КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования потребителей к товару на мировом рынке и международная конкурентоспособность товара 2 страница
184 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура группировок с третьими странами но специальным соглашениям, предусматривающим участникам экономические льготы. Эти цены также не могут определяться как мировые и не могут служить справочными для несвязанных коммерческих контрактов и соглашений. Такая классификация товарных рынков позволяет более избирательно подходить к анализу особенностей каждого отдельного мирового рынка и углубить характер дальнейшего исследования конкретного товарного рынка исходя из специфических особенностей самого товара, характера его производства и конечного использования, организационной структуры сбыта и территориальной принадлежности. 2. Понятие экономической и рыночной конъюнктуры и ее место в маркетинговых исследованиях Исследование конъюнктуры мировых товарных рынков направлено на осуществление обоснованного анализа и прогноза положения, складывающегося на том или ином товарном рынке на определенный момент или за определенный период времени. Изучение конъюнктуры рынка составляет неотъемлемую часть работы служб маркетинга. В зарубежной литературе, посвященной вопросам маркетинговых исследований (marketing research), в качестве их основных объектов используются понятия маркетинговой среды (marketing environment, market area) и изучения рынка (market research), что включает в себя прежде всего вопросы исследования экономической конъюнктуры, включая общехозяйственную и рыночную. Понятие «конъюнктура» (лат. — congungo, итал. — congiutura) в широком смысле означает совокупность условий, взятых в их взаимной связи, переходящую ситуацию, обстановку, положение вещей. В отечественной литературе понятие конъюнктуры применяется во всех случаях, когда речь идет о характеристике ситуации, складываю-шейся в международной экономической среде и на мировом рынке в данный момент или за относительно непродолжительный период времени. При этом экономическая конъюнктура подразделяется на общехозяйственную и конъюнктуру товарных рынков (рис. 8.1).
Более долгосрочные исследования и прогнозы связаны со стратегическим анализом и планированием рыночных действий в рамках стратегического международного маркетинга. Исследование маркетинговой среды и исследование рынка предполагают анализ и прогноз различных экономических, демографических, социальных, притюдньгх, политических и других условий и обстоятельств. Все они представляют собой конъюнктурообразующие 2. Понятие экономической и рыночной конъюнктуры 185 Экономическая конъюнктура
Изучение экономической маркетинговой среды Рис 8,1. Содержание экономической конъюнктуры факторы. Таким образом, исследование маркетинговой среды и исследование рынка в рамках службы маркетинга тесно связаны с изучением конъюнктуры рынка. Начало систематического изучения хозяйственной и рыночной конъюнктуры б капиталистических странах относится к первым десятилетиям XX в. Сначала в США, затем в странах Западной Европы стали возникать специальные частные конторы и государственные учреждения по изучению конъюнктуры: в США — Гарвардский институт и Комитет экономических исследований, в Англии — Лондонский и Кэмбриджский университеты, во Франции — Статистический институт Парижского университета, в Германии — Конъюнктурный институт при Государственном статистическом управлении, Систематическое изучение конъюнктуры мирового хозяйства и мировых рынков в нашей стране было организовано в 20-х гг., когда в Москве был создан Конъюнктурный институт. Позднее изучение конъюнктуры было продолжено в Институте мирового хозяйства АН СССР и Институте монополии внешней торговли при Министерстве внешней торговли СССР. В настоящее время в России вопросами изучения конъюнктуры мировых товарных рынков занимаются Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт (бывший Всесоюзный научно-исследовательский конъюнктурный институт (ВНИКИ) при МВЭС СССР); Институт мировой экономики и международных отношений РАН; Всероссийский научно-исследовательский институт конъюнктуры и спроса.
