Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЗДСДИН. Всятпбичнал продукция :ia п решена вп всех СМИ




Запрещена на ТВ н радио

Всятпбичнал продукция:ia п решена вп всех СМИ

Ограничения на ТВ и радио

Запрет СМИ

Запрет но асе-х. СМИ


Реклама лекарстп

Запрещен л do асск СМ И

Требуется одобрение мкеп

beci органнчс-ннй

Запрета ТВ и ради о

Зплрсг на рам дни


За н решенные СМИ

liei ограннче-

Ьез ограниче­нии.

Без ограниче­ния

Запрег на ТВ н радио

Запрет на ра-ВИС*


Ограничения до длительно­сти роликов

ТВ-реклама только с JftOO до 20 00, кро­ме СуббО!

Не более двух роликов одно­го тонара r нслеик>

Проза» па­ке iumh иен-

ТрЛПНЮПйНИО

Нет

Не ftoaee даух роликов олна-го товара & неде.тю


9

Z

5 I 1


 


Англия


Запрещена


Действуют правил* по защите детей


Запрещена после 21.00


Реклама сига­рет запрещена

на ТВ й радио


Без ограни че-пин hochod-иих СМИ


Бвдораннче*

inili & основ­ных СМИ


Her


Источник, Вжё КЛ Со&рсмснная реклама / КЛ. Бо&=, V. Ф Арене Тольятти; Долгаш,,


686 Глава 29. Международная реклама

вопросами морали, этики, хорошего вкуса, принятых норм и правил поведения, что обычно определяется рекламными кодексами отдель­ных стран, правилами рекламных ассоциаций, объединяющих рекла­модателей, СМИ и рекламопроизводителей. В этом отношении боль­шую роль играет Международный кодекс рекламы.

9. Эмпирические аспекты международной рекламы

Новые психологические направления в международном маркетин­ге и рекламе на пороге третьего тысячелетия сформировались в особый вид маркетинга и рекламы — эмпирический. Эмпирический марке­тинг представляет собой один из новых видов маркетингового подхода к управлению фирмой, развивающий бихевиористское направление маркетинговой концепции и в современный период оказывающий ре­шающее влияние на развитие политики продвижения и рекламы.

Эмпирический маркетинг ставит целью обеспечить высокие кон­курентные преимущества фирмы не столько за счет выпуска товаров, удовлетворяющих запросы определенных сегментов потребителей, но в большей степени за счет воздействия на их чувства, эмоции и пере­живания, с тем чтобы сформировать у них лояльность и устойчивое предпочтение по отношению к данной фирме, ее товарам и услугам. Эмпирический маркетинг разрабатывает механизм управленческих средств, способных заставить потребителя чувствовать, думать, дейст­вовать, а также соотносить себя со стратегиями компании.

Традиционный маркетинг и реклама основной акцент делают на создании свойств и преимуществ товара и апеллируют к рационально­му сознанию потребителя, побуждая его к совершению покупки, одна-- ко это ограничивает возможности маркетингового воздействия на по­требителя. Передовые крупные фирмы, и в частности ТНК, имея вы­сокий уровень конкурентоспособности, в состоянии осуществлять любые вариации маркетинг-микс, т.е. товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики, что на высоком уровне конкурентных возможностей не создает соответствующего конкурентного преиму­щества. Желая добиться конкурентного превосходства, они переходят к более изощренной политике с использованием методов психологии и социологии, а именно методов эмпирического маркетинга, что дела­ет их недосягаемыми для конкурентов. Эмпирический маркетинг и реклама вбирают в себя последние концепции и открытия в области психологии, науки о познании, биологической теории эволюции. '

С помощью эмпирического маркетинга и эмпирической рекламы такие компании способны вызывать у потребителя соответствующие


9 Эмпирические аспекты международной рекламы 687

типы переживаний и чувств, возбудить положительные фантазии, соз­дать ощущение счастья, удовольствия, радости, связанные с потребле­нием продукта. Таким образом, эмпирический маркетинге помощью рекламных и других технологий продвижения может внушать потреби-телю важность не просто утоления голода от приобретенного блюда, а получения удовольствия от того, что он не испортит фигуру от этой пиши, или не будет страдать оттого или иного заболевания, или при­общится к современному стилю жизни, и т.д. Потребителю предлага­ется не шампунь как таковой, а уход за волосами, не йогурт, а здоровый образ жизни. При этом товары наделяются духовным статусом и определенным фетишизмом.

