Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины и понятия. Авторитарный и автократический стиль/лидерство




 


Авторитарный и автократический стиль/лидерство

Атрибутивные регуляторы

Атрибутивное лидерство

Благоприятность/контролируемость ситуации

Внутренние причины в атрибуции

Внимание/ориентация лидера на отношения; на работу

Делегирующий стиль

Демократический стиль

Директивный стиль/лидерство

Заменители лидерства

Зрелость последователей

Источники лидерской власти

Лидер-преобразователь

Лидерский стиль/характер

Лидерство

Лидерство для изменений

Личностные качества лидера

Наименее предпочитаемый работник (НПР)

Неформальное лидерство

Ориентированный на достижения стиль/лидерство

Отношения «лидер —последователи»

Отношения «мастер — раб»

Отношения «начальник — подчиненный»

Пассивный стиль Поддерживающий стиль/лидерство

Саморазвитие

Системы управления 1, 2, 3 и 4

Ситуационное лидерство

Стереотипное лидерство

Стиль принятия решения

Структура отношений

Традиционное лидерство

Убеждающий стиль

Указывающий стиль

Управление людьми (стиль)

Управление работой (стиль)

Управление участием (сгиль)

Управленческая сетка

Участвующий стиль/лидерство

Формальное лидерство

Характеристики последователей

Харизматический лидер

Чувствительность к среде

Этика в лидерстве

Эффективное лидерство

Эффективность лидерского решения


Список литературы

 

1. Bennis W. The 4 Competencies of Leadership // Training and Development Journal. 1984. August.

2. Blake R.R., Mouton J.S. The Managerial Grid. Guilf Publishing Company, 1978.

3. Covey S.R. The 7 Habits of Highly Effective People. A Fireside Book, 1990.

4. Fielder F.E. A Theory of Leadership. McGraw-Hill, 1967.

5. Fleishman E.A., Harris E.F., Burff H.E. Leadership and Supervision in Industry. The Ohio State University, 1955.

6. Hellgiegel D., Slocum J. WJr., Woodman R.W. Organizational Behavior. 7th ed. West Publishing Company, 1995.

7. Hersey P., Blanchard K. Management of Organizational Behavior: Utilizing Human Resources. 6th ed. Prentice Hall, Inc., 1993.

8. House R.J., Mitchell T.R. Path — Goal Theory of Leadership // Journal of Contemporary Business. 1974. № 3.

9. Kerr S., JermierJ. Substitutes for Leadership: Their Meaning and Measurement // Organizational Behavior and Human Performance. Vol. 22. 1978.

10. KreitnerR., KinickiA. Organizational Behavior. Homewood, 1989. Leadership: The Cutting Edge. Southern Illinois University Press, 1977.

11. Lewin K., Lippitt R., White R.K. Patterns of Agressive Behavior in Experimentally — Created Social Climates // Journal of Social Psychology. Vol. 10. 1939.

12. Likert R. The Human Organization. McGraw — Hill, 1967.

13. MannR.D. A Review of the Relationships between Personality and Performance in Small Groups // Psychological Bulletin. 1959. July.

14. Peters Т., Austin N. A Passion for Exellence. Randon House, 1985.

15. SchormerhornJr.J.R., Hunt J.G., OsbornR.N. Managing Organizational Behavior. 5th ed. John Wiley & Sons, Inc., 1994.

16. Stinson J.E., Jonson T. W. The Path — Goal Theory of Leadership: A Partial Test and Suggested Refinement // Academy of Management Journal, 18. 1974. June. № 2.

17. Stogdill R.M. Handbook of Leadership. Free Press, 1974.

18. TannenbaumR., Schmidt W.H. How to Choose a Leadership // Harvard Business Review. 1973. May — June.

19. Vroom V.H., JagoA.C. The New Leadership. Prentice Hall, 1988.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВОДНАЯ ГЛАВА.. 3

1. Общая характеристика менеджмента.. 3

1.1. Организация и менеджмент.. 3

1.2. Позиция управления внутри организации. 5

1.3. Менеджмент и внешнее окружение организации. 9

1.4. Процесс осуществления управления организацией. 11

1.5. Менеджер. 12

2. Теоретический взгляд на природу, сущность и развитие управления. 13

2.1. Управление как отношение. 14

2.2. Управление как развивающаяся система. 18

2.3. Содержание и логика развития управления. 23

3. Развитие взглядов на менеджмент. 28

3.1. «Одномерные» учения об управлении. 29

3.2. «Синтетические» учения об управлении. 35

Краткие выводы.. 38

Основные термины и понятия. 40

Список литературы.. 41

Глава 1 ЧЕЛОВЕК В ОРГАНИЗАЦИИ.. 42

1. Взаимодействие человека и организации.. 43

1.1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения. 43

1.2. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения. 45

2. Вхождение человека в организацию... 49

2.1. Обучение при вхождении в организацию.. 49

2.2. Влияние организации на процесс вхождения. 51

2.3. Развитие чувства ответственности перед организацией. 52

2.4. Завершение процесса включения нового человека в организацию.. 53

2.5. Усвоение норм и ценностей организации новым сотрудником.. 54

3. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.. 55

4. Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения. 59

4.1. Восприятие человеком окружения. 59

4.2. Критериальная основа поведения. 67

4.3. Характеристика индивидуальности человека. 73

5. Взаимодействие человека и группы.. 77

5.1. Общее понятие группы.. 77

5.2. Общая характеристика группы.. 79

5.3. Индивид и группа. 85

6. Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения. 88

6.1. Научение поведению в организации. 88

6.2. Процесс сознательного научения поведению в организации. 92

6.3. Научение поведению и модификация поведения человека в организации. 94

Краткие выводы.. 96

Основные термины и понятия. 97

Список литературы.. 98

Глава 2 МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 99

1. Общая характеристика мотивации.. 100

1.1. Что такое мотивация. 100

1.2. Мотивационный процесс. 105

2. Теории содержания мотивации.. 108

2.1. Теория иерархии потребностей Маслоу. 108

2.2. Теория ERG Альдерфера. 111

2.3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда. 114

2.4. Теория двух факторов Герцберга. 117

2.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации. 118

3. Теории процесса мотивации.. 120

3.1. Теория ожидания. 121

3.2. Теория постановки целей. 127

3.3. Теория равенства. 132

3.4. Концепция партисипативного управления. 135

Краткие выводы.. 137

Основные термины и понятия. 137

Список литературы.. 138

Глава 3 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.. 139

1. Общая характеристика стратегического управления. 140

1.1. Сущность стратегического управления. 140

1.2. Система стратегического управления. 142

2. Анализ среды.. 145

2.1. Анализ внешней среды.. 145

2.2. Анализ внутренней среды.. 150

Краткие выводы.. 156

Основные термины и понятия. 156

Список литературы.. 157

Глава 4 МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 158

1. Миссия организации.. 158

2. Цели организации.. 161

3. Установление целей.. 166

Краткие выводы.. 168

Основные термины и понятия. 169

Список литературы.. 169

Глава 5 СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ... 170

1. Типы стратегий бизнеса.. 171

1.1. Области выработки стратегии. 171

1.2. Эталонные стратегии развития. 172

2. Выработка стратегии фирмы.. 175

2.1. Шаги определения стратегии. 175

2.2. Выбор стратегии. 177

3. Выполнение стратегии.. 180

3.1. Стадии выполнения стратегии. 180

3.2. Области проведения стратегических изменений. 181

3.3. Проблемы проведения стратегических изменений. 185

3.4. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии. 188

Краткие выводы.. 190

Основные термины и понятия. 191

Список литературы.. 192

Глава 6 ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 193

1. Функции управления организацией.. 193

1.1. Общие функции предприятия. 193

1.2. Функция администрирования. 195

1.3. Анализ функций управления. 196

2. Проектирование работы.. 199

2.1. Концепция проектирования работы.. 199

2.2 Анализ работы.. 200

2.3. Параметры работы.. 203

2.4. Восприятие содержания работы.. 205

2.5. Технология и проектирование работы.. 206

3. Модели проектирования работы.. 208

3.1. Построение работы.. 208

3.2. Расширение масштаба работы.. 210

3.3. Ротация работы.. 210

3.4. Обогащение работы.. 211

3.5. Модель социотехнической системы.. 218

3.6. Выбор модели проектирования работы.. 220

Краткие выводы.. 221

Основные термины и понятия. 222

Список литературы.. 222

Глава 7 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.. 223

1. Факторы проектирования организации.. 223

1.1. Внешняя среда. 224

1.2. Технология работы.. 226

1.3. Стратегический выбор. 229

2.Элементы проектирования организации.. 232

2.1. Разделение труда и специализация. 233

2.2. Департаментизация и кооперация. 234

2.3. Связи в организации и координация. 242

2.4. Масштаб управляемости и контроля. 247

2.5. Иерархия в организации и ее звенность. 252

2.6. Распределение прав и ответственности. 253

2.7. Централизация и децентрализация. 255

2.8. Дифференциация и интеграция. 257

Краткие выводы.. 260

Основные термины и понятия. 261

Список литературы.. 261

Глава 8 ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 263

1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой.. 264

1.1. Механистический тип организации. 264

1.2. Органический тип организации. 265

2. Типы организаций по взаимодействию подразделений.. 266

2.1. Традиционная организация. 266

2.2. Дивизиональная организация. 268

2.3. Матричная организация. 270

3. Типы организаций по взаимодействию с человеком.. 274

3.1. Корпоративная организация. 275

3.2. Индивидуалистская организация. 277

4. Новое в типах организации.. 279

4.1. Эдхократическая организация. 280

4.2. Многомерная организация. 282

4.3. Партисипативная организация. 285

4.4. Предпринимательская организация. 289

4.5. Организация, ориентированная на рынок. 290

Краткие выводы.. 296

Основные термины и понятия. 297

Список литературы.. 297

Глава 9 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ... 298

1. Коммуникации в управлении.. 298

1.1. Общее понятие. 298

1.2. Процесс коммуникации. 299

1.3. Коммуникационные сети. 302

1.4. Коммуникационные стили. 305

1.5. Невербальная коммуникация. 307

2. Принятие решений.. 308

2.1. Общее понятие. 308

2.2. Модели принятия решения. 309

2.3. Процесс принятия управленческих решений. 311

3. Власть и влияние. 317

3.1. Общее понятие. 317

3.2. Источники власти в организации. 318

3.3. Лидерство и власть. 322

4. Управление конфликтом.. 323

4.1. Общее понятие. 323

4.2. Типы конфликтов. 323

4.3. Уровни конфликта в организации. 324

4.4. Структурные методы управления конфликтом.. 328

Краткие выводы.. 328

Основные термины и понятия. 329

Список литературы.. 330

Глава 10 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУАЬТУРА.. 331

1. Концепция организационной культуры.. 331

1.1. Понятие и структура организационной культуры.. 331

1.2. Содержание организационной культуры.. 335

2. Развитие организационной культуры.. 339

2.1. Формирование организационной культуры.. 339

2.2. Поддержание организационной культуры.. 343

2.3. Изменение организационной культуры.. 345

3. Влияние культуры на организационную эффективность. 350

3.1. Подходы к измерению влияния культуры.. 350

3.2. Соответствие культуры принятой стратегии. 356

3.3. Управление организационной культурой. 358

4. Национальное в организационной культуре. 361

4.1. Системный подход. 361

4.2. Модель Хофстида. 362

4.3. Модель Лэйн и Дистефано. 364

4.4. Модель Оучи. 366

Краткие выводы.. 368

Основные термины и понятия. 369

Список литературы.. 370

Глава 11 ЛИДЕРСТВО.. 371

1. Основы лидерства.. 371

1.1. Природа и определение понятия лидерства. 371

1.2. Содержание понятия лидерства в управлении организацией. 373

1.3. Лидер и менеджер. 377

1.4. Подходы к изучению лидерства. 379

2. Традиционные концепции лидерства.. 380

2.1. Теория лидерских качеств. 380

2.2. Концепции лидерского поведения. 383

3. Концепции ситуационного лидерства.. 391

3.1. Континиум лидерского поведения. 392

Танненбаума — Шмидта. 392

3.2. Модель ситуационного лидерства Фидлера. 393

3.3. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда. 397

3.4. Модель лидерства «путь — цель» Хауза и Митчелла. 401

3.5. Модель ситуационного лидерства Стинсона — Джонсона. 404

3.6. Ситуационная модель принятия решений Врума — Йеттона — Яго. 405

3.7. Сравнительный анализ ситуационных моделей лидерства. 408

4. Новое в теориях лидерства.. 409

4.1. Концепция атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства) 409

4.2. Концепция харизматического лидерства. 413

4.3. Концепция преобразующего лидерства или лидерство для изменений. 415

Краткие выводы.. 417

Основные термины и понятия. 418

Список литературы.. 418

 

Виханский Олег Самуилович,

1946 г. рождения, В 1969 г. окончил отделение экономической кибернетики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1973 г. защитил кандидатскую, в 1988 г. докторскую диссертацию. В 1989 г. возглавил кафедру управления производством экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и Школу бизнеса МГУ.

Регулярно преподает в качестве визитинг-профессора в Школах бизнеса США и Японии. Автор ряда монографий и учебников (учебник «Менеджмент» — 1995 и 1996 гг.), в том числе первого в России учебника «Стратегическое управление». Заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Американской академии менеджмента, Президент Ассоциации развития управления, член редколлегии ряда экономических и управленческих журналов.

 

Наумов Александр Иванович,

1945 г. рождения. В 1973 г. окончил экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, а в 1976 г. Школу Слоуна по управлению (Бостон, США). В 1976г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам совершенствования управления за рубежом. С 1978 г. работает доцентом кафедры управления производством экономического факультета МГУ, где преподает курсы «Менеджмент» и «Организационное поведение». Имеет опыт преподавания в США. Автор и соавтор ряда книг: работы «Можно ли управлять предприятием вместе?» (по результатам совместного проекта с Гарвардской Школой бизнеса), учебника «Менеджмент» (1995,1996 гг.), учебных пособий по менеджменту, сборников конкретных ситуаций и др. Ответственный редактор журнала «Менеджмент» Ассоциации развития управления.

 


* Если бы в русском языке существовало слово «организирование», то как раз именно оно и отражало бы второй смысл использования слова «организация»

 

* Здесь и далее в квадратных скобках приводится работа из списка литературы, приведенного в конце соответствующей главы

 

* Данный термин отражает самосознание человека, его идентификацию себя с определенным стабильным явлением или состоянием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.