Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На мировых рынках. В ряде преуспевающих международных компаний наиболее широ- ■ кое распространени&пояучила философия успеха




В ряде преуспевающих международных компаний наиболее широ- ■ кое распространени&пояучила философия успеха, основанная на под­чинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта высококачественной конкурентоспособной продукции, что в значи­тельной степени соответствует товарной концепции управления.

. Передовые фкрмы располагают эффективно развитой единой сис-телсойвсе^оронНего контроля управления качеством продукции (total quality contiol;т- TQ€)j начало которой было положено японскими


3. Основные системы повышения качества товаров на мировых рынках 367

компаниями. Для обеспечения высокого качества товара и его конку­рентоспособности в этом случае важно не столько выявление брака на конечной стадии производства, сколько его предупреждение, что обес­печивается за счет контроля качества в процессе изготовления товара на каждой стадии производства.

Комплексное системное управление качеством товара осуществ­ляется с участием производственного отдела, отдела маркетинга, опто­вых фирм и субподрядчиков, охватывая процессы производства, реа­лизации и потребления продукции.

Важна взаимоувязанное^ и взаимопреемлемость процесса кон­троля качества, когда исполнитель на каждой последующей стадии разработки товара, его производства и сбыта воспринимается как по­требитель, который оценивает и контролирует качество принимаемых материалов, деталей и узлов. Всеобъемлющий, постоянный и последо­вательный контроль качества гарантирует единые, согласованные ме­тоды и средства его проведения для всех изготавливаемых на фирме из­делий на каждой отдельной производственной операции.

Управление качеством товара международных компаний связано прежде всего с характером организации производства. Так, современ­ные компании активно используют систему «камбан», которая впервые была разработана и опробована на автомобилестроительной компании Toyota. Эта система в настоящее время получила широкое признание во всем мире и активно используется в целях снижения издержек и повы­шения конкурентоспособности товаров, в том числе и на мировых рын­ках. Система «камбан» обеспечивает гибкий механизм непрерывного производственного процесса по системе заказов и -без необходимости формирования страховых запасов. Особенность организации работы в этом случае такова, что выходное звено в производственно-сбытовой сети диктует условия и объемы поставок начальному или заготовитель­ному звену, а не наоборот. Система «камбан» оформляется в виде свя­занных между собой заказов, представляемых в форме специальных карточек, идущих- от заказчиков к* исполнителю.

Система «камбан» в некотором смысле близка системе построения логистики материально-технического обеспечения предприятия «точ­но вовремя» (just-in-time—JIT), также родившуюсявЯпонии. Эта сис­тема повышения качества продукции и ее конкурентоспособности предусматривает поставку сырья, материалов, деталей и узлов точно в определенное заказом время.

Система «камбан» полностью отвечает маркетинговому подходу в управлении производственно-сбытовой деятельностью фирмы и явля­ется примером «вытягивающей» системы производства (pull system — система «тяни»), когда ритм работы, объем и номенклатуру находя-


368 Глава 14. Международная конкурентоспособность товара и фирмы

щихся в производстве сырья, деталей и узлов определяют выпускные линии окончательной сборки и требования рынка. В то же время сле­дует учитывать, что система «камбан» ставит в наиболее выгодное по­ложение головное предприятие, перекладывая бремя складских расхо­дов и трудности в связи с колебаниями рыночного спроса и объемов заказов и сбыта на мелкие и средние фирмы-поставщики и субподряд­чики. Такая система предполагает также контроль качества на каждом этапе производственного процесса, и каждый принимающий деталь (узел) рабочий осуществляет проверку их качества.

В отличие от вы [нерассмотренной системы многие российские фирмы придерживаются традиционной для них и менее эффективной системы планирования производства и сбыта, работая по принципу «выталкивания» заранее определенной партии деталей и узлов на сле­дующие стадии производства (push system — система «толкай») и не учитывая, нужны ли они там фактически в таком количестве и в это конкретное время или нет, т.е. не исходит из требований рынка и не соответствует сути маркетинговой концепции управления. Такая сис­тема не предполагает последовательного контроля, а предусматривает общий контроль на конечной стадии выпуска продукции специальны­ми службами ОТК. Такой подход уже сам по себе снижает международ­ную конкурентоспособность товара и фирмы.