В современных условиях практически все крупные компании имеют собственные конъюнктурные службы, которые следят за развитием конъюнктуры в мировом и национальном масштабах в сфере своей деятельности. Создание собственных конъюнктурных служб обусловлено исключительно 'большой, ролью, которую конъюнктурные исследования играют в системе комплексных маркетинговых исследований. 186 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктуря Согласно данным на конец 90-х гг в подавляющем числе случаев (до 99%) на крупных зарубежных фирмах началу разработок новых товаров обязательно предшествует исследование потребностей рынка й предпочтений потребителей Если фирмы не в состоянии сами проводить маркетишовыс, в том числе конъюнктурные, исследования, они заказывают их фирмам и институтам, специализирующимся в области маркетинговых исследований и прогнозирования экономической и рыночной конъюнктуры Рыночная конъюнктура — это форма проявления на рынке системы факторов и условий в их постоянном развитии и взаимодействии на данный момент или в течение относительно непродолжительного периода времени, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен Данное определение включает сущностные черты понятия конъюнктуры 1) в нем выделен предмет исследования — рынок, 2) подчеркивается, что понятие конъюнктура не ограничивается только сферой обмена, а охватывает весь процесс воспроизводства (производство, распределение, обращение, потребление), который рассматривается через призму обмена;
3) конъюнктура рассматривается во времени и пространстве, в динамичном развитии; 4) конъюнктура увязывается с конкретно-историческими условиями процесса воспроизводства, ибо для каждого нового этапа развития воспроизводственного процесса характерно свое сочетание факторов и условий развития конъюнктуры; 5) подчеркивается, что основной формой ее проявления является соотношение спроса, предложения и динамики цен. В конечном итоге именно эти факторы, определяющие состояние и динамику рынка, являются центральным звеном в рыночных исследованиях, Прочие факторы оказывают воздействие на развитие конъюнктуры рынка лишь опосредованно, через спрос и предложение. Итак, в понятии экономической конъюнктуры выделяют две относительно самостоятельные составные части — общехозяйственную конъюнктуру и конъюнкгурутоварных рынков, которые, будучи относительно самостоятельными, втоже время находятся в тесном взаимодействии. Общехозяйственную конъюнктуру можно рассматривать как систему, представляющую собой структурное единство, т.е. некую совокупность конъюнктур товарных рынков с множеством отношений между ними. Свойства общехозяйственной конъюнктуры нельзя считать арифметической суммой свойств составляющих ее товарных конь- 3 НТП как фактор развития общественной и рыночной конъюнктуры 1S7 юнктур Объединение конъюнктур товарных рынков в качестве элементов в общехозяйственную конъюнктуру как нечто целое придает последней новые качества, которых нет у составляющих ее товарных конъюнктур, т.е здесь находит проявление принцип эмерджентности. Конъюнктура товарного рынка как элемент общехозяйственной конъюнктуры характеризуется как специфическими, только ей присущими особенностями, так и общими чертами, свойственными общехозяйственной конъюнктуре Таким образом, только взаимодействие и взаимосвязь этих черт и особенностей общего и его части определяют характер формирования и развития общехозяйственной и товарной конъюнктуры Конъюнктура общехозяйственная и товарная имеют характерные черты.
• непостоянство", изменчивость и частые колебания. Одни колебания отражают действие сил, кратковременно воздействующих на конъюнктуру, другие — результат факторов, оказывающих среднесрочное или длительное влияние на состояние рыночной конъюнктуры; • неравномерность, что хорошо видно, когда совпадает направление динамики различных показателей, характеризующих конъюнктуру, но не совпадают темпы, • исключительная противоречивость, которая выражается в том, что различные показатели конъюнктуры в одно и то же время свидетельствуют о наличии противоположных тенденций — подъема и спада; • единство противоположностей, складывающихся в процессе воспроизводства При исследовании конъюнктуры мирового рынка необходимо различать условия ее формирования и факторы развития в конкретный период времени. К основным факторам развития конъюнктуры мирового рынка относят научно-технический прогресс, цикл воспроизводства, государственное регулирование и др. При исследовании особенностей движения конъюнктуры мирового рынка в целом следует изучать общее направление