Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Китая и Южной Корен 3 страница




Создание устойчивых конкурентных преимуществ и получение максимальной экономии за счетзначительных масштабов производст­ва и стандартизации сбыта в мировом диапазоне требуют разработки скоординированных принципов глобальной логистики, не только учиты­вающей особенности отдельных стран, но и выявляющей общие под­ходы к сбыту и построению схем материального обеспечения.

В отличие от международной логистики на двусторонней основе глобальные системы транспортировки и хранения грузов, а также системы материально-технического обеспечения и формирования складских запасов создают экономию на объемах сделок и согласова­нии логистических усилий в глобальных масштабах и способны зна­чительно повысить международные конкурентные преимущества компании. При этом менее эффективным является перенос внутрен­ней или национальной схемы логистики на глобальный уровень: в глобальном масштабе более рациональной является разработка но­вых стандартных совершенных схем логистики, оптимально рабо­тающих в торговле между различными странами, а в ряде случаев и на их территории.

Необходимость развития глобальной логистики определяется сле­дующими факторами:

• стремление к росту и выживанию в высококонкурентной среде;

. • экономический рост в промышленно развитых странах, рост до­ходов и прибылей компаний;

«развитие новых технологий в производстве и логистике, избы­точные производственные мощности;

• ориентация на интегрированную логистику, единую логистиче­
скую цепочку в целом и развитие деловых связей внутри маркетинго­
вого канала;

- межгосударственные соглашения и регионализация, развитие Европейского союза;

• развитие средств связи и информационных технологий;

• дерегулирование сферы финансов, транспорта и др.


4 Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем 645

В то же время на пути развития глобальной логистики стоят такие барьеры, как ограничения для проникновения на зарубежные рынки, недостаточность информации, специфика ценообразования, характер и правила конкурентной борьбы, а также финансовые барьеры, разли­чия в каналах распределения. Например, особенности национальной логистики Китая, Японии и других стран требуют адаптивного подхода

в логистических решениях на их территории с учетом специфики этих

стран.

Глобальная система способна организовать эффективное движе­ние товаров в международный производственный комплекс, а от него — через множество внутринациональных распределительных се­тей — потребителям но всем мире. Таким путем формируется скоорди­нированная глобальная сеть интегрированной логистики, создать ко­торую в настоящее время оказалось для международных компаний до­вольно трудно (рис. 28.4).


Ораны - поставщики сырья


Стра н ы - потреб ител и




Страны-производители


Рис. 28.4. Глобальная логистика (глобальные стандартные сети и локальные адаптированные сети)

В настоящее время существуют отдельные национальные логисти­ческие системы, отличающиеся правовой и оперативной инфраструк­турой и специфическим стилем управления. Поэтому в отличие от гло-


646 [\'iuBti2S Международная ннтегрирооашгаялогисгнкл

бализации товарной политики или политики продвижения междуна­родная логистика с большим трудом поддается стандартизации глобализации

Международные маркетологи связывают пути развития процессов глобализации в области логистики с решением следующих задач;

• все менеджеры международной компании должны руководство­ваться единой интегрированной схемой и логикой ведения логистиче­ских операций;

• компания должна обеспечивать высокую степень централиза­ции управлении и контроля за международной логистикой,

• должна быть разработана четкая система отчетности и ответст­венности по объемам и движению товарных запасов, тем более что для международных операций требуются большие, чем при внутренней деятельности, объемы запасов,

• глобальная логистика требует унифицированности показателей оценки результатов логистической деятельности;

• глобальная логистика требует особых методов учета логистиче­ских издержек в связи с тем, что компания, занимающаяся междуна­родным бизнесом, уделяет, как правило, больше внимания текущим расходам, чем капитализации логистических издержек, опасаясь, что ее капитал может быть взят под контроль местным правительством за­рубежной страны в национальных интересах.

Глобальная логистикасвязанастребованиями унификации и стан­дартизации товаросопроводительной документации и т,д

Становление глобальной логистики проходит следующие пять этапов

Первый этап — «сохранение дистанции» с международным дист­рибьютором, который берет на себя обязанности по организации меж­дународного маркетинга, управлению запасами, выставлению счетов и послепродажному обслуживанию

Второй этап — самостоятельный экспорт с использованием услуг зарубежного местного дистрибьютора.

Третий этап — самостоятельные зарубежные операции — связан с самостоятельным осуществлением за рубежом маркетинга, продаж, производства и распределения. Налицо присутствие на местном рын­ке. Методы работы чаще всего копируют методы работы материнской компании, а не местного рынка.

Четвертый этап — ускоренение бизнеса в зарубежных странах — предполагает использование местных менеджеров, маркетинговых и торговых организаций и даже местных бизнес-систем.