Ритмичность и гибкость производства, его готовность и способ­ность к переналаживанию и выпуску новой продукции, практическое отсутствие системы складирования и поставка комплектующих и сырья точно вовремя, экономия за счет повышения рациональности произ­водства и исключения излишней рабочей силы в значительной степени соответствуют современному маркетинговому подходу в управлении производственно-сбытовой деятельностью фирмы и «вытягивающей» системе построения управления производством и товарными потоками, существенно повышая качество изделий и эффективность работы пред­приятия, а в целом — международной конкурентоспособности.

Рост уровня автоматизации производства и его роботизации, переход от технологической и подетальной специализации к предметной, разра­ботка передовых систем наладки производственного оборудования и контроля за качеством его состояния и эксплуатации, высокий уровень нормирования технологических пределов, организация комплексных ав-' тономных рабочих участков и т.д. также позволяют международным ком­паниям значительно повысить качество выпускаемых товаров. " Принцип автойомизации производства предполагает производст­во законченного изделия с. полным контролем качества и гарантией бездефектности в рамках данного рабочего участка. При автономном контроле качества продукции на рабочем месте монтируются специ-


4. Международные и -национальные системы стандартов качества товаров 369

альныс контрольные устройства, которые осуществляют непрерывный контроль качества (мониторинг) выпускаемых изделий, предупреждают массовое появление брака, сигнализируют о дефектах или неполадках в оборудовании и снабжены механизмами автоматического выключе­ния производственных линий.

Способствуют высокому качеству продукции и повышению ее конкурентоспособности на мировых рынках разработанные в СССР и впервые активно внедренные в Японии кружки качества, побуждаю­щие рабочих и служащих к участию в совершенствовании производст­венного и технологического процессов, работе по внедрению в произ­водство творческих и новаторских идей, отработке технико-экономи­ческих показателей выпускаемой продукции, а также повышающие уровень мастерства, квалификации, производственной и корпоратив­ной культуры персонала фирмы.

Повышению качества и росту конкурентоспособности товаров способствует производственная логистика: рациональная система движения материалов в процессе производства, оптимизация алгорит­ма размещения оборудования и механизмов в производственном по­мещении и планирование рабочих мест и производственных участков, в частности за счет применения U-образной системы размещения обо­рудования, регулирования численности рабочего персонала и др.

4* Международные и национальные системы стандартов

качества товаров

Важнейшим условием обеспечения международного уровня каче­ства товаров является соответствие международным стандартам каче­ства и стандартам качества страны, куда экспортируется товар данной фирмы, что предполагает вынужденную адаптацию товара к междуна­родным и локальным условиям зарубежных рынков.

В настоящее время действуют международные стандарты качества
ИСО серии 9000 (2000/2001), которые обязуют, компании с помощью
количественных и качественных показателей измерять процессы
управления, осуществляя мониторинг и контроллинг качества продук­
ции, и тем самым разрабатывать и совершенствовать систему оптими­
зации менеджмента с ориентацией на изменения внешней и внутрен­
ней маркетинговой среды.?

Кроме необходимости соблюдения международных стандартов ка­чества в целях соответствия уровню качества на мировом рынке ком-=ШВД должна выполнять и национальные стандарты качества, а также национальные стандарты качества зарубежных стран, в которые пла-


370 Глава 14 Международная конкурентоспособность товара и фирмы

НИруется осуществление экспорта продукции. В нашей стране таким стандартом является Государственный стандарт качества РФ.

Более подробно национальные системы стандартов качества рас­смотрим на примере Японии, где данная работа находится на довольно высоком уровне и не только создает базу высокого конкурентного пре­имущества японских товаров на мировом рынке, но и в ряде случаев служит серьезной преградой на пути проникновения на японский ры­нок товаров из-за рубежа.

В 1945 г. в Японии была образована Японская ассоциация стандар­тов, а в 1949 г. был принят закон о промышленной стандартизации, ко­торый ввел единую систему государственных стандартов в промыш­ленности и утвердил о качестве консультативного органа при Мини­стерстве внешней торговли и промышленности (в настоящее время Министерство экономики, торговли и промышленности) Государст­венный комитет промышленных стандартов. Разрабатываемая им сис­тема стандартов — Japan Industrial Standard (JIS) — является рекомен­дательной, однако активно лрименяется при разработке фирменных и отраслевых стандартов в Японии. JIS постоянно пересматривается в соответствии с новейшими достижениями науки и техники и требова­ниями внутреннего и внешнего рынка. Данный закон ввел систему ат­тестации изделия и присвоения ему знака качества (JlS-mark), свиде­тельствующего о соответствии продукции требованиям JIS. В 1957 г. был принят закон об экспортной инспекции, и в настоящее время в Японии существует более 40 такого рода инспекций качества.

На фирмах Японии созданы специальные организационные под­разделения, ведающие вопросами анализа качества выпускаемых изделий, поступающих от потребителя рекламаций и претензий, раз­рабатывающие стандарты качества, аккумулирующие и пропаганди­рующие информацию о качестве продукции фирмы и методах ее повы­шения, изучающие требования к качеству со стороны потребителей и пользователей и работающие в тесном контакте с маркетинговыми

службами.

Кроме того, передовые компании разрабатывают и совершенству­ют собственные стандарты качества предприятия, учитывающие все вышеназванные и создающие уникальное торговое предложение с идентифицированным уровнем качества и конкурентоспособности данной компании на внутреннем и международном рынках.

В комплексную систему обеспечения международной конкуренто­способности и повышения качества тфодукции входит также ее серти­фикация, которая представляет особую важность при экспорте. Так, организация экспорт&самолетов и вертолетов невозможна без получе­ния межаународног^серотфиката качества.


5 Ценовая составляющая международной конкурентоспособности 371

5. Производительность, издержки и ценовая составляющая международной конкурентоспособности

Увеличение экспортной торговли весьма ограничено возможно­стями расширения спроса на мировом рынке и в большей степени оп­ределяется такими факторами, как высокие качественные и технико-экономические характеристики, низкие издержки производства и сбыта, компетентный маркетинг и тд.

В условиях происходящего на мировом рынке роста цен на про­мышленную продукцию в более благоприятном положении с точки зрения возможности расширения экспорта находятся те из стран, у ко­торых повышение цен происходит в относительно меньшей степени при условии соответствия современным требованиям уровня качества продукции и маретинговых составляющих конкурентной позиции компании.

При определении конкурентной цены экспортеры учитывают в первую очередь издержки производства реализуемой продукции, уро­вень я характер спроса, уровень качества экспортируемой продукции, а также курс национальной валюты, благодаря которому издержки производства данного товара сравниваются с ценами на мировом рын-. ке. При этом роль отдельных элементов конкурентоспособности экс­портной продукции под влиянием внутри- и внешнеэкономических факторов существенно меняется.

Повышение издержек производства, глубокие сдвиги в их структуре под воздействием изменений на рынке топливно-сырьевых ресурсов, обострение кризисных тенденций в японской экономике оказали серь­езное влияние на деятельность японских корпораций. Поскольку экс­порт стал рассматриваться как все более важное средство поддержания внутрихозяйственной активности, многие японские компании пред­приняли специальные меры, направленные на укрепление своих пози­ций на внешних рынках. Особое значение в этих условиях в управленче­ской стратегии японских фирм придавалось сохранению высоких тем­пов роста производительности труда, что, обеспечивая относительное снижение затрат на рабочую силу и экономию на основном капитале при изготовлении единицы продукции, явилось одной из основных причин высокой конкурентоспособности японских товаров.

В связи с возрастающими требованиями к эксплуатационным свойствам и характеристикам товара, а также требованиями быстрого обновления выпускаемой продукции все более важную роль в настоя­щее время играют такие факторы конкурентоспособности, как качест­во и новизна товара, технический уровень И конструкционные особен­ности, строгое соблюдение условий контракта, послепродажное об-


372 Глава 14. Международная конкурентоспособность товара и фирмы

служи вание и т.д., основанные на тщательном изучении запросов конкретных товарных рынков и их отдельных сегментов.