Эмпирический маркетинг может с заметным успехом использо­ваться при решении целого ряда задач и, в частности, для возрождения угасающей торговой марки, дифференциации товара по отношению к товарам конкурентов, формирования собственного лица и совершен­ствования имиджа фирмы, продвижения на рынок инноваций, стиму­лирования пробных и полноценных покупок, а главное—для воспита­ния преданного бренду потребителя.

Это направление возникло на пороге третьего тысячелетия, чему способствовало бурное развитие информационных технологий, доми­нирование в маркетинговой стратегии брендинга и имиджиологии, а также активный рост интегрированных коммуникаций.

Эмпирический маркетинг и эмпирическая реклама определяют необходимость управления чувственными, сенсорными переживания­ми и восприятием потребителя, подчеркивают необходимость работы в отношении переживаний потребителя по поводу приобретения и по­требления товара. В этом случае ценности чувств и эмоциональных ощущений замещают ценности функциональные. В целом потребле­ние рассматривается как холистическое переживание, а потребители не только как рационально мыслящие индивидуумы, а как эмоцио­нальные «животные». При этом эмпирический маркетинг использует не только аналитические, количественные и вербальные методы, что свойственно традиционному маркетинговому подходу, а разноплано­вый эклектический набор всевозможных методов исследования потре­бителя, включая экспертные, невербальные,интуитивные и т.д., делая при этом особый акцент на его образном мышлении.

Эмпирический подход к маркетингу и рекламе предполагает воз­действие на основные типы эмпирических переживаний и их раз­работку, в частности ощущения, чувства, размышления, действия и соотнесения, которые, органично сочетаясь, в идеале формируют ин­тегрированную холистическую комплексную систему (или опыт). Не­мецкий маркетолог Б. Шмитт называет эти типы стратегическими эм-


688 Глава 29. Международная реклама

лирическими модулями. Ощущения образуют сенсорные чувственные переживания, чувства — аффектные, эмоциональные переживания, размышления —когнитивные, творческие, познавательные пережи­вания, действия — физические переживания, соотнесение — соци­ально-идентифицирующие переживания. При этом ощущения, чувст­ва, размышления и действия составляют эмпирический индивидуаль­ный гибрид, а действия и соотнесения — эмпирический совместный гибрид. Проводниками чувств потребителя служат восприятие, ком­муникации, средства визуальной и вербальной идентификации, сам товар, брендинг, пространственное окружение, WEB-сайты и другие электронные средства, а также люди.

Эмпирический подход распространяется на вопросы структуры, стратегии и организации эмпирически ориентированной фирмы. Компания, строящая маркетинг и рекламу на принципах эмпириче­ского подхода, не только меняет свою организационную структуру, но и выстраивает новую корпоративную культуру. Фирма в этом случае обращает внимание на необходимость формирования привлекатель­ной физической среды, высокой деловой культуры в коллективе, соз­дания атмосферы творчества и инновационности, активной работы с внешними агентствами и организациями, обеспечения творческого и духовного роста сотрудников и т.д.

Особенное значение эмпирический подход в маркетинге приобре­тает при разработке брендов, стратегии имиджиологии компании, пла­нировании и осуществлении рекламных мероприятий.

Эмпирический подход предполагает революционный переворот в разработке стратегии поиска конкурентного преимущества и повыше­ния конкурентной позиции фирмы и ее товаров на рынке. Его отлича­ет изощренность эмпирических, социально-психологических, экспе­риментальных методов работы, однако он затрагивает вопросы этики и свободы личности, поскольку предлагает внедрение в святая святых личности потребителя и его чувств и воздействие уже не только на его сознание, но и чувства, ощущения и переживания с целью увлечь в большинстве случаев виртуальными преимуществами товаров.

Таким образом, эмпирический маркетинг затрагивает весьма важ­ный социально-этический аспект работы с потребителем, определяю­щий ответственность за его реализацию перед человеком и обществом. Эмпирический маркетинг, являясь инструментом манипулирования человеческими чувствами, может оторвать человека, потребителя, от истинных духовных ценностей и способствовать худшим проявлениям вещизма.

t


Контрольные вопросы 68Э

Контрольные вопросы

1. Если зарубежная сбытовая есть жестко контролируется компанией-продуцентом, какой метод push или pull будет» на ващ взгляд, предпочтитель­ным для продвижения ее товаров?

2. В магазинах самообслуживания, где потребители не имеют возможно­сти расспросить продавца о характеристиках товара, какой метод push или pul окажется наиболее эффективным?

3. Американские домохозяйки тратят много времени на просмотр телевизи­онных программ и чтение журналов и в большой степени полагаются в выборе нового товара на мнение знакомых и рекламу, Во Франции домохозяйки прово­дят больше времени в магазинах, изучая витрины и прилавки или выслушивая мнения продавцов относительно характеристик того или иного товара. Какой метод push или pull окажется наиболее эффективным в США и во Франции?

4. Чем выше доля стоимости покупки в доходах потребителя, тем больше или меньше времени и информации требуется ему для принятия решения о по­купке?

5. Какой способ передачи информации о товаре является лучшим? В отно­сительно менее развитых странах какой метод push или pull должен быть пре­обладающим и почему?

6. Иностранные фирмы активно занимаются рекламой в Китае. Почему, если большинство китайцев не в состоянии купить рекламируемые товары?

7. Назовите все «за» и «против» в дебатах о глобальной рекламной страте­гии. Как бы вы оценили позицию каждой из сторон?

8. Какие виды товаров лучше всего подходят для глобальной рекламы?

9. Реклама каких товаров должна претерпевать изменения при переходе компании с одного рынка на другой?

 

10. Каким образом внутриполитическая обстановка в стране влияет на ме­стный рынок в плане приобретения телевизионной техники и других основ­ных товаров длительного пользования? Оказывает ли такая ситуация влияние на способ подачи рекламы этих товаров?

11. Назовите основное средство рекламы на зарубежных рынках в целом. Дайте обоснование своему мнению.

12. Какие основные факторы влияют на составление рекламных текстов для иностранных рынков?

13. Опишите основные отличия рекламной деятельности в России по сравнению с рекламой на зарубежных рынкач.

14. Какой рекламный мотив вы порекомендовали бы использовать при продажах посудомоечных машин в Швейцарии?

15. Какой рекламный мотив вы предпочтете в арабских странах подчерки­вание одобрения покупки старшим в семье или индивидуальный рост и выде­ление из своего круга?

16. Прокомментируйте высказывание президента бельгийского реклам­ного агентства MarkCom П. Ааса: «Единственное, что роднит европейские

-страны и европейские рынки — это их различия».


Глава 30

ПАВЛИК РИЛЕЙШНЗ, КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

И ИМИДЖИОЛОГИЯ КОМПАНИИ

В МЕЖДУНАРОДНОМ МАРКЕТИНГЕ

J. Паблик рилейшнз в.международном маркетинге2. Имидж и образ фирмы в меж­дународном маркетинге3, Матрица основных типов корпоративной культуры различных стран4. Псблик рилейшнзи корпоративная культура японских фирм

I. Паблик рилейшнз в международном маркетинге

В сфере отношений с общественностью (паблик рилейшнз) основ­ное внимание уделяется созданию положительного образа фирмы, ее высокого престижа и имиджа на местном, общегосударственном, ре­гиональном и международном уровнях.

