Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От музыкотерапии к мелолистике




Музыкотерапия возникла в рамках медицинской психиатрии, чему способствовали три причины.

1) Из исследований, проводимых биологами, было известно, что музыка повсеместно присутствует во флоре и фауне; было открыто, что животные и растения метаболизируют, растут и производят потомство, согласуясь с определенными музыкальными тембрами и мелодиями. Впоследствии некоторые медики и психиатры, интересующиеся ментальными заболеваниями (особенно слабоумием и аутизмом), отметив сенсорную реакцию растений и животных на музыку, сочли, что можно было бы спровоцировать подобную реакцию и у человека, пусть даже больного физически или

­ Конец страницы 30 ­

¯ Начало страницы 31 ¯

с нарушениями психики. Кроме того, во время работы со слабоумными было замечено, что больные с интересом реагировали на музыку.

2) Многие медики — по большей части психиатры и хирурги — особо чувствительны к миру музыки, которая для них, с одной стороны, хобби, а с другой — потребность в компенсации в виде сублимации, спиритуализации или самооправдывающего переноса на музыку избыточной механистичности слишком физиологичной профессии.

3) Некоторые музыканты были заинтересованы в психологическом ассистенциализме вообще, чтобы продемонстрировать свое участие в гуманитарной помощи и таким образом компенсировать слишком большой отрыв от человеческих нужд, которые часто накладывает их профессия.

Из встреч некоторых музыкантов, психиатров и хирургов возникла идея использовать музыку в лечебных или, по крайней мере, стимулирующих целях. Так появилась современная музыкотерапия, которая заключается в использовании музыки с целью вызвать реакцию у слабоумного или других больных (аутистов, шизофреников и т.д.). Впоследствии музыкотерапия была переработана в разных формах с разных культурных точек зрения.

Рождение музыкотерапии в недрах онтопсихологии никак не связано с вышеуказанными предпосылками. Более того, сам термин «музыкотерапия» онтопсихология понимает иначе, согласно его изначальному этимологическому значению6. «Терапия» означает «исследо-

____________________________

6 Каждое слово онтопсихология использует согласно тому действию-жизни, которое лежит в его основании. Подробнее см. А. Менегетти. Тезаурус. — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002.

­ Конец страницы 31 ­

¯ Начало страницы 32 ¯

вать и хранить дар»; дар — это жизненный дух. Греческий глагол "θεραπευω" означает «почтительность, служение, лечение, внимание, заботливость по отношению к богу, к собственным близким». В этом смысле «терапия» уже сама по себе означает почтительное отношение к внутренним ценностям другого. Медицинский смысл абсолютно чужд изначальному значению слова, он был добавлен много позднее Гиппократом.

Основывая школу музыкотерапии, я никогда не рассматривал ее применение в качестве медицинского или околомедицинского инструмента реабилитации больных с патологиями или как способ разрядки психосоматического синдрома. Онтопсихологическая музыкотерапия — как и вся онтопсихология — родилась из опыта. Я заметил, что во время исполнения мною музыки присутствующие начинали испытывать кинестетическое удовольствие, творческое воодушевление, чувство внутреннего благополучия, позитивно активизировались. Следовательно, Онтопсихологическая музыкотерапия начинается там, где наличествует целостное организмическое здоровье и эмоционально-психологическое удовлетворение потребностей, начиная с уровня повседневной экзистенциальной жизни и заканчивая горизонтом метафизического.

Сегодня во всем мире термин «музыкотерапия» неизменно связывается с медицинской психиатрией. Чтобы разделить и уточнить онтопсихологический подход, который направлен на развитие креативности человека-лидера, здорового согласно общепринятой норме, новому инструменту онтопсихологии я дал название «мелолистика».

­ Конец страницы 32 ­

¯ Начало страницы 33 ¯

Термин «мелолистика» состоит из трех греческих слов "μελ", "ολος" и "ιστημι". "Μελ" означает принцип, начало музыки (от этого корня происходят термины "μελος"- пение и "μελωδια" — мелодия). "Ολος" означает: все вместе, все целиком, (циркулярное, всеохватывающее). "Ιστημι" от "στη" — ставить, размещать) привносит смыл порядка целостности, сферической и округлой гармонии некоей целостности, совокупности нескольких вещей в абсолютной корреляции и синхронности. Следовательно «мелолистика» — это музыка гармонического целого.

