КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
На мировых рынках. В ряде преуспевающих международных компаний наиболее широ- ■ кое распространени&пояучила философия успеха
В ряде преуспевающих международных компаний наиболее широ- ■ кое распространени&пояучила философия успеха, основанная на подчинении интересов фирмы целям разработки, производства и сбыта высококачественной конкурентоспособной продукции, что в значительной степени соответствует товарной концепции управления. . Передовые фкрмы располагают эффективно развитой единой сис-телсойвсе^оронНего контроля управления качеством продукции (total quality contiol;т- TQ€)j начало которой было положено японскими 3. Основные системы повышения качества товаров на мировых рынках 367 компаниями. Для обеспечения высокого качества товара и его конкурентоспособности в этом случае важно не столько выявление брака на конечной стадии производства, сколько его предупреждение, что обеспечивается за счет контроля качества в процессе изготовления товара на каждой стадии производства. Комплексное системное управление качеством товара осуществляется с участием производственного отдела, отдела маркетинга, оптовых фирм и субподрядчиков, охватывая процессы производства, реализации и потребления продукции. Важна взаимоувязанное^ и взаимопреемлемость процесса контроля качества, когда исполнитель на каждой последующей стадии разработки товара, его производства и сбыта воспринимается как потребитель, который оценивает и контролирует качество принимаемых материалов, деталей и узлов. Всеобъемлющий, постоянный и последовательный контроль качества гарантирует единые, согласованные методы и средства его проведения для всех изготавливаемых на фирме изделий на каждой отдельной производственной операции. Управление качеством товара международных компаний связано прежде всего с характером организации производства. Так, современные компании активно используют систему «камбан», которая впервые была разработана и опробована на автомобилестроительной компании Toyota. Эта система в настоящее время получила широкое признание во всем мире и активно используется в целях снижения издержек и повышения конкурентоспособности товаров, в том числе и на мировых рынках. Система «камбан» обеспечивает гибкий механизм непрерывного производственного процесса по системе заказов и -без необходимости формирования страховых запасов. Особенность организации работы в этом случае такова, что выходное звено в производственно-сбытовой сети диктует условия и объемы поставок начальному или заготовительному звену, а не наоборот. Система «камбан» оформляется в виде связанных между собой заказов, представляемых в форме специальных карточек, идущих- от заказчиков к* исполнителю.
Система «камбан» в некотором смысле близка системе построения логистики материально-технического обеспечения предприятия «точно вовремя» (just-in-time—JIT), также родившуюсявЯпонии. Эта система повышения качества продукции и ее конкурентоспособности предусматривает поставку сырья, материалов, деталей и узлов точно в определенное заказом время. Система «камбан» полностью отвечает маркетинговому подходу в управлении производственно-сбытовой деятельностью фирмы и является примером «вытягивающей» системы производства (pull system — система «тяни»), когда ритм работы, объем и номенклатуру находя- 368 Глава 14. Международная конкурентоспособность товара и фирмы щихся в производстве сырья, деталей и узлов определяют выпускные линии окончательной сборки и требования рынка. В то же время следует учитывать, что система «камбан» ставит в наиболее выгодное положение головное предприятие, перекладывая бремя складских расходов и трудности в связи с колебаниями рыночного спроса и объемов заказов и сбыта на мелкие и средние фирмы-поставщики и субподрядчики. Такая система предполагает также контроль качества на каждом этапе производственного процесса, и каждый принимающий деталь (узел) рабочий осуществляет проверку их качества.
В отличие от вы [нерассмотренной системы многие российские фирмы придерживаются традиционной для них и менее эффективной системы планирования производства и сбыта, работая по принципу «выталкивания» заранее определенной партии деталей и узлов на следующие стадии производства (push system — система «толкай») и не учитывая, нужны ли они там фактически в таком количестве и в это конкретное время или нет, т.е. не исходит из требований рынка и не соответствует сути маркетинговой концепции управления. Такая система не предполагает последовательного контроля, а предусматривает общий контроль на конечной стадии выпуска продукции специальными службами ОТК. Такой подход уже сам по себе снижает международную конкурентоспособность товара и фирмы. Ритмичность и гибкость производства, его готовность и способность к переналаживанию и выпуску новой продукции, практическое отсутствие системы складирования и поставка комплектующих и сырья точно вовремя, экономия за счет повышения рациональности производства и исключения излишней рабочей силы в значительной степени соответствуют современному маркетинговому подходу в управлении производственно-сбытовой деятельностью фирмы и «вытягивающей» системе построения управления производством и товарными потоками, существенно повышая качество изделий и эффективность работы предприятия, а в целом — международной конкурентоспособности. Рост уровня автоматизации производства и его роботизации, переход от технологической и подетальной специализации к предметной, разработка передовых систем наладки производственного оборудования и контроля за качеством его состояния и эксплуатации, высокий уровень нормирования технологических пределов, организация комплексных ав-' тономных рабочих участков и т.д. также позволяют международным компаниям значительно повысить качество выпускаемых товаров. " Принцип автойомизации производства предполагает производство законченного изделия с. полным контролем качества и гарантией бездефектности в рамках данного рабочего участка. При автономном контроле качества продукции на рабочем месте монтируются специ-
4. Международные и -национальные системы стандартов качества товаров 369 альныс контрольные устройства, которые осуществляют непрерывный контроль качества (мониторинг) выпускаемых изделий, предупреждают массовое появление брака, сигнализируют о дефектах или неполадках в оборудовании и снабжены механизмами автоматического выключения производственных линий. Способствуют высокому качеству продукции и повышению ее конкурентоспособности на мировых рынках разработанные в СССР и впервые активно внедренные в Японии кружки качества, побуждающие рабочих и служащих к участию в совершенствовании производственного и технологического процессов, работе по внедрению в производство творческих и новаторских идей, отработке технико-экономических показателей выпускаемой продукции, а также повышающие уровень мастерства, квалификации, производственной и корпоративной культуры персонала фирмы. Повышению качества и росту конкурентоспособности товаров способствует производственная логистика: рациональная система движения материалов в процессе производства, оптимизация алгоритма размещения оборудования и механизмов в производственном помещении и планирование рабочих мест и производственных участков, в частности за счет применения U-образной системы размещения оборудования, регулирования численности рабочего персонала и др. 4* Международные и национальные системы стандартов качества товаров Важнейшим условием обеспечения международного уровня качества товаров является соответствие международным стандартам качества и стандартам качества страны, куда экспортируется товар данной фирмы, что предполагает вынужденную адаптацию товара к международным и локальным условиям зарубежных рынков.
В настоящее время действуют международные стандарты качества Кроме необходимости соблюдения международных стандартов качества в целях соответствия уровню качества на мировом рынке ком-=ШВД должна выполнять и национальные стандарты качества, а также национальные стандарты качества зарубежных стран, в которые пла- 370 Глава 14 Международная конкурентоспособность товара и фирмы НИруется осуществление экспорта продукции. В нашей стране таким стандартом является Государственный стандарт качества РФ. Более подробно национальные системы стандартов качества рассмотрим на примере Японии, где данная работа находится на довольно высоком уровне и не только создает базу высокого конкурентного преимущества японских товаров на мировом рынке, но и в ряде случаев служит серьезной преградой на пути проникновения на японский рынок товаров из-за рубежа. В 1945 г. в Японии была образована Японская ассоциация стандартов, а в 1949 г. был принят закон о промышленной стандартизации, который