развития ее условий и факторов, которые характеризуются значительной инерционностью. Они формируют длительные тенденции. Исторически закономерно усиление влияния длительных тенденций на конъюнктуру. Среди важнейших условий развития экономической конъюнктуры основное место принадлежит научно-техническому прогрессу (НТП), который представляет собой не монотонное, а волнообразное, цикли- 188 Глава 8. Мировой рынок и рыночная конъюнктура ческое движение, связанное с экономическими процессами и характеризующееся разрывами. Именно динамичное развитие НТП в различных его формах во многом объясняет адаптивность рыночной экономики, придавая ей характер саморазвивающейся системы. Научные исследования, подкрепленные статистикой качественных и количественных макроэкономических показателей (объем ВВП, объем промышленной продукции, капиталовооруженность, производительность труда), позволяют утверждать, что развитие в различных формах НТП определяется не готовностью предпринимателей к инновациям, не преходящими всплесками предпринимательской активности, а самими основами воспроизводственных процессов, присущими рыночной экономике. Научно-технический прогресс лежит в основе «длинных волн конъюнктуры», или «больших циклов Кондратьева», в основе экономического промышленного цикла (среднесрочного) и жизненного цикла товаров, формирующих новую отраслевую структуру экономики. Помимо волн Кондратьева, в экономической науке разработаны и другие виды циклов, которые также влияют на развитие рынка и должны быть учтены в маркетинговых исследованиях и рыночном прогнозировании. Классификация циклов в рыночной симптоматике • Циклы Кондратьева; длинноволновые (40—60 лет) — радикальные изменения в технологической области • Циклы Кузнеца (20 лет) — сдвиги в воспроизводственной структуре производства (называют воспроизводственными или строительными) • Циклы Джаглера (7—11 лет) — итог взаимодействия многообразных денежно-кредитных факторов • Циклы Китчина (3—5 лет) — порождаются динамикой относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях • Частные хозяйственные циклы (1—12 лет), связанные с колебаниями инвестиционной активности Исследователи экономики научно-технического прогресса и рыночных трансформаций выработали представление о жизненном цикле товара, развившееся затем в концепцию жизненного цикла больших технологических систем, с помощью которой объясняются наиболее общие закономерности эволюции крупных направлений научно-тех-
3. НТП кпк фактор развития общественной и рыночной конъюнктуры 189 нического прогресса в сфере экономики. Цикл жизни продукта или технологической системы наиболее ярко проявляется в следующих друг за другом поколениях наукоемких видов конечной продукции. Концепция жизненного цикла дополняется классификацией нововведений, т.е. введенных в производство новых технических решений (изобретений), и представлением о распределении различных классов нововведений по стадиям жизненного цикла. Заслуга советского экономиста Н. Д. Кондратьева, автора «Больших циклов конъюнктуры», состоит в утверждении, что технический прогресс представляет собой колебательное движение и его цикличность связана с экономическими процессами, протекающими в нескольких равновесных состояниях. Эти явления в экономической литературе известны как «циклы Кондратьева», или «большие циклы конъюнктуры». По мнению Кондратьева, существуют равновесия трех видов: 1) равновесие «первого порядка» — между обычным рыночным спросом и предложением. Отклонения от него рождают краткосрочные колебания длительностью 3—3,5 года, т.е. циклы в товарных запасах; 2) равновесие «второго порядка*, достигаемое в процессе формирования цен путем межотраслевого перелива капитала, вкладываемого главным образом в оборудование. Отклонения от этого равновесия и его восстановление связаны с циклами средней продолжительности; 3) равновесие «третьего порядка», которое касается «основных капитальных благ». В эту категорию включаются промышленные здания, инфраструктурные сооружения, квалифицированная рабочая сила, обслуживающая данный технический способ производства. Запас основных капитальных благ должен находиться в равновесии со всеми факторами, определяющими существующий способ производства, со сложившейся отраслевой структурой производства, сырьевой базой и источниками энергии, ценами, занятостью и общественными институтами, состоянием кредитно-денежной системы и тл. Периодически это равновесие также нарушается, и возникает необходимость создания нового запаса основных капитальных благ, которые соответствовали бы складывающемуся новому техническому способу производства. Согласно теории Кондратьева, такое обновление основных капитальных благ, отражающее движение научно-технического прогресса, происходит не плавно, а толчками и является материальной основой больших циклов конъюнктуры. В своей теории Н. Д. Кондратьев раскрыл внутренний механизм как спадов, так и подъемов в развитии экономической конъюнктуры рыночного хозяйства, создал широкую картину взаимосвязанных процессов, подчеркнув, что каждый длинный цикл протекает в новых конкретно-исторических условиях, на новом уровне развития п роизводительных сил. В основе современной концепции длинных волн конъюнктуры лежит взаимосвязь двух процессов: колебаний капиталовложений в инфраструк- 190 Глава 8, Мировой рынок и рыночная конъюнктура туру, ил и производственного цикла, и жизненного цикла крупных технологических систем. Под такими системами понимаются совокупности ос-новныхи смежных отраслей, атакжеобъектоиинфраструктуры, обеспечивающие производство семейства новых товаров. Каждая такая система представляет крупное направление научно-технического прогресса. В современной экономической литературе принято деление большого цикла конъюнктуры (периодичностью 45—60лет) на четыре фазы с названиями, повторяющими имена фаз среднесрочного цикла: подъем, кризис, депрессия, оживление. Внешне длинная волна конъюнктуры проявляется в динамике индекса промышленного производства, так же как в среднесрочном промышленном цикле. Однако в большом цикле фаза спада характеризуется снижением среднегодовых темпов прироста производства по сравнению с максимальными показателями, достигаемыми в фазе процветания, а не абсолютным сокращением, наблюдаемым в рамках среднесрочного цикла. В фазе депрессии большого цикла отмечаются самые низкие темпы прироста, но, в отличие от фазы депрессии среднесрочного цикла, рост не прекращается. Фаза восстановления знаменуется повыше-ниемтемпов прироста по сравнению с депрессией, а самые высокие темпы прироста в рамках большого цикла достигаются в фазе процветания. Внутренний механизм больших циклев характеризуется такими качественными показателями, как капиталовооруженность, производительность труда, капиталоотдача, норма прибыли. Главную роль в возникновении длительных колебаний в экономике играют капитальные вложения в радикально новую производственную технику. Концепция длинных волн приближает к пониманию деформации среднесрочного цикла воспроизводства — важного условия формирования экономической конъюнктуры. На фазах восстановления и процветания в условиях расширения капиталовложений для возмещения выбывающих фондов и образования новых отраслей глубина и продолжительность кризисов среднесрочного цикла сокращаются, а фазы подъема усиливаются. На фазах спада и депрессии большого цикла конъюнктуры, когда в условиях насыщенности рынка сбыта и низкой загрузки производственных мощностей капитальные вложения используются для рационализации производства, кризисы среднесрочного цикла становятся более глубокими и продолжительными. Концепция длинных волн показывает неизбежность периодических, приблизительно раз в 50 лет, длительных структурных кризисов в рыночной экономике и возможность их преодоления путем внедрения новой техники. Концепция длинных волн указывает на необходимость замены одних производственных организационных форм другими в условиях изменившегося технического способа производства (свободная конкуренция, монополия и олигополия, государственно-монополистическое регулирование и ТНК). В целом концепция длин- 4. Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка ных волн объясняет величайшую гибкость рыночной экономической системы и ее способность адаптироваться к меняющимся условиям. Концепция цикличности, длинные кондратьевские волны позволяют осуществлять дол госроч ны й прогноз развития мировых ры нков и разрабатывать адаптивные маркетинговые стратегии. 4. Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка' Смена фаз периодических циклов воспроизводства (среднесрочных) является основной причиной регулярных колебаний конъюнктуры рыночной экономики и мирового рынка. Подготовка условий в одной фазе цикла для перехода к следующей фазе — закон рыночной экономики развития. Так, кризис вызревает в фазе подъема, депрессия подготавливается кризисом, условия для оживления закладываются депрессией. В свою очередь, на основе развития противоречий в фазе оживления происходит постепенный переход к подъему (рис. 8.2). Кризис Депрессия Оживление Подъем ~т~