История развития паблик рилейшнз весьма продолжительна в США, являющихся родиной этой стратегии фирменного управления. Считается, что само понятие «паблик рилейшнз» было дано в начале XIX в. Президентом США Т. Джефферсоном, т.е. более 200 лет тому назад. Именно американские журналисты А. Ли и Дж. Паркер учреди­ли первое в мире агентство, занимающееся вопросами формирования и повышения имиджа фирмы — паблисити.

Однако активное распространение политика укрепления и повы­шения престижа фирмы получила в большинстве развитых в экономи­ческом отношении стран после Второй мировой войны, в частности в связи с образованием отделов по связям с общественностью. Происхо­дило становление и развитие паблик рилейшнз в соответствии с усло­виями и спецификой каждой отдельной страны и в масштабах мирово­го рынка. За этот период такие понятия, как паблик рилейшнз и пабли­сити, укрепились в общественном сознании и стали важными инструментами международного маркетинга.

Анализ характера задач и структуры организационных подразделе­ний фирм, занимающихся вопросами паблик рилейшнз, позволяет выделить три этапа:

Isman (J945— 1949 гг.) — формирование в организационной струк­туре фирм общих отделов специальных информационных секторов (по связям с общественностью).

\


.. Плблик рилейшнз в международном маркетинге 691

IIэтап (1950—1969 гг.) — развитие паблик рилейшнз и трансфор­мация бывших информационных секторов в отделы информации со специальным сектором пропаганды или престижной рекламы.

III этап (1970- 1980гг.) — развитие отношений фирм с обществен­ностью, подчинение специальных отделов по связям с общественно­стью непосредственно высшему уровню управления фирмы и выделе­ние задачи повышения ее престижа в глазах общества.

Таким образом, в международных компаниях к началу 80-х гг. сло­жились влиятельные отделы по связям с общественностью, которые стали выполнять важные функции по созданию и поддержанию высо­кого имиджа компании (corporate identity) в международном и глобаль­ном масипабе.

Эти специальные отделы определяют ракурсы, под которыми над­лежит подавать информацию о фирме, ее содержание и тональность, с целью реализации заранее разработанной программы формирования фирменного имиджа и согласования с ним имиджа товарных групп, выпускаемых фирмой. Данные службы выпоняют роль цензоров ин­формации о фирме, поступающей во вне, отвечают за организацию брифингов, пресс-конференций, готовят пресс-релизы, статьи в печа­ти, организуют презентации, юбилейные торжества, благотворитель­ные мероприятия и т.д.

В современных условиях для фирм характерно постоянное обнов­ление организационной структуры управления, в том числе и подраз­делений, занимающихся вопросами связей с общественностью, а так­же формированием высокого авторитета компании и высокой лояль­ности к ней не только со стороны потребителей, но и со стороны всего общества. Компании стремятся быть «добропорядочными граждана­ми» наряду с другими членами общества. Специалисты по связям с об­щественностью определяют характер и акценты таких взаимоотноше­ний, уровень предпринимательской ответственности перед общест­вом, вклад фирм в социальное развитие страны и мирового сообщества, общие условия и специфику корпоративной культуры, фирменной и внутрифирменной рекламы.

Значительное влияние на процессы развития паблик рилейшнз фирм большинства стран оказали рост благосостояния общества, повы­шение его культурного уровня, информатизация, обусловленная научно-техническим прогрессом в разработке средств передачи инфор­мации на фоне значительных достижений в области электроники. По­требители стали требовать больше знаний и информации о товаре и фирме и относиться к ним избирательно. В то же время человек в пони­мании маркетинга является не только объектом информационных по­токов, но и его субъектом, В связи с этим компаниям в настоящее время


692 Глава 30 Пйблик рилейшнз, корпоративная культура

стало невозможно открыто манипулировать общественным мнением в отношении себя и своих товаров в точном соответствии со своими инте­ресами, стремлениями и разработанными стратегическими направле­ниями Им приходится использовать завуалированные методы и учиты­вать то, что потребитель (член общества) в значительной степени приоб-рел информационную самостоятельность, автономен и независим И» более того, становится источником новой информации

Поэтому для международных маркетологов с особой остротой встает задача повышения компетентности в вопросе разработки имид­жа и корпоративной культуры компании с тем, чтобы формировать пабликрилейшнз более утонченными и косвенными методами и доби­ваться повышения международных конкурентных позиций компании

2. Имидж и образ фирмы в международном маркетинге

Если имидж фирмы внутри и вне организации определяется впе­чатлением, которое создается сю с помошью сотрудников, покупате­лей, потребителей и общественного мнения, то корпоративная культу­ра передает атмосферу или климат на фирме и отражает преобладаю­щие в стиле се управления и работы обычаи, нравы и основные мотивации поведении персонала Руководство фирмы разрабатывает планы по повышению корпоративной культуры и имиджа фирмы, на­бирает на работу определенный» соответствующий им тип сотрудни­ков и стимулирует их трудовое поведение в соответствии с принципа­ми деловой культуры компаний. Высокий имидж и корпоративная культура являются стимулирующим средством для привлечения по­требителей и покупателей к товарам данной фирмы

Имидж и корпоративная культура фирмы в значительной степени зависят от ее репутации на рынке и в общественной среде. Имидж спо­собствует дифференциации самих фирм и товарных знаков и опреде­ляет для них разные маркетинговые ниши. Например, японская кос­метическая фирма Shjseido имеет образ новатора и молодости и пропа­гандирует но вые товары, новые рецепты, новые методы продажи и т.д., а японская косметическая фирма Kanebo имеет образ консервативно­сти, стабильности и традиционности.

Методы паблик рилейтхгнз постоянно совершенствуются. Старые методы в современных условиях оказываются недейственными, и тре­буется не только поиск новых форм и методов, но и совершенствова­ние и обновление предпринимательского образа компании.

Интересен пример совершенствования корпоративного образа японской фирмы по ггроизводству пива Asahi beer в середине 80-Х гг.


2 Имидж и образ фирмы в международном маркетинге 693

Прежде всего была поставлена задача добиться соответствия индиви­дуализации и диверсификации запросов потребителя как на внутрен­нем, так и на внешнем рынке В связи с этим проводилась политика позиционирования товара по качеству, назначению и функциональ­ным свойствам Составители программы внедрения стратегии Corporate Identity (CI) понимали важность предоставления обществен­ности предельно достоверной информации не только по самому това­ру, но и по позиции и мышлению руководства предприятия, выпус­кающего этот товар Также стояла задача приостановить падение ры­ночной доли, снизившейся до считающейся критической отметки в 10%, и восстановить прежние устойчивые позиции на рынке И нако­нец, ставилась задача сформировать у служащих фирмы сопричаст­ность к делам фирмы и ответственность к выполняемой работе, благо­приятный психологический микроклимат, повышенное чувство гор­дости за свою фирму. Подчеркивалось значение активного новаторского подхода к работе, поощрения обоснованного предпри­нимательского риска, отказа от легких и безопасных привычных на­правлений управленческой деятельности.

В качестве основного направления программы совершенствования и повышения эффективности работы фирмы была признана програм­ма внедрения CI, включающая комплексность охватываемых мер и их стратегическую направленность-

• обновление сущности корпоративной культуры в результате вос­питания у сотрудников соответствующего мышления, восприятия и поведения согласно избранному направлению и содержанию корпора­тивного образа среди общественности и потребителей,

• изменение стратегического развития коммуникационной поли­тики (рекламы, средств стимулирования сбыта, сервисной полити­ки и т д);

• создание нового имиджа фирмы

Фирма представляет собой не только экономическую целостность, но часть или ячейки общества и окружена множеством организаций и лиц, от которых зависит ее существование. Это могут быть не только потребители и пользователи ее товаров, поставщики и посредники, конкуренты и партнеры, но также средства массовой информации, группы общественного влияния, общественные организации, партии и союзы, ассоциации и объединения и другие контактные аудитории.

Многослойная общественная среда оказывает значительное влия­ние на деятельность компании, способствуя реализации поставленных целей или тормозя ее развитие. Экономические цели, как правило, со­отнесены с общественными и социальными интересами отдельной страны или мирового сообщества в целом. Фирма социально ответст-


694 Глава 30 Паблик рилейшнз, корпоративная кул ьтурл

венна за свои действия и работает не только во имя достижения пред­принимательских целей и обеспечения собственного разиития, но и во благо и совершенствование общества, добровольно откликаясь на его социальные проблемы, причем даже сверх определяемых законом или регулирующими органами требований, что в конечном итоге способ­ствует ее развитию и расширяет горизонты предпринимательской дея­тельности (табл. ЗОЛ).

Табли на 30 I, Этапы развития связей с общественностью (public relations)

 

1 этап Реклама компании (publicity) Пропаганда достоинств компании
И этап Корпоративный образ компании (corporate identity) Создание и укрепление корпора­тивного образа фирмы, имиджло- ЛОГ11Я
III этан Общественные отношения (public affairs) Общественно достойное отноше­ние компании к социальным и общечеловеческим проблемам
IV этан Корпоративные коммуникации (corporate communication) Формирование коммуникацион­ной позиции диалога между фир­мой и обществом

В США в начале 70-х гг. и с небольшим отставанием в других разви­
тых государствах особое внимание стало уделяться не только задаче
развития паблих рилейшнз, но и задаче создания и укрепления корпо­
ративного образа фирмы, а в середине 70-х it. — задаче общественно
достойного отношения фирм к социальным и общечеловеческим про­
блемам (public affairs). В 80-х гг. возникла необходимость в коммуника­
ционной политике в широком смысле этого слова, т.е. формирования
позиции диалога между фирмой и обществом (corporate communication).
Таким образом, способы установления <степлых» взаимоотношений
между фирмой и обществом, а также средства повышения престижа
фирмы в глазах существенности, являющиеся целью политики паблик
рилейшнз, менялись в соответствии с развитием социальных процессов
и трансформацией организационной структуры управления и деятель­
ности компаний, в том числе и на мировых рынках. <

Что касается японских фирм, то здесь наблюдается некоторое от­ставание в разработке указанных направлений, и можно сказать, что' 80-е и начало 90-х гг. в Японии связывают с активизацией направления -создания «корпоративного образа». Однако это отнюдь не означает, что японские пглдприниматели отстают от американских в вопросах обеспечения высокого авторитета для своих фирм, Японские менедже»


3 Матрицы основных типов корпоративной культуры различных стрпн 695

ры меньше внимания уделяют вопросам методологии и теоретическо­го обоснования и развития этих направлений, однако на практике де­лают все возможное для поддержания высокого авторитета своих ком­паний и, как правило, ставят его выше задач текущего обеспечения высоких финансовых прибылей. Высокий престиж японских фирм на внутреннем и внешнем рынках обеспечивается за счет специально раз­работанных мероприятий социальной направленности, а также отлич­ного качества японских товаров, добросовестности выполнения взя­тых на себя перед партнером обязательств, высокой деловой морали персонала.

Высокому имиджу японских фирм способствуют исторически сло­жившиеся традиции патернализма во внутрифирменном управлении и гармоничность отношений с клиентурой, поставщиками и обществен­ностью.

Большие задачи в области развития благоприятных отношений компаний и общества стоят в настоящее время в России.

3. Матрица основньгх типов корпоративной культуры

различных стран

Корпоративная культура в значительной степени обусловлена и формируется в зависимости от типа организации и управления компа­нией и в то же время сама оказывает существенное влияние на их раз­витие и совершенствование, повышая или ослабляя конкурентные преимущества компании, в том числе и в международном масштабе. Согласно модели Тромпенаарса — Хэпдэна — Тернера выделяется че­тыре разновидности корпоративной культуры в зависимости от степе­ни централизации управления, его формализации и объекта управле­ния. Эти четыре вида корпоративной культуры получили образные названия «семья», «управляемая ракета», «инкубатор» и «эйфелева башня» (рис. ЗОЛ).

Разные страны характеризуются различными корпоративными культурами и могут быть, отнесены к определенным квадрантам матри­цы. Например, компании США и Канады находятся в квадранте «ин­кубатор», компании англосаксонских и североевропейских стран — в квадранте «управляемая ракета». В оргструктурах таких компаний степень централизации низкая и расстояние между верхним и нижним уровнями в схеме управления относительно невелико. Такие управ­ленческие культуры получили название элитарных. При этом компа­нии типа «инкубатор» имеют низкую степень формализации управле­ния, а компании типа «управляемая ракета» — высокую. Кроме того,


>96


Пиша 30 ПабликрилсЙшмэ, корпоративная культура


Степень формализации организационной структуры к управления


S § С =1 I е с
3 О.
4) о

Низкая

Высокая

Ц Высокая -
I
Неэлитарные культуры
Элитарные культуры
Низкая

------ *-

 

Семья Эйфелева башня
Инкубатор Упрапляемая 'ракета

Рис ЗОЛ. Матрица корпорнтииных культур управления


компании корпоративной культуры «инкубатор» ориентированы на

развитие личности сотрудников и в качестве мотивации труда предос­тавляют возможности совершенствования и самореализации. Компа­нии типа «управляемая ракета» ориентированы на решение конкрет­ных задач и выражают собой максимальную степень делегирования полномочий от верхних эшелонов власти нижним.

Компании стран Юго-Западной и Центральной Европы находятся в квадранте «семья» и «эйфелева башня», которые характеризуются ие­рархичностью. высокой степенью централизации управления и огра­ниченностью делегирования власти. При этом степень формализации управления низка в квадранте «семья» и высока в квадранте «эйфелева башня».

Компаний корпоративной культуры типа «эйфелева башня» име­ют ярко выраженную ролевую ориентацию. В этом случае сотрудни­кам, независимо от уровня вертикальной иерархии власти, детально и жестко определяют их функциональные обязанности, осуществляется тщательный контроль за качеством их исполнения; при этом не допус­кается несанкционированное перераспределение должностных обя­занностей (табл. 30.2).

Корпоративная культура патерналистского типа («семья») свойст­венна мелким фирмам, а в Японии и средним и крупным компаниям. Такие компании строятся также на жестком иерархическом подчине-


3 Матрица основных типов корпоративной культуры различных стран 697

нии и необходимости строгого подчинения нижестоящих сотрудников вышестоящими неукоснительного исполнения их указаний. Но в этом случае обязанности нижестоящих уровней не отличаются четкой фор-мализованностью, сотрудники имеют определенную свободу действий в рамках полученных сверху заданий и вправе творчески решать по­ставленные задачи в рамках распоряжений своего руководителя, кото­рый ассоциируется с отцом семейства

Табли ца 30 2 Характеристика основных видов корпоративных

управленческих культур

 

 

Характеристика культур   Вилы культуры  
семья управляемая ракета инкубатор ЗЛфелева башня
Степень цен- Высокая Низкая Низкая Высокая
трализации        
управления        
Степень фор- Низкая Высокая Низкая Высокая
мализации        
управления        
Объект Реализация Решение оп- Развитие лич- Определение
ориентации указаний ределенной ных способ- ролевых
  сверху задачи ностей функций
Страны Азия,араб- Северная США, Канада Германия,
и ре тоны ские страны, Европа,   Центральная
  Латинская Англия   Европа
Америка, Юг и Запад Евро-      
  пы, Россия и СНГ      

Корпоративная культура тесно связана с деловой и национальной культурой соответствующего географического регионаи страны, и при создании зарубежных филиалов в международном маркетинге необхо­димо учитывать и соотносить специфику требований каждой из них. В случае "игнорирования особенностей национальной деловой культу­ры соответствующего государства с определенными системами ценно­стей и менталитета или распространенного вида корпоративной куль­туры и организационной структуры управления возможны серьезные

просчеты и неудачи.