ввел единую систему государственных стандартов в промышленности и утвердил о качестве консультативного органа при Министерстве внешней торговли и промышленности (в настоящее время Министерство экономики, торговли и промышленности) Государственный комитет промышленных стандартов. Разрабатываемая им система стандартов — Japan Industrial Standard (JIS) — является рекомендательной, однако активно лрименяется при разработке фирменных и отраслевых стандартов в Японии. JIS постоянно пересматривается в соответствии с новейшими достижениями науки и техники и требованиями внутреннего и внешнего рынка. Данный закон ввел систему аттестации изделия и присвоения ему знака качества (JlS-mark), свидетельствующего о соответствии продукции требованиям JIS. В 1957 г. был принят закон об экспортной инспекции, и в настоящее время в Японии существует более 40 такого рода инспекций качества. На фирмах Японии созданы специальные организационные подразделения, ведающие вопросами анализа качества выпускаемых изделий, поступающих от потребителя рекламаций и претензий, разрабатывающие стандарты качества, аккумулирующие и пропагандирующие информацию о качестве продукции фирмы и методах ее повышения, изучающие требования к качеству со стороны потребителей и пользователей и работающие в тесном контакте с маркетинговыми службами. Кроме того, передовые компании разрабатывают и совершенствуют собственные стандарты качества предприятия, учитывающие все вышеназванные и создающие уникальное торговое предложение с идентифицированным уровнем качества и конкурентоспособности данной компании на внутреннем и международном рынках. В комплексную систему обеспечения международной конкурентоспособности и повышения качества тфодукции входит также ее сертификация, которая представляет особую важность при экспорте. Так, организация экспорт&самолетов и вертолетов невозможна без получения межаународног^серотфиката качества. 5 Ценовая составляющая международной конкурентоспособности 371 5. Производительность, издержки и ценовая составляющая международной конкурентоспособности Увеличение экспортной торговли весьма ограничено возможностями расширения спроса на мировом рынке и в большей степени определяется такими факторами, как высокие качественные и технико-экономические характеристики, низкие издержки производства и сбыта, компетентный маркетинг и тд. В условиях происходящего на мировом рынке роста цен на промышленную продукцию в более благоприятном положении с точки зрения возможности расширения экспорта находятся те из стран, у которых повышение цен происходит в относительно меньшей степени при условии соответствия современным требованиям уровня качества продукции и маретинговых составляющих конкурентной позиции компании. При определении конкурентной цены экспортеры учитывают в первую очередь издержки производства реализуемой продукции, уровень я характер спроса, уровень качества экспортируемой продукции, а также курс национальной валюты, благодаря которому издержки производства данного товара сравниваются с ценами на мировом рын-. ке. При этом роль отдельных элементов конкурентоспособности экспортной продукции под влиянием внутри- и внешнеэкономических факторов существенно меняется. Повышение издержек производства, глубокие сдвиги в их структуре под воздействием изменений на рынке топливно-сырьевых ресурсов, обострение кризисных тенденций в японской экономике оказали серьезное влияние на деятельность японских корпораций. Поскольку экспорт стал рассматриваться как все более важное средство поддержания внутрихозяйственной активности, многие японские компании предприняли специальные меры, направленные на укрепление своих позиций на внешних рынках. Особое значение в этих условиях в управленческой стратегии японских фирм придавалось сохранению высоких темпов роста производительности труда, что, обеспечивая относительное снижение затрат на рабочую силу и экономию на основном капитале при изготовлении единицы продукции, явилось одной из основных причин высокой конкурентоспособности японских товаров. В связи с возрастающими требованиями к эксплуатационным свойствам и характеристикам товара, а также требованиями быстрого обновления выпускаемой продукции все более важную роль в настоящее время играют такие факторы конкурентоспособности, как качество и новизна товара, технический уровень И конструкционные особенности, строгое соблюдение условий контракта, послепродажное об- 372 Глава 14. Международная конкурентоспособность товара и фирмы служи вание и т.д., основанные на тщательном изучении запросов конкретных товарных рынков и их отдельных сегментов. Все большую роль лля продажи товаров играет расширение сбытовой сети путем усовершенствования каналов реализации в других странах через универсальные торговые фирмы и их представительства и создания сети собственных отделений и филиалов. В настоящее время число японских отделений в ведущих странах с развитой рыночной экономикой и занятых в них служащих в несколько раз превышает аналогичный показатель для иностранных представительств в самой Японии. Обострение борьбы на внешних рынках толкает японские фирмы к модернизации производства и к дальнейшему ужесточению требований к качеству труда рабочих. Конкретное воплощение эта политика крупного бизнеса нашла в осуществлении в 80-е — начале 90-х гг. так называемых сокращенных производственных программ, в соответствии с которыми предусматривались наряду с дальнейшей интенсификацией производства увольнение «лишней* рабочей силы на предприятиях, ликвидация и замораживание части производственных мощностей и направление капиталовложений в разработку и внедрение новых технологий с целью снижения издержек производства и обеспечения тем самым дополнительных конкурентных преимуществ. Такая политика в 1992—1994 гг. проводилась и как вынужденная мера в целях преодоления экономического кризиса, в котором оказалась японская экономика. 6. Научно-техническая составляющая международной конкурентоспособности и интернационализация НИОКР В целях укрепления позиций компаний в сфере научно-технической конкуренции, расширения возможностей выхода на рынки с новыми видами продукции, обладающими большим экономическом эффектом и ценности для потребителя, и доведения до необходимого уровня уже выпускаемых изделий транснациональные компании в рамках специальных программ уделяют большое внимание НИОКР. Одним из важнейших направлений глобализации корпораций становится перенос ими в другие страны наряду с производственной и научно-исследовательской базы, отход от устоявшейся схемы разделения функций, когда НИОКР рассматривались как составная часть деятельности только материнских компаний. Создание в основных странах базирования собственных научно-исследовательских центров и лабораторий усиливает процесс трансформации зарубежных филиалов и дочерних компаний в региональные интегрированные комплексы, са- 7. Бизнес-знания — основа конкурентной позиции фирмы на мировом рынке 373 мостоятельно реализующие свою инвестиционную и торговую стратегию на базе общей концепции развития ТНК. Включение научно-исследовательской базы в рамки зарубежных филиалов и аффилированных компаний сопровождается и существенными изменениями в направлении НИОКР. В предшествующие годы эта деятельность включала преимущественно предоставление лицензионных услуг и ноу-хау для налаживания производства, развитие торговой инфраструктуры и сетей связи дня расширения продаж на рынках стран, принимающих капитал, а также создания местной производственной базы, модификацию производственного оборудования. В настоящее время происходит активизация НИОКР, направленных на приближение результатов научно-исследовательской деятельности к производственным запросам дочерних компаний, осуществление новых разработок с целью более быстрого приспособления выпускаемой продукции к потребностям местного рынка. В то же время все большее развитие получают научно-исследовательские центры, которые наряду с созданием новых модификаций продукции расширяют исследования в области наиболее перспективных наукоемких технологий исходя из общих производственных и сбытовых программ корпораций. 7. Бизнес-знания — основа конкурентной позиции товара и фирмы на мировом рынке Бизнес-знания, или бизнес-компетенция, деловые способности компании, практика ведения бизнеса, качество ее менеджмента в сфере основных и специфических функций составляют базу международной конкурентоспособности компании, в том числе и на мировых рынках. Качественные бизнес-знания позволяют предложить потребителям зарубежных стран неоспоримые преимущества и потребительские ценности, предполагают уникальность основной компетенции компании и обеспечивают доступ на новые рынки в будущем, ее дальнейшее развитие. Бизнес-технологии представлены систематизированным опытом в управлении, маркетинге, информационном обеспечении, технологиях производственного процесса, научно-технических изысканиях и т.д. Согласно матрице «бизнес-знания -— рынок» Г. Хэмела и К. Праха-лада (рис. 14.3), составленной по аналогии с матрицей И. Ансоффа «рынок - товар», каждая компания должна решить задачу, как развивать свои бизнес-знания в зависимости от вида рынка (новый или старый), При этом возможны четыре варианта: • старые бизнес-знания—старый рынок (заполнение «пробелов»); • новые бизнес-знания — старый рынок (основные компетенции плюс десять новых); 374 Глава 14. Международная конкурентоспособность товара и фирмы • старые бизнес-знания — новый рынок (белые пятна); ■ новые бизнес-знания — новый рынок (мегавозможности).