Спрос подает Предложение низкое Цены: высокие, на прежнем уровне, низкие Спрос низкий Предложение низкое Цены: высокие, на прежнем уровне, низкие Спрос растет Предложение растет Цены растут Спрос высокий. Пик Предложение высокое. Пик Цены высокие. Пик Рис. 8.2. Фазы цикла воспроизводства Смена фаз цикла, а также процессы, которые приводят к наступлению периодических кризисов перепроизводства, и являются основой и первопричиной всех конъюнктурных колебаний. Следовательно, научный анализ конъюнктуры возможен лишь на основе глубокого знания характерных признаков каждой фазы цикла и условий перехода из одной фазы в другую, так как основные повороты в движении общехозяйственной и товарной конъюнктуры происходи именно при смене фаз цикла. Периодические кризисы перепроизводства связаны с созданием мирового рынка. Его образование явилось одновременно результатом и предпосылкой возникновения крупной машинной иняустрии, развитие которой неизбежно протекает скачками через кризисы перепроизводст- 192 Глава 8 Мировой рынок и рыночная конъюнктура ва Поэтому циклические кризисы, периодически охватывающие промышленность, всегда проявляются в мировой торговле» оказывая глубокое влияние на формирование конъюнктуры мировых товарных рынков. Основа циклического характера воспроизводства, глубинные причины, определяющие неизбежность прохождения хозяйства через фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема, остаются в сущности неизменными на протяжении существования рыночных отношений Однако по мере развития рыночной экономики происходят изменения в движении цикла воспроизводства, его модификация, существенно влияющие на экономическую конъюнктуру Анализ своеобразия циклических процессов развития в современных условиях приобретает особенно важное значение, так как их знание позволяет предотвратить возможную ошибку при оценке конъюнктуры и принять правильное решение для проведения маркетинговых мероприятий. Чтобы уметь объяснить происходящие конъюнктурные изменения, рассмотрим особенности и характерные признаки фаз цикла, а также диалектику перехода из одной фазы в другую. Кризис. Не «се фазы цикла имеют одинаковое значение Основным элементом цикла можно назвать кризисы, так как именно они придают развитию экономики и рынка скачкообразный, циклический характер. Кризис не только завершает один цикл, но и дает начало новому. Поэтому первые признаки надвигающегося кризиса следует искать в сфере обращения на стыке между производством и потреблением. В действительности к концу подъема, когда на рынке начинает появляться товар, произведенный на новых предприятиях, неожиданно обнаруживается, что производство потребительских товаров начинает опережать текущий уровень массового потребления и спроса. В сфере обращения начинается накопление товаров сверх норм, необходимых для бесперебойной торговли и жизни развитого общества. Кризисы, как правило, обнаруживаются и разражаются не в розничной торговле, которая имеет дело с непосредственным потреблением, а в сфере оптовой торговли и банков, которые предоставляют в ее распоряжение денежный капитал общества, Нарастающее накопление товаров прежде всего обнаруживается в производстве потребительскихтоварбв длительного пользования (холодильники, автомобили, телевизоры, бытовая электронная техника, мебель), позднее — в производстве предметов первой необходимости (продукты питания, предметы одежды). Вначале промышленность не сокращает производство избыточных товаров, пытаясь имеющимися у нее средствами преодолеть узость рынка сбыта (например, за счет снижения цен), и накопление товарных запасов переходит из оптовой торговли в легкую промышленность. Эти средства, 4 Фазы цикла и колебания конъюнктуры мирового рынка 193 однако, не помогают, товарные запасы достигают таких размеров, что становится очевидной необходимость сокращения производства. Толчок к сокращению производства дает кризис товарного кредита, который может бесперебойно функционировать только в том случае, если торговец в состоянии в срок расплатиться за полученный в кредит товар Поскольку запасы товаров не находят сбыта, то система товарного (краткосрочного) кредита рушится. Выражением кризиса товарного кредита являются банкротство в розничной и оптовой торговле и денежный голод. Денежный голод создается в результате тою, что производи гели, пытаясь избежать банкротства, бросаются в банк за кредитами. И если в пору расцвета промышленности лозунг предпринимателей- «Только товар деньги», то теперь он заменяется другим: «Только деньги товар». Следствием денежного голода являются рост ссудного процента и прекращение кредитования наиболее ненадежных, с точки зрения банков, должников. Денежный кризис постепенно перерастает в кредитный. Сведения о затруднениях в реализации товаров и накоплении запасов доходят и до фондовой биржи. На бирже начинается паника, которая рано или поздно заканчивается биржевым крахом, падением курсов акций и массовыми банкротствами Наряду с кризисом в сфере обращения быстрыми темпами развертывается кризис и в сфере производства. Вначале кризис проявляется в сфере производства потребительских товаров, которое ближе стоит к потребителю Но постепенно он захватываети производство товаров производственного назначения, поскольку первые отрасли прекращают выдавать заказы на оборудование. Первоначально сокращается производство машин и оборудования для легкой промышленности и сельского хозяйства, затем катастрофически падает производство оборудования для тяжелой промышленности, растет число неиспользованных мощностей Развитие кризиса в промышленности повышает уровень безработицы, снижает жизненный уровень населения и его платежеспособный спрос. В связи с этим резко сокращается емкость рынка потребительских товаров, что вызывает дальнейшее падение их производства. Кризис является не только результатом обострения противоречий производства, сбыта и накопления диспропорций, но 'и единственным средством кратковременного разрешения этих противоречий и диспропорций, средством восстановления временного равновесия. Поэтому падение производства, падение цен, курса акций, занятости рабочей силы и т.д. — это не только показатели развивающегося кризиса, но и средства разрешения существующих противоречий и восстановления временного равновесия, В ходе кризиса обнаруживается моральное старение основного капитала, из процесса всюпроизводства выпадают предприятия с высокими издержками производства, и цена производства понижается. В обстановке жесткой конкуренции экономически более сильные пред- 7-210 194 Глава Я Мировой рынок и рыночная конъюнктуря приятия перекладывают убытки на более слабые. Поэтому кризисы являются периодами особо бурного процесса централизации капитала Ярким примером этого явления служат факты последних лет. Кризисные явления, охватившие в конце 90-х гг такие развитые в промышленном отношении страны, как США, Япония, Германия, Франция и др, в значительной степени обострили конкурентную борьбу между компаниями на мировом рынке, что побудило их пойти по пути слияний и поглощений, создания стратегических альянсов и консорциумов Депрессия Эта фаза цикла следует за кризисом. Основными признаками депрессии являются прекращение падения производства и потребления, падения цен Для депрессии характерно резкое сокращение запасов, в экономике наступает застой. Установившийся низкий уровень цен обрекает на бездействие ббльшую часть производственного аппарата Функционируют только сильные фирмы с наиболее высоким органическим строением капитала и сравнительно небольшими издержками производства, которые могут работать с некоторой прибылью даже при минимальных ценах. В этих условиях спрос на ссудный капитал отсутствует, он предлагается в избытке, поэтому ссудный процент минимальный Для того чтобы снова началось расширение производства, общество должно освободиться от морально устаревшего оборудования и заменить его таким, которое резко повышает производительность труда и позволяет производить товары применительно к сложившемуся уровню цен. Приспособление к этому уровню цен идет по линии обновления основного капитала, что позволяет повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. С другой стороны, истощение товарных запасов стимулирует рост производства. Так, в фазе депрессии создаются условия для перехода к оживлению. Оживление. Ранее всего спрос на оборудование начинают предъявлять предприятия, производящие потребительские товары, поскольку они ближе к потребителю, но вскоре на этот путь вступают и предприятия, производящие производственные товары, также нуждающиеся в новом оборудовании. Начавшийся процесс обновления основного капитала ранее всего отражается на портфеле заказов предприятий потребительских отраслей. На этой основе происходит переход от депрессии к оживлению. Чем шире и глубже процесс морального обесценивания капитала во в{>емя кризиса, тем интенсивнее развивается по восходящей линии экономика в фазах оживления и подъема. Как быстро пойдет этот процесс, зависит от капиталовложений. Оживление характеризуется массовым обновлением основного капитала. Из этого вытекает превышение спроса над предложением машин и оборудования, что вызывает рост цен, прибылей, заня-
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |