план может носить характер текущего (1 год) или перспективного (на 3-5 лет) плана. Он должен поддаваться корректировке в связи с рыночными изменениями.

Объем бизнес-плана зависит от масштабов деятельности библиотеки, а также от конкретных целей и задач. В про­фес­сио­нальной печати встречаются различные виды бизнес-пла­на, в основном ориентируемые на коммерческие учреждения. Однако по методике составления бизнес-план библиотеки несущественно отличается от аналогичного документа ком­мер­ческих структур, но имеет свою специфику. Существуют следующие виды бизнес-плана: бизнес-план для себя; для получения кредита; для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером; для заключения крупного контракта; для привлечения новых сотрудников; для объединения с другим учреждением; для реорганизации учреждения (структурной единицы) и/или оптимизирования деятельности и др.

Бизнес-план имеет следующую структуру:титульный лист; вводная часть (аннотация); описание учреждения и отрас­ли; цели и задачи проекта; маркетинговый план; про­из­вод­ственный план; финансовый план; заключение; при­ложе­ния.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором представлены исходные реквизиты предлагаемого проекта: наз­вание и адрес библиотеки – инициатора проекта, фами­лии, имена его авторов, наименование проекта, время и место разработки. Эти реквизиты важны для потенциальных участ­ни­ков реализации проекта: финансово-кредитных учрежде­ний, спонсоров, партнеров и др.

Как правило, бизнес-план включает вводную часть (анно­та­ция). Ее цель – информирование заинтересованных лиц об основных положениях предлагаемого проекта, его целях, уни­кальности, объемах требуемого финансирования.

Разделы бизнес-плана Описание учреждения и отрасли и Це­ли и задачи проекта тесно связаны между собой, посколь­ку дают характеристику самой библиотеки (организационно-правовая форма, направления деятельности, результаты рабо­ты и др.) и отрасли (библиотечное дело, смежные под­от­рас­ли) в целом, а также продуктов и/или услуг, которые планируются к внедрению. В данных разделах бизнес-плана подробно описываются суть и цель проекта, его задачи.

Маркетинговый план предполагает оценку рыночных воз­мож­ностей библиотеки и состоит из нескольких частей. В пер­вой части дается описание структуры рынка. С этой целью библиотеке необходимо определить, существует ли на рынке выбранной продукции ниша, которую можно занять с помощью реализации проекта. Для этого нужно произвести оценку потенциальных конкурентов, определить соответ­ствие данной продукции запросам пользователей по следую­щим параметрам: цена (доступность), дизайн, номенклатура продукции, распространение, реклама и др.

Библиотеке также требуется информация о потенциальных пользователях данной продукции, которая позволит опреде­лить сегменты рынка для реализации предлагаемого проекта.

Анализ рынка позволит дать оценку потенциальной ем­кос­ти выбранных сегментов, определить спрос на предлагаемую продукцию с учетом влияния различных факторов (сезонных, экономических, демографических, социально-культурных и др.).

В маркетинговом плане рассматриваются также вопросы, связанные с разработкой ценовой политики, каналами сбыта продукции, ее рекламы и продвижения на рынке.

Следующим разделом бизнес-плана является Производ­ствен­ный план. Его основная задача – показать производ­ствен­но-технические возможности библиотеки по выпуску пла­нируемой продукции, выполнению работ, услуг на надле­жа­щем уровне качества, в нужные сроки и необходимом ко­ли­честве. Здесь же рассматриваются все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персо­налом.

Завершать производственный план должна оценка воз­мож­но­го уровня издержек производства и их динамики в пер­спек­тиве.

Для вновь организуемых либо реорганизуемых учреж­де­ний важен организационно-правовой раздел производ­ствен­но­го плана, поскольку именно в нем закладываются основ­ные правовые аспекты функционирования учреждения – опре­деляется организационно-правовая форма, состав учре­ди­телей и т.д. Кроме того, разрабатываются организационная структура управления, должностные инструкции, системы оплаты труда и контроля за результатами работы.

Финансовый план основывается на данных предыдущих разделов. Исходя из маркетингового плана определяется прогнозируемая прибыль от реализации продукции (как правило, на первые три года); на основе производственного плана рассчитываются затраты библиотеки.

Финансовый план включает также баланс денежных рас­ходов и поступлений (отчет о движении денежных средств), позволяющий определить общую сумму необходимых для реализации денежных средств с разбивкой их по конкретным этапам реализации проекта. Большое значение для инвестора имеют также сроки окупаемости проекта, показатели рен­та­бельности.

На основе результатов расчетов в финансовом плане про­во­дится оценка финансовых ресурсов, необходимых для реа­ли­зации проекта, и определяются уже имеющиеся ресурсы.

В разделе Заключение обобщаются выводы по каждому из разделов бизнес-плана. Более подробно (чем в вводной части) приводятся данные о предлагаемом проекте.

Среди приложений, которые чаще встречаются при раз­ра­бот­ке бизнес-планов, выделяются копии лицензий и кон­трак­тов, прайс-листы поставщиков ресурсов; прейскуранты на аналогичную продукцию других библиотек и др.

Таким образом, с помощью бизнес-плана можно осуще­­ствлять рациональное управление библиотечной деятель­но­стью, наиболее оперативно реагировать на изменяющиеся запросы рынка, потребности пользователей библиотеки.

Вопросы и задания

1. В чем сущность и значение стратегического планиро­ва­ния библиотеки?

2. Опишите структуру стратегического плана библиотеки.

3. На основе изучения источников перечислите и рас­крой­те основные элементы комплекса маркетинга на современном этапе? При подготовке используйте литературу [9].

4. Какие задачи позволяет решить бизнес-планирование?

5. Назовите и охарактеризуйте основные структурные эле­мен­ты бизнес-плана.

Литература

1. Ильяева, И.А. Стратегическое управление библиотекой: учеб.-метод. пособие / И.А.Ильяева, В.Н.Маркова. – М.: КНОРУС, 2008. – С. 25–78.

2. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю.Кача­но­ва; науч. ред. В.А.Минкина; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2003. – 318с. - (Сер. “Библиотека”).

3. Котлер, Филипп. Основы маркетинга: краткий курс; пер. с англ. / Филипп Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – С. 523–550.

4. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библио­теч­ной деятельности: учеб. пособие / Г.Б.Паршукова / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – С. 56–67.

5. Переверзева, Ю.А. Функциональные особенности биб­лио­течного фандрейзинга: теоретико-методический аспект / Ю.А.Пе­реверзева // Библиотеки в информационном про­стран­стве: синтез традиций и инноваций: сб. науч. ст. / На­цио­нальная академия наук Беларуси, ЦНБ им. Я.Коласа; ред­кол.: Л.А.Авгуль [и др.]. – Мн.: Красико-Принт, 2007.– С. 21–24.

6. Ракавецкая, Л.І. Маркетынг у публічнай бібліятэцы / Л.І.Ракавецкая // Бібліятэчны свет. – 1997. – № 3. – С. 3–5.

7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Мин­кина. – СПб.: Профессия, 2004. – С. 287–290.

8. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: учеб.-практ. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2000. – С. 119–146.

9. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 65–71. – (Сер. “Библиотекарь и время. ХХI век”).

10. Управление библиотекой: учеб.-практ. пособие / А.С.Аверья­нов [и др.]. – СПб.: Профессия, 2002. – С. 50–68, 104–141. – (Сер. “Библиотека”).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.