Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних




Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних

Территориальные учреждения для детей и подростков, нуждающихся в социальной реабилитации

Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуж­дающихся в социальной реабилитации.

В специализированные учреждения несовершеннолетние при­нимаются в следующих случаях: по личному обращению, по на­правлению органов, осуществляющих социальную защиту, по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних, по за­явлению родителей или лиц их заменяющих, по ходатайству ор­ганов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел, по постановлению или определению суда, прокурора или следственных органов, если родители осуждены. При приеме в учреждение производится медицинский осмотр ре­бенка, ценные вещи, предметы, представляющие опасность для жизни ребенка и окружающих, принимаются на хранение. Сведе­ния о поступившем в учреждение ребенке заносятся в журнал учета. Ребенок зачисляется в учреждение приказом директора и на него оформляется личное дело, ему предоставляется полное госу­дарственное обеспечение. Руководитель учреждения обязан сооб­щить о приеме несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, в органы опеки и попечительства по месту нахожде­ния учреждения.

Выпуск из учреждения оформляется приказом директора на основании распоряжения органа опеки и попечительства о пере­даче ребенка под опеку, на усыновление в приемную семью, в интернат или детдом или личного заявления родителей. Лицам, которым передается ребенок, выдается справка о его выпуске.

Несовершеннолетние, добровольно обратившиеся в учрежде­ние, имеют право его покинуть на основании личного заявления, о чем делается отметка в журнале.

Общие направления организации деятельности учреждения:

- профилактическая работа по предупреждению безнадзорно­сти и оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье;

- обеспечение детям временного проживания на полном госу­дарственном обеспечении до определения и осуществления со­вместно с органами опеки оптимальных форм трудоустройства;

- обеспечение доступности и своевременности квалифициро­ванной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптации на ос­нове индивидуальных программ социальной реабилитации, вклю­чающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, со­циокультурный, физкультурно-оздоровительный и другие компо­ненты.

Воспитанники учреждения обеспечиваются питанием и пред­метами первой необходимости, лекарственными средствами со­гласно установленным нормам. Для учреждения выделяются спе­циальные помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, противопожарным требованиям и технике безопасности, располагающие всеми видами коммунальных удобств.

В учреждении создаются условия, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации детей с девиантным поведением. Образовательная работа проводится на основании существующего законодательства.

В настоящее время можно констатировать, что в России созда­на разветвленная сеть государственных социальных служб, оказы­вающих разнообразную помощь и поддержку людям, находящим­ся в различных кризисных ситуациях, и прежде всего оказываю­щая комплекс психолого-медико-социальных услуг детям и семь­ям группы риска.

За последние годы интенсивно формируется сеть новых соци­альных учреждений в системе Министерства труда и социального развития РФ, которая включает такие новые для России учрежде­ния, как социальные приюты, центры социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры медико-социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями и дру­гие социальные учреждения, направленные, прежде всего, на под­держку семей и детей, находящихся в кризисной ситуации.

В системе народного образования наряду с существующими формами государственной заботы о детях, оставшихся без попе­чения родителей (детские дома и школы-интернаты), несовер­шеннолетних с девиантным поведением (спецшколы и спецПТУ), создана сеть центров медико-социальной и психолого-педагоги­ческой поддержки, которые проводят диагностику и коррекцию, как правило, дезадаптированных учащихся, испытывающих за­труднения в общении, консультируют их родителей.

Разветвленная и разнообразная сеть социальных служб для под­ростков и молодежи формируется под эгидой Комитета по делам молодежи. Несмотря на разнообразие существующих в настоящее время молодежных социальных учреждений, их прежде всего объе­диняют задачи социализации и социальной адаптации молодежи и подростков, которые особенно обострены в это кризисное пе­реломное для России время.

Создание сети новых социальных учреждений потребовало, в свою очередь, значительного числа профессионально подготов­ленных кадров, практических психологов, социальных работни­ков и педагогов. Они нуждаются в методическом оснащении, спо­собствующем повышению уровня профессионализма этих специа­листов.

Особенно серьезно и тщательно должны готовиться специали­сты, работающие с различными формами детско-подростковой дезадаптации и девиации. Практически любому из вышеперечис­ленных социальных учреждений приходится иметь дело с соци­ально дезадаптированными подростками, а также с разными про­явлениями детско-подростковых дезавиаций, которые требуют спе­циальных корректирующих программ и методов.

Оказание психологической и психосоциальной помощи дез­адаптированным детям и подросткам начинается с психологиче­ской диагностики, которая позволяет определить характер деза­даптации и выявить их причины.

В одном случае дезадаптация может вызываться некоторыми психобиологическими факторами, неблагоприятными особенно­стями психики и организма, включая нервно-психические забо­левания и патологии, разные степени умственной отсталости. В дру­гом случае выявляются проблемы психосоциальной дезадаптации, связанные с индивидуально-личностными особенностями харак­тера, эмоционально-коммуникативными нарушениями, неадек­ватной самооценкой и т.д.

Диагностика данных нарушений позволяет наметить коррек-ционно-реабилитационную программу, провести соответствующую психологическую консультацию учителей и родителей. Однако практически в любых случаях патогенной, психосоциальной и социальной дезадаптации важнейшую роль в процессе реабилита­ции играют средовые социально-психологические факторы, осо­бенности взаимодействия подростка со своим ближайшим окру­жением в семье, школе, сообществе сверстников.

Как правило, социальная дезадаптация подростка характери­зуется деформацией референтных и ценностных ориентации, не­адекватностью самооценки, снижением уровня психосоциально­го развития, асоциальным поведением. И было бы неверно видеть причины этого только в личностных психологических особен­ностях подростка и ограничиваться индивидуальной психокоррек­цией.

Многочисленные отечественные исследования показывают, что процесс дезадаптации начинается и сопровождается утратой ре­ферентной значимости классного коллектива, отчуждения от школы как института социализации. Это в свою очередь вызвано деформацией межличностных отношений «трудного подростка» в классе, снижением его социометрического статуса, эмоциональ­ным дискомфортом.

Как правило, трудные — «изолянты» в классе, и поэтому они начинают искать иную среду общения и самоутверждения. Здесь, конечно, необходима социально-психологическая диагностико-коррекционная программа, которая выявляет характер межлич­ностных нарушений, дает картину предпочтений и отвержений, сложившихся в коллективе, выявляет лидерские группировки, процессы и т.д. На основе этой диагностики можно проводить индивидуальную и групповую коррекцию, выравнивать систему взаимоотношений, формировать эмоционально-коммуникативные качества, позволяющие подростку нормально строить отношения с товарищами. Такая психосоциальная работа может осуществляться как в постоянных, так и во временных коллективах, оказываю­щих временную помощь и поддержку в социальной адаптации.

Если постоянные коллективы — это, как правило, коллективы по месту учебы и работы, то временные коллективы — это как раз коллективы тех социальных учреждений, которые призваны ока­зывать помощь в социализации «трудных» дезадаптированных под­ростков. Сеть разнообразных социальных учреждений выполняет эти функции. К таким учреждениям наряду со службами социаль­ной поддержки молодежи можно также отнести подростковые клубы, летние оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, туристические центры, военно-спортивные клубы и лагеря.

Важно отметить, что наряду со специальными диагностико-коррекционными социально-психологическими программами, со­циальному работнику необходимо знать характеристики социаль­ной среды микрорайона, особенности семейного и школьного вос­питания, неформального окружения подростка, чтобы строить про­граммы психологической и социальной поддержки.

В этом смысле работа центра социальной поддержки молодежи либо херриториального центра социальной помощи семье и дет­ству должна начинаться со сбора информации о социальной инфра­структуре района, о социально-демографических характеристи­ках его населения, а также о составе и особенностях семей и детей группы риска, молодежно-подростковых группировках и т.д. Сбор и анализ такой информации также требует специального методи­ческого инструментария, которым должен владеть социальный работник.

(Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерных положений о специализированных уч­реждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 27 ноября 2000 г. № 896.)

Общие положения.

Настоящее Примерное положение регулирует деятельность со­циально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее именуется — центр), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

На основе настоящего Примерного положения центр разраба­тывает устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством РФ.

Основными задачами центра являются профилактика безнад­зорности и беспризорности, а также социальная реабилитация не­совершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В своей деятельности центр руководствуется федеральными за­конами, указами и распоряжениями Президента РФ, постанов­лениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ в области защиты прав и закон­ных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внут­ренних дел, общественными и другими организациями.

Организация деятельности центра.

Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или по решению ор­ганов местного самоуправления в порядке, установленном зако­нодательством РФ.

Допускается совместное учредительство центра.

Центр является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие счета в кредитных организациях, смету, печать установ­ленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Центр ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и нало­говые органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соот­ветствии с законодательством РФ и своим уставом.

Центр может создаваться из расчета одно учреждение на 5 — 10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей может создаваться один центр.

В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная вос­питательная группа, отделения диагностики и социальной реаби­литации, социально-правовой помощи, перевозки несовершен­нолетних, а также иные подразделения, необходимые для реали­зации основных задач.

В соответствии со своими задачами центр может:

- обеспечивать временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- принимать участие в выявлении и устранении причин и усло­вий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовер­шеннолетних;

- оказывать помощь в восстановлении социального статуса не­совершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействовать возвращению несовершенно­летних в семьи;

- оказывать социальную, психологическую и иную помощь не­совершеннолетним и их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;

- разрабатывать и реализовывать программы социальной реа­билитации несовершеннолетних, направленные на выход из труд­ной жизненной ситуации;

- обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершен­нолетних;

- организовывать медицинское обслуживание и обучение несо­вершеннолетних, содействовать их профессиональной ориента­ции и получению ими специальности;

- содействовать органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

- уведомлять родителей несовершеннолетних (их законных пред­ставителей), органы опеки и попечительства о нахождении несо­вершеннолетних в центре;

- на основании проверки целесообразности возвращения в се­мьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, пригла­шать родителей (их законных представителей) для решения воп­роса о возвращении им несовершеннолетних;

- на основании проверки целесообразности возвращения несо­вершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие дет­ские учреждения вызывать представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, само­вольно ушедших из указанных учреждений.

При центре может создаваться попечительский совет из пред­ставителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей орга­низаций и лиц, заинтересованных в развитии центра.

Порядок создания и компетенция попечительского совета оп­ределяются уставом центра.

Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.

Условия приема и содержания несовершеннолетних.

В центре круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятель­но, по инициативе родителей (их законных представителей), на­правленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством РФ независимо от места жительства.

При поступлении ребенка до 3 лет он направляется в соответ­ствующее учреждение.

Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) соци­альной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего уст­ройства в соответствии с законодательством РФ.

Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, на­ходящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьяне­ния, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушение. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в со­ответствующие учреждения согласно законодательству РФ.Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государ­ственном обеспечении.

Кадровое обеспечение центра.

На работу в центр принимаются работники, имеющие специ­альное образование или специальную подготовку.

Отношения между работниками и администрацией центра ре­гулируются законодательством РФ о труде.

Центр устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работников на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями, а также определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего ха­рактера в пределах средств, направляемых на оплату труда.

На работников центра, непосредственно осуществляющих со­циальную реабилитацию несовершеннолетних, распространяются условия оплаты труда, продолжительность рабочего времени, еже­годного отпуска, другие льготы, установленные для аналогичных категорий работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специаль­ных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

Медицинские работники центра, непосредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами, установленными для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.

Управление центром.

Центром руководит директор, назначаемый органом социаль­ной защиты населения субъекта РФ или органом местного само­управления.

Назначение на работу директора центра осуществляется в со­ответствии с законодательством РФ и уставом центра. Имущество и средства центра.

Собственник имущества или уполномоченный им орган в по­рядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за цент­ром имущество в оперативном управлении.

Центр владеет, пользуется, распоряжается закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом в соответствии с назна­чением этого имущества, своими уставными целями и законода­тельством РФ.

Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном управлении, допускается только в порядке и в случаях, установ­ленных гражданским законодательством.

Финансирование центра осуществляется в установленном по­рядке за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Финансирование центра может осуществляться на основе нор­мативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от вида учреждения.

Привлечение центром дополнительных средств за счет добро­вольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством РФ не влечет за собой снижения финансирования за счет средств его учредителя (учредителей).

Центр вправе осуществлять предусмотренную уставом, прино­сящую доход деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодатель­ством РФ.

Оставшееся после ликвидации центра имущество передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодатель­ством РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.