В настоящее время наметилась тенденция употребления термина «холистический», но онтопсихология вкладывает в него совсем иное значение, нежели общепринятое, согласно которому «холистический» — это некий коктейль художественного вдохновения, вызванного музыкой, гимнастическими упражнениями, танцем, поэзией, с помощью которых совершается попытка войти в ритм природы. По моим наблюдениям соединение африканских, восточных, индийских, латиноамериканских ритмов, в действительности, — лишь несуразная смесь музыкальных стереотипов различных культур. Впрочем, объединение различных стилей и выразительных форм не ведет автоматически к эволюции. Более того, часто за культурными аспектами сохраняются и действуют семейные стереотипы. Сочленение различных частей формирует иллюзию целостности, но не дает ясной картины объективных предпосылок, необходимых для подъема жизненности в человеке и его психической эволюции.

Холистичность (целостность), о которой говорит онтопсихология — не хаотическая, а направленная целостность, гарантирующая функциональный утилита-

­ Конец страницы 33 ­

¯ Начало страницы 34 ¯

ризм для субъекта, чему способствует онтопсихологический метод определения и применения онто Ин-се, которое обеспечивает здоровье и успех индивида. Согласно онтопсихологии для возникновения целостного, завершенного музыкального переживания и звучания основополагающим является контакт с онто Ин-се. Именно поэтому онтопсихологическая музыка варьируется в зависимости от чувствительности не только культурной и расовой, но также и индивидуальной. Каждое онто Ин-се имеет свой стиль, который определяется процессом его формирования в истории.

В основе мелолистики лежит знание о музыкальной пропорции, данной телу природой. Во время мелолистики человек входит в состояние peak experience, которое он проживает со спокойной очевидностью и рациональностью и которое способствует оптимальной реорганизации его организма целиком. Это всплеск жизненности в индивидуальном организмическом с целью раскрытия креативной способности в социальной деятельности.

Мелолистика — это эмоционально-органическое выражение вовне личного существования через музыку и танец. Основой для мелолистики служит Изо природы, единственная детерминанта здоровья и цельности человеческого существа. Цель мелолистики — это художественное и эстетическое самовыражение тела и увеличение потенциала психоэмоциональной (помимо спортивной и физиологической) деятельности субъекта. Музыка как тотальная деятельность тела служит эстетическому удовольствию и увеличению потенциала человека.

Такое музыкальное переживание настраивает звучание музыки всего нашего организма. Всем нашим

­ Конец страницы 34 ­

¯ Начало страницы 35 ¯

клеткам — как твердым, костным, так и жидким, водянистым — присущ порядок, который изначально представляет собой ничто иное, как музыку7.

Музыка природы начинает звучать тогда, когда «вещи» (в древнем значении "res" — «реальное») являют свою специфику в соответствии со структурной свойственностью и оказываются помещенными в самом подходящем месте.

От молчаливого совершенства вещи, размещенной в соответствии с ее собственным проектом, исходит вибрация, которую мы воспринимаем как удовольствие и музыкальную гармонию.

Изначально слово «музыка» означает «нежные, легкие вибрации в пространстве». Это нечто такое, что мы улавливаем как что-то нежное, вкусное, расслабляющее, приятное, но, прежде всего, как то, что наводит на мысль, которую можно было бы выразить как «все более нежное влекущее». Это вибрация, которая наполняет нежностью и удовольствием любую часть нашего органического существования.

В рамках онтопсихологической науки среди областей применения ОнтоАрта есть также и музыка; считается, что музыкальное восприятие предваряет зрительное: музыка легче передает креативное и априорное видение8.

Мелолистика — это возобновление организмической музыки; потенциально она может добраться даже до того априорного порядка, который предшествует всему нашему организмическому существованию. После двигательно-физиотерапевтического восстановле-

____________________________

7 См. A. Meneghetti. "Viaggio all'interno delle orme della vita". La musica come ordine di vita. Op. cit.

8 cм. A. Meneghetti. La musica come ordine delta vita. Op. cit.

­ Конец страницы 35 ­

¯ Начало страницы 36 ¯

ния достигается состояние эмоционального подъема и открывается видение мистической сущности.

Различные переживания, эмоциональная, сенсорная и психическая наполненность, видения — которые могут перейти в солнечную имагогику — это явления, вызванные восстановлением собственной априорности: онто Ин-се начинает быть проводником того, что является сосредоточением жизни. Благодаря такому априорному восстановлению человек может достичь также вершин духовности и трансцендентного видения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.