Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Звучание и организмический критерий




Музыкальное здоровье

Я считаю, что психология является фундаментальной наукой для всех остальных наук. Психология — это учение об органах познания, о познавательных способностях, именно поэтому без этой фундаментальной основы абсурдно заниматься эстетикой, фило-

­ Конец страницы 58 ­

¯ Начало страницы 59 ¯

софией, математикой, — любой деятельностью, почитающей благородство и ум человека. Психология — это проверка познавательных способностей нашего организма, то есть познания, осуществляемого с помощью первичных органов чувств, восприятия, обнаружения и реакции. Психология — это органическая эпистема любого познания, любой эмоции, любого ощущения.

Ученый, прежде чем предлагать другим свою науку, должен продемонстрировать точность собственного познания. Мы не можем обсуждать научные данные, следствия, принимая за данность их точность, если в основе мы видим человека органически неточного в элементарном познании.

Музыка — это общая тема, это то явление, существование которого в жизни, так или иначе, признают все. Это совокупность разнообразных ощущений, стилей, способов выражения; это тот мир, который все мы принимаем с удовольствием, считая само собой разумеющимся, что это мир наивности, чистоты, честности, добра, этики. Говоря «музыка», мы как бы говорим «совершенство, душа, искусство духа». Существует множество видов музыки, но музыка — если является таковой — несомненное благо, если она несет добро, способствует здоровью, благополучию и свободе. Естественно, я говорю о музыке в ее следствии, то есть на этапе ее прослушивания, восприятия. Я не говорю о музыке в момент ее рождения, оформления, вдохновения, когда она переносится на бумагу композитором или облекается в слова поэтом; я говорю о музыке в ее конечном проявлении, о прослушивании, восприятии того бесконечного универсума, который мы именуем музыкой.

­ Конец страницы 59 ­

¯ Начало страницы 60 ¯

Обычно музыка определяется как нечто нейтральное, во всяком случае, невинное и способствующее жизненности. Принцип «какая бы ни была музыка, это здоровье» или «всякая музыка прекрасна и хороша» общепринят во всем мире, даже если никто не может судить о том, что же такое истинная музыка. Существуют предпочтения, диктуемые культурой и личным восприятием каждого, но по сути человек (не эксперт) считает несомненно хорошей музыку спонтанную, традиционную или культурную.

«Раз это музыка — значит, невредна», — говорим мы независимо от того, слушаем ли мы звуки скрипки, фортепиано, трубы, джаза, духовой, ударной, струнной, компьютерной музыки, крики животных, шумы, стук каблуков или кастаньет — то есть любое звучание, называемое нами музыкой с того момента, как она определяется как звук и изменения звуковых волн, достигающих нашего организма.

Даже если обычно мы принимаем как данность, что всякая музыка хороша, я хотел бы начать с исследования, действительно ли это так. Мой клинический опыт психотерапевта постоянно подтверждает, что шизофреники, невротики, определенные категории больных (например, раком и СПИДом) тяготеют к такой музыке, которая способна ускорить процессы развития опухолевых, гастритных, сердечных и т.д. заболеваний. Действительно, некоторые виды музыки патологичны.

Считается, что восприятие музыки у человеческих существ происходит с помощью слуха, но в действительности восприятие звука, и, следовательно, музыки, есть целостное органическое явление. Наше ухо уточняет, отбирает и различает, но не будем забывать о том, что музыку определенного вида слышат и травин-

­ Конец страницы 60 ­

¯ Начало страницы 61 ¯

ка, и глухой от рождения, и камень. В конце концов, вселенский порядок — это только музыка. Существуют пять музыкальных порядков, по крайней мере, в области вдохновения: музыка разрушения, музыка чувственного отражения, легкая музыка стереотипов, оперные произведения, креативная музыка.

Здесь я говорю о наиболее практической, элементарной форме, наиболее доступной для всех: о той музыке, с которой мы сталкиваемся повседневно, которая связанна с нашим культурным контекстом, детским опытом, местом, где мы живем, семьей, государством, новинками, средствами массовой информации, рекламой и т.д.