Рис. 14.3. Матрица «бизнес-знания — рынок» (Г. Хэмел — К. Прахалада) Старые бизнес-знания — старый рынок (заполнение «пробелов»). Ъхг стратегия предполагает решение вопроса, каковы возможности усовершенствования, оптимизации существующих рынков путем более эффективного использования имеющихся технологий ведения бизнеса. В этом случае одна бизнес-единица компании (зарубежный филиал, подразделение) делится знаниями с другими.- Происходит циркуляция потока идей между подразделениями компании. Такая стратегия легко реализуема и менее рискованна. Новые бизнес-знания — старый-рынок (основные компетенции плюс десять новых). Данная стратегия предполагает ответ на вопрос, какие новые деловые компетенции потребуются на существующих рынках в целях поддержания и повышения конкурентоспособности. Компания ставит перед собой задачу остаться лидером на уже освоенных рынках за счет овладева-ния новыми бизнес-знаниями и деловой компетенцией.. Такая стратегия позволяет эффективно расширять сопряженные новые сферы бизнеса, например производить не только лекарства, но и осуществлять консультации по лечению (медицинский консалтинг). Старые бизнес-знания'— новый рынок (белые пятна). В данном случае компания определяет пути оптимизации своей товарной номенклатуры и географии рынков за счет включения новых товаров и услуг и новых зарубежных рынков при использовании имеющихся бизнес-знаний и управленческой компетенции. Таким образом, компания ищет новые способы использования имеющихся компетенции на новом рынке. Например, компания Sony передала технологию Walkman для реализации предприятиям своих дочерних компании и филиалов, занимающихся производством магнитофонов и наушников. Новые бизнес-знания — новый рынок (мегавохчожности). Эта стратегия выявляет новые бизнес-знания, необходимые для разработки наиболее привлекательных рынков (как»товарном, таки в региональном разрезе) в будущем.: Даннаястратегия харахгеризуется рискованными, но высокодо-г::; ходными действиями и ггредподапгст освоение новых сфер бизнеса. При этом чрезвычайно важным является определение наиболее перспектив- 8. Бизнес-культура пых отраслей и сфер предпринимательской деятельности, оптимальных партнеров для стратегического альянса, союза, слияния, приобретения, чтобы с меньшими затратами получить доступ к новым бизнес-знаниям и новым рынкам. Новые бизнес-компетенции чаще исего приобретаются за счет таких источников, как: • проектные команды или временные рабочие группы, которые, работая над реализацией проекта, выявляют и систематизируют необходимые новые бизнес-знания; • подготовка и переподготовка кадров путем обучения на курсах повышения квалификации, в школах бизнеса, участия в работе кружков качества и т.д.; • ротация кадров и перекрестная (взаимозаменяемая) расстановка кадров, предполагающая перемещение персонала по рабочим местам, изменяющим набор выполняемых ими обязанностей, что сокращает рутинность в выполнении работы и расширяет рабочую эрудицию и бизнес-компетенцию сотрудников; • прием на работу лучших выпускников лучших вузов; • сотрудничество с ведущими университетами в целях использования их научно-исследовательских и опытно-конструкторских наработок, заимствование внешнего передового опыта, навыков и технологий для совершенствования своих бизнес-знаний; • покупка патентов и лицензий, обмен ими для получения деступа к использованию разработок и опыта других компаний и организаций; • получение заказов от государственны* учреждений и заключение правительственных контрактов на проведение научных исследований в новых областях; • установление партнерских отношений с покупателями-потребите бизнес-знаниям; • покупка части акций других компанийс целью приобретения новых бизнес-знаний; • создание стратегических союзов и альянсов или присоединение к
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |