КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стимулирование сбыта продукции и услуг библиотеки
Персональная продажа.
Персональная продажа как одна из составных частей комплекса коммуникаций призвана обеспечить формирование благоприятных представлений о библиотеке и побудить пользователей к использованию ее ресурсов и услуг. В широком понимании персональная продажа базируется на понятии “индивидуальная работа с читателем”, “индивидуальное обслуживание” и осуществляется путем непосредственного контакта библиотекаря с пользователем. В ее основе находится индивидуальная устная презентация продуктов/услуг библиотеки. Благодаря квалифицированной работе библиотекаря отдела обслуживания устная презентация может быть наиболее эффективной формой продвижения библиотечно-библиографической продукции. Для этого необходимо прежде всего правильно определить компетенцию работника, учитывать рынок и целевую аудиторию, иметь личные контакты. Следует также продумать план практической реализации мероприятий персональной продажи. При его разработке обычно персональную продажу рассматривают как непрерывный процесс, включающий следующие этапы: установление целевой аудитории; подготовку к контакту и завоевание расположения целевой аудитории; представление продукции библиотеки; сбыт продукции библиотеки; послесбытовые контакты с пользователем. Кроме прямых контактов с потенциальными пользователями библиотекари практикуют сообщение индивидуальной информации по телефону, а также индивидуальную рассылку проспектов и памяток о библиотеке, ее ресурсах, услугах, приглашений на мероприятия и др. Как правило, такие сведения адресуются конкретным организациям, лицам и раскрывают возможности библиотеки в предоставлении профильной информации.
В узком понимании персональная продажа – это особые условия льготного предоставления библиотечно-библиографических услуг отдельным категориям граждан (инвалидам, сиротам, детям, студентам, пенсионерам и т.п.), которые для остальных категорий являются платными. К персональным продажам в библиотеке можно также отнести и обучение читателей пользованием услугами, особенно теми, которые предоставляются в компьютерном режиме (например, Интернет, автоматизированные информационно-поисковые системы и т.п.). Еще одним направлением продвижения услуг в библиотеке является стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта в отличие от рекламы воздействует на поведение потенциального пользователя за очень короткое время и ставит целью увеличение объема использования ресурсов и услуг библиотеки, предлагая льготы, чаще всего не связанные с качеством услуги или какими-то ее характеристиками. Чтобы обеспечить на должном уровне сбыт продуктов и услуг, библиотеке необходимо продумать мероприятия по стимулированию сбыта. С учетом этого обычно выделяют следующие этапы сбытовой кампании: – постановка задач стимулирования сбыта (например, формирование и создание условий спроса на определенную услугу или создание и закрепление образа предлагаемой услуги в сознании пользователей и др.); – определение приемов стимулирования; – разработка мероприятий стимулирования сбыта; – оценка результатов. Приемы содействия увеличению объема потребления услуг можно объединить в следующие группы: – снижение цен (предложения на льготных условиях, скидки); – игры (библиотечные конкурсы, лотереи и поощрение победителей); – образцы (демонстрация информационной продукции библиотеки, презентация интелектуальной продукции, сувенирная продукция);
– введение дополнительных сервисных услуг при использовании основных библиотечно-библиографических ресурсов и услуг (доставка литературы на дом или по месту работы пользователя, выдача литературы из фонда читального зала на дом и др.). В качестве показателя эффективности стимулирования сбыта рассматривается рост объема использования соответствующей библиотечно-библиографической продукции, который был обеспечен за время сбытовой кампании. Безусловно, значение маркетинговых коммуникаций библиотеки постоянно возрастает. Между тем, как бы хорошо ни была организована работа по продвижению, в основе успеха библиотеки лежит качество самой продукции. В связи с этим библиотекарям важно знать информационные потребности своих пользователей, постоянно совершенствовать свою деятельности, расширять номенклатуру продуктов/услуг, внедрять сервисные услуги, повышающие комфортность обслуживания (копирование, доставка на рабочее место, в том числе с использованием сетей связи и др.). И тогда средством продвижения продукции библиотеки, не требующим дополнительных финансовых затрат, станут рекомендации самих пользователей библиотеки.
Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте значение каждого инструмента системы маркетинговой коммуникации библиотеки (реклама, паблик рилейшнз (связи с общественностью), персональная продажа и стимулирование сбыта). Выскажите свое мнение насчет их развития в библиотеках республики? 2. Сформулируйте основные этапы осуществления рекламной деятельности библиотеки. 3. Какими показателями определяется эффективность рекламной деятельности библиотеки? 4. Охарактеризуйте основные этапы подготовки и проведения пиар-кампании библиотеки. 5. В чем специфика персональной продажи в библиотеке? 6. Какие приемы стимулирования сбыта в библиотеке вам известны? Приведите примеры из практики деятельности библиотек Беларуси.
Литература 1. Библиотечное дело: терминологический словарь / Рос. гос. б-ка. – М., 1997. – С. 85. 2. Дзямешка, Л.А. Абслугоўванне карыстальнікаў бібліятэк: вучэб. дапам. / Л.А.Дзямешка, С.А.Паўлава. – Мн.: Бел. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў, 2007. – С. 62–66.
3. Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: учеб. пособие / В.К.Клюев, Е.М.Ястребова. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 68–91. 4. Национальная библиотека Беларуси: новое здание – новая концепция развития / Национальная библиотека Беларуси; науч. рук. Р.С.Мотульский. – Мн., 2007. – С. 205–206. 5. Паршукова, Г.Б. Маркетинговые основания в библиотечной деятельности: учеб. пособие / Г.Б.Паршукова / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – С. 67–79. 6. “Поставьте всех в известность о себе”: аналитические материалы о работе библиотек области по развитию связей с общественностью / учреждение “Гомельская областная универсальная библиотека им. В.И.Ленина”; отдел библиотековедения. – Гомель, 2008. – 15 с. 7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Минкина. – СПб.: Профессия, 2004. – 448 с. 8. Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. – М.: Либерея, 2004. – Вып. 9. – С. 115–139. - (Сер. “Библиотекарь и время. XXI век”).
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |