Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования потребителей к товару на мировом рынке и международная конкурентоспособность товара 2 страница





184 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура

группировок с третьими странами но специальным соглашениям, преду­сматривающим участникам экономические льготы. Эти цены также не могут определяться как мировые и не могут служить справочными для не­связанных коммерческих контрактов и соглашений.

Такая классификация товарных рынков позволяет более избира­тельно подходить к анализу особенностей каждого отдельного мирово­го рынка и углубить характер дальнейшего исследования конкретного товарного рынка исходя из специфических особенностей самого това­ра, характера его производства и конечного использования, организа­ционной структуры сбыта и территориальной принадлежности.

2. Понятие экономической и рыночной конъюнктуры и ее место

в маркетинговых исследованиях

Исследование конъюнктуры мировых товарных рынков направле­но на осуществление обоснованного анализа и прогноза положения, складывающегося на том или ином товарном рынке на определенный момент или за определенный период времени.

Изучение конъюнктуры рынка составляет неотъемлемую часть ра­боты служб маркетинга. В зарубежной литературе, посвященной во­просам маркетинговых исследований (marketing research), в качестве их основных объектов используются понятия маркетинговой среды (marketing environment, market area) и изучения рынка (market research), что включает в себя прежде всего вопросы исследования экономиче­ской конъюнктуры, включая общехозяйственную и рыночную.

Понятие «конъюнктура» (лат. — congungo, итал. — congiutura) в широком смысле означает совокупность условий, взятых в их взаим­ной связи, переходящую ситуацию, обстановку, положение вещей. В отечественной литературе понятие конъюнктуры применяется во всех случаях, когда речь идет о характеристике ситуации, складываю-шейся в международной экономической среде и на мировом рынке в данный момент или за относительно непродолжительный период вре­мени. При этом экономическая конъюнктура подразделяется на обще­хозяйственную и конъюнктуру товарных рынков (рис. 8.1).

Более долгосрочные исследования и прогнозы связаны со страте­гическим анализом и планированием рыночных действий в рамках стратегического международного маркетинга.

Исследование маркетинговой среды и исследование рынка пред­полагают анализ и прогноз различных экономических, демографиче­ских, социальных, притюдньгх, политических и других условий и об­стоятельств. Все они представляют собой конъюнктурообразующие


2. Понятие экономической и рыночной конъюнктуры 185

Экономическая конъюнктура


       
 
 
 
   
 



Общехозяйственная конъюнктура Конъюнктура товарных рынков

Изучение экономической маркетинговой среды


Рис 8,1. Содержание экономической конъюнктуры

факторы. Таким образом, исследование маркетинговой среды и иссле­дование рынка в рамках службы маркетинга тесно связаны с изучени­ем конъюнктуры рынка.

Начало систематического изучения хозяйственной и рыночной конъюнктуры б капиталистических странах относится к первым деся­тилетиям XX в. Сначала в США, затем в странах Западной Европы ста­ли возникать специальные частные конторы и государственные учреж­дения по изучению конъюнктуры: в США — Гарвардский институт и Комитет экономических исследований, в Англии — Лондонский и Кэмбриджский университеты, во Франции — Статистический ин­ститут Парижского университета, в Германии — Конъюнктурный институт при Государственном статистическом управлении,

Систематическое изучение конъюнктуры мирового хозяйства и мировых рынков в нашей стране было организовано в 20-х гг., когда в Москве был создан Конъюнктурный институт. Позднее изучение конъюнктуры было продолжено в Институте мирового хозяйства АН СССР и Институте монополии внешней торговли при Министерстве внешней торговли СССР. В настоящее время в России вопросами изу­чения конъюнктуры мировых товарных рынков занимаются Всерос­сийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (быв­ший Всесоюзный научно-исследовательский конъюнктурный инсти­тут (ВНИКИ) при МВЭС СССР); Институт мировой экономики и международных отношений РАН; Всероссийский научно-исследова­тельский институт конъюнктуры и спроса.

В современных условиях практически все крупные компании име­ют собственные конъюнктурные службы, которые следят за развитием конъюнктуры в мировом и национальном масштабах в сфере своей деятельности. Создание собственных конъюнктурных служб обуслов­лено исключительно 'большой, ролью, которую конъюнктурные иссле­дования играют в системе комплексных маркетинговых исследований.


186 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктуря

Согласно данным на конец 90-х гг в подавляющем числе случаев (до 99%) на крупных зарубежных фирмах началу разработок новых то­варов обязательно предшествует исследование потребностей рынка й предпочтений потребителей Если фирмы не в состоянии сами прово­дить маркетишовыс, в том числе конъюнктурные, исследования, они заказывают их фирмам и институтам, специализирующимся в области маркетинговых исследований и прогнозирования экономической и рыночной конъюнктуры

Рыночная конъюнктура — это форма проявления на рынке системы факторов и условий в их постоянном развитии и взаимодействии на данный момент или в течение относительно непродолжительного пе­риода времени, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен

Данное определение включает сущностные черты понятия конъ­юнктуры

1) в нем выделен предмет исследования — рынок,

2) подчеркивается, что понятие конъюнктура не ограничивается только сферой обмена, а охватывает весь процесс воспроизводства (производство, распределение, обращение, потребление), который рассматривается через призму обмена;

3) конъюнктура рассматривается во времени и пространстве, в ди­намичном развитии;

4) конъюнктура увязывается с конкретно-историческими условия­ми процесса воспроизводства, ибо для каждого нового этапа развития воспроизводственного процесса характерно свое сочетание факторов и условий развития конъюнктуры;

5) подчеркивается, что основной формой ее проявления является соотношение спроса, предложения и динамики цен. В конечном итоге именно эти факторы, определяющие состояние и динамику рынка, яв­ляются центральным звеном в рыночных исследованиях,

Прочие факторы оказывают воздействие на развитие конъюнкту­ры рынка лишь опосредованно, через спрос и предложение.

Итак, в понятии экономической конъюнктуры выделяют две отно­сительно самостоятельные составные части — общехозяйственную конъюнктуру и конъюнкгурутоварных рынков, которые, будучи отно­сительно самостоятельными, втоже время находятся в тесном взаимо­действии.

Общехозяйственную конъюнктуру можно рассматривать как систе­му, представляющую собой структурное единство, т.е. некую совокуп­ность конъюнктур товарных рынков с множеством отношений между ними. Свойства общехозяйственной конъюнктуры нельзя считать арифметической суммой свойств составляющих ее товарных конь-


3 НТП как фактор развития общественной и рыночной конъюнктуры 1S7

юнктур Объединение конъюнктур товарных рынков в качестве эле­ментов в общехозяйственную конъюнктуру как нечто целое придает последней новые качества, которых нет у составляющих ее товарных конъюнктур, т.е здесь находит проявление принцип эмерджентности. Конъюнктура товарного рынка как элемент общехозяйственной конъюнктуры характеризуется как специфическими, только ей прису­щими особенностями, так и общими чертами, свойственными обще­хозяйственной конъюнктуре Таким образом, только взаимодействие и взаимосвязь этих черт и особенностей общего и его части определяют характер формирования и развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры Конъюнктура общехозяйственная и товарная имеют ха­рактерные черты.

• непостоянство", изменчивость и частые колебания. Одни колеба­ния отражают действие сил, кратковременно воздействующих на конъ­юнктуру, другие — результат факторов, оказывающих среднесрочное или длительное влияние на состояние рыночной конъюнктуры;

• неравномерность, что хорошо видно, когда совпадает направле­ние динамики различных показателей, характеризующих конъюнкту­ру, но не совпадают темпы,

• исключительная противоречивость, которая выражается в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетель­ствуют о наличии противоположных тенденций — подъема и спада;

• единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства

При исследовании конъюнктуры мирового рынка необходимо раз­личать условия ее формирования и факторы развития в конкретный период времени. К основным факторам развития конъюнктуры миро­вого рынка относят научно-технический прогресс, цикл воспроизвод­ства, государственное регулирование и др.

При исследовании особенностей движения конъюнктуры мирово­го рынка в целом следует изучать общее направление развития ее усло­вий и факторов, которые характеризуются значительной инерционно­стью. Они формируют длительные тенденции. Исторически законо­мерно усиление влияния длительных тенденций на конъюнктуру.

Среди важнейших условий развития экономической конъюнктуры основное место принадлежит научно-техническому прогрессу (НТП), который представляет собой не монотонное, а волнообразное, цикли-


188 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура

ческое движение, связанное с экономическими процессами и характе­ризующееся разрывами. Именно динамичное развитие НТП в различ­ных его формах во многом объясняет адаптивность рыночной эконо­мики, придавая ей характер саморазвивающейся системы. Научные исследования, подкрепленные статистикой качественных и количест­венных макроэкономических показателей (объем ВВП, объем про­мышленной продукции, капиталовооруженность, производитель­ность труда), позволяют утверждать, что развитие в различных формах НТП определяется не готовностью предпринимателей к инновациям, не преходящими всплесками предпринимательской активности, а са­мими основами воспроизводственных процессов, присущими рыноч­ной экономике.

Научно-технический прогресс лежит в основе «длинных волн конъ­юнктуры», или «больших циклов Кондратьева», в основе экономическо­го промышленного цикла (среднесрочного) и жизненного цикла това­ров, формирующих новую отраслевую структуру экономики.

Помимо волн Кондратьева, в экономической науке разработаны и другие виды циклов, которые также влияют на развитие рынка и долж­ны быть учтены в маркетинговых исследованиях и рыночном прогно­зировании.

Классификация циклов в рыночной симптоматике

• Циклы Кондратьева; длинноволновые (40—60 лет) — ра­дикальные изменения в технологической области

• Циклы Кузнеца (20 лет) — сдвиги в воспроизводственной структуре производства (называют воспроизводственными или строительными)

• Циклы Джаглера (7—11 лет) — итог взаимодействия много­образных денежно-кредитных факторов

• Циклы Китчина (3—5 лет) — порождаются динамикой отно­сительной величины запасов товарно-материальных ценно­стей на предприятиях

• Частные хозяйственные циклы (1—12 лет), связанные с коле­баниями инвестиционной активности

Исследователи экономики научно-технического прогресса и ры­ночных трансформаций выработали представление о жизненном цикле товара, развившееся затем в концепцию жизненного цикла больших технологических систем, с помощью которой объясняются наиболее общие закономерности эволюции крупных направлений научно-тех-

 


3. НТП кпк фактор развития общественной и рыночной конъюнктуры 189

нического прогресса в сфере экономики. Цикл жизни продукта или технологической системы наиболее ярко проявляется в следующих друг за другом поколениях наукоемких видов конечной продукции. Концепция жизненного цикла дополняется классификацией ново­введений, т.е. введенных в производство новых технических решений (изобретений), и представлением о распределении различных классов нововведений по стадиям жизненного цикла.

Заслуга советского экономиста Н. Д. Кондратьева, автора «Больших циклов конъюнктуры», состоит в утверждении, что технический про­гресс представляет собой колебательное движение и его цикличность связана с экономическими процессами, протекающими в нескольких равновесных состояниях. Эти явления в экономической литературе из­вестны как «циклы Кондратьева», или «большие циклы конъюнктуры». По мнению Кондратьева, существуют равновесия трех видов:

1) равновесие «первого порядка» — между обычным рыночным спро­сом и предложением. Отклонения от него рождают краткосрочные коле­бания длительностью 3—3,5 года, т.е. циклы в товарных запасах;

2) равновесие «второго порядка*, достигаемое в процессе формирова­ния цен путем межотраслевого перелива капитала, вкладываемого глав­ным образом в оборудование. Отклонения от этого равновесия и его вос­становление связаны с циклами средней продолжительности;

3) равновесие «третьего порядка», которое касается «основных капи­тальных благ». В эту категорию включаются промышленные здания, ин­фраструктурные сооружения, квалифицированная рабочая сила, обслу­живающая данный технический способ производства. Запас основных ка­питальных благ должен находиться в равновесии со всеми факторами, определяющими существующий способ производства, со сложившейся отраслевой структурой производства, сырьевой базой и источниками энергии, ценами, занятостью и общественными институтами, состоянием кредитно-денежной системы и тл. Периодически это равновесие также нарушается, и возникает необходимость создания нового запаса основных капитальных благ, которые соответствовали бы складывающемуся новому техническому способу производства. Согласно теории Кондратьева, такое обновление основных капитальных благ, отражающее движение научно-технического прогресса, происходит не плавно, а толчками и является ма­териальной основой больших циклов конъюнктуры.

В своей теории Н. Д. Кондратьев раскрыл внутренний механизм как спадов, так и подъемов в развитии экономической конъюнктуры рыноч­ного хозяйства, создал широкую картину взаимосвязанных процессов, подчеркнув, что каждый длинный цикл протекает в новых конкретно-исторических условиях, на новом уровне развития п роизводительных сил.

В основе современной концепции длинных волн конъюнктуры лежит взаимосвязь двух процессов: колебаний капиталовложений в инфраструк-


190 Глава 8, Мировой рынок и рыночная конъюнктура

туру, ил и производственного цикла, и жизненного цикла крупных техно­логических систем. Под такими системами понимаются совокупности ос-новныхи смежных отраслей, атакжеобъектоиинфраструктуры, обеспечи­вающие производство семейства новых товаров. Каждая такая система представляет крупное направление научно-технического прогресса.

В современной экономической литературе принято деление большого цикла конъюнктуры (периодичностью 45—60лет) на четыре фазы с назва­ниями, повторяющими имена фаз среднесрочного цикла: подъем, кризис, депрессия, оживление. Внешне длинная волна конъюнктуры проявляется в динамике индекса промышленного производства, так же как в средне­срочном промышленном цикле. Однако в большом цикле фаза спада ха­рактеризуется снижением среднегодовых темпов прироста производства по сравнению с максимальными показателями, достигаемыми в фазе про­цветания, а не абсолютным сокращением, наблюдаемым в рамках средне­срочного цикла. В фазе депрессии большого цикла отмечаются самые низ­кие темпы прироста, но, в отличие от фазы депрессии среднесрочного цикла, рост не прекращается. Фаза восстановления знаменуется повыше-ниемтемпов прироста по сравнению с депрессией, а самые высокие темпы прироста в рамках большого цикла достигаются в фазе процветания.

Внутренний механизм больших циклев характеризуется такими ка­чественными показателями, как капиталовооруженность, производи­тельность труда, капиталоотдача, норма прибыли. Главную роль в воз­никновении длительных колебаний в экономике играют капитальные вложения в радикально новую производственную технику. Концепция длинных волн приближает к пониманию деформации среднесрочного цикла воспроизводства — важного условия формирования экономиче­ской конъюнктуры. На фазах восстановления и процветания в условиях расширения капиталовложений для возмещения выбывающих фондов и образования новых отраслей глубина и продолжительность кризисов среднесрочного цикла сокращаются, а фазы подъема усиливаются. На фазах спада и депрессии большого цикла конъюнктуры, когда в условиях насыщенности рынка сбыта и низкой загрузки производственных мощ­ностей капитальные вложения используются для рационализации про­изводства, кризисы среднесрочного цикла становятся более глубокими и продолжительными.

Концепция длинных волн показывает неизбежность периодиче­ских, приблизительно раз в 50 лет, длительных структурных кризисов в рыночной экономике и возможность их преодоления путем внедре­ния новой техники. Концепция длинных волн указывает на необходи­мость замены одних производственных организационных форм други­ми в условиях изменившегося технического способа производства (свободная конкуренция, монополия и олигополия, государственно-монополистическое регулирование и ТНК). В целом концепция длин-


4. Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка



ных волн объясняет величайшую гибкость рыночной экономической системы и ее способность адаптироваться к меняющимся условиям. Концепция цикличности, длинные кондратьевские волны позво­ляют осуществлять дол госроч ны й прогноз развития мировых ры нков и разрабатывать адаптивные маркетинговые стратегии.

4. Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка'

Смена фаз периодических циклов воспроизводства (среднесроч­ных) является основной причиной регулярных колебаний конъюнкту­ры рыночной экономики и мирового рынка.

Подготовка условий в одной фазе цикла для перехода к следующей фазе — закон рыночной экономики развития. Так, кризис вызревает в фазе подъема, депрессия подготавливается кризисом, условия для оживления закладываются депрессией. В свою очередь, на основе раз­вития противоречий в фазе оживления происходит постепенный пере­ход к подъему (рис. 8.2).


Кризис


Депрессия


Оживление


Подъем

~т~


 


Спрос подает

Предложение низкое

Цены: высокие, на прежнем уровне, низкие


Спрос низкий

Предложение низкое

Цены: высокие, на прежнем уровне,

низкие


Спрос растет

Предложение растет

Цены растут


Спрос высокий. Пик

Предложение высокое. Пик

Цены высокие.

Пик


Рис. 8.2. Фазы цикла воспроизводства

Смена фаз цикла, а также процессы, которые приводят к наступле­нию периодических кризисов перепроизводства, и являются основой и первопричиной всех конъюнктурных колебаний. Следовательно, науч­ный анализ конъюнктуры возможен лишь на основе глубокого знания ха­рактерных признаков каждой фазы цикла и условий перехода из одной фазы в другую, так как основные повороты в движении общехозяйствен­ной и товарной конъюнктуры происходи именно при смене фаз цикла.

Периодические кризисы перепроизводства связаны с созданием ми­рового рынка. Его образование явилось одновременно результатом и предпосылкой возникновения крупной машинной иняустрии, развитие которой неизбежно протекает скачками через кризисы перепроизводст-


192 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура

ва Поэтому циклические кризисы, периодически охватывающие про­мышленность, всегда проявляются в мировой торговле» оказывая глубо­кое влияние на формирование конъюнктуры мировых товарных рынков.

Основа циклического характера воспроизводства, глубинные при­чины, определяющие неизбежность прохождения хозяйства через фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема, остаются в сущности неизменными на протяжении существования рыночных отношений Однако по мере развития рыночной экономики происходят изменения в движении цикла воспроизводства, его модификация, существенно влияющие на экономическую конъюнктуру Анализ своеобразия цик­лических процессов развития в современных условиях приобретает особенно важное значение, так как их знание позволяет предотвратить возможную ошибку при оценке конъюнктуры и принять правильное решение для проведения маркетинговых мероприятий.

Чтобы уметь объяснить происходящие конъюнктурные измене­ния, рассмотрим особенности и характерные признаки фаз цикла, а также диалектику перехода из одной фазы в другую.

Кризис. Не «се фазы цикла имеют одинаковое значение Основным элементом цикла можно назвать кризисы, так как именно они прида­ют развитию экономики и рынка скачкообразный, циклический ха­рактер. Кризис не только завершает один цикл, но и дает начало ново­му. Поэтому первые признаки надвигающегося кризиса следует искать в сфере обращения на стыке между производством и потреблением.

В действительности к концу подъема, когда на рынке начинает по­являться товар, произведенный на новых предприятиях, неожиданно обнаруживается, что производство потребительских товаров начинает опережать текущий уровень массового потребления и спроса. В сфере обращения начинается накопление товаров сверх норм, необходимых для бесперебойной торговли и жизни развитого общества. Кризисы, как правило, обнаруживаются и разражаются не в розничной торговле, которая имеет дело с непосредственным потреблением, а в сфере опто­вой торговли и банков, которые предоставляют в ее распоряжение де­нежный капитал общества,

Нарастающее накопление товаров прежде всего обнаруживается в про­изводстве потребительскихтоварбв длительного пользования (холодильни­ки, автомобили, телевизоры, бытовая электронная техника, мебель), позд­нее — в производстве предметов первой необходимости (продукты питания, предметы одежды).

Вначале промышленность не сокращает производство избыточных товаров, пытаясь имеющимися у нее средствами преодолеть узость рынка сбыта (например, за счет снижения цен), и накопление товарных запасов переходит из оптовой торговли в легкую промышленность. Эти средства,


4 Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка 193

однако, не помогают, товарные запасы достигают таких размеров, что ста­новится очевидной необходимость сокращения производства.

Толчок к сокращению производства дает кризис товарного кредита, который может бесперебойно функционировать только в том случае, если торговец в состоянии в срок расплатиться за полученный в кредит товар Поскольку запасы товаров не находят сбыта, то система товарного (крат­косрочного) кредита рушится. Выражением кризиса товарного кредита являются банкротство в розничной и оптовой торговле и денежный голод. Денежный голод создается в результате тою, что производи гели, пытаясь избежать банкротства, бросаются в банк за кредитами. И если в пору рас­цвета промышленности лозунг предпринимателей- «Только товар день­ги», то теперь он заменяется другим: «Только деньги товар». Следствием денежного голода являются рост ссудного процента и прекращение креди­тования наиболее ненадежных, с точки зрения банков, должников. Де­нежный кризис постепенно перерастает в кредитный.

Сведения о затруднениях в реализации товаров и накоплении запасов доходят и до фондовой биржи. На бирже начинается паника, которая рано или поздно заканчивается биржевым крахом, падением курсов акций и массовыми банкротствами Наряду с кризисом в сфере обращения быст­рыми темпами развертывается кризис и в сфере производства.

Вначале кризис проявляется в сфере производства потребительских то­варов, которое ближе стоит к потребителю Но постепенно он захватываети производство товаров производственного назначения, поскольку первые отрасли прекращают выдавать заказы на оборудование. Первоначально со­кращается производство машин и оборудования для легкой промышленно­сти и сельского хозяйства, затем катастрофически падает производство обо­рудования для тяжелой промышленности, растет число неиспользованных мощностей Развитие кризиса в промышленности повышает уровень безра­ботицы, снижает жизненный уровень населения и его платежеспособный спрос. В связи с этим резко сокращается емкость рынка потребительских товаров, что вызывает дальнейшее падение их производства.

Кризис является не только результатом обострения противоречий производства, сбыта и накопления диспропорций, но 'и единственным средством кратковременного разрешения этих противоречий и дис­пропорций, средством восстановления временного равновесия. По­этому падение производства, падение цен, курса акций, занятости ра­бочей силы и т.д. — это не только показатели развивающегося кризиса, но и средства разрешения существующих противоречий и восстанов­ления временного равновесия,

В ходе кризиса обнаруживается моральное старение основного ка­питала, из процесса всюпроизводства выпадают предприятия с высоки­ми издержками производства, и цена производства понижается. В об­становке жесткой конкуренции экономически более сильные пред-

7-210


194 Глава Я Мировой рынок и рыночная конъюнктуря

приятия перекладывают убытки на более слабые. Поэтому кризисы являются периодами особо бурного процесса централизации капитала

Ярким примером этого явления служат факты последних лет. Кри­зисные явления, охватившие в конце 90-х гг такие развитые в промыш­ленном отношении страны, как США, Япония, Германия, Франция и др, в значительной степени обострили конкурентную борьбу между компаниями на мировом рынке, что побудило их пойти по пути слия­ний и поглощений, создания стратегических альянсов и консорциумов

Депрессия Эта фаза цикла следует за кризисом. Основными призна­ками депрессии являются прекращение падения производства и потреб­ления, падения цен Для депрессии характерно резкое сокращение запа­сов, в экономике наступает застой. Установившийся низкий уровень цен обрекает на бездействие ббльшую часть производственного аппарата Функционируют только сильные фирмы с наиболее высоким органиче­ским строением капитала и сравнительно небольшими издержками про­изводства, которые могут работать с некоторой прибылью даже при ми­нимальных ценах. В этих условиях спрос на ссудный капитал отсутствует, он предлагается в избытке, поэтому ссудный процент минимальный

Для того чтобы снова началось расширение производства, общест­во должно освободиться от морально устаревшего оборудования и за­менить его таким, которое резко повышает производительность труда и позволяет производить товары применительно к сложившемуся уровню цен. Приспособление к этому уровню цен идет по линии об­новления основного капитала, что позволяет повысить конкуренто­способность выпускаемой продукции. С другой стороны, истощение товарных запасов стимулирует рост производства. Так, в фазе депрес­сии создаются условия для перехода к оживлению.

Оживление. Ранее всего спрос на оборудование начинают предъяв­лять предприятия, производящие потребительские товары, поскольку они ближе к потребителю, но вскоре на этот путь вступают и предпри­ятия, производящие производственные товары, также нуждающиеся в новом оборудовании. Начавшийся процесс обновления основного капитала ранее всего отражается на портфеле заказов предприятий по­требительских отраслей.

На этой основе происходит переход от депрессии к оживлению. Чем шире и глубже процесс морального обесценивания капитала во в{>емя кризиса, тем интенсивнее развивается по восходящей линии экономика в фазах оживления и подъема. Как быстро пойдет этот процесс, зависит от капиталовложений. Оживление характеризуется массовым обновлением основного капитала. Из этого вытекает превышение спроса над предло­жением машин и оборудования, что вызывает рост цен, прибылей, заня-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.