При этом, как правило, национальная культура превалирует над корпоративной. Однако корпоративная культура, хотя я не может пол-


ностью изменить личность сотрудника, все же способна оказывать серьезное влияние „а развитие национальной культуры работников

компании.

В качестве подтверждения этому можно привести примеры неудач

японских менеджеров по внедрению своей национальной корпоратив­ной культуры в приобретенных компаниях США. Попытки заставить американских рабочих петь по утрам гимн компании, переобуваться в иехач в тапочки, почитать руководителя как отца своего не принесли успеха и осложнили психологический климат в коллективе.

Различия деловой и корпоративной культур разных стран предпо­лагают адаптацию и вправилах международных деловых отношений.

Критерии различий национальных деловых культур

Различия в восприятии времени

Различия в восприятии пространства

Различия в восприятии жестов

Различия в технологии ведения переговоров и бизнеса

Прежде всего это относится к различиям во временных критериях. Немцам и японцам свойственно четкое соблюдение сроков, и опозда­ние воспринимается как знак неуважения по отношению к партнеру. В то же время в Латинской Америке бизнесмены приучены долго ожи­дать деловой встречи, в Испании длительная задержка с ответом на де­ловое письмо не означает пренебрежения к данному вопросу. Если в западных странах определение крайнего срока обычное дело, то на Среднем Востоке это может быть воспринято как личное оскорбление и означать потерю зарубежного партнера.

Различия в восприятии пространства. Так, в Японии или в араб­ском мире, где подчеркивается дух семейственности в компании, ру­ководитель работает обычно в одном зале с подчиненными, а в запад­ных странах отдельный кабинет и его величина символизируют Поло­жение фирмы и ее руководителя.

В Западной Европе деловые партнеры на переговорах обычно уда­лены друг от яруга на расстояние двух и более метров> а при перегово­рах в Латинской Америке и странах Среднего Востока они находятся в нвя№»редственвой близости и могут дотянутся друг до друга рукой.

¥швчт в 0осмриятии жестов также обусловлены спецификой национальных культур соответствующих стран. Например, активная жеспжуздаш, обычная для итальянцев, абсолютно неуместна при ве­лении дея еяведшами, у которых не приняты рукопожатия, а исполь-


4. Паблик рилсйшнз и корпоративная культура японских фирм 699

зуются приветствия в виде поклонов, которые отличаются по форме от поклонов бизнесменов из стран Ближнего Востока и т.д. Покачивание головы из стороны в сторону в Болгарии выражает знак согласия, в то время как в большинстве других стран такое поведение рассматривает­ся как несогласие и отрицательный ответ. Например, принятый в Рос­сии жест прощания, когда кисть руки поднимается вверх, а затем вниз, японцами воспринимается как просьба подойти.

Обычаи и особенности ведения переговоров и бизнеса. Если в Индии обсуждение деловых вопросов за ужином или обедом в доме одного из участников переговоров воспринимается как нарушение законов де­ловой этики, то иа Запале это вполне допустимо. В западных странах по каждой торговой договоренности принято заключать контракт в письменной форме, а в мусульманских странах это может быть расце­нено как знак недоверия к партнеру, поскольку там большой вес, рав­ный документу, имеет данное слово, обещание.

Различается деловая культура и в самих западных странах. В Герма­нии в переговорах активно применяется тактика навязывания товара. Во Франции для успеха сделки важны критерии схожести партнеров по происхождению, личным качествам и т.д. В Великобритании обычно более активную позицию иа переговорах занимает сторона покупателя.

Особая роль при выборе партнера и отборе товара принадлежит имиджу, не только компании, но и страны-экспортера. Положитель­ный имидж страны, компании и ее представителя, ведущего перегово­ры, является своего рода катализатором делового процесса, а отрица­тельный может априори привести к негативному отношению покупа­телей к предлагаемой продукции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.