Проанализировав любой звук, можно выделить три его вида или уровня: патологический, биологический и психологический. Критерием сравнения этих трех видов служит наш человеческий организм. В общем и целом, все звуки, воспринимаемые человеческим организмом, могут быть сведены к вышеназванным видам, которые могут пересекаться, соединяться, меняться, выделяться, временно превалировать один над другим.

Мы, человеческие существа, можем устанавливать наши ценностные критерии, основываясь исключительно на проекции нашей экзистенциальной типологии: мы созданы такими, мы воспринимаем таким образом, мы понимаем так. Мы воспринимаем и структурируем мир в соответствии с потребностью, установленной нашей органической основой, то есть мы основываемся на оптическом геноме человеческого рода. Поскольку мы устроены так, с такими телом, организмом, кровью, глазами, чувствами, мы оцениваем реальность, исходя их типологии нашего оптического генома, нашей структуры. Этот геном, в феномениче-

­ Конец страницы 61 ­

¯ Начало страницы 62 ¯

ском проявлении, доступном нашему восприятию, воплощен в организме со всеми присущими ему процессами, костной, нейронной структурой и т.д. Здесь вступает в силу широкая область биологии, физиологии, химии, неврологии.

Те знания, которые я постараюсь изложить, почерпнуты из моих личных экспериментов, проведенных с молодыми людьми, очень умными и жизненными, 18-24 лет, обладающими широким менталитетом, которым очень нравится музыка. Например, анализируя молодого человека до, во время и после прослушивания музыки определенного типа, я наблюдал в нем очевидные изменения. Это было время «Битлз», я приступил к анализу после того, как сам однажды был поражен одной из их песней.

Однажды я находился в Лондоне, чувствовал себя плохо (у меня был физиологический стресс), и вдруг заметил, что как только я начинал слушать музыку «Битлз», то мое состояние улучшалось. Это была достаточно медленная заунывная песенка, этакая колыбельная, которую некоторые мамы поют своим детям. Она походила на колыбельную не словами, а особой частотной модуляцией, похожей на материнские эмоции и навевающей покой, ласковую умиротворенность: эта песня несла добро, соответствующее жизни, помогающее устранить дистонические эмоциональные переживания, которые испытывает ребенок в определенный момент.

Кроме того, я знаю, что у животных (собак, кошек, львов, змей, лошадей и т.д.) ухо расположено в желудке, в висцеральном аппарате. Умное животное по тону голоса распознает и понимает повелительную интонацию хозяина. К примеру, если научиться свистеть так,

­ Конец страницы 62 ­

¯ Начало страницы 63 ¯

как слышит и любит попугай, он начнет источать аромат и подстроится под данный звук или под эту эмоцию. Этим я не хочу сказать, что, поступая как животные, мы, люди, станем умнее, поскольку наш универсум чувств намного превосходит возможности животных.

Также могу сказать, что иногда ночью звуки, издаваемые разными животными (лягушками, сверчками, ночными зверьками, ночными кузнечиками и т.д.), в конце концов, превращаются в нечто вроде концерта, в котором звучат океанские волны, звук нарастает, становится очень громким и... внезапно замирает в абсолютной тишине. Существует некий дирижер, некий сценарий, по которому живут животные, едва появившись на свет в какой-то местности. Природа всегда выражает свое единство через разные индивидуации. Когда животное больно, оно не способно на подобное восприятие музыкальности.

5.5.2. Физиология слухового восприятия: краткое описание

Прежде, чем выделять говорить об этих трех видах музыки, давайте рассмотрим органическое строение нашего органа слуха, не забывая о том, что весь организм слышит, участвует в музыке, способен метаболизировать звук, как дистоничный, так и гармоничный ему. Для этого давайте обратимся к физиологии2, что поможет мне в дальнейшем объяснить принцип деления музыки на три вида.

________________________

2 См. Guyton А. С. Neurofisiologia umana. — Roma: II Pensiero Scientifico Editore, 1984, passim.

­ Конец страницы 63 ­

¯ Начало страницы 64 ¯

Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха (рис. 2, 3, 4). Наружное ухо — это вся хрящевая структура ушной раковины и наружный слуховой проход.

Среднее ухо образовано барабанной перепонкой, с которой сочленяется система слуховых косточек. Барабанная перепонка имеет воронкообразную форму, вогнутость которой обращена наружу и вниз, в направлении слухового канала. В центре барабанная перепонка сращена с рукояткой молоточка. С другого конца рукоятки находится наковальня. Она удерживается связками таким образом, что когда движется молоточек, в свою очередь движется и наковальня. Противоположным краем наковальня сочленяется со стреме-

 

Рис. 2Барабанная перепонка, слуховые косточки среднего уха и внутреннее ухо

­ Конец страницы 64 ­

¯ Начало страницы 65 ¯

нем. Основание стремени расположено напротив перепончатого лабиринта и входит в овальное окно [преддверия — прим. пер.], через которое звуковые волны передаются внутреннему уху, улитке. Барабанная перепонка всегда натянута, поэтому достигающие ее звуковые вибрации передаются молоточку, который, смещаясь, давит на наковальню. Наковальня, в свою очередь, осуществляет давление на улитковую жидкость и вызывает ее вибрацию. Другими словами, барабанная перепонка и система косточек дают возможность соединения звуковых колебаний, поступающих из воздушного пространства, с вибрациями жидкости улитки.

 

Рис. 3Поперечный разрез улитковых ходов

­ Конец страницы 65 ­

¯ Начало страницы 66 ¯

Улитка — это система из трех спиральных труб, прижатых одна к другой: вестибулярной лестницы (лестницы преддверия — прим. пер.), средней лестницы и барабанной лестницы. Вестибулярная и средняя лестницы отделены друг от друга вестибулярной мембраной, барабанная и средняя лестницы — базилярной мембраной. На поверхности базилярной мембраны

 

Рис. 4кортиев орган, волосковые клетки и их взаимосвязь с покровной, или текториальной, мембраной.

 

располагается кортиев орган, структура, содержащая набор механосенсорных клеток — волосковых клеток. Они служат конечными рецепторними органами, предназначенными для генерирования нервных импульсов в ответ на звуковые вибрации.

­ Конец страницы 66 ­

¯ Начало страницы 67 ¯

Волосковые клетки синаптически связаны с сетью окончаний слухового нерва, образующих кортиев спиральный узел, который находится в центре улитки. Спиральный ганглий, в свою очередь, связан аксонами со слуховым нервом. Отсюда начинаются нервные пути, идущие к ЦНС, к ядрам продолговатого мозга.

Движение косточек вызывает колебание особой жидкости, содержащейся в улитке, волнообразное перемещение которой ощущается базилярной мембраной, что приводит ее в движение в соответствии с вибрацией. Поскольку на базилярной мембране расположен кортиев орган со своими сенсорными рецепторами, тонкие волоски которых касаются и непосредственно контактируют с частью покровной мембраны, расположенной над ними, деформация базилярной мембраны вызывает смещение волосковых клеток вперед-назад относительно покровной мембраны, и, следовательно, возбуждение волокон слухового нерва.

Улитка — это последний этап обработки данных, и проблема начинается именно тогда, когда затрагиваются волосковые клетки. Акустический сигнал входит, фильтруется, идентифицируется, обрабатывается и подготавливается к восприятию его головным мозгом. Мозг не слышит и не видит: он реагирует на сигналы. Внешние органы должны осуществлять посредничество между различными реальностями, наши органы Должны переводить все в понятный для мозга код.

При передаче звуков осуществляется разнообразный отбор, выполняемый клетками различного типа со всеми их связями и химическими медиаторами. Волосковые клетки участвуют в кодировании последними, после них фильтрация более не производится. Именно эти клетки у человека оказываются наиболее разру-

­ Конец страницы 67 ­

¯ Начало страницы 68 ¯

шенными. Их уничтожение и искажение не позволяет должным образом отфильтровывать поступающие звуки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.