Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная защита женщин




Правовые нормы охраны здоровья женщин-матерей. В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Кодексе за­конов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ):

- запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда;

- установление предельных норм переноса и передвижения тя­жестей (ст. 160);

- ограничение труда женщин в ночное время (ст. 161);

- установление облегченных условий труда беременных жен­щин (запрещение ночных, сверхурочных работ, командировок, перевод на более легкую работу — ст. 161, 162, 163, 164).

На создание женщинам-матерям условий, позволяющих соче­тать труд в общественном производстве с воспитанием детей, на­правлены следуюшие нормы:- запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 162);

- подобного рода работы ограшхчиваются в отношении жен­щин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст. 163);

- по желанию женщины (равно как и любого другого родствен­ника), находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или на долгу с сохранением права на получение пособия в период частично оп­лачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст. 167);

- перерывы для кормления ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет, включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст. 169);

- на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей (ст. 172);

- по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях про­изводится пропорционально отработанному времени или в зави­симости от выработки. Подобный режим труда не влечет каких-либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительно­сти отпуска (ст. 49);

- женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые га­рантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказы­вать им в приеме на работу и снижать заработную плату по моти­вам, связанным с наличием детей; их увольнение по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвида­ции предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством (ст. 170).

Закон Российской Федерации «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям с несовершеннолетними детьми, женщинам, воспитывающим детей дошкольного воз­раста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дополнительные ра­бочие места, организация по обучению специальным програм­мам и т.д. — ст. 13).

Постановление Министерства труда о занятости населения Российской Федерации. «Временное положение о порядке квоти­рования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и органи­зациях для лиц, нуждающихся в социальной защите» от 11 мая 1992 г. № 216 предусматривает следующие квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в сопиальной защите, испытывающих трудности в поиске работы (одинокие, многодетные матери, с детьми дошкольного возраста, с детьми-инвалидами).

Женщины в нашей стране имеют право на льготы:

- в связи с беременностью, родами, кормлением ребенка и это не только «декретный отпуск», но и права женщины в вопросах планирования семьи;

- обусловленные необходимостью ухода за детьми и их воспи­тания.

Женщины имеют право на искусственное оплодотворение, ис­кусственное прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в Основах зако­нодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственное оп­лодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможна при наличии письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок будет считаться их общим (ст. 35). Каждая жен­щина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве (ст. 36).

Отец имеет право на больничный лист по уходу за ребенком, частично оплачиваемый отпуск по уходу до достижения ребенком 1,5 лет. Дополнительный отпуск до 3 лет может быть использован частично или полностью матерью, отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, что включается в общий и непрерыв­ный стаж

Однако предпринятых шагов сегодня, в переходный период экономики России, недостаточно. Необходим комплекс мер госу­дарственной политики по поддержанию и регулированию занято­сти женщин:

- определение их приоритетов в экономической политике (преимущество в инвестициях, налоговые, кредитные льготы и

т.д.);

- увеличение женской занятости в малом бизнесе;

- повышение конкурентоспособности женской рабочей силы в результате пп-фоко развитого обучения, переподготовки, эконо­мической поддержки различных форм занятости с неполным ра­бочим временем;

- переход к новым формам занятости в связи с развитием в России малого предпринимательства и самозанятости, включая семейные предприятия;

- развитие женского предпринимательства, необходимость го­сударственной политики по поддержке малого бизнеса (и жен­ского тоже);

- введение специального раздела федеральных программ под­держки малого предпринимательства, занятости с участием в них женщин;- оргагагзаттия обучения женшин основам предпринимательства;

- финансовая поддержка, дешевые кредиты, низкие налоги, доступные помещения, земля;

- активизация отечественного каттитала в малое предприятие;

- открытие бесплатных счетов и обслуживание фирм с малыми оборотами и большими перерывами в поступлениях.

Законодательство об искоренении насилия в отношении женщин. Вопрос о насилии над женщинами был рассмотрен на Всемир­ной конференции по правам человека в июне 1993 г., затем в декларации Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. «Об искоренении насилия в отношении женщин», которая призывает все страны бороться с этим явлением. В нашей стране это учтено уголовным правом (например, при притязании начальника по службе). Предусмотрена уголовная ответственность за такие пре­ступления, как содержание притонов и сводничество, принужде­ние к занятию проституцией. Должны быть разработаны и приня­ты новые акты уголовного и административного законодательства об искоренении насилия над женщинами и детьми в семье.

Кризисный центр для женщин. Целью создания кризисных цен­тров является оказание психологической, юридической, педаго­гической, социальной и другой помощи женщинам, находящим­ся в кризисном и опасном для физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.

Насилие в семье это многогранное социальное явление, про­являющееся в различных формах, нередко во взаимодействиях и взаимосвязях.

Формы насилия над личностью: физическое, сексуальное, эко­номическое, морально-психологическое, прштуждение к потреб­лению алкоголя, наркотиков, угрозы, шантаж

Категории женщин, которым должны оказываться социальные услуги в кризисном центре:

- подвергшиеся психофизическому насилию;

- потерявшие родных и близких;

- вдовы;

- женщины, имеющие детей-инвалидов;

- одинокие матери с несовершеннолетними детьми;

- беременные, в том числе несовершеннолетние;

- одинокие женщины из неполных семей;

- женщины, находящиеся в предразводной и послеразводной сгпуации;

- женщины, находящиеся в конфликте с семьей;

- женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

- самостоятельно гфоживающие выпускницы детских домов и интернатов;

- девочки-подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситу-аттии.Центрами оказываются сопиальные услуги трех уровней.

Первый уровень-- непосредственный контакт с пациен­том на приеме. Первичный контакт нацелен на то, чтобы снять психологическое напряжение женщины, которое было поводом для обращения в центр. При этом задача социального работника выслушать пациентку, понять ее проблему, поддержать, опреде­лить вид реальной помощи, направить на консультацию.

Основные причины, по которым женщина обращается в центр: отчаяние при сложной ситуации в семье; угроза потери работы; длительная безработица; болезнь или смерть близких; чувство оди­ночества; желание получить совет в связи с возникшей жизнен­ной проблемой; ситуация насилия или угроза насилием.

Второй уровень — организация консультаций.

Главные виды консультаций:

- психотерапевтическая (немедикаментозная форма помощи в случае депрессии, страхов, возбуждения);

- юридическая — консультация по текущему законодательству в области прав и гарантий женщинам и детям, в том числе по вопросам брака, развода, получения алиментов, пособий, льгот, защита пенсионеров;

- экономическая — связана с трудоустройством, переквалифи­кацией, изменением вида деятельности с целью организацш-i биз­неса, семейного предприятия, надомного труда;

- жилищная аспекты, проблемы жилгпцной обеспеченно­сти, обостряющиеся при разводе, приватизации жилья, отделе­нии детей;

- медицинская — чаще всего связана с гинекологической по­мощью, по планированию семьи или в случае бесплодия;

- социально-психологическая — прояснение возникшей жиз­ненной ситуации, прежде всего для самой женщины.

Третий уровень — это различного рода реабилитацион­ные центры; кабинет психотерапевтической помощи; краткосроч­ные курсы для изменения профессиональной подготовки или вида деятельности; создание убежища для женщин, которые не могут решить свою проблему, оставаясь в семье.

Цель деятельности центра — оказание психологической, юри­дической, социальной и других видов помощи женщинам, нахо­дящимся в кризисном и опасном для физического и психическо­го здоровья состоянии.

Задачи деятельности центра — создание необходимых условий для обеспечения максимально полной сощгально-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье, привлечение раз­личных государственных органов и общественных объединешш к решению вопросов социальной помощи женщинам, оказавшим­ся в трудной жизненной ситуацш-i и координация их деятельно­сти в этом направлении.Деятельность пентра направлена на:

- выявление совместно с государственными органами и обще­ственными объединениями (учреждения образования, здравоох­ранения, внутренних дел, комитеты по делам несовершеннолет­них, по делам молодежи, органов занятости, миграции, обще­ство Красного Креста, общество инвалидов) женщин, остро нуж­дающихся в незамедлительной социальной защите и помощи;

- предоставление клиентам необходимых социальных услуг ра­зового или постоянного характера;

- поддержку женщин в решении проблем мобилизации их соб­ственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению сложных жизненных ситуаций;

- социальный патронаж женщин, предоставление временного приюта;

- повышение стрессоустогтчивости и психологической культу­ры населения;

- помощь женщинам по созданию в семье атмосферы взаимо­понимания и взаимного уважения, благоприятного микроклима­та, преодолению конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем состоит сущность женского вопроса?

2. Что представляет собой равноправие мужчин и женщин?

3. Осветите историю женского вопроса.

4. Каково состояние женского движения в настоящее время?

5. Охарактеризуйте социальный статус женщины, его изменение в связи с перестройкой.

6. В чем состоит роль женщины в экономике?

7. Какова взаимосвязь женщины и политики?

8. В чем состоит социальная защита женщин?

9. Назовите основные положения Кодекса законов о труде (КЗОТ РФ) по охране здоровья женшины-матери.

10. Назовите основные льготы женщин.

11. В чем состоят основные приоритеты экономической политики по поддержанию и регулированию занятости женщин?

12. Каковы пути искоренения насилия в отношении женщин?

13. Охарактеризуйте работу кризисного центра для женщин.

1. 2. СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Семья — это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов. 1.2.1. Сущность семьи Определение семьи.

Существует несколько определений семьи.

Семья — это группа живущих вместе близких родственников (сло­варь русского языка С. И. Ожегова).

Это малая социальная группа, связанная брачными или родствен­ными взаимоотношениями (супружество, родительство, родство); общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью; взаимными правами и обя­занностями по отношению друг к другу.

Семья — это социокультурная система, состоящая из взросло­го человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоциональ­но и физически и объединенная во времени, пространстве и экономи­чески.

Таким образом, семья — это сложное социальное, комплекс­ное, многофункциональное понятие, форма жизнедеятельности людей, обусловленная существующими общественно-экономиче­скими и юридическими нормами. Это система, имеющая опреде­ленную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функ­ций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в по­вседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гу­манный и антигуманный смысл происходящих в обществе про­цессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процес­сы. Как часть общества семья создавалась, видоизменялась и раз­вивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизвод­ство населения), экономическая, социальная, культурная и др.

Общество и государство заинтересованы в благополучии се­мьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Но семья имеет и свою автономную сущность, которая в поло­жительном смысле транслирует традиции, обычаи фундаменталь­ных ценностей человечества от поколения к поколению. В ней за­ключен мощный потенциал воздействия на процессы обществен­ного развития, воспроизводство рабочей силы, становления граж­данских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит росту напряженности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 6496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.