Пятый этап — денационализация деятельности. На этом этапе со­храняются предприятия в зарубежных странах, однако создаются ре-

 


4 Глобальная логистика и уровни глобальных логистических систем 647

гионапьные центры или штаб-квартиры, которые призваны коорди­нировать операции в соответствующем географическом регионе. Ком­пания, отказываясь от диктата единой хозяйственной политики, принятой в стране происхождения или в материнском головном офи­се, для всех остальных подразделений превращается в компанию без гражданства. Высшее руководство в таких компаниях имеет интерна­циональный состав. В то же время в лишенных национальности меж­дународных торговых операциях используются местные маркетинго­вые и торговые организации, опирающиеся на производственные и логистические процессы глобального уровня.

Как было сказано, глобальная логистика в большей степени связа­на с так называемыми компаниями без гражданства (Nestle — Швейца­рия, Philips — Нидерланды, ABB — Швейцария, ICI — Великобрита­ния и др), принимающими управленческие решения без учета нацио­нальных границ и ставшими «своими» в любом географическом регионе мира Но даже эти компании не могут осуществлять стандарт­ные логистические схемы в своей международной деятельности и от­личаются адаптацией к требованиям местного рынка и эффективной разработкой и внедрением гибких логистических систем и процедур. В то же время интегрированные логистические и информационные системы позволяют обеспечить потребителей информацией о товаре, который они заказали или собираются заказать

Глобальная логистическая цепочка характеризуется*

1) продолжительностью функционального цикла;

2) спецификой самих логистических операций,

3) развитием системной интеграции логистики,

4) особой ролью союзов или альянсов в современной международ­ной логистике

Первое отличие. Функциональные циклы в глобальной логистике отличаются по протяженности: если на внутреннем рынке они состав­ляют 4—10 дней, то на международном — недели и месяцы. Причина­ми этого являются более медленная связь, особенности финансирова­ния, упаковки, расписание транспортных средств, сроки транспорти­ровки, таможенные процедуры и тд. Кроме того, функциональные циклы логистики в международном масштабе отличаются большей не­равномерностью, что затрудняет логистическое планирование

Второе отличие. В отличие от национальной логистики междуна­родные логистические операции требуют;

• сопровождения товаров, инструкций и документов на разных

языках;

• большего разнообразия сопугствуютцих товаров, поддерживаю­
щих основные, что делает необходимым увеличение запасов;


648 Глава 28 Меж дународная интегрированная логистика ______________

• роста объемов документации;

• управление запасами не ограничивается владением запасами и их физическим размещением в местах хранения, а связано с индивиду­альным подходом к складированию, что делает необходимым увеличе­ние объемов запасов;

• сложных международных грузоперевозок.

Третье отличие глобальной логистической цепочки — в необходи­мости ее скоординированности и системной интеграции за счет ис­пользования системы электронного обмена данными в режиме реаль­ного времени, что требует крупных капиталовложений и времени. По­этому немногие компании обладают интегрированными глобальными системами логистической информации.

Четвертое отличие международной и глобальной логистики про­диктовано особой ролью стратегических альянсов и союзов компаний с грузоперевозчиками, поставщиками, торговыми организациями и специализированными компаниями, предоставляющими логистиче­ские услуги, что снижает риски в международной деятельности и обес­печивает высокие позиции в международной конкурентной борьбе.

5. Особенности международной транспортной логистики

и основные транспортные решения при организации

международной торговли

При международном сбыте вопросы организации транспортиров­ки и физического перемещения товаров от производителя до конечно­го потребителя включают в себя комплекс технологических, организа­ционно-правовых и экономических мер по обеспечению транспорт­ных, складских, страховых и иных операций, которые в целом образуют систему товародвижения.

Транспортная логистика предполагает логическое и эффективное построение маршрута транспортировки, а также включает в себя все основные функции управления транспортировкой товара, а именно: планирование, организацию рациональной доставки товаров от мест их производства или закупки до мест потребления, а также координа-шпо транспортных вопросов со всеми другими составляющими интег­рированной логистической цепи и контроль за всеми операциями, саязанвьши с перемещением товара, обмен соответствующей доку-меяшиаей и информацией между перевозчиком и грузовладельцем.

Транспортиая логистика на макроуровне занимается разработкой обашй концепции транспортного обеспечения движения товарных по­токов; выбором вида транспорта и способа транспортировки в зависи-


5. Особенности международной транспортной логистики 649

мости от характера товара, места его нахождения и возможности дос­тавки, а также выбором места размещения складов (как дистрибьютор-ских, так и для создания запасов) и т.д. -

Транспортная логистика на микроуровне определяет более деталь­ные вопросы: выбор перевозчика, подбор экономичных партий грузов и отгрузок, разработка взаимоувязанных и экономичных графиков от­грузок, погрузочно-разгрузочные работы, внутрискладские операции.

Основные характеристики транспортной составляющей в международной торговле

• Издержки транспортировки

• Скорость транспортировки

• Бесперебойность транспортировки

• Качество транспортных услуг

• Обеспечение сохранности грузов

• Оптимальность маршрутов транспортировки

' Интегрированность транспортной логистики в единую логи­стическую систему

Вышеперечисленные факторы являются также критериями при выборе соответствующих транспортных средств и фирм-перевозчи­ков. Из 145 опрошенных грузоотправителей в России 35% наибольшее значение придают стоимости доставки, 31% — срокам доставки, 14% — гибкости обслуживания и 10% — надежности доставки.

Издержки транспортировки связаны с затратами на сам транспорт и на складирование и хранение груза по пути следования, а также на обработку документации, сопровождающей груз. И именно транс­портная логистика направлена на минимизацию и оптимизацию этих затрат. Однако низкий тариф может стать причиной убытков в рамках всей системы сбыта, если дешевизна транспортировки обеспечивается за счет низкой скорости движения и ненадежности обслуживания или если выбранный вид транспорта потребует специальной дорогостоя­щей упаковки.

Международная транспортная логистика строится на базе реализа­ции маркетинговой программы и ее стратегической политики и, в свою очередь, требует предварительных маркетинговых исследований миро­вого транспортного рынка, рынка вспомогательных услуг и складского хозяйства, изучения международной конкурентоспособности транс­портных и экспедиторских компаний. Собирается информация по во­просам национального и международного транспортного законодатель-


650 Глава 28 Международная интегрированная логистика

ства, а также в отношении дефицитности транспортной или складской услуги, наличия альтернативных вариантов и маршрутов транспорти­ровки в рамках одного вида транспорта, создаются базы данных по мар­шрутам перевозки, транспортным средствам, тарифам, и т.д.

Каждая фирма-продуцент, если не передоверяет все транспортные вопросы транспортному посредническому агентству, создает сбалан­сированные и эффективные системы доставки своей продукции, тесно связанной с вопросами сбытовой политики, хранением и реализацией товара, которые формулируются в виде логистической транспортной модели или, как еще принято называть, «транспортного модуля».

Осуществление функций в области транспортной логистики на фирмах возложено на менеджера-логистика или менеджера по транс­портным операциям, которые возглавляют соответствующие транс­портные подразделения. Эти подразделения отвечают за подготовку и осуществление транспортных и вспомогательных операций; организа­цию скоординированного взаимодействия с сопряженными служба­ми — складскими, экспедиторскими, таможенными и т.д.; определение оптимального способа товародвижения, в том числе и при транзитном маршруте; определение рисков случайной гибели при наступлении форс-мажорных обстоятельств и возможные п^ти их урегулирования.

Одним из важнейших транспортных вопросов является определе­ние в контрактах купли-продажи базисных условий поставки, наибо­лее часто встречаемые из которых определены в специальном между­народном документе «Инкотермс-2000» — правилах толкования торго­вых терминов, разработанных Международной торговой палатой. Эти правила содержат 13 базисных условий, каждое из которых определяет свои особенности условий поставки, например; до какого пункта по­купатель свободен от ответственности нести расходы за погрузку-выгрузку, транспортировку, страхование, риски случайной гибели и т.д. Ранее число этих правил было значительно меньше, и они посте­пенно расширялись за счет добавления базисных условий, приближен­ных к месту положения покупателя, определяя условия, где обязанно­сти покупателя оказывались минимальными. Такой процесс в том чис­ле свидетельствует об усилении конкуренции на мировом рынке, более сложной для продуцента и продавца рыночной ситуации и о проявле­нии маркетинговых, с позиции интересов покупателя, подходов в ор­ганизации международной транспортной логистики,

Базисные условия поставки определяют для продавца и покупателя
I..................... ................... ———— ...................................... -...................... -.............................. ——

• Момент перехода права собственности на товар

• Все относящиеся к товару расходы

• Момент перехода риска случайной гибели товара


5. Особенности международной транспортной логистики 651

Базисные условия поставки определяют право собственности на товар, т.е. в чьих руках находится грузопоток — продавца или покупа­теля — и до какого пункта, а также кто именно несет все относящиеся к товару расходы до момента передачи перевозчику или покупателю, а также определяют момент перехода риска случайной гибели товара (велела вие форс-мажорных обстоятельств) с продавца на покупателя:

EXW (Ex Works — свободно с завода) — покупатель несет все обязан­ности в отношении товара, принимая его с заводского склада продавца. Обязательства продавца минимальны;

FCA (Free Carner — свободно у перевозчика) — покупатель несет практически все обязанности в отношении товара, кроме подготовки его к отправке и передачи перевозчику, за что отвечает продавец;

FAS (Free Alongside Ship — свободно вдоль борта в порту отгрузки) — покупатель начинает нести ответственность с момента расположения то­вара вдоль борта судна, за что отвечает продавец. Судно фрахтуется поку­пателем;

FOB (Free on Board — свободно на борту в порту отгрузки) — покупа­тель начинает нести ответственность в отношении товара с момента его по­грузки на борт судна и вручения ему продавцом чистого бортового коноса­мента. Судно фрахтуется покупателем. Риск случайной гибели на покупате­ля переходит в момент перехода товара через поручни судна;

CFR (Cost and Freight — стоимость и фрахт) — покупатель свободен от расходов по оплате фрахта судна, хотя обязан застраховать за свой счет товар;

CIF (Cost, Insuranse and Freight — стоимость, страхование и фрахт) — в обязанности покупателя не входит страхование груза, за что, как и за фрахтование судна, по данному условию отвечает продавец. В этом случае в цену за товар входит оплата стоимости товара, стоимости страхования и стоимости фрахта;

СРТ (Carriage Paid To — свободно до пункта назначения) — покупа­тель свободен от всех обязанностей в отношении товара до его прибытия в пункт назначения. Заключение договора перевозки, оплата провозной платы перевозчику, осуществляющему прямую или смешанную перевоз­ку, осуществление экспортной таможенной очистки в этом случае осуще­ствляет продавец. Риск случайной гибели переходит на покупателя в мо­мент передачи товара первому перевозчику в пункте отправления;

CIP (Carriage and Insuranse Paid To — провозная плата и страхование оп­лачены до пункта назначения) — данные условия аналогичны предыдущим, однако покупатель освобождается и от страхования груза;

DAF (Delivered at Frontier — поставлено на границе) — покупатель принимает на себя обязанности в отношении товара с момента поставки его продавцом в указанном месте на границе до таможенной территории другой страны и сюуществлениетаможениых расходов по импортутовара и его выгрузке;


DES (Delivered Ex Ship — доставлено на судне в порт назначения) — покупатель принимает на себя обязательства в отношении товара, постав­ленного продавцом о порт назначения и расположенного на борту судна;

DEG (Delivered Ex Guay — поставлено на пристани в порту назначе­ния с оплатой пошлины) ~ покупатель принимает на себя обязательства в отношении товара, выгруженного продавцом на пристань в порту назна­чения и прошедшего импортную таможенную очистку;

DDU (Delivered Duty Unpaid — поставлено в место назначения без оп­латы пошлины) — покупатель принимает на себя обязательства в отноше­нии товара, поставленного продавцом в указанное место в стране импор­тера и оплачивает ввозные полшины,

DDP (Delivered Duty Paid — поставлено в место назначения с оплатой пошлины) — покупатель принимает на себя обязательства в отношении това­ра, поставленного продавцом в указанный пункт назначения в стране импор­тера и очищенного по таможенной импортной процедуре.

Особенно большое распространение в практике международной торговли имеют базисные условия FOB и CIF. При этом при расчете экспортной цены применяют условие FOB, а при расчете импортной цены применяют условие CIF.

Помимо базисных условий транспортные условия контрактов оп­ределяют порядок сдачи товара продавцом перевозчику и принятие его покупателем от транспортного средства, распределение расходов на оплат}' погрузочно-разгрузочных работ, связанных с международной перевозкой, виды и порядок предоставления транспортной информа­ции и документации продавцом и покупателем. При этом транспорт­ная документация свидетельствует не только о передаче товара покупа­телю или перевозчику и переходе риска случайной гибели, но и то, что товар находится в надлежащем состоянии. Развитие электронных средств связи позволяет использовать в международной торговле элек­тронные виды транспортных и других документов, что в значительной степени повышает оперативность международных операций.

Сотрудники транспортных служб компаний при заключении транспортных договоров с перевозчиками оговаривают время погруз­ки-выгрузки товара и норму грузовых работ, порядок размещения на транспортном средстве всех видов грузов, а также порядок компенса­ции потерь в случае опоздания или неприбытия транспортного средст­ва & в сяучяе простоя транспортного средства из-за неготовности груза к егавкдорным работам и т.д.

«Инкотермс-2000» носит индикативный, необязательный харак­тер н асяучаеего надолыювания в контракте должна стоять специаль­ная ссылка на этот документ. При этом в контракт можно вносить до-йагшения и изменения в толкования базисных условий и четко огова-


5 Особенности международной транспортной логистики



ривать их в письменной форме. Базисное условия поставки — основные условия внешнеторговой сделки, которые определяют обя­занности продавца и покупателя при исполнении контракта.

Сотрудники транспортных отделов занимаются определением транспортной специфики самого товара, вида транспорта, способадос-тавки груза. К транспортным вопросам относится также определение качества и распределение расходов на упаковку, а также требований к нанесению на транспортную упаковку маркировки груза (рис. 28.5).


Идентификационная маркировка


Предупредительная (специальная) маркировка





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.