Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дезорганизация семьи




Неблагополучные семьи.

Семьи социального риска.

К этой категории относятся семьи, социальное функциони­рование которых затруднено. Это прежде всего семьи многодет­ные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или ро­дителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необ­ходимо включить также семьи, где родители уклоняются от упла­ты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; се­мьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрес­сивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или сту­денты; семьи с недееспособными родителями.

В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителя­ми, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.

К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внут­рисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации.

В основу классификации таких семей положен принцип нару­шения внутрисемейных отношений.

Конфликтная семья (до 60% распространения) — это семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений, где есть разводящиеся, разведенные родители, живущие под одной кры­шей, где часты семейные скандалы и т.д.

Аморальная семья — криминальная группа, где нарушаются права ребенка, что согласно Конвенции о правах ребенка, включает:

- жестокое обращение, физическое, сексуальное насилие (см. жестокое обращение с детьми), вовлечение детей в криминаль­ную деятельность родителей, в употребление алкоголя, наркоти­ков;

- невыполнение родителями обязанностей по жизнеобеспече­нию ребенка (питание, лечение) при наличии в семье условий для их выполнения;

- торговля детьми или передача их третьим лицам с любой целью.

Две следующие категории семей объединяют дефекты воспи­тания в семье: педагогически несостоятельная семья — с низким уровнем об­щей и отсутствием психолого-педагогической культуры; нежела­нием эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраива­нием ребенка на неприятие им социальных норм, социальной морали, нравственности;

асоциальная семья, где с рождения дети воспитываются в обста­новке пренебрежения к общепринятым нормам, воспринимают навыки противоправного и девиантного поведения, что приводит к бродяжничеству, хулиганству, пьянству, наркомании и т.д.

Дезорганизация семьи — невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры.

Известный американский социолог У.Дж.Гуд определил се­мейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нару­шение структуры социальных ролей, когда один или более чле­нов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

Главные формы семейной дезорганизации по У. Дж. Гуду:

- неполная семейная группа, незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные отец-мать никогда не выполняли своих функций;

- распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов: аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид дли­тельное время находится вне дома, ссылаясь на работу;

- семья как «пустая оболочка», когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;

- семейный кризис, когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катас­трофы, войны, землетрясения, депрессии);

- внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невы­полнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоцио­нальной или физической патологии.

Факторы, скрепляющие семью:

- эмоциональная близость;

- физическая близость;

- совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и вос­питание детей;

- юридическая фиксация брака;

- духовная близость и освещение брака церковью. Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка». Она

отмечается у 60 % всех семей, когда сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физиче­ской, ни эмоциональной близости.

Другой тип семейной дезорганизации описан выше при нару­шении семьей ее воспитательного потенциала (см. функции семьи).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 5610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.