Все большую роль лля продажи товаров играет расширение сбыто­вой сети путем усовершенствования каналов реализации в других стра­нах через универсальные торговые фирмы и их представительства и соз­дания сети собственных отделений и филиалов. В настоящее время чис­ло японских отделений в ведущих странах с развитой рыночной экономикой и занятых в них служащих в несколько раз превышает ана­логичный показатель для иностранных представительств в самой Япо­нии. Обострение борьбы на внешних рынках толкает японские фирмы к модернизации производства и к дальнейшему ужесточению требований к качеству труда рабочих. Конкретное воплощение эта политика круп­ного бизнеса нашла в осуществлении в 80-е — начале 90-х гг. так назы­ваемых сокращенных производственных программ, в соответствии с ко­торыми предусматривались наряду с дальнейшей интенсификацией производства увольнение «лишней* рабочей силы на предприятиях, ликвидация и замораживание части производственных мощностей и направление капиталовложений в разработку и внедрение новых техно­логий с целью снижения издержек производства и обеспечения тем са­мым дополнительных конкурентных преимуществ. Такая политика в 1992—1994 гг. проводилась и как вынужденная мера в целях преодоления экономического кризиса, в котором оказалась японская экономика.

6. Научно-техническая составляющая международной конкурентоспособности и интернационализация НИОКР

В целях укрепления позиций компаний в сфере научно-техниче­ской конкуренции, расширения возможностей выхода на рынки с но­выми видами продукции, обладающими большим экономическом эф­фектом и ценности для потребителя, и доведения до необходимого уровня уже выпускаемых изделий транснациональные компании в рамках специальных программ уделяют большое внимание НИОКР.

Одним из важнейших направлений глобализации корпораций ста­новится перенос ими в другие страны наряду с производственной и на­учно-исследовательской базы, отход от устоявшейся схемы разделения функций, когда НИОКР рассматривались как составная часть деятель­ности только материнских компаний. Создание в основных странах базирования собственных научно-исследовательских центров и лабо­раторий усиливает процесс трансформации зарубежных филиалов и дочерних компаний в региональные интегрированные комплексы, са-


7. Бизнес-знания — основа конкурентной позиции фирмы на мировом рынке 373

мостоятельно реализующие свою инвестиционную и торговую страте­гию на базе общей концепции развития ТНК.

Включение научно-исследовательской базы в рамки зарубежных филиалов и аффилированных компаний сопровождается и существен­ными изменениями в направлении НИОКР. В предшествующие годы эта деятельность включала преимущественно предоставление лицензи­онных услуг и ноу-хау для налаживания производства, развитие торго­вой инфраструктуры и сетей связи дня расширения продаж на рынках стран, принимающих капитал, а также создания местной производст­венной базы, модификацию производственного оборудования. В на­стоящее время происходит активизация НИОКР, направленных на приближение результатов научно-исследовательской деятельности к производственным запросам дочерних компаний, осуществление но­вых разработок с целью более быстрого приспособления выпускаемой продукции к потребностям местного рынка. В то же время все боль­шее развитие получают научно-исследовательские центры, которые на­ряду с созданием новых модификаций продукции расширяют исследо­вания в области наиболее перспективных наукоемких технологий исхо­дя из общих производственных и сбытовых программ корпораций.

7. Бизнес-знания — основа конкурентной позиции товара

и фирмы на мировом рынке

Бизнес-знания, или бизнес-компетенция, деловые способности ком­пании, практика ведения бизнеса, качество ее менеджмента в сфере основных и специфических функций составляют базу международной конкурентоспособности компании, в том числе и на мировых рынках. Качественные бизнес-знания позволяют предложить потребителям зару­бежных стран неоспоримые преимущества и потребительские ценности, предполагают уникальность основной компетенции компании и обеспе­чивают доступ на новые рынки в будущем, ее дальнейшее развитие.

Бизнес-технологии представлены систематизированным опытом в управлении, маркетинге, информационном обеспечении, технологиях производственного процесса, научно-технических изысканиях и т.д.

Согласно матрице «бизнес-знания -— рынок» Г. Хэмела и К. Праха-лада (рис. 14.3), составленной по аналогии с матрицей И. Ансоффа «рынок - товар», каждая компания должна решить задачу, как разви­вать свои бизнес-знания в зависимости от вида рынка (новый или ста­рый), При этом возможны четыре варианта:

• старые бизнес-знания—старый рынок (заполнение «пробелов»);

• новые бизнес-знания — старый рынок (основные компетенции плюс десять новых);


374 Глава 14. Международная конкурентоспособность товара и фирмы

• старые бизнес-знания — новый рынок (белые пятна); ■ новые бизнес-знания — новый рынок (мегавозможности).

 

 

 

 

  Рынок  
старый НОВЫЙ
Бизнес-знания новые Основные компетенции плюс десять новых Мс га возможности
старые Заполнение «пробелов» Белые пятна

Рис. 14.3. Матрица «бизнес-знания — рынок» (Г. Хэмел — К. Прахалада)

Старые бизнес-знаниястарый рынок (заполнение «пробелов»). Ъхг стра­тегия предполагает решение вопроса, каковы возможности усовершенство­вания, оптимизации существующих рынков путем более эффективного ис­пользования имеющихся технологий ведения бизнеса. В этом случае одна бизнес-единица компании (зарубежный филиал, подразделение) делится знаниями с другими.- Происходит циркуляция потока идей между подразде­лениями компании. Такая стратегия легко реализуема и менее рискованна.

Новые бизнес-знаниястарый-рынок (основные компетенции плюс де­сять новых). Данная стратегия предполагает ответ на вопрос, какие новые деловые компетенции потребуются на существующих рынках в целях под­держания и повышения конкурентоспособности. Компания ставит перед собой задачу остаться лидером на уже освоенных рынках за счет овладева-ния новыми бизнес-знаниями и деловой компетенцией.. Такая стратегия позволяет эффективно расширять сопряженные новые сферы бизнеса, на­пример производить не только лекарства, но и осуществлять консульта­ции по лечению (медицинский консалтинг).

Старые бизнес-знания'— новый рынок (белые пятна). В данном случае компания определяет пути оптимизации своей товарной номенклатуры и географии рынков за счет включения новых товаров и услуг и новых зару­бежных рынков при использовании имеющихся бизнес-знаний и управ­ленческой компетенции. Таким образом, компания ищет новые способы использования имеющихся компетенции на новом рынке. Например, компания Sony передала технологию Walkman для реализации предпри­ятиям своих дочерних компании и филиалов, занимающихся производст­вом магнитофонов и наушников.

Новые бизнес-знанияновый рынок (мегавохчожности). Эта стратегия выявляет новые бизнес-знания, необходимые для разработки наиболее привлекательных рынков (как»товарном, таки в региональном разрезе) в будущем.: Даннаястратегия харахгеризуется рискованными, но высокодо-г::; ходными действиями и ггредподапгст освоение новых сфер бизнеса. При этом чрезвычайно важным является определение наиболее перспектив-


8. Бизнес-культура



пых отраслей и сфер предпринимательской деятельности, оптимальных партнеров для стратегического альянса, союза, слияния, приобретения,

чтобы с меньшими затратами получить доступ к новым бизнес-знаниям и

новым рынкам.

Новые бизнес-компетенции чаще исего приобретаются за счет таких источников, как:

• проектные команды или временные рабочие группы, которые, ра­ботая над реализацией проекта, выявляют и систематизируют необходи­мые новые бизнес-знания;

• подготовка и переподготовка кадров путем обучения на курсах по­вышения квалификации, в школах бизнеса, участия в работе кружков ка­чества и т.д.;

• ротация кадров и перекрестная (взаимозаменяемая) расстановка кадров, предполагающая перемещение персонала по рабочим местам, из­меняющим набор выполняемых ими обязанностей, что сокращает рутин­ность в выполнении работы и расширяет рабочую эрудицию и бизнес-компетенцию сотрудников;

• прием на работу лучших выпускников лучших вузов;

• сотрудничество с ведущими университетами в целях использования их научно-исследовательских и опытно-конструкторских наработок, за­имствование внешнего передового опыта, навыков и технологий для со­вершенствования своих бизнес-знаний;

• покупка патентов и лицензий, обмен ими для получения деступа к использованию разработок и опыта других компаний и организаций;

• получение заказов от государственны* учреждений и заключение правительственных контрактов на проведение научных исследований в

новых областях;

• установление партнерских отношений с покупателями-потребите­
лями, посредниками и поставщиками с тем, чтобы иметь доступ к их

бизнес-знаниям;

• покупка части акций других компанийс целью приобретения новых

бизнес-знаний;

• создание стратегических союзов и альянсов или присоединение к
уже созданным, особенно преуспевающим, что даст возможность полу­
чить доступ к новым бизнес-